Найти в Дзене
Друзья, простите меня, я вас обманула. Написала, что сезон закончился и летом все театры отдыхают, а между тем к нам на днях с гастролями приезжала прекрасная театральная команда Юго-Осетинского Государственного драматического театра имени Коста Хетагурова. 29 и 30 июня на сцене русского драматического театра осетины показали спектакли «Самоубийца» и «Коста». Говорят, что спектакль создается актерами вместе со зрителем, что многое зависит от настроения зрительного зала. Я тоже замечала, что иногда настроение настольно далеко от содержания спектакля, что какой бы талантливой не была постановка, тебя не трогает, а иногда ловишь нужную волну и понимаешь даже больше, чем хотел сказать режиссер. В этот раз такой резонанс у меня случился со спектаклем «Коста», поэтому о нем я хочу написать первым. Это спектакль о жизни и творчестве известного осетинского поэта Коста Хетагурова. Режиссер спектакля Роман Габрия воспользовался новыми техническими возможностями саранского театра. На вращающемся круге, вмонтированном в сцену театра, периодически возникают, то беседа влюбленных, то больничная кровать, то стол генерала Каханова – представителя царской власти в Осетии. Любопытно, когда герой читал свои стихи, он шел против движения круга, а декорации сменяют друг друга по направлению движения. Порой мне казалось, что Коста и впрямь идет против какого-то подводного течения, против своей судьбы. Я никогда не была на Кавказе, поэтому мое впечатление о нем – это стихи Лермонтова про сосну, которая стоит одна где-то на утесе. Наверное, поэтому я не могла не обратить внимание на белое безлистное дерево одиноко стоящее большую часть спектакля посреди вращающегося круга. Оно как будто тоже намекает, что здесь не будет легкой истории, не будет хеппи-энда. Как часто у меня бывает, в начале, я была настроена скептически. Театр ставит постановку о человеке, чье имя он носит. Понятно, что это будет что-то хвалебное. Заглянув в афишу, читаю «…литературно-музыкальный спектакль стихи и музыка. Внутренне настраиваюсь уже на что-то близкое к концерту. Стихи, музыка, пафос. А еще это все на осетинском с наушниками - сникаю совсем. Честно, я даже не поняла в какой момент мне стало нравиться. Наверное, в конце, когда я осознала какой тяжелой и сложной была жизнь героя, каким стойким и смелым характером он обладал и как значим его труд для осетинского народа. Я знаю, что может быть, это «слишком красиво» так говорить. Но разве у вас не бывает такого, что не можешь подобрать слова для какой-то мысли или чувства, а потом натыкаешься на кем-то уже написанный текст и «Да, вот же оно! Именно это я и хотел сказать». Мне показалось, что для осетин так случилось со стихами Коста Хетагурова. Он смог выразить словами сердечные чувства целого народа. Разве можно этим не восхищаться? В царской России отношение к малым народам было простое: мы – цивилизация, они – варвары. А что может чувствовать сердце дикаря? Ясно дело, одну грубость. Хетагуров же своими стихами доказал, что «и крестьянки любить умеют». Любопытно и грустно смотреть эту пьесу сейчас, когда вопрос о сохранении национальной идентичности обсуждается на государственном уровне, а по факту людей помнящих язык своих предков все меньше и меньше. И это не только осетинская проблема.
2 года назад
Вот и закончился еще один учебный год для кого-то. Отгремели последние звонки и школьники начинают судорожно готовиться к ЕГЭ. Я от души желаю выпускникам удачи и призываю помнить, экзамены это еще не вся жизнь. Всегда можно попробовать что-то еще. Не только учебный год подошел к концу, театральный сезон в Саранске совсем скоро тоже завершится. Театральные команды уйдут отдыхать. А мы будем ждать их возвращения и смотреть, что же интересного будет в Саранске летом, ведь творческая жизнь города продолжается. А пока у нас есть возможность запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и посмотреть полюбившиеся театральные представления. Итак, в эти выходные в театре Русской Драмы идет проверенная классика: 26 мая -  «Жорж Данден, или Одураченный муж» 27 мая – «Мастер и Маргарита» 28 мая – «Комедия ошибок» Если вы не купили билет на спектакль «Мастер и Маргарита», то советую подождать еще чуть-чуть до 6 июня и сходить на премьеру «Маленькие трагедии» А. Пушкин. Хотя бы ради того, чтобы узнать, кто еще из ваших знакомых остался в городе). Завершиться сезон в театре Русской драмы 18 июня постановкой - хитом спектаклем «Мастер и Маргарита». Музыкальный театр им. И.М. Яушева в последнее время взял курс на оперное просвещение горожан.  Видимо поэтому в его афише до конца сезона стоит целых две оперы – 27 мая «Снегурочка» и 2 июня «Травиата». Опера – один из тех видов искусства, который требует подготовки не только от артиста, но и от зрителя. Сложно представить, как можно случайно забежать на оперу. К ней надо подготовиться. Советую, как минимум прочитать либретто и настроится на драматический накал страстей. Национальный театр не отстает и закрывает сезон яркими постановками. Одна только Апак лемде эрзянть тейтерезэ «Дочь некрещёного мордвина» стоит того, чтобы посмотреть её снова 25 мая на сцене театра. А 26 мая спектакль для упоротых театралов, как я его называю, «Эрьзя. Летящий к свету».  Мне очень хочется добавить в свою копилку просмотров этот спектакль с уже другим актерским составом. Эрьзю в исполнении П. Михайлова я видела, теперь жду версию Д.Мишечкина. 2 июня на сцене театра сказочная «Масторава». Мягкое, укутывающее волшебство мордовских легенд и мифа. Тем более на дворе июнь – месяц сбора трав, долгих ночей и загадочных рассказов о цветущем папоротнике. 3 июня у зрителей есть возможность прорваться таки на премьеру этого сезона - спектакль «Бесприданница». А 17 июня постановка, которая навсегда в моем сердечке «Делец». Могу смотреть бесчисленное количество раз. Театр завершает сезон показом  спектакля национальной тематики «Качели с небес» Менелень нюрям. Театр одного режиссера и юных актеров Саранска - театр-студия МХАТик предлагает повеселиться напоследок 26 мая на спектакле «Финтифлюшки» Антоши Чехонте и завершит сезон 30 июня спектаклем «Воланд и Маргарита». К сожалению, Молодёжный театр ТНБ Саранск (в здании кинотеатра России) пока предложил только мастер-классы, спектаклей в афише нет. Итак, друзья,  я предлагаю в оставшееся время по максимуму насладится походами в наши театры, ведь лето это совсем другая история, другое творчество. Лето – это маленькая жизнь, лучше не скажешь.
2 года назад
Татарин, мордвин, якут - что общего?
О, это сладкое слово «отпуск»! Как же я ждала тебя. Мечтала о неторопливом пробуждении, буржуазном завтраке в какой-нибудь уютной кафешке. Наконец-то мечта сбылась, мне подписали приказ об отпуске. Я с чистой совестью взяла билеты в столицу Татарстана. Казань привлекала меня многим. Во-первых, это красивый старинный город, во- вторых, там выступали со спортивными номерами мои друзья, а в-третьих, конечно же театр. Театральная площадка «МОН КАЗАН» - это театр горожан, новый формат театрального искусства,...
2 года назад
Вчера 18 апреля в здании одного из немногих кинотеатров Саранска с историей - кинотеатра "Россия" , состоялся показ первого спектакля нового городского театра - АНО «Молодежный театр ТНБ» г. Саранск. Зрителю был представлен спектакль «Зима» по одноименному произведению Е. Гришковца. У меня есть ощущение, что театральные режиссеры очень любят это произведение. По крайне мере, мне, не выезжая из Саранска абсолютно, удалось посмотреть три разных версии этого спектакля. В варианте молодежной актерской труппы из г. Орла, в варианте наших именитых и заслуженных артистов театра Русской драмы, и вот теперь в варианте творческой команды молодежного театра ТНБ. Видимо постановщики из последнего ориентировались на тех зрителей, которые совсем не знают сюжета произведения. Иначе как объяснить краткий спойлер вначале спектакля. Вероятно, кому-то это и впрямь помогло лучше понять постановку. Мне кажется, в этой версии были как будто допроявлены некоторые моменты истории. Их сделали более четкими, однозначными, понятными. Возможно, когда ты смотришь впервые это необходимо, чтобы разобраться в сюжете, прояснить себе ход истории. Но мне сюжет был уже хорошо известен, поэтому у меня такая однозначность лишь вызывает вопросы. Очень хочется поблагодарить актеров Полину Михайлову и Александра Озерова, которые своей эмоциональностью заряжали этот спектакль. Без их энергии постановка была бы более тягучей. Конечно, я не могу не сравнивать между собой увиденные спектакли. От молодежного спектакля не ждешь дорогих спецэффектов или высокого профессионализма. Я жду от молодежной сцены – драйва, яркости эмоций, искренности и огня. Да, они многого не умеют, не владеют техниками и проч. Но они горят и зажигают От «взрослого» театра ждешь уже всего эффектов, глубины, техники, высокого актерского мастерства, в конце концов. К сожалению, в этой версии «Зимы» мне не хватило ни того, ни другого. Допускаю, что так вышло из-за моей избалованности и частого просмотра, поэтому, дорогие читатели, имейте в виду: ходить в театр часто – становиться привередой и усложнять себе жизнь. По итогу мне хочется посмотреть другие постановки АНО «Молодежный театр ТНБ» г. Саранск  и увидеть наконец-то весь потенциал новой театральной команды.
2 года назад
Буду честной, к мероприятиям, которые организовывает арт-завод13 (основатель Геннадий Бутарев) я отношусь скептически. Но сегодняшняя лекция по сторителлингу от Алексея Ляманова меня порадовала. Нельзя сказать, что он открыл какие то великие тайны рассказчика историй, но было достойно. Во первых, он соблюдал хронометраж, не растекался мыслью по древу, не уходил в рассуждения о жизни и тп. Ведь время - невосполнимый ресурс у каждого. Во-вторых, Алексей чётко следовал плану лекции, при этом оставляя место юмора, живым примерам и вопросам слушателей. В третьих, после теории он оставил время для практики и разобрал ошибки начинающих. По итогу у меня осталось ощущение честной, добротной работы. Я точно не потеряла свои полтора часа в компании Алексея, слушателей и организаторов мероприятия арт-завод13
2 года назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала