ПОЧЕМУ МЫ ЛЕНИМСЯ, или почему «я ничего не хочу?». "Мне лень, я не могу себя заставить...", "я ничего не хочу", "у нас в роду все такие", "лучше и не начинать, все равно ничего не получится!". Эти, пожалуй, не редкие в нашей жизни фразы скрывают за собой довольно серьезный психологический феномен, который исследователи назвали выученная беспомощность. Почему она возникает, а главное, что с этим делать? Помните, в известном советском мультфильме «Бременские музыканты» принцесса пела «Ничего я не хочу!». Хотя бы раз в жизни, наверное, каждый из нас произносил эту фразу. Однако если вы достаточно часто сталкиваетесь с нежеланием что-то предпринимать, если по разным поводам вас частенько посещает мысль: «Лучше и не начинать, все равно ничего не получится», или вы пользуетесь отговоркой: «Мне лень, не могу себя заставить», то, вероятно, может иметь место феномен выученной беспомощности. Это такое состояние, когда человек отказывается предпринимать попытки к улучшению ситуации, хотя такая возможность у него есть. Представим молодоженов Валю и Петю. Супруга готовит мужу ужин, но ему блюдо не нравится и он сообщает Вале, что оно, например, пересолено. На следующий день муж говорит, что мясо не доварено, потом что-то вроде: ты выбрала неудачные продукты или так готовить рыбу нельзя. В конце концов, в один прекрасный вечер Петя остается без ужина, увидев дома супругу совершенно разбитой с чувством апатии. Что произошло? Валя просто сочла, что изменить ситуацию: приготовить вкусный ужин, не в ее силах, повлиять на нее она не может, и отказалась от попыток, признав себя неумелой хозяйкой. Немецкий психолог Юлиус Куль в ходе экспериментов установил, что после ряда безрезультатных попыток, человек не может справиться с мыслью о неудаче, и она поглощает все ресурсы, которые могли бы быть направлены на поиск успешного решения. Ученый говорит о том, что выученная беспомощность возникнет, когда в ситуации есть три компонента: во-первых, человек считает, что самостоятельно он не справится с задачей; во-вторых, у него возникает ощущение невозможности контролировать ситуацию; и в-третьих, причины неуспеха он приписывает себе и своим личным качествам. Феномен выученной беспомощности, конечно, не осознается именно в такой формулировке, он зачастую маскируется в состоянии апатии, лени, иногда злости и раздражении. Кстати, ярким свидетельством выученной беспомощности являются фразы: «у нас в роду все такие», «все бесполезно» или «это не мое». Плохо то, что выучив свою беспомощность в каком-то одном деле, человек может включать этот механизм и в других сферах, даже не пытаясь получить опыт. Например, Валя уже выучила: «готовить – это не мое!» Есть опасность, что, даже не попробовав, например, шить или петь, или танцевать, она сочтет, что и в этом занятии успеха у нее не будет. Что с этим делать? Во-первых, стоит осознать, что даже ряд неудачных попыток не лишает возможности однажды успешно завершить дело. Во-вторых, не следует приписывать все неудачи своим личным качествам. Если в процессе приготовления ужина у вас сломалась духовка, то это отнюдь не значит, что вы – плохая хозяйка, просто сломалась духовка. И в-третьих, всегда помните, что признание собственной несостоятельности лишает вас ресурсов для преодоления препятствия. Я не знаю, выиграете ли вы, если будете пытаться, но точно знаю, что проиграете, если пытаться перестанете. Я желаю вам гармонии! (с) Ольга Чехова бережный психолог
2 года назад