Официально принятыми в современной психологии являются 2 модели средовых влияний, которые, как нередко бывает, являются противоположными. 1-ая модель Зайонча и Маркуса: интеллектуально ребенок похож на того родственника, который его дольше воспитывает. Поэтому если это не вы, а няня, то есть шанс, что гены проиграют ;) 2-ая модель МакАски и Кларка: больше всего интеллектуально похож ребенок на родственника, который является для него идентификационной моделью. Т.е. если ребенок идентифицировал себя с отцом, например, то тот может влиять на него даже дистантно. Ишь ты, как удобно. На практике можно видеть проявление обеих моделей в одном и том же ребенке. Но часто в разные возрастные периоды. Еще эти модели можно разобрать через уровень активности ребенка. В первой модели ребенок более пассивен - он просто усваивает то, что его окружает. Во второй модели ребенок активен и даже в некотором смысле самостоятелен - он сам идентифицировал себя с каким-то взрослым и сделал этого взрослого своим мерилом и идеалом. Так что оба варианта возможны.
1507 читали · 2 года назад