О формировании нашей личности и механизмах защиты Что такое личность? Этот вопрос рассматривается многими психологами в своих работах, и разные специалисты могут предлагать различные подходы. Однако в контексте «личность» чаще всего анализируется с точки зрения природного, социального и культурного аспекта. Если рассматривать личность с точки зрения природы, то можно сказать, что все живые существа на Земле обладают личностью, даже если это не всегда упоминается. С социальной точки зрения личность взаимодействует с социумом, и именно в этом контексте формируется новая личность, которая отождествляет себя не только с природой как биологическим видом, но и с социумом. Это взаимодействие строит отношение личности к другим людям и представление о себе в различных сферах, таких как знания, работа, семья и общественная жизнь. Если рассматривать личность с культурной точки зрения, то она становится более глубокой. Личность начинает взаимодействовать сама с собой. У Фрейда культура, как структурная часть личности, выражается через механизмы защиты, которые подразделяются на разные виды, такие как рационализация, вытеснение, расщепление и др. Эти механизмы защиты формируются в определённые периоды жизни, например, во время взросления, и могут применяться в некоторых обстоятельствах, когда человеку необходимо защититься от чего-то. Согласно структуре личности по Фрейду, она состоит из «Я», бессознательного и «Сверх-Я». У Рубинштейна личность определяется как субъект в широком смысле слова, то есть индивидуальность, характеризующаяся совокупностью психических свойств, которые влияют на её поведение и отличают её от других субъектов в социуме. Леонтьев рассматривает личность как индивида, состоящего из социального и природного компонентов. Для этого индивида важно участвовать в общественной жизни; когда же он не может принимать участие в тех или иных социальных объединениях, у него может возникнуть комплекс неполноценности, который может быть вызван тремя факторами: физическим дефектом, авторитарным воспитанием родителями и излишней эмоциональной опекой. Конфликт, происходящий внутри человека, может привести к комплексу неполноценности, и через этот комплекс он осознаёт своё несовершенство. Здесь возможны два пути: человек может справиться с негативными эмоциями или компенсировать их позитивно. Если путь негативен, личность может стремиться к власти. Если же позитивен, то индивидуум, испытывая комплекс неполноценности, может добиваться успехов в различных сферах, что может привести, например, к выбору профессии, в которой его недостаток станет малозаметным или даже преимуществом. Вернёмся к Фрейду. Если воспринимать личность с точки зрения культуры, то необходимо вспомнить о разногласиях между Фрейдом и Юнгом. Юнг развивал концепцию коллективного бессознательного, в то время как Фрейд акцентировал внимание на бессознательном как способе избежать своих несовершенств. Коллективное бессознательное представляет собой совокупность универсальных проблем, с которыми сталкиваются люди во все времена, а также набор типовых проблем, присущих всем человеческим существам. В этой связи у Юнга появляются архетипы, а у Фрейда — механизмы защиты, которые мы не хотим осознавать. Бессознательное можно сравнить с водой: посмотрите в её глубину, и вы увидите своё отражение. Если вам что-то не понравится, именно с этим вам и нужно будет работать. У Юнга это называется «тенью», а у Фрейда — «бессознательным». Чем глубже вы всматриваетесь в себя, тем лучше познаёте свою самость, работая над внутренними убеждениями и защитными механизмами. Исследуя коллективное бессознательное, вы также можете прорабатывать своё развитие. Исходя из концепции Фрейда, можно заметить, что социальное — это «Я», «Сверх-Я» — это природа, а бессознательное — это культура и механизмы защиты. Изучив механизмы защиты, можно развивать личность, что поможет перейти от подросткового возраста к этапу становления взрослой, здоровой и адекватной личности, позволяя избавиться от таких комплексов, как нарциссизм, инфантильность, раздражительность и др.
6 месяцев назад