Друзья, простите меня, я вас обманула. Написала, что сезон закончился и летом все театры отдыхают, а между тем к нам на днях с гастролями приезжала прекрасная театральная команда Юго-Осетинского Государственного драматического театра имени Коста Хетагурова. 29 и 30 июня на сцене русского драматического театра осетины показали спектакли «Самоубийца» и «Коста». Говорят, что спектакль создается актерами вместе со зрителем, что многое зависит от настроения зрительного зала. Я тоже замечала, что иногда настроение настольно далеко от содержания спектакля, что какой бы талантливой не была постановка, тебя не трогает, а иногда ловишь нужную волну и понимаешь даже больше, чем хотел сказать режиссер. В этот раз такой резонанс у меня случился со спектаклем «Коста», поэтому о нем я хочу написать первым. Это спектакль о жизни и творчестве известного осетинского поэта Коста Хетагурова. Режиссер спектакля Роман Габрия воспользовался новыми техническими возможностями саранского театра. На вращающемся круге, вмонтированном в сцену театра, периодически возникают, то беседа влюбленных, то больничная кровать, то стол генерала Каханова – представителя царской власти в Осетии. Любопытно, когда герой читал свои стихи, он шел против движения круга, а декорации сменяют друг друга по направлению движения. Порой мне казалось, что Коста и впрямь идет против какого-то подводного течения, против своей судьбы. Я никогда не была на Кавказе, поэтому мое впечатление о нем – это стихи Лермонтова про сосну, которая стоит одна где-то на утесе. Наверное, поэтому я не могла не обратить внимание на белое безлистное дерево одиноко стоящее большую часть спектакля посреди вращающегося круга. Оно как будто тоже намекает, что здесь не будет легкой истории, не будет хеппи-энда. Как часто у меня бывает, в начале, я была настроена скептически. Театр ставит постановку о человеке, чье имя он носит. Понятно, что это будет что-то хвалебное. Заглянув в афишу, читаю «…литературно-музыкальный спектакль стихи и музыка. Внутренне настраиваюсь уже на что-то близкое к концерту. Стихи, музыка, пафос. А еще это все на осетинском с наушниками - сникаю совсем. Честно, я даже не поняла в какой момент мне стало нравиться. Наверное, в конце, когда я осознала какой тяжелой и сложной была жизнь героя, каким стойким и смелым характером он обладал и как значим его труд для осетинского народа. Я знаю, что может быть, это «слишком красиво» так говорить. Но разве у вас не бывает такого, что не можешь подобрать слова для какой-то мысли или чувства, а потом натыкаешься на кем-то уже написанный текст и «Да, вот же оно! Именно это я и хотел сказать». Мне показалось, что для осетин так случилось со стихами Коста Хетагурова. Он смог выразить словами сердечные чувства целого народа. Разве можно этим не восхищаться? В царской России отношение к малым народам было простое: мы – цивилизация, они – варвары. А что может чувствовать сердце дикаря? Ясно дело, одну грубость. Хетагуров же своими стихами доказал, что «и крестьянки любить умеют». Любопытно и грустно смотреть эту пьесу сейчас, когда вопрос о сохранении национальной идентичности обсуждается на государственном уровне, а по факту людей помнящих язык своих предков все меньше и меньше. И это не только осетинская проблема.
2 года назад