Найти в Дзене
Этимология - одна из самых интересных наук. Она изучает происхождение слов. На современном этапе развития языка мы не всегда угадываем внутреннюю форму слова, нам часто непонятно происхождение слов. На первый взгляд, разные лексемы иногда имеют один исторический корень. Посмотрим на примерах 😊 Что общего у слов: - бельё, берёза - напёрсток, перчатки? На первый вопрос вы сразу ответите, так как внутренняя форма слова хорошо угадывается. Бельё белое и берёза белая. Оба эти слова произошли от прилагательного "белый". Это сейчас бельё красят в разные цвета, а изначально оно было белым, поэтому и получило название "бельё". С напёрстком и перчатками история чуть посложнее. Для ответа на второй вопрос нужно знать, что в старославянском языке палец назывался "перстом" (отсюда и "перстень" - кольцо, надеваемое на перст). Вот и получается, что "напёрсток" надевают на перст, т.е. палец, и перчатки тоже🤗 А как думаете: есть ли что-то общее у колеса и колеи? Конечно. Колесо оставляет за собой колею. Можно ли в этот ряд включить "околицу"? Околица - это то, что находится вокруг, около чего-то. Все эти слова происходят от слово "коло" - круг, поэтому являются родственниками. А имеют ли что-то общее "впечатление" и "печка"? На первый взгляд, это совсем разные слова. Все мы помним счастливые события в жизни. Они оставили неизгладимое впечатление в нашем сердце 💓. Они оставили "печать", "отпечаток". А чтобы поставить печать, её надо "выжечь" на бумаге горячим воском. Потому что печать - это выжженный знак. Вот мы и подошли к "печке"😁, потому что "печка" - это то, что печёт, жжёт. Теперь мы знаем, что общего у слов "впечатление", "печать" и "печь". А можно ли в этот ряд поставить слово "пещера"? Оказывается, "пещера" - это то, что похоже по форме на печь. А печаль? Неужели тоже сюда? Печаль нас тревожит, гнетёт. Она ЖЖЁТ наше сердце болью и тоской. Именно поэтому она и называется "печаль", то есть тоже от слова "печь". Вот так впечатление, печаль, печать, печка и пещера стали родственниками. У них один исторический корень🙌 Прикасаясь к происхождению слова, мы приобщаемся к культуре родного языка, чувствуем его древность и мощь, и соответственно, начинаем ценить язык своего народа, свою культуру, а вместе с этим - сохранять данное Богом и предками богатство - родную речь 💓
1 год назад
При изучении смыслоразличительной роли звуков в 5 классе можно использовать прекрасный рассказ В.Драгунского "Заколдованная буква". 1. Прочитав его на уроке, мы познакомим учащихся с прекрасным произведением и пополним их читательский опыт. 2. Разнообразим занятие 3. Объединим два любимых предмета После прочтения можно поговорить: 1. Почему рассказ так называется? 2. Обговорить, что произносили ребята не буквы, а звуки. С научной точки зрения лучше было бы его назвать "заколдованный звук" 3. Почему важно произносить все звуки чётко? 4. Подвести к смыслоразличительной роли звуков в нашей речи . А после можно как раз закрепить эту мысль, например, выполняя упражнение: "Чем различаются слова "стал - сталь", "лук - люк"?
1 год назад
"ОБЛОМОВ" Мы привыкли видеть Обломова лежащим на диване. Создаётся такой образ лентяя и лежебоки. Но давайте внимательно прочитаем некоторые эпизоды. В гости к Илье Ильичу приходит его бывший сослуживец Судьбинский, который жалуется, что у него много работы: "Но сколько дела — ужас! С восьми до двенадцати часов дома, с двенадцати до пяти в канцелярии, да вечером занимаюсь. От людей отвык совсем!" "Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!" И действительно, порой мы выполняем какую-то работу просто механически, не вкладывая душу, свою индивидуальность, способности, таланты. Не вкладываем то уникальное, что есть у каждого из нас. Пожалуй, в бумажную работу, которой занят Судьбинский ("в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять") сложно вложить творческую энергию души. Отсюда человек и мучается. Обломов это тонко подметил. Следом за Судьбинским Обломова навещает Пенкин - литератор. Он написал поэму про любовь взяточника к падшей женщине, в которой он описал "слабого, но порочного вельможу и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны... француженки, немки, чухонки, и всё, всё... с поразительной, животрепещущей верностью". (Да уж..., "высоконравственная" поэма). По мнению Пенкина, к падшему человеку нужно чувствовать "кипучую злость — желчное гонение на порок, смех презрение..." Но Обломов с ним не согласен: "Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... — сказал он, улегшись опять покойно на диване. — Изображают они вора, падшую женщину, — говорил он, — а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы?" Как это соотносится с милосердием Христа, который всем падшим протягивал руку помощи, всех поднимал, ободрял, в каждом падшем Он видел прежде всего душу, человека, который нуждается в помощи и поддержке. Вот такой он непростой - лежебока Илья Ильич.
1 год назад
В.А. ЗАКРУТКИН "МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ" Сегодня хочется поговорить о повести Закруткина "Матерь человеческая". Это произведение потрясает тем, что основано оно на реальных событиях. Заканчивается повесть такими словами: "И, может, тогда не выдуманной художниками мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, черные и желтые люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви…" И действительно, в образе главной героини мы видим воплощение Бородицы и не только потому, что её тоже зовут Мария. Давайте попробуем найти сходства между героиней повести Закруткина и Бородицей. Мария в повести добрая, ласковая и отзывчивая. Вокруг неё всегда много людей. Она со всеми дружит, никому не отказывает в помощи. К ней тянутся как люди, так и животные. Дева Мария была удалена от людей только будучи отроковицей и живя в храме. После вознесения Господа Она стала утешать и вразумлять людей. К Ней потекли тысячи, и никому Благодатная не отказывала в помощи. Мария в повести - рукодельница. Практически из ничего она шьёт одежду себе и деткам из приюта. Так и Богородица - искусная рукодельница. При храме Ей поручали вышивать самую тонкую работу, любая капризная ткань была послушна в Её руках. Мария в повести работает не покладая рук за себя и за угнанную в плен бригаду (а было в третьей бригаде колхоза им. Ленина 63 человека). Она одна исступленно работает на огромных полях, чтобы труд её товарищей не пропал даром. Богородица тоже всё время работает. Во время земной жизни Спасителя Она вместе с другими женщинами обеспечивала уютный быт всем последователям Христа. И после Его вознесения Богородица не сидит без дела. Она постоянно чем-то занята. Для всех героев повести Мария стала мамой: для Сани, с которой провела последние её дни и заботливо похоронила, обрядив девочку, заплетя ей косички. Для Вернера Брахта, который так и называл её "мамой". Для сиротских ребятишек и даже для найденного ею в окопе русского солдата, которого она похоронила вместе с пулемётом, ибо не смогла оторвать руки парнишки от оружия. И для нас Богородица - самая родная и заботливая Мама. Сам Господь, умирая на кресте, попросил Её быть матерью всем нам. И Благодатная согласилась. Она бережно покрывает всех нас своей любовью и заботой, до кровавого пота молится о нас Господу Богу. Всяк будет услышан, обращающийся к Ней. Богородица всем и всегда придёт на помощь. На долю Марии в повести выпали страшные испытания. Она видела смерть мужа и сына, которых фашисты удавили на дереве чёрным проводом. Самое страшное для матери - видеть смерть своего ребёнка. И тяжелейшие испытания легли на плечи Богородицы. Она видела, как её Сына избивали, как Он нёс Крест, как Его распяли. Она видела Его ужасную смерть. Обвивала Его Тело погребальными пеленами и целовала в гробу. Мария в повести тоже своими руками собирает обгоревшие кости мужа, сына и Фени, складывает их в ящик и хоронит на кладбище. Как можно вынести такое? Нам сейчас в самом тяжком горе помогает Сама Богородица. А кто же помогал Ей? Её вера и любовь к Господу. В конце произведения солдаты, приехавшие на разорённый хутор, спешиваются. Командир, "марая полы одежды" в липкой грязи, встаёт перед героиней на колени. Так же и мы сейчас все поголовно стоим на коленях перед Богородицей: и богатый, и бедный, и старый, и молодой - и молим Её о заступничестве. Самый крепкий мужчина склоняет свою голову перед Девой Марией. Самая хрупкая женщина учится у Неё стойкости и безграничному материнству, покрывающему всех и вся. #люблюлитературу #христианскиемотивывлитературе
1 год назад
Сегодня хочется прочитать новеллу В.Иванова "Золотистый золотой". В ней описываются реальные события, произошедшие во время Чеченской войны. (Эту новеллу можно использовать в качестве примера к темам сочинения "Мужество", "Материнская любовь") https://stihi-ru.turbopages.org/turbo/stihi.ru/s/diary/baranzevasp/2017-12-01
1 год назад
Сегодня хочется прочитать стихотворение Андрея Вознесенского "Не забудь" Человек надел трусы, майку синей полосы, джинсы белые, как снег, надевает человек. Человек надел пиджак, на пиджак нагрудный знак под названьем «ГТО». Сверху он надел пальто. На него, стряхнувши пыль, он надел автомобиль. Сверху он надел гараж (тесноватый—но как раз!), сверху он надел наш двор, как ремень надел забор, сверху он надел жену, и вдобавок — не одну, сверху весь микрорайон, область надевает он. Опоясался как рыцарь государственной границей. И, качая головой, надевает шар земной. Черный космос натянул, крепко звезды застегнул, Млечный Путь — через плечо, сверху — кое-что еще… Человек глядит вокруг. Вдруг — у созвездия Весы вспомнил, что забыл часы. (Где-то тикают они, позабытые, одни?..) Человек снимает страны, и моря, и океаны, и машину, и пальто. Он без Времени — ничто. Он стоит в одних трусах, держит часики в руках. На балконе он стоит и прохожим говорит: «По утрам, надев трусы, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ЧАСЫ!» 1975 г. Просто чудесное стихотворение 😊 Вначале лирический герой надевает "трусы", то есть это те необходимые потребности, без которых мы не можем представить нашу жизнь (мы их называем базовые потребности). А вот дальше у героя пошло приобретательство, накопительство. Он захотел "джинсы", причём белые (щегольские 😁). "Пиджак" и "пальто" говорят нам о статусе лирического героя. Возможно, от простого работяги он поднялся до директора завода. А здесь уже и "машина", и "тесноватый гараж", и даже "не одна жена". Дальше больше: "микрорайон", "государство", "земной шар", "космос" (вспоминается старуха из сказки Пушкина😁). Лирическому герою всё мало. Он свою жизнь полностью подчинил материальным целям, "хочу ещё", "маловато будет" (как в мультфильме "Падал прошлогодний снег" 😁). Но вдруг "у созвездья Весы" лирический герой вспомнил, что "забыл про часы". И с этим осознанием начинается раздевание героя. Всё, что раньше казалось важным и нужным,теперь выглядит мелким и пустым. Оказывается, важно совсем другое - "часы". А что же это за часы? Это время нашей жизни. Человеку кажется, что всё ещё впереди, он многое успеет. Сейчас вот надо усиленно поработать, чтоб потом в старости наслаждаться жизнью. А в итоге остаётся у разбитого корыта: ни семьи, ни любви, ни дружбы, зато много вещей и хорошая должность. Автор призывает нас тратить драгоценное время жизни не на накопительство и приобретательство, а на более важные духовные вещи, которые будут с нами всегда, в отличие от материальных.
1 год назад
Роман Ч. Айтматова "Плаха" никого не оставляет равнодушным. В нём поднято много проблем, одна из которых - нравственность, духовность, жизнь по совести. Привлекает именно главный герой - Авдий Каллистратов. Для понимания его образа нам необходимо обратить внимание на происхождение его имени и фамилии. Имя "Авдий" - переводится как "раб Господень". Это один из 12 библейских пророков. А кто такие пророки? Они призваны нести слово Божье людям! То же делает и герой в романе. Он призывает покаяться гонцов за анашой и участников хунты. Авдий хочет "отвратить" их от дурного занятия и обратить к Господу. Каллистрат - мученик, воин Христов. Этого святого мы встречаем на страницах Библии. Он известен своим благочестием и просвещён Верой Святой, которой научился у отца. Его отец был научен своим отцом Ниокнором, который жил при Понтии Пилате. Увидев воскресенье Господа, Ниокнор уверовал в Него и, приняв крещение от апостолов, возвратился домой. Каллистрат, получив от отца и деда духовное богатство веры, обогащал им кого мог, обращал к Богу души человеческие. (Это говорит нам, что вера Авдия настоящая, искренняя. Его желание проповедовать рождается у него глубоко в сердце.) Узнав, что Каллистрат христианин, воевода повелел бросить святого на землю и бить за то, что тот отказался поклоняться языческим божкам. "Святой же во всё время долгого истязания не выказал никакого нетерпения, но обращался к Богу." (И здесь мы вспоминаем, как участники хунты и гонцы за анашой избивали Авдия в романе.) Итак, Авдий Каллистратов целью своей жизни делает проповедь Господа. Он считает, что в каждом человеке живёт Бог. Глядя на добытчиков анаши и членов хунты, мы можем в этом засомневаться. Более бездуховных и жестоких людей трудно представить. Но вспомним, что Лёнька, 16-летний паренёк, плачет, сидя за решеткой, когда Авдий, выживший после бойни, снова им повстречался. Они чуть не убили его в поезде. Этот проблеск чувств и подтверждает правоту Авдия. Бог действительно живёт в каждом из нас, просто кто-то настолько погряз в своих меркантильных желаниях, что совершенно Его не чувствует. Авдий и Бостон - два примера, глядя на которые мы вспоминаем слова Господа: "Меня гнали, будут гнать и вас". Авдия гнали за проповедь и в конце концов убили. А Бостон просто своим примером показывал образец правильной жизни. Но и его судьба заканчивается трагически. Да, идти путём Христа сложно и страшно, даже больно. Но быть похожим на этих падших людей, которых описывает нам автор, ещё страшнее и больнее. Невероятно мучительно, когда душа умирает. А в романе мы наблюдаем, как это происходит у людей при жизни. Они становятся воплощением зла без тени человечности. Образ Божий померк в этих людях. Но даже у них есть шанс покаяния, о чём нам и говорит всё время Авдий. Стоит только опомниться и захотеть покаяться. Господь подхватит это желание, поможет.
1 год назад
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ Не так давно я познакомилась с платформой Quizlet. Это двусторонние карточки для онлайн-работы. Использовать их можно по-разному в зависимости от цели и фантазии 😊 Например, на одной стороне написать термин, на другой - определение. Ученик видит термин, рассказывает определение, а потом переворачивает карточку и проверяет себя. В ссылке я приложила пример задания. Минус в том, что учителю и ученику необходимо зарегистрироваться. Но это происходит быстро и даже 4-классник справляется 😉 Есть платная версия с расширенными функциями. Например, можно текст по-разному форматировать, выделять жирным, цветом и т.д. Но бесплатной версии вполне хватает. Можно эту работу использовать в качестве домашнего задания, но проверить правильность или просто выполнение не получится. Здесь всё на откуп ученику и его совести. Также из ваших терминов автоматически генерируется тест, который можно пройти, выпадает задание на соотнесение, то есть надо термины соотнести с определениями. Эта форма работы позволяет выучить термины, правила. Я использовала карточки на занятии. Заранее готовила материал и сохраняла ссылку, потом скидывала её ученику на занятии. Он включал демонстрацию своего экрана и выполнял задание. Мне всё рассказывал, а потом переворачивал карточку и себя проверял. Получается, что ученик вовлечён в процесс. Это как раз хорошо для ленивых, кто хочет просто отсидеться 😂 https://quizlet.com/ru/812966095/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%83-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B5%D0%BC-flash-cards/?i=52i647&x=1jqt
1 год назад
ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ Наша речь очень яркая, выразительная. Люди из покон веку старались придать высказыванию экспрессию. А зачем? Зачем народу так нужно красное словцо, яркое, меткое? Ведь недаром говорят: "Без пословицы речь не молвится" Яркая образная речь - признак ума. А ведь русский народ далеко не глуп. Может быть, простоват, но не глуп. Поэтому и родились, и прижились в нашем языке пословицы да поговорки, крылатые выражения да фразеологизмы (устойчивые образные выражения). Образная речь глубоко вошла в наше бытие. Мы чувствуем её на самом глубоком уровне, даже не сознания, а на уровне души. Веками складывалась русская культура и, без сомнения, оказывает сильное влияние на наше владение языком. И даже современный человек подсознательно испытывает тягу к красному словцу, пытается украсить свою речь, придать ей меткость, точность. Только использует для этого не вековые фразеологизмы, а современные "обрывки" слов. Именно такую функцию и выполняет в нашем языке сленг. Он тоже яркий, эмоциональный, экспрессивный, но, на мой взгляд, всё же бедный. В нём нет широты, глубины, полноты веков. Что вам больше нравится: Обалдел или белены объелся Дылда или коломенская верста Глотку драть или кричать во всю ивановскую? И, конечно, эти выражения отличаются стилистической окраской. Первые просторечные, а вторые мы часто используем в литературной речи☺️ Сленг не может выразить богатую духовную жизнь человека. И, как следствие, происходит обеднение чувств. Сама эта "новая речь" ведёт к обеднению чувств. В ней нет изящества, красоты. Как же хорошо, что наш язык сохранил такое богатство, как наша образная речь! Как бы нам его не растерять в погоне и желании всё сократить, урвать, ухватить вершки. К сожалению, наши чувства, отношения, мировоззрение меняются не в лучшую сторону и язык, как лакмусовая бумажка, всё это отражает и выносит на поверхность.
1 год назад
НЕ КОПАЙ ДРУГОМУ ЯМУ - САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ Всем нам хорошо известна пословица "Не копай другому яму - сам в неё попадешь", которая означает: не делай другому зла, иначе оно обернётся против тебя самого. А каковы истоки этой пословицы? Корни свои она берёт из Псалтири. Удивительно? На первый взгляд, да. Мы же привыкли, что пословица - мудрость, которую создал ... народ. В общем, всё так и есть. Только давайте вспомним, что раньше всеобщего образования не было, большинство людей было неграмотным. А если крестьяне и учились, то по Псалтири. Это был первый и главный "учебник". Многие даже заучивали псалмы. Вот и мысль царя Давида обжилась на русской земле и превратилась в народную мудрость. В 7 псалме мы читаем: "Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела". Царь Давид говорит здесь, по мнению толкователей, о своем бывшем советнике Ахитофеле, который перешёл на сторону Авессалома - сына Давида, который хотел убить отца и занять его место. Двое заговорщиков "рыли яму" Давиду, да сами в неё попали. Во время схватки стрелой был убит Авессалом, а Ахитофел повесился от отчаяния. В ЧУЖОМ ГЛАЗУ И СОРИНКУ ВИДИШЬ, А В СВОЁМ БРЕВНА НЕ ЗАМЕТИШЬ Похожая история с происхождением и этой пословицы. Только здесь уже источником являются слова Самого Господа Иисуса Христа: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 3) МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ (В старославянском языке бисер - это то же, что жемчуг) Кстати, пословица "метать жемчуг перед свиньями" тоже была произнесена Иисусом Христом: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 6). Это выражение означает, что не нужно тратить слова впустую, разговаривая с теми, кто не может или не хочет тебя понять. Вот так внимательный и чуткий наш народ взял мудрость Господа и понёс её в века.
1 год назад
НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ Сегодня мы вспомним правописание НЕ с причастиями. Смотрите на фото правило) Оно простое) Потренироваться можно по ссылке 👇 https://learningapps.org/watch?v=ptp88pwnt23
1 год назад
НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ Давайте сегодня повторим правописание частицы НЕ с прилагательными. Основное правило смотрите на фото. Здесь я немного прокомментирую 😊 Случаи, когда НЕ пишется слитно, обычно вопросов не вызывают. Давайте рассмотрим раздельное написание. Итак, обратим внимание на первый пункт. Здесь нам важно помнить, что слова обязательно должны быть антонимами и само противопоставление выражается союзом А (не умный, а глупый). "Умный" и "глупый" - антонимы, так что противопоставление здесь есть, поэтому пишем НЕ раздельно. Но встречаются примеры с союзом НО: - неширокая, но глубокая река "Широкая" и "глубокая" не антонимы, так что противопоставления здесь нет, поэтому пишем "НЕ" слитно. Давайте ещё вспомним разряды прилагательных. Нас интересуют относительные и притяжательные. Притяжательные мы узнаем сразу: они обозначают принадлежность (папин стул, волчья нора, лисий хвост). Относительные прилагательные относятся: - ко времени (прошлогодний, годовалый, годовой, еженедельный) - к месту (иногородний, местный, чужой) - к материалу (золотой, деревянный, глиняный). Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, то есть мы не можем сказать, что этот стол более деревянный, а этот менее деревянный. Он либо деревянный, либо нет 😁 Потренироваться можно по ссылке👇 https://quizlet.com/_dd1077?x=1qqt&i=52i647
1 год назад