Найти в Дзене
Образы чуда и удивления в произведении А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
В произведении А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» на первом плане оказывается образ удивления, реакция героя на чудо. Всякого рода нравоучительные прочтения этого произведения как истории о жадности чрезвычайно сужают смысловой горизонт. подробнее об этом в статье: Аксенова, А...
4 месяца назад
Детская литература: герменевтический аспект : межвузовский сборник научных статей. – Москва : Знание-М, 2024. – 116 с. – ISBN 978-5-00187-799-8. – EDN EYDBEC.Полный текст здесь: drive.google.com/...iew sites.google.com/...%b8
10 месяцев назад
Поэтика романа Ксении Букши «Чуров и Чурбанов»: двойничество или парность?
Цель статьи – рассмотрение двух вариантов интерсубъективности – двойничества и парности. Композиционное построение романа акцентирует внимание на взаимодействии двух героев: каждая глава посвящена либо Чурову, либо Чурбанову. В романе Чуров и Чурбанов могут быть восприняты как двойники. Но их жизни и ценности существенно отличаются, они не оспаривают онтологический статус друг друга...
1 год назад
Аспекты визуальности художественной литературы: учебное пособие. – Москва: Знание-М, 2024. – 200 с.
Учебное пособие даёт представление о типологии способов репрезентации визуального в текстах различной родовой специфики: преобладание наглядности в эпосе; уменьшение горизонтов видения в мире драмы; ослабление и редукция в лирике...
1 год назад
Реминисценция сказки А. С. Пушкина о мёртвой царевне в стихотворении Б. Л. Пастернака «Иней»
Стихотворение «Иней» Б. Л. Пастернака находится в переходном к позднему этапу творчества цикле «Переделкино». С одной стороны, тема конца неповторимой жизни, в отличие от бесконечно воспроизводящегося цикла смертей и возрождений природы, открывается в образах обманчивого порядка и недоверия. С другой стороны, творческий дар поэтического видения привносит семантику утешения. Самое удивительное событие, происходящее с лирическим героем, – обнаружение соответствий: торжественная гармония окружающей природы оказывается репрезентацией гармонии поэтической, например, четверостишия А...
1 год назад
«Есть речи – значенье…» М. Ю. Лермонтова: вариации как форма лирического цикла
«Есть речи – значенье…» М. Ю. Лермонтова: вариации как форма лирического цикла // Новый филологический вестник. – 2023. № 2(65). – С. 77-87. В статье рассмотрены три текста М.Ю. Лермонтова, которые начинаются строкой «Есть речи – значенье…». Последовательное издание нескольких смысловых версий на тему «речей» в итоге образует ряд вариаций, которые воспринимаются как читательский цикл. Но в отличие от других циклических форм, например, от книги стихов 1918 года Б.Л. Пастернака «Темы и вариации» или его цикла «Тема с вариациями», Лермонтов не ставил своей задачей создание цикла...
1 год назад
«Ты печально мерцала» Ф.К. Сологуба: специфика молчаливого диалога и событие встречи
«Ты печально мерцала» Ф.К. Сологуба: специфика молчаливого диалога и событие встречи // Литературоведческий журнал. 2023. No 2(60). С.160–169.DOI: 10.31249/litzhur/2023.60.09  В предлагаемой статье дается истолкование полного текста указанного стихотворения Ф. Сологуба, который ранее только затрагивался в фундаментальных исследованиях русского символизма или упоминался в качестве иллюстрации того или иного мотивного комплекса. Исходным моментом для нас становится вопрос о диалоге и событии в лирике...
1 год назад
В предлагаемой статье дается истолкование полного текста указанного стихотворения Ф. Сологуба, который ранее только затрагивался в фундаментальных исследованиях русского символизма или упоминался в качестве иллюстрации того или иного мотивного комплекса. Событие встречи и диалогические отношения в этом произведении не только неслучайны, но и становятся как объектом изображения (частью художественной реальности), предметом рефлексии лирического героя, так и способом понимания, результатом взаимодействия произведения и читателя. Доступ к полному тексту на сайте: https://litzhur.ru/issue.php?id=36
1 год назад
ДОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЖЕНИИ
Сборник объединяет статьи, с различных сторон и на различном материале освещающие проблему понимания образа дома в художественной литературе. Особое место в сборнике занимает впервые осуществлённый перевод на русский язык статьи М. Хайдеггера «Bauen Wohnen Denken». Сборник адресован специалистам в области литературоведения и герменевтики, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами понимания и интерпретации...
2 года назад
ОБЩИЙ СЮЖЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ
Рассмотрим один и тот же сюжет в разных видах искусства - живописи и литературе. Такое сближение обосновано интермедиальной отсылкой, которую задает стихотворение Бахыта Кенжеева «Охотники на снегу» к картине Питера Брейгеля Старшего. В этом случае язык живописи и поэзии организован по-разному: картина открывает сферу непосредственного созерцания, а мир стихотворения постепенно разворачивается в воображении читателя. Образы на картине статичны, а образы литературного произведения, как замечает Р...
2 года назад
СТИХИИ ВОДЫ И ОГНЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Ф. СОЛОГУБА «НЕ ИССЯКЛИ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ»
Рассмотрим некоторые особенности символической реальности художественного мира произведения Ф. Сологуба «Не иссякли творческие силы» (1921). Не иссякли творческие силы, И любовь моя сильней страданья. Златокрылые, как прежде милы Птички легкие, мои мечтанья. Щебетаньем звучным, вещим бредом Ворожит мне Мойра-Афродита. Слезных рос на розах сон мне ведом. Пламенеет верная защита, И она верней и слаще яда. Запылай, кружися, лихорадка! Пламенами полыхай, ограда, Где любовь моя почиет сладко! Драгоценную несу ей ношу...
2 года назад
Раскрытие смысла загадочного диалога между поэтом и Музой в финале произведения мы начнем исходя из последовательного прочтения. Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я!». Необходимо сразу отметить, что в человеческом и природном мире разделение тьмы и света, сна и бодрствования, праздной жизни и служения отражается в ценностном предпочтении поэтом своей Музы земным почестям, юности и свободе. Это в финале произведения сближает между собой двух поэтов из разных временных сфер: поэт, живущий сейчас, как и поэт эпохи Возрождения, продолжает служить Музе. Муза в этом произведении имеет человекоподобный облик, тело, голос и взгляд. Визуальная подробность образа Музы важна и для лирического героя, и для читателя, поскольку переводит нечто значимое и возвышенное в интимный, личный мир героя. На персональный план коммуникации указывает ценностная и стилистическая оппозиция: «почести» и «милая». Атрибут такой Музы - дудочка (авлос или сиринга в руках богини Эвтерпы) соответствует скорее Пану, чем Аполлону-Кифареду. Поэтому природное состояние мира здесь не враждебно, а, напротив, - репрезентативно в отношении человеческой жизни. В ходе исследования выясняется, что отсылка именно к «Божественной комедии» подтверждается не только очевидным упоминанием Данте в финале, но еще и в самой первой строфе. Подробнее об этом в статье: Аксенова, А. А. Интерпретация стихотворения А.А. Ахматовой "Муза" / А. А. Аксенова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 30-38. – DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-1-30-38. – EDN QTBKSY. md-eksperiment.org/...uza
2 года назад