Найти в Дзене
СПОНТАННЫЕ ВОКАЛИЗАЦИИ, ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО. Часто родителей беспокоит то, что у ребёнка стало очень много спонтанных вокализаций. "Вокализирует без конца". " Это невыносимо, ни минуты не молчит ". При этом, чаще всего, вокализации совершенно неразборчивые, непонятные. Давайте разберёмся. Возьмём для примера ребёнка лет трёх, у которого вокализаций не было совсем. ВОТ ЭТО, как раз таки, плохо. Если вокализаций нет в три года, это тревожный симптом. Если вокализаций нет - нам не за что зацепиться в вызове звуков и начать брать хоть что-то под контроль. В таком случае мы будем усиленно работать над моторной имитацией. Через какое-то время, в процессе освоения имитации, мы заметим, что появились спонтанные вокализации. Пусть даже только гласные, у кого-то, что-то похожее на слоги, и это - отличный показатель!!! Далее. Сравним с нормотипичным ребёнком трёх лет. В этом возрасте у ребёнка уже не просто есть слова, у него есть диалог. Он может поговорить с мамой если хочет, что-то спросить, может озвучить свою игру, если поговорить не с кем. И точно так же сводить родителей с ума вечными разговорами). Потребность в речи реализовывается самостоятельно.  И вот наш ребёнок трёх лет, лишённый такой возможности, но точно так же проживший на этой Земле три года. Физически ему три года. И потребности его организма соответствуют трём годам. Организм ТРЕБУЕТ речи. Ребёнок нуждается в общении, но поговорить с мамой он не может. Не может поговорить с куклами или прокомментировать услышанное, или просто повторить слова мультика. Всë, что он может сделать - дать выход этой потребности говорить в бессвязных, доступных ему вокализациях. И чем больше этих вокализаций, тем больше ребёнок нуждается в речи. И это хорошо. Организм ХОЧЕТ говорить. Речь ГОТОВА появиться. Чем больше спонтанных вокализаций, тем больше у нас возможности что-то из них поймать и начать работу над речевыми навыками. Поэтому, если Ваш ребёнок вдруг начал постоянно лепетать, болтать на своём языке, это, как по мне, повод для радости, а не тревоги. Главное - начать работу над этими вокализациями, и не дать им угаснуть в связи с тем, что попытки ребёнка общаться подкрепляются только такой обратной связью как " Успокойся, замолчи, помолчи хоть минуту, тихо! "
2 года назад
Знаете ли Вы, что процедуры наказания тоже являются частью АВА? Правда современная АВА их, конечно же, не использует. А раньше бить детей считалось частью обучения. На данный момент процедуры наказания ( аверсивные), применяются только в случаях очень тяжёлого, самоповреждающего поведения, которое может нанести вред здоровью или жизни ребёнка, и только в случае, когда другие процедуры не сработали. К таким поведения относятся - биться головой до крови, кусать до костей руки, выковыривать себе глаза, раздирать рот и другие подобные поведения. В таких случаях специалисты могут прибегать к таки вещам как - удары током, ограничение движений ( по типу смирительной рубашки) и т.д. НО! Такие методы могут применять только специалисты очень высокого уровня! После тщательного сбора данных и попыток избавиться от поведения другим путём. В России таких специалистов нет, насколько мне известно. В США есть клиника, где работают с такими поведениями. Если кто-то практикует это в России, об этом следует сообщить🧐 Какие процедуры наказания МОГУТ применяться специалистами, под обязательным сопровождением супервизора? Процедуры штрафования. Давайте определим само понятие штрафовария. Если у ребёнка ничего не было, и вы ему ничего не дали ( не заработал 😈) , это НЕ ШТРАФОВАНИЕ. Штрафование - если вы что-то ребенку уже дали, а потом забрали, всё поощрение или часть. Например: Вы договорились, что в конце занятия ребёнок получит шоколадку. Но каждый раз, когда ребёнок бросает в вас носок, вы отламываете от шоколадки часть. В конце занятия выдаётся то, что осталось. Или не осталось 🧐 Или, к примеру, ребенок собрал 9 жетонов и проявил нп. Тогда специалист отбирает у него жетончик или несколько. Чаще всего процедуры штрафования применяются в работе с детьми, которые понимают правила и смогут понять договор. Перед применением штрафования ребёнок должен быть уведомлен. Возможно объяснение с помощью комикса. Если ребёнок не понимает правила, нужно уведомить о штрафовании родителя и получить его согласие. ❌Нельзя применять штрафование без разрешения супервизора! Штрафование применяется ТОЛЬКО если не сработали другие методы. И даже при применении штрафования вмешательство должно сопровождаться процедурой дифференцированного подкрепления ( DRA, DRO, DRL и т. д). Нельзя просто наказывать ребёнка. Когда он ведёт себя хорошо, ОБЯЗАТЕЛЬНО поощряем его 🥰
2 года назад
Даже и если у ребёнка нет спонтанных вокализаций в 4-5 лет. Если вы никогда не слышали от него ни единого звука - это не приговор. Ничто не приговор. И я не буду говорить о "чуде" , я буду говорить о том, что никто не знает как всё пойдёт через год-два. Даже дети, с которыми не занимаются специалисты, могут вдруг начать говорить в 5 лет. ( не вздумайте надеяться на такой вариант и ждать, а вдруг и у нас так будет 🥸). А если ребёнок в коррекции - то надежда и подавно есть. Дети порой очень приятно нас удивляют. Дети, которые в начале коррекции по несколько месяцев кажутся совершенно отстраненными, абсолютно неосознающими где они сейчас - сами создают чудо. И вот они уже разложили кубик в три контейнера... И постучали молотком в наборе. И показали машинку, когда мы сказали - биби... Как бы медленно не двигалось чудо, оно однажды обязательно доберётся к вам. Просто помогите ему найти путь ❤️
2 года назад
Страшная сказка о 20-40 часах в неделю.😈 ❓Правда ли, что АВА рекомендуется в объеме не менее 20 часов неделю? 📌Да. Это идеальная картина. К сожалению, наши реалии не такие идеальные. ❓Стоит ли подразумевать что эти "от 20-ти часов" должны быть в центре? 📌 Нет. Родитель может заниматься с ребенком сам. ❓Стоит ли подразумевать что эти часы - работа за столом? 📌 НЕТ!!!!! А именно так думают некоторые родители, которым специалист плохо объяснил в чем суть этого объема работы. Во первых, если ваш ребенок никогда не кусался, то обязательно начнет, реши вы заниматься с ним 40 часов в неделю за столом🥸. Во вторых- АВА вообще не о столе. Стол - это всего лишь удобная и эффективная среда для ФОРМИРОВАНИЯ навыка. Но использование этого навыка должно демонстрироваться в других условиях! Точно так же это не значит, что, даже если это не работа за столом, то вы должны 7 часов в день бегать за ребенком по квартире с картинкой бабочки и спрашивать его "Кто это? Кто это????". Каждый раз когда вы учите ребенка держать ложку, или чистить зубы, или одеваться на прогулку, или работаете над тем чтобы ребенок согласился одеть не только вон ту футболку, которая уже мала ему на два размера и порвалась в трех местах , когда вы строите вмешательство логично, последовательно, применяя процедуру убирания подсказки - вы работаете. И эти навыки не менее , а скорее даже более важны, чем умение разложить на столе ассоциативные пары. И если вы видите что навыки формируются, значит помимо того,что вы работаете много - вы работаете еще и эффективно. И даже если у человека нет ни временной , ни финансовой возможности работать с ребенком больше 4 часов у тераписта - это вряд ли потому, что родитель решил пожертвовать терапией ради пары новых туфлей. Никто не отменяет жизнь и ее обстоятельства, где каждый делает столько, сколько может здесь и сейчас.
2 года назад
Как я вижу детей, которых не отпускают на переменку 🥲  Часто что специалисты, что родители, делают ошибку - считают, что конфетки в поощрение достаточно, и ребёнка из-за стола не надо выпускать, пусть, мол, работает. Это ошибочное мнение! Вероятность снижения валидности мотивационных объектов увеличивается, как и риск возникновения нп. В первую очередь необходимо оценить длительность занятия и возраст ребёнка. Даже без учёта уровня развития. Занятие за столом 30 минут без перемены допустимо никак не ранее 3-х лет. Часовое занятие без перемены - не ранее шести! И то не лучший метод. Даже в школе занятие длится меньше, и лично я не рекомендую не выходить из-за стола целый час. Даже если ребёнок вне стола просто лежит - дайте ему полежать! Если ребёнок в среде носится от стенки к стенке - дайте немного поноситься! Просто делайте переменки короткими, минутку, но перезагружаться должен каждый. Как и сбрасывать накопившуюся энергию. Это лучше чем прыгать на стуле и сползать под стол, как по мне 💁‍♀️
2 года назад
📌Иногда, всё проще , чем кажется. Зачастую, некоторые виды нежелательного поведения, можно устранить изменениями в естественной среде. Расскажу о личном опыте . 4-летний ребенок, после занятия, залетал на кухню, где ждал родитель. Залезал на стол и нажимал кнопки холодильника. Мы постоянно его блокировали и снимали со стола. Ребенок был шустрый. Поведение не всегда удавалось блокировать. И даже если я успела заблокировать доступ, родитель, пока я ему давала обратную связь, допускал поведение . Две недели мы активно сдирали ребенка со стола. Пока, однажды, сидя с утра за этим столом и попивая чай в ожидании клиента, меня не осенило. Знаете что я сделала? Я просто отодвинула стол от холодильника🥸 И всё. Ребенок больше не нажимал на кнопки, потому что не мог достать до них (видели бы вы его растерянную мордашку когда он впервые это понял😅) Самая частая проблема из подобных - залезать на подоконник . Доставать вкусняшки с верхних полок, или планшет из антресолей😅 И опасность поведения не в том, что ребенок достанет планшет, а в том, что это опасное поведение. И насколько бы ловким не был ребенок, он может поскользнуться, не удержаться. Окно, которое ребенок вчера не умел открывать, сегодня совершенно спокойно от может научиться открывать, просто случайно дергая ручку туда-сюда. . И я бы не стала проверять ни смекалку ни возможности меленьких бандитов.🙏 Оглянитесь и подумайте, что вы можете изменить в среде, чтобы устранить подобное поведение. если оно есть. Я не утверждаю, что это всегда возможно, но порой решение действительно у нас под самым носом👺
2 года назад
Каждый год, после нового года, хочется, подобно президенту, выступать с речью. И эта речь звучала бы примерно так: - уважаемые коллеги. Начните, пожалуйста, вести отчётность по детям! Возможно, ребёнок давно научился стучать молотком, но Вы в этом не уверены потому что нет чек-листов! Можете не писать программу, не все это умеют делать. Пусть её напишет другой специалист. Но вести отчётность обязаны все! - коллеги, хватит восьмой месяц собирать с ребёнком паззлы. Научите его просить телефон, вместо кусаться! - уважаемые родители, соберитесь! Перестаньте пропускать по причине " Мы забыли, не успели, ещё спит, не в настроении". - уважаемые родители, минимум в АВА - 16 часов в месяц. Пожалуйста, доберите часы. - уважаемые родители, если Вы договорились со специалистом, что ходите 12 часов, это должны быть 12 часов, не 7! Спрашивайте про окна на отработку. Отрабатываете у другого специалиста. Всё можно решить! -Уважаемые родители и коллеги. Разговаривайте! Говорите. Спрашивайте, почему не ведутся чек-листы. Спрашивайте, почему на занятии собираются пазлы и раскрашиваются слоники когда ребёнок не умеет просить, кушать ложкой и ходить в туалет в 6 лет. Говорите о своём недовольстве количеством занятий. Никто из нас не читает мысли друг друга. Делитесь своими наблюдениями, будь то положительные или нежелательные реакции. Специалист не будет знать что ребёнок бьёт дедушку дома тростью, если не услышит об этом. Родитель не будет закреплять глаголы на человеке, если не будет знать что вы над этим работаете. Давайте возьмём себя в руки и с нового года начнём работать единой командой и просто делать то, что зависит только от нас 🥲.
2 года назад
О чем молчат специалисты?🤫 О том, что когда у тебя всё идет отлично, и ты готов показать куратору какой ты молодец - и вот куратор приходит к тебе на занятие - происходит прооосто армагедон!! Ребенок , который никогда не демонстрировал НП в целях избегания, вдруг начинает швыряться жетонами, заползать под стол, на стол, на стену, и на потолок, насмешливо плюя оттуда в волосы педагога🥸. Если у Вас такое было - вы НЕ плохой специалист! Или Вы не знаете что делать с ребенком, потому что он кусается, дерется, убегает из-за стола. Вы зовете на помощь куратора. И что бы вы думали? Ребенок сидит за столом с таким видом, будто хочет сказать - не понимаю какое плохое зло я сделал Ире/Оле/Тане, что она такое наговаривает на меня😢. Ты сам посмотри, какой я ангел. Не верь педагогу😇Если у Вас такое было - вы НЕ плохой специалист!! О том, что знай ты процедуру ДТТ хоть так, что ночью разбуди - ты верно продемонстрируешь, это ничего не значит , когда ребенок вдруг начинает творить что-то вроде - бааааамбалейлаааа!!!! И ты, с мокрой спиной, пытаешься сориентироваться по обстановке - сейчас ПКО?? ПКО в ПКО??? Тут надо дать жетон или нет?? Блин, здесь подсказка нужна или нет??? - пока мысленно машешь рукой и приговаривая - сгорел сарай гори и хата - заканчиваешь задание как получилось. Если у Вас такое было - Вы НЕ плохой специалист!!! О том, что иногда ребенок ведет себя, как поросенок, и за все занятие вы не выполнили ни одного задания, потому что ты уговаривал, договаривался, соблазнял, ел чипсы, танцевал Зумбу, прыгал со шкафа в сухой бассейн и поджигал себе волосы в ноздрях - а ребенку все равно было не настолько интересно, чтобы он согласился поработать. Но ты выйдешь к маме, и не скажешь то, что тебе хотелось бы сказать ( а сказать хочется только - ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа!!!!). Ты выйдешь и скажешь - да, сегодня было не очень хорошее занятие, но такое бывает ( и это правда!!!!). Ничего страшного. Если у Вас такое было - вы НЕ плохой специалист!!!!! Дети не предсказуемы, и не всегда можно провести задание строго по процедуре. У детей меняется настроение по миллиону причин - погода., не выспался, голоден, мама одела не ту футболку, которую он хотел, педагог плохо выглядит - и это нормально. У всех бывают плохие дни. Просто взрослые вынуждены с этим справляться самостоятельно, а дети, по щедроте своей души, делятся этим плохим настроением с окружающими. И это не страшно!! Поэтому, если вы узнали себя в подобных ситуациях - не волнуйтесь. Такое бывает у всех. И если это вас тревожит - просто проговорите это со своим курирующим специалистом. И если ваш курирующий специалист вас не поддерживает, а еще больше угнетает и шпиняет - смените его🥸. Куратор и супервизор должны быть опорой и поддержкой, а не мечом карающим.
2 года назад
Какие качества важны в работе АВА-специалиста? Не будем указывать очевидные вещи - уметь читать протокол, знать процедуру и т. Д. Это технические моменты. Терпимость? Да! Если у специалиста не хватает терпения на крик, на возможные удары-укусы-поцарапки, на шумных или апатичных детей, надолго вас не хватит. А если хватит , то, скорей всего, человек будет не работать а отмучиваться . День прошёл и ладно. Эмпатия. Да! Это очень важно. Чувствовать - ребёнок кричит потому, что не хочет заниматься, или потому, что ему плохо? Улавливать настроение ребёнка, предугадывать его действия, и интуитивно понимать что, несмотря на прописанный протокол, вот здесь и сейчас нужно сделать по другому ( такое тоже бывает). А ещё - понимать ребёнка и разделять его интересы. Даже если он просто крутит карандаш перед глазами. Или второй месяц бросает на пол мячики. Или просто лежит на полу, скосив глаза к переносице. Попробуйте сделать как он, чтобы понять - что он в этом находит? Возможно, вам и самим понравится))
2 года назад
Зачем разговаривать на занятиях с детьми, не понимающими речь? - Да, ты все правильно сделал. - Ооо, смотри, как у тебя получилось!! -Ого, как ты далеко бросил!! -Давай, я соберу! -Это тебе, а это мне! - Подожди, сейчас ещё найдём. -Сейчас всё соберем и снова пойдем качаться! Актуальны ли подобные речи детям, которые не различают слова - носок и карандаш? ДА!!! Наши клиенты, чаще всего, не имеют проблем со слухом. Так почему же мы должны формировать вокруг них бессловесную среду? Говорите с детьми! Не важно, понимают ли они, ЧТО вы говорите! Они понимают КАК вы говорите. Ваша речь - не только слова. Ваша речь - эмоциональный окрас. Ваш голос несёт в себе оттенок похвалы или недовольства. Ваш радостный тон, сопровождающий игру, или успешные реакции ребенка - настолько же важны, как музыка в интересном мультфильме. Прочитанная вами сказка - прекрасное действо, таинство, которое, возможно, еще и непонятно ребенку, но уже приятно. То, что ребенок не понимает речь, не значит, что он её не слышит! И гробовое молчание, звучащее из кабинета тераписта, лично для меня - совсем не хороший знак, по типу " Раз тихо, значит всë хорошо". Там не должно быть тихо! Если это занятие с малышами - должен звучать смех, голос педагога, игровые вокализации, которые я так люблю - вжжжждж, пиу, пиу, чухчухчух, амамамамам, ииииии кусь кусь кусь. Если этот ребёнок школьного возраста - должен звучать диалог, и не важно, если даже ребёнок не говорит - должно звучать вербально сопровождение ПЕКС, инструкции, звуки контактной игры, что угодно. Дети, не умеющие говорить, не должны слышать вокруг себя тишину. Пусть они слышат ваши слова, и однажды, они обязательно их поймут .❤️
2 года назад
Если мы говорим о том, что человек имеет очень смутное представление об АВА, и хочет с чего-то начать знакомство, первым шагом, однозначно, я рекомендую блог-пост Юлии Эрц, для ознакомления с общей информацией по АВА, альтернативной коммуникацией, подкреплениями и т.д autism-aba.blogspot.com Так же телеграмм-канал, или ВК страницу Юлии Эрц, для того, чтобы всегда быть в курсе таких вещей как : "правильная", гуманная АВА. Важность программы, и неэтичность вмешательства без построения индивидуального плана. Анонсы с поздравлениями новых специалистов кураторов и супервизоров,что дает возможность узнать о специалистах в своем регионе, если вы не знали о них. О нарушении этических норм другими специалистами, новостей о международных достижения и новшествах в мире АВА t.me/...ba. Для поиска специалиста в своем регионе (сертифицированного специалиста, квалификация которого подтверждена. даже если сведения о нем устарели, в связи с тем, что он не подавал новые данные о себе), официальный реестр специалистов Ю.Эрц. aba-kurs.com/...tov Если мы говорим о литературе: Наверное, всегда рекомендуют первой книгой - Кетрин Морис "услышать голо твой", как рассказ мамы особенных детей, но это художественное произведение. Из этого порядка можно почитать - Наталья Керре " Особенные дети". Потом - Книга Юлии Эрц и Ольги Мелешкевич "Особые дети". Далее -Роберт Шрамм , книга "Детский аутизм и АВА", где описаны 6 шагов руководящего контроля, помимо других интересных моментов. - Роберт Шрамм "Мотивация и подкрепление". - Рон Лиф, Джон Макэнен "Идет работа". - Лори Фрост и Энди Бонди "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек". Это книги, которые доступны к прочтению и не перегружены профессиональной терминологией. Если этого Вам показалось мало, то, безусловно. Вам прямая дорога на обучение, хотя бы на родительские курсы) htaba-kurs.com
2 года назад