Найти в Дзене
Закреплено автором
Афазиолог
Давайте знакомиться! Я Наталья Васюкова – практикующий афазиолог, нейрореабилитолог, психолог. В моём блоге вы найдёте ответы на многие вопросы, связанные с реабилитацией пациентов после органического поражения мозга (инсульты, черепно – мозговые травмы, опухоли мозга, нейрохирургические операции, нейроинфекции). В течении своей многолетней практики в неврологическом и реанимационном отделениях сосудистого центра, в центрах реабилитации, в центральных районных больницах и клиниках  федерального значения мне удалось получить колоссальный опыт реабилитации пациентов. Плодотворное сотрудничество с коллегами при участии в независимых междисциплинарных консилиумах научило меня клинически мыслить и прогнозировать результат. Главными принципами моей работы стали: * Доверие в модели взаимодействия «афазиолог-пациент-родственник»!    * Каждый пациент уникален и подбор методик строго индивидуален! * Пациент не клиент! Желание пациента важно, но не решающее в выборе методов реабилитации! Я ценю время и средства пациента, разрабатывая программу реабилитации максимально эффективно. Работаю на результат! В своих подписчиках буду рада видеть пациентов и их родственников, специалистов в области реабилитации, студентов и всех интересующихся этой темой людей.
2 года назад
Клинический случай! 📢В неврологическое отделение иногда поступают пациенты с симптомами, схожими с инсультом. Но часто диагноз опровергается. Расскажу об одном таком пациенте. 📝Игорь П., поступил по «скорой» с отёком мозга, рассеянной симптоматикой нарушений ЦНС, нистагмом, координаторными нарушениями, гиперсаливацией, гипергидрозом, правосторонним парезом. 📝Жалобы пациента со слов жены: слабость, утомляемость, головокружение, головная боль до рвоты, диарея, тошнота, раздражительность, потеря аппетита, тремор век, нарушение ориентации во времени и пространстве, зрительные галлюцинации, психомоторное возбуждение, судороги. ⚡️На МРТ: церебральная атрофия. Во время беседы с женой наши подозрения подтвердились. ⚡️Заключение невролога: синдром радиационно-токсической энцефалопатии. 📢 Пациент по специальности научный сотрудник НИИ, использующего в своей деятельности радиоактивные элементы. А в прошлом он был военным и по долгу службы пребывал в зараженной местности. Игорь П. хронически получал облучение и кора его головного мозга постепенно атрофировалась!   📢Перспективы заболевания у этого пациента негативные, так как при церебральной атрофии происходят необратимые изменения, клетки гибнут и связи между ними утрачиваются навсегда. Головной мозг больше не способен в полном объёме выполнять возложенные на него функции. Заболевание постоянно прогрессирует и развивается тяжёлая деменция. Изменяется поведение, появляются психические отклонения, снижается интеллект, память, замедляются мыслительные процессы, нарушается речь и двигательная активность. Пациент не в состоянии оценивать окружающую обстановку. Появляется неряшливость, эмоциональная неустойчивость. Больной не может себя обслуживать.   ✅ Цель реабилитации – максимально удержать сохранные функции, так как их восстановление чаще всего уже не доступно.
1 год назад
Как меняется почерк при заболеваниях головного мозга? 📢Даже при минимальных изменениях в лобной, височной и теменной долях головного мозга нарушаются механизмы, отвечающие за координированные движения мышц кисти и ориентацию кисти в пространстве. И в первую очередь это отражается на почерке. ⚡️Причины: естественные возрастные изменения; черепно – мозговые травмы; опухоли головного мозга; инсульты; интоксикация; нейроинфекция; болезнь Паркинсона; рассеяный склероз; болезнь Альцгеймера и др. 📢У детей риск нарушения почерка возрастает в случаях: - если во время вынашивания плода женщина страдала от инфекционного возбудителя; - курение и злоупотребление алкоголем вовремя беременности; - затяжные роды; - физические повреждения головы; - воспалительный процесс оболочек головного мозга; - дефицит общения и внимания; - задержка психического развития; - раннее начало обучения письменной речи.   📢Характерные изменения почерка: - буквы разного размера (то мелкие, то крупные); - невозможность поставить точку – получается тире; - буквы ближе к концу предложения постепенно уменьшаются, становятся неразборчивыми; - в символах заметны точки особого нажима; - между буквами разное расстояние и находятся они на разном уровне; - буквы стали угловатыми и пишутся с сильным нажимом; - буквы под разным наклоном, строчки то поднимаются, то опускаются; - буквы искажены, деформированы; - появляются повторяющиеся окончания в виде спирали.
1 год назад
ИНСУЛЬТ У НОВОРОЖДЁННЫХ 📢Бытует мнение, что инсульт бывает только у пожилых людей, но это далеко не так. ⚡️Инсульт давно помолодел и случается не только у взрослых, но и даже у новорождённых детей. 📢Как выявить инсульт у детей в первые месяцы жизни? Первые симптомы: 🔵нарушения дыхания: частое или прерывистое, вплоть до остановки; 🔵напряжение в затылочной части; 🔵судорожные проявления; 🔵провисание одной части туловища; 🔵частое срыгивание, проблемы с глотанием, рвота, нарушение рефлекса сосания; 🔵движения лишь одной ногой или рукой; 🔵повышенная тревожность, беспокойство, резкая реакция на любые раздражители, среди которых прикосновения, громкие звуки, яркий свет; 🔵отсутствие сна; 🔵резкие смены настроения, вялое состояние или чрезмерный непрекращающийся плач; 🔵нарушения зрения, резкое появление признаков косящих глаз, отсутствие фокусировки. Кровоизлияния у младенцев могут быть обширными, влекущими необратимые последствия, если лечение было неправильным или несвоевременным. Если при осмотре детского педиатра, невролога, неонатолога или нейрохирурга есть подозрение на инсульт, проводят следующие исследования: ➡️кровь на свертываемость, воспалительные процессы, биохимию; ➡️у младенцев: УЗИ через родничок; ➡️на 3-5 день МРТ или КТ; ➡️ангиографический метод с введением контраста — один из наиболее точных; ➡️дуплексное сканирование артерий и вен; ➡️при неточности других вариантов — спинномозговая пункция на выявлении геморрагии. Но симптомы инсульта могут быть схожи с проявлениями: - опухолью головного мозга; - абсцессом; - осложненной мигрень; - печеночным отравлением; - субдуральной гематомой; - нейроинфекцией (энцефалитом) ; - неврологическим заболеванием. ⚡️Время бесценно, каждая минута может стоить жизни и если есть подозрение на инсульт, не пытайтесь оправдать это состояние усталостью, недосыпанием или капризами ребёнка. Смотрите на симптомы реально. 📢Сохраните пост и делитесь информацией с близкими. Предупрежден, значит вооружен!
1 год назад
⚡️Головная боль у ребёнка! Всегда ли это переутомление или капризы? 📢В моей практике бывают разные случаи. Сегодня хочу рассказать вам о школьнике, у которого часто болела голова, но родители относились к этому как к манипуляции ребенка. 📢Часто родители игнорируют первые симптомы поражения мозга у ребенка от не знания или собственной загруженности. 💊А хуже всего – самостоятельно лечат ребенка обезболивающими и тем самым сглаживают симптоматику, не выясняя причины. ⚡️Так вот… На консультацию ко мне пришла мама с ребенком 8 лет. Жалобы: изменилось поведение, замедлилась походка, появилась периодическая головная боль, тошнота, нарушение сна, жалобы на мелькание мушек перед глазами, вялость, апатия и рвота фонтанирующего характера. Но главный запрос мамы ко мне: коррекция почерка, который сильно  изменился; восстановление памяти и слуха «он меня с первого раза не понимает». 📢Мама не смогла правильно расставить приоритеты и почерк со школьными оценками ее волновали больше, чем основные симптомы. Мама просто боялась узнать плохую правду и отдаляла посещение невролога. Ее первой ступенью стал приход ко мне. 📢На консультации ребенка вырвало, и нарушилась координация. Мама засуетилась и оправдывала это состояние отравлением чипсами. ⚡️У меня появились подозрения на опухоль мозга, и я настояла вызвать скорую. Ребенка увезли в больницу. ➡️ При обследовании ребенка у врача появились аналогичные подозрения. ⚡️На МРТ головного мозга у ребенка нашли новообразование большого размера. 📢Через сутки у ребёнка нарушилось сознание по типу оглушения, через двое суток он впал в кому. Через неделю ребенка не стало. P.S. Дети имеют высокий компенсаторный потенциал нервной системы, поэтому симптомы появляются только при больших размерах опухоли, когда, к сожалению, уже сложно помочь маленькому пациенту. Головная боль у ребёнка – это ВСЕГДА повод задуматься!
1 год назад
А знаете ли вы - какая у вас скорость мышления?   Предлагаю вам воспользоваться методикой и исследовать скорость своего мышления. ⚡️Для этого вам понадобится секундомер. Перед вами столбцы слов с пропущенными буквами. Ваша задача – вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Для выполнения задания даётся 3 минуты.   Обработка результатов: подсчитать количество правильно составленных слов. Менее 20 слов – низкая скорость мышления 21 – 30 слов – средняя скорость мышления 31 слово и более – высокая скорость мышления 📢Предлагаю проверить и своих детей школьного возраста ☺. Делитесь результатами в комментариях.
1 год назад
Рекомендации для родственников пациентов с нарушением памяти. ⚡️При поражении головного мозга у пациентов часто наблюдается нарушение памяти. ➡️Причиной может стать не только острое состояние: черепно-мозговая травма, инсульт, но и хроническое - деменция, токсическое поражение головного мозга, энцефалопатия и многое другое. ➡️Человек может хаотично перемещаться по городу, задавать бессвязные вопросы окружающим в попытках соориентироваться во времени и пространстве. Человек может быть растерян и не помнить свой адрес и имя. Его эмоциональное состояние не стабильно, поступки не логичны. ⚡️Если в вашей семье есть родной человек с нарушением памяти, то предлагаю вам следовать рекомендациям: 📌 распечатайте и заламинируйте несколько бейджиков с данными человека и разложите по всем карманам его одежды; 📌 пришейте изнутри бирки к одежде с данными о нём; 📌укажите в бирках и бейджах «ФИО, возраст, адрес, несколько номеров телефонов родных и друзей, диагноз и препараты, которые пациент принимает хронически». Эти действия помогут вам найти родственника.
1 год назад
Случай из практики... ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО Однажды в реанимационное  отделение привезли пациентку с обширным инсультом. После стабилизации состояния её перевели в неврологическое отделение в палату для тяжелобольных пациентов, где мы с ней начали заниматься реабилитацией речи. Врачи предупредили, что ситуация плачевная и надежды практически нет. Но мы решили продолжить за неё бороться. И чудо случилось - пациентка начала вяло говорить. Первое, что она попросила - увидеть дочь. Мы попросили дочку приехать и сказали, что ее маме пока сложно говорить и даже дышать. Попросили сильно её не напрягать. Я перешла к соседней кровати заниматься с  другим пациентом и немного смотрела в сторону пациентки и дочери на всякий случай, если вдруг им понадобится помощь. Мама с дочерью обнималась одной рукой, так как вторая была парализована. Дочка стирала салфеткой стекавший йогурт с маминых губ и плакала. А мама тихо без умолку говорила. Слышны были слова дочери: "Ну что ты мам, поживёшь ещё, перестань. Дома внуки ждут, кошка... Нет, мам, не надо, перестань." Дочь ушла, мама уснула... На следующий день утром я пришла в палату, а кровать пустая. Думала, что пациентку перевели в реанимацию. Но в коридоре увидела заплаканную дочь пациентки с кипой бумаг. Она подошла ко мне и сквозь слезы сказала "спасибо". Было очень грустно и абсолютно не понятно, за что меня благодарит эта девушка. " Наталья Юрьевна, мне очень больно, что моя мама умерла, но я Вам очень благодарна за то, что она смогла сказать свои последние слова. Она смогла высказать свои желания, на каком кладбище её похоронить и в какой одежде, а я успела попросить у неё прощения. Наталья Юрьевна, Вы даже не представляете как это МНОГО! Спасибо" ...насколько важно человеку уметь говорить, настолько важно и быть услышанным 😢
1 год назад
✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅ Как вести себя с человеком, испытывающим затруднения в речи?   ⚡️Когда мы встречаем  человека с нарушением речи, то не всегда правильно себя ведём. И не потому, что мы к нему относимся плохо. Причиной является наше не знание и не понимание, как общаться с человеком в такой ситуации.   ⚡️Первая реакция может быть связана с игнорированием: «проще не замечать его, чем вникать в его затруднения речи и пытаться понять смысл его высказания». ⚡️А может быть и противоположная реакция, когда мы начинаем поправлять человека, перебивать, не давая закончить ему свою мысль. Такое отношение вводит человека с нарушением речи в трудное положение и он замыкается, перестает общаться даже с близкими и его речь может начать мутировать.   Как же помочь человеку с нарушением речи?   ➡️Не перебивайте, не поправляйте, не подавляйте! ➡️Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль. Человеку с нарушением речи тоже нужно высказаться. ➡️Не пытайтесь ускорить разговор, не торопите говорящего. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. ➡️Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.  Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.  ➡️Отдайте этой беседе все ваше внимание.  Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.  Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.   ➡️Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.  ➡️Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать. 💙Будьте бережны в беседе!
1 год назад
Ранняя реабилитация улучшает прогноз!   📌Не редко в стационаре встречаются пациенты, которым врач уже рекомендовал присаживаться на кровати или лёжа в постели сгибать колени, переворачиваться на другую сторону и пытать стоять, держась за поручни.   ➡️Но из-за преследующего их страха они боятся это делать. В ту же минуту напуганные болезнью родственники смотрят на врача с удивлением: «Вы что? Зачем так рано присаживать? Он же совсем тяжелый!»   ➡️А потом укрывают своих родных одеялом, причитая: «Лежи, рано ещё вставать, умных тут развелось!» Так родственники прикрывают свой страх, который появляется по мере отхождения шока.   Можно понять? Конечно, можно.   📢Но, тем не менее, нужно понимать, что не соблюдение рекомендаций негативно влияет на прогноз.   Какие вторичные нарушения могут появиться у «намеренно» лежачего пациента?   - гипостатическая пневмония; - тромбоз глубоких вен; - формирование контрактур в суставах; - возникновение пролежней.    ⚡️И это только малая часть перечисленных последствий.   📢Так как же можно помочь родному человеку и улучшить прогноз?   ✅осознать, что ваша помощь близкому крайне необходима; ✅принять факт, что врач знает о заболевании вашего родственника намного больше, чем вы; ✅довериться специалистам и действовать с ними сообща, не создавая препятствий; ✅максимально сдерживать себя при оказании помощи по принципу «не делай за пациента то, что он может сделать сам»; ✅подбадривать пациента, а главное – искренне верить в него; ✅по рекомендации врача: активизировать (присаживать, ставить, переворачивать), развивать двигательные функции, восстанавливать устойчивость вертикальной позы и  движения в конечностях; ✅выполнять задания логопеда – афазиолога для восстановления утраченных речевых функций; ✅тщательно контролировать прием лекарств и, особенно, их дозировку, так как пациент может не осознавать величины и навредить себе; 📢создать максимальную безопасность, чтобы предотвратить несчастный случай.
1 год назад
Что важно знать перед началом реабилитации?   💙Реабилитация помогает человеку вернуться к относительно нормальной жизни, но ошибки  могут отдалить эту мечту, а ещё хуже – навредить.   ⚡️Часто родственники пациентов проявляют самодеятельность и своими силами пытаются восстановить родного человека.   📢Но! Реабилитация – это не прочтение книги и «сделаю как сосед по палате». То, что подходит одному пациенту, другому может навредить.   ⚡️Любая реабилитационная программа разрабатывается специалистом, знающим анатомические и физиологические основы больного организма.   📢И этот специалист – не терапевт или педиатр. Программу разрабатывает реабилитолог при участии невролога, а в лучшем случае решение принимает мультидисциплинарная бригада.   ✅Именно квалифицированные специалисты учитывают степень выраженности неврологического дефекта, характер протекания и тяжести заболевания, этап реабилитации, возраст больного, состояние соматической сферы, степень осложнений, состояние эмоционально-волевой сферы и выраженность нарушения когнитивных функций.   Сможет ли это оценить родственник пациента? Безусловно, нет.   📢Приведу пример: реабилитация после ишемического инсульта начинается через 3–7 дней после начала болезни, после геморрагического – через 14–21 день.    С чем это связано?   ⚡️При ишемическом инсульте изменения в сосудах происходят по типу закупорки их просвета, а при геморрагическом инсульте нарушается целостность сосудистой стенки.   ⚡️Геморрагический тип инсульта очень опасен и коварен. В течении первой недели после его возникновения наблюдается высокая смертность 60-70% и сохраняется риск глубокой инвалидизации больных.   📢Реабилитация должна проходить с учётом всех рисков для пациента, о которых не может знать родственник без специального образования.   Так стоит ли экспериментировать или лучше доверить реабилитацию родного человека специалистам?
1 год назад
📢Реанимационные мероприятия при инсульте Крайне тяжёлый инсульт сопровождается сильным отёком мозга и протекает с признаками клинической смерти: - полное отсутствие дыхания; - расширение зрачков обоих глаз (если расширен только один зрачок – признак инсульта или кровоизлияния в полушарие на стороне поражения); - полное отсутствие сердечной деятельности. Алгоритм действий при инсульте: 1. Уложите человека на спину на твёрдой поверхности. 2. Поверните голову набок, пальцами освободите полость рта от слизи, и инородных предметов (протезы, сгустки крови). 3. Хорошо запрокиньте голову. 4. Захватите 2 – 5 пальцами обеих рук углы нижней челюсти, выдвигая ее вперед, одновременно большими пальцами приоткройте рот больного. 5. Искусственное дыхание: накройте губы больного любой тканью,и плотно прислонив свои губы, выполните два глубоких вдоха («рот в рот»). 6. Массаж сердца: уложите свою правую руку на левую (можно наоборот), соединив пальцы в замок. Приложив нижнюю ладонь к точке соединения нижней и средней части грудины больного, выполняйте надавливания на грудную клетку (около 100 в минуту). Каждые 30 движений должны чередоваться с 2 вдохами искусственного дыхания. ⚡️Если инсульт случился на улице, то к оказанию первой помощи привлеките несколько человек. Организуйте действия каждого из них, четко распределив обязанности (кто-то вызывает скорую, кто-то оценивает общее состояние и т.д.). ➡️ Уложив в нужное положение больного, освободите шею и грудную клетку, а конечности укутайте тёплыми вещами, массируйте и растирайте их. По возможности проведите измерение артериального давления. Если есть мобильный телефон или контакты с родственниками, сообщите им о случившемся. 📢Если скорая помощь вызвана сразу после возникновения инсульта, самостоятельно давать больному любые медикаменты не рекомендуется.
1 год назад
Способность дышать, двигаться, говорить, чувствовать… И это всё возможно благодаря головному мозгу! 📌Каждая зона мозга отвечает за конкретную функцию, а при повреждении определённой зоны и утрачивается та самая функция. 📌Но, мозг – интересный орган, его слаженная работа и пластичность даёт человеку шанс  реабилитироваться и вернуться к нормальной жизни. За какие функции отвечает конкретная зона мозга? ➡️Лобная: движение, мышление, поведение, эмоциональный профиль, память, речь, рассуждение, индивидуальность, планирование, принятие, инициатива, умение, настроение, спонтанная моторика, решение задач. ➡️Теменная: чувствительность, чтение, пространственная ориентация,  выражение мыслей, чувствительная зона боли, осязания. ➡️Затылочная: зрение, цветовосприятие, пространственная ориентация. ➡️Височная: понимание речи, поведение, память, слух, эмоции. ➡️Мозжечок: координация движений, устойчивость, синхронизация работы мышц. ➡️Ствол мозга: дыхание, бодрость/сонливость, температура тела, пищеварение, глотание, давление, сердцебиение, концентрация внимания. Эти знания помогут вам оценить проблему с другого ракурса. Несколько примеров из моей практики: Гриша, 9 лет. Со слов родителей - не управляемый «хулиган» с проблемами в письменной речи. При диагностике: нарушения в лобной и теменной зонах мозга. Проблема с поведением скорректирована, успеваемость улучшилась. В.Б., 62 года. Жалобы: постоянная сонливость,  нарушение глотания. При диагностике: нарушения в стволе мозга. Диагноз на КТ: стволовой инсульт. Пациент госпитализирован, спустя сутки переведен на ИВЛ. Через месяц выписан домой. А. П., 39 лет. Жалобы: ухудшение зрения. При диагностике: гемианопсия (выпадение полей зрения), подозрение на инсульт и опухоль. На КТ: объёмная опухоль в затылочной доле. Пациентка прооперирована. Базовые знания помогут вам во время предотвратить серьёзные последствия и спасти близкого от летального исхода, изменить отношение к ребёнку и помочь ему гармонично «дорасти» до нормы.
1 год назад