Найти в Дзене
Загадочное число или символ смысла?
Из личного опыта: когда задаю детям вопрос: «Какое число самое необычное?», то они часто отвечают: «Ноль». Одни из них объясняют как философы: «Ноль – это «ничего», а другие шутят: «Дырка от бублика». Наблюдения за тем, как дети познают мир математики, помогают яснее понять особенности ноля. Ноль – не просто цифра. Он важен для людей. Поразмышляем и мы. Без него невозможна ни наука, ни наша повседневная жизнь. Почему? Во-первых, интересна история нуля. Представим, что мы живем в мире без нуля. Как...
2 недели назад
Электронные дневники и чат с родителями: помощь или головная боль?!
Электронные технологии, можно сказать, стремительно ворвались в нашу школу. Не так давно в ходу были бумажные дневники, а сегодня родители следят за успехами ребенка через электронное приложение как сервис для обмена сообщениями через интернет, т.е. мессенджер. Электронные дневники и чаты в мессенджерах обещают удобство, прозрачность и мгновенную связь. Но за красивым интерфейсом, инструментом взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение между учителем и родителями, скрываются не только плюсы, но и новые вызовы...
2 недели назад
Стоит ли учителю дружить с учениками или это опасная тактика?
Многим учителям, особенно в начале педагогической деятельности, хочется, чтобы ученики видели в них не только строгого наставника, но и доброго, заботливого друга. Дружелюбная атмосфера в классе помогает создать особую, доверительную связь между учителем и школьниками, уменьшает напряжение, стресс у детей. Однако грань между «добрым учителем» и «учителем-приятелем» очень тонкая. Попытаемся разобраться, где она проходит и к чему может привести ее нарушение. Дети – особенно в начальной школе – тянутся к тем, кто их понимает...
2 недели назад
Почему современные дети устают быстрее, чем 10 лет назад?
Каждый день, наблюдая за своими учениками, вы наверняка замечали, как к концу уроков многие из них буквально «выдыхаются»: теряют концентрацию, становятся вялыми или, наоборот, излишне эмоциональными. Сравнение результатов настоящего опыта работы с результатами опыта прошлых лет позволило понять, что современные дети действительно стали быстрее уставать в процессе обучения. Попытаемся разобраться в том, почему это произошло. Десять лет назад смартфоны и планшеты не были так доступны, а сегодня даже первоклассники активно ими пользуются...
2 недели назад
Как учителю сохранить голос в хорошем состоянии?
В любой профессии есть свои трудности. Одной из проблем работы в школе является большая нагрузка на голосовой аппарат учителя. Кто из учителей не сталкивался с тем, что к концу рабочей недели голос становится хриплым, а горло напоминает наждачную бумагу? Особенно тяжело бывает после дней, наполненных объяснениями, чтением вслух и повышением громкости голоса во время шума в классе. Почему учителя зачастую теряют голос? Перечислим некоторые из объективных и субъективных причин: 1) постоянная нагрузка,...
3 недели назад
Запоминать школьные правила можно без зубрёжки, весело и с увлечением
Сколько раз мы с вами сталкивались с тем, что ребёнок, вчера бойко отвечавший на уроке, сегодня не может вспомнить даже простое правило? «Забыл» … «Вылетело из головы» … «Не помню» … Все эти фразы становятся тревожными звоночками. Давайте разберёмся, почему так происходит? И как же помочь детям запоминать важное надолго, без скучной зубрёжки и давления?! Почему правила не задерживаются в памяти некоторых детей? Вот несколько положений, которые помогают понять, почему это происходит: – если информация не повторяется, мозг считает её ненужной и «удаляет»...
3 недели назад
Школьные эксперименты, которые покажут невидимое: «можно ли увидеть воздух»?
Что окружает нас каждый день, но остаётся невидимым? Конечно, это воздух! На уроке окружающего мира в начальных классах дети часто спрашивают: «А можно ли его увидеть?» Давайте вместе поищем ответ через весёлые эксперименты, которые легко повторить даже дома. Почему воздух невидим? Воздух – это смесь газов, которые прозрачны и не имеют цвета. Поэтому наши глаза его не видят. Но это не значит, что его нет! Мы можем заметить воздух по тому, как он действует на предметы вокруг. Представьте, что вы машете рукой и чувствуете ветерок...
4 недели назад
Научиться считать быстрее калькулятора можно, если знаешь школьные способы устного счета
Устный счёт– это не только важный навык для успешного обучения в школе, но и мощный инструмент, развивающий мышление, память и концентрацию внимания. Для всего этого нужно познакомиться с несколькими приёмами, хорошо их усвоить, чтобы умело ими пользоваться. Вот эти «секреты», точнее, разные способы, которые помогут учащимся научиться считать быстро. 1. Метод «Разрядности». Один из самых простых и эффективных способов быстро складывать или вычитать числа – это разбивать их на разряды. Например,...
1 месяц назад
Хочу быть космонавтом! Как в школах начали подогревать интерес учеников к изучению космоса
Каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики – праздник, который напоминает нам не только о подвиге Юрия Гагарина, но и о том, как важно мечтать о звёздах. Когда я спрашиваю своих учеников о том, кто хочет стать космонавтом, то в классе мгновенно поднимается лес рук. И это не случайно! Современная школа активно поддерживает детское любопытство к космосу, превращая уроки в захватывающие путешествия по Вселенной. Почему космос так манит детей? Космос – это бескрайний мир загадок и открытий. Дети, с их природным любопытством, легко погружаются в эту тему...
1 месяц назад
Сложная тема. Родственные слова или однокоренные?
Раскрывать секреты русского языка всегда интересное занятие. Попытаемся это сделать на примере однокоренных или родственных слов. Корень – это часть слова, в которой заключено основное значение родственных слов. Сравним значения таких слов: лес, лесной, лесовик, лесник. Лес – большая площадь земли, заросшая деревьями (Лиственный лес. Собирать грибы в лесу). Лесной – имеющий отношение к лесу (Лесное дело. Лесной район). Лесовик – человек, обычно живущий в лесу, занимающийся лесным промыслом, охотой (Дед мой лесовик)...
2 месяца назад
О роли былин и сказаний в обучении и воспитании детей
Когда ребенок слышит слова «Змей Горыныч», «богатырская застава» или «Чудо-юдо», то он сразу представляет себе что-то сказочное. Но все ли знают, что былины – это не просто сказки? Наши предки, чтобы сохранить память о подвигах героев, традициях, вере в добро, рассказывали столетия назад истории, которые называются былинами. Главный вопрос: Былины – это история или сказка? Прежде всего, разберёмся, что в них правда, а что фантазия, и как сделать изучение детьми былин увлекательным приключением. Былины...
2 месяца назад
Сажень, локоть, пядь. Это сколько? Рассказываем почему раньше себя мерили частями тела.
Когда я рассказываю своим ученикам о древнерусских мерах длины, их глаза загораются от удивления. «Как это – измерить расстояние локтями или ступнями?» – спрашивают они. И тут начинается самое интересное! Возникают разные вопросы. Почему длину чего-либо измеряли, используя слова, называющие части тела, например ладонь, пальцы рук, ступня, шаги человека? Попытаемся представить наше далекое прошлое. Там нет линейки, рулетки или сантиметровой ленты. Зато есть универсальный инструмент – наше тело, которое...
2 месяца назад