Найти в Дзене
Коммуникативная удача (ч.4). Принцип кооперации Г.П. Грайса (ч.2) Напомню, что принцип кооперации состоит из 4 максим (правил). В текущем посте рассмотрим вторую максиму - максиму качества. Максима качества: старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете ложным. Не говорите того, для чего у вас недостаточно свидетельств. Кому понравится, что ему врут или сообщают непроверенные сведения? Порой эта максима нарушается не специально, хотя бывает, что люди нарушают ее намеренно. В любом случае, обнаруженная ложь - риск для коммуникации. Такое общение может перерасти в ссору, а может резко закончится без объяснения причин. Могут быть и другие варианты развития событий: например, ложь распознается не сразу, а через время, и в таком случае договоренности могут быть расторгнуты, т.е. цель коммуникации все же не будет достигнута. Может быть, конечно, и такое, что разоблачение, распознанная ложь, не окажут негативного влияния на коммуникативный процесс, но все же лучше не рисковать - никогда не знаешь наверняка, как поведет себя собеседник. Рассмотрим диалог, ситуация на экзамене: - ... закон Ньютона - это закон, который... он о том, что... - Вы учили? - спрашивает преподаватель. - Конечно! - Тогда рассказывайте. Соберитесь с мыслями и начинайте. - Закон Ньютона, он про то, что... когда эти... ну как их там... - Почему Вы не признаетесь, что Вы не выучили? Если бы Вы сказали честно, я бы предложила Вам другой билет. - Нет! Что Вы! Я учил! - Ну, знаете ли... в таком случае я вынуждена поставить Вам неудовлетворительно. Да-да, знакомая многим ситуация: кому-то по личному опыту, кому-то по рассказам других. Я понимаю, что может начаться в комментариях: "да где Вы таких преподавателей видели!", "да его специально хотят завалить!" Но все же... Если отбросить возможное предвзятое отношение и не дискутировать на тему сдачи экзаменов, а проанализировать диалог, то становится ясным, что именно нарушение максимы качества - причина коммуникативной неудачи. Первый коммуникант (студент) желает получить положительную оценку, второй коммуникант (преподаватель) явно понимает, что студенту не знакома тема билета и желает искренности - у каждого свои цели, однако ни одна из них не может быть реализована в силу нарушения максимы качества со стороны студента. Можно, конечно, пофантазировать, что было бы... если бы... Но если не выходить за рамки предлагаемого для анализа диалога, то он послужит прекрасной иллюстрацией нарушения максимы качества, из-за которой произошла коммуникативная неудача. В конце концов это всего лишь пример. Рассмотри другой диалог, разговор двух приятелей, договорившихся о встрече: - Ты где? Что-то я тебя не вижу здесь, а ведь мы договаривались быть в 16:00 и не опаздывать! - Ну да, 16:00 - это же 6 вечера. - Нет, Петя. 16:00 - это 4 часа дня. А то, что ты имеешь в виду, это 18:00! - Ааа... Извини, пожалуйста, я перепутал. Мы видим конец этой коммуникативной ситуации, развязку - все закончилось коммуникативной неудачей, поскольку цель этой коммуникативной ситуации - встреча, а коммуниканты не встретились, потому что, когда приятели договаривались о встрече, один из них ненамеренно назвал неправильное время, т.е. нарушил максиму качества. Соблюдайте максиму качества и Вам не придется быть неправильно понятым или оказаться в затруднительном положении!
1 год назад
Коммуникативная удача (ч.3). Принцип кооперации Г.П. Грайса (ч.1) Вспомним принцип кооперации Герберта Пола Грайса (о нем говорилось в предыдущих постах). Этот принцип указывает на необходимость для собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Он заставляет нас задуматься не только над тем, что нам говорят, но и над тем, как и, главное, зачем нам это говорят, т. е. помогает разглядеть коммуникативную цель собеседника. Принцип кооперации состоит из 4 максим (правил). В текущем посте рассмотрим первую максиму - максиму количества. Максима количества (полноты информации): ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется. Если говорить больше требуемого, то можно, к примеру, не дать четкого ответа на поставленный вопрос или вовсе отклониться от темы. Если говорить меньше требуемого, то, конечно, человека могут неверно интерпретировать, додумав за него, к примеру. Рассмотрим диалог двух друзей: - Принеси мне эту штуковину! - Да, конечно! Держи. - Да не эту, другую! Этот диалог закончился коммуникативной неудачей (цель диалога не реализована - человек не получил то, что хотел), поскольку один из коммуникантов сказал меньше положенного - не назвал требуемый предмет. Рассмотрим другой диалог: - Как дела? - Да ты знаешь... Вчера вот колесо спустило - к племяннице на свадьбу ехали. Так погуляли хорошо - было весело, вкусно! - Так я не понял: хорошо или плохо? Данный диалог тоже закончился коммуникативной не удачей, поскольку его цель (узнать состояние дел) не была достигнута - второй коммуникант в ответе совместил два события, первое из которых можно интерпретировать как негативное, а второе как позитивное, т.е. дал информации больше, чем требовала того ситуация. Так, из-за несоблюдения максимы количества рассмотренные выше диалоги закончились коммуникативной неудачей. А сколько таких случаев бывает в жизни? И о них не всегда задумываются! Если Вы хотите быть понятым, соблюдайте максиму количества!
1 год назад
Коммуникативная удача (ч.2) Языковые средства (слова, предложения и пр.) напрямую влияют на достижение коммуникативной удачи. Например, если человек использует не те слова или не в том количестве, его попросту могут не понять, хотя он был вежлив и учтив. Или, напротив, человек может говорить столько, сколько требует того ситуация, но использовать при этом резкие или грубые слова и выражения - тогда коммуникация также окажется под угрозой. В таких случаях коммуникативная неудача обусловлена именно вербальными факторами. Законов общения, различных видов, тактик, методик и пр. очень много в современной коммуникативистике, однако все они имеют под собой общие принципы, которые сводятся к тому, что сообщение должно отвечать коммуникативному запросу и соответствовать коммуникативной ситуации. А как именно соответствовать (могут рассматриваться различные параметры) и как именно отвечать коммуникативным условиям - вопросы, требующие детального подхода. Именно о них будет идти речь в следующих постах.
1 год назад
Коммуникативная удача. Что это? (ч.1) Есть несколько точек зрения относительно того, что именно стоит считать коммуникативной удачей. Однако то, в чем большинство исследователей сходятся во мнении, это то, что коммуникативная удача - это коммуникация, цель которой была достигнута. Любая коммуникация (даже самая абсурдная, дисфункциональная) преследует определенную цель. Ее достижение зависит от многих факторов: как от вербальных (выраженных словесно), так и от невербальных (выраженных не словесно). В следующих постах поговорим о вербалике - о том, как речь (ее форма, подача и пр.) влияют на достижение коммуникативной удачи.
1 год назад
Вопрос в коммуникации (ч.4). Советы отвечающему 1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (несколько секунд, например, 3-10). 2. Если вопрос оказался сложным по составу (т. е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части. 3. Если вопрос труден по содержанию, то: а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл; б) повторите вопрос так, как вы его поняли; в) попросите несколько минут на размышление; г) приведите аналогичный пример из собственного опыта. 4. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера. 5. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы на него ответить через некоторое время. 6. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль. Как бы ни складывалась ситуация делового общения, если у вас нет подходящего ответа для конкретного случая, то всегда можно выбрать такой прием, который позволит с достоинством выйти из неприятной ситуации. Но участникам делового взаимодействия следует помнить, что злоупотреблять приемами ухода от ответов не стоит.
1 год назад
Вопрос в коммуникации. Виды вопросов (ч.3) - Наступательные («контратака»). Наступательные вопросы («контратака»). Цель: стимулировать партнера к совершению конкретного действия. Клиент: «Вы успеете перевести деньги к концу месяца?» Продавец: «Если мы Вам это гарантируем, то готовы ли Вы подписать договор сейчас?». - Вопросы-«ярлыки» (или «хвостатые» вопросы). «Вопросы-ярлыки» («хвостатые» вопросы) — это вопросы с гарантированным «Да»: «При продажах услуг очень важно доверие, не так ли?» Они вынуждают партнера снижать критичность мышления и затрудняют возражения. Цель: получить подтверждение или согласие партнера по очевидным преимуществам и обеспечить его вовлечение в разговор: «Не так ли?», «Правда?», «Правильно?», «Вы согласны?», «Верно?», «Вам не кажется?». Такие вопросы также лежат в основе метода Трех «Да», основанного на том, что потребителю подряд, без пауз задают два вопроса-ярлыка, на которые клиент может ответить только утвердительно. Сразу за ними следует (также без пауз) третий вопрос, уже по существу обсуждаемой проблемы. Вероятность получения на него ответа «Да» близка к 100%. - Вопросы — вовлечения (или мечты вслух). Вопросы вовлечения (или мечты вслух) — это любые позитивные вопросы о предмете разговора, которые партнер задал бы себе сам после встречи. Цель: незаметно натолкнуть партнера на позитивные свойства предмета, например: «Наверное, было бы интересно побывать на этом спектакле?». - Проверочные (на готовность к договоренностям). Например: «Как Вам понравилось?», «Что Вы об этом думаете?».
1 год назад
Вопрос в коммуникации. Виды вопросов (ч.2) - Закрытые. Закрытые: часто начинаются с местоимения или глагола и предполагают ответ «да» или «нет». Цель: получить согласие или подтверждение. - Открытые. Открытые: предполагают развернутый ответ, так как на такой вопрос невозможно ответить «да» или «нет». Часто начинаются со слов: что, где, когда, сколько. Цель: разговорить партнера, получить информацию. - Альтернативные («выбор без выбора»). Альтернативные вопросы (или выбор без выбора): манипулятивный прием, который используется для того, чтобы при сохранении иллюзии свободы выбора исключить нежелательный вариант. Цель: получить согласие партнера. Это вопрос, имеющий два ответа, при этом оба подталкивают собеседника в нужном направлении, когда решение еще не принято: «Вам удобнее позвонить в первой или во второй половине дня?». Или: «Вы хотели бы оформить заказ по безналичному расчету или за наличные деньги?».
1 год назад
Вопрос в деловой коммуникации (ч.1) Вопрос — предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения. Вопросы задаются с целью: • подчеркнуть значимость партнера; • вовлечь партнера в разговор; • выявить потребности и желания партнера; • выяснить возможные возражения; • контролировать процесс коммуникации. Задавая правильные вопросы в подходящее время и в подходящей для этого обстановке, Вы можете повысить вероятность достижения коммуникативной удачи, а также оказать влияние на оппонента/ оппонентов.
1 год назад
3 скороговорки со сложным сочетанием звуков 1. Константин, зальцбургский бесперспективняк, констатировал из-под бронетранспортёра. 2. Орёл на горе - перо на орле. 3. Сиреневенькая глазовыколупывательница и переподвыподвертом.
1 год назад
5 крылатых латинский выражений (ч.5) 1. Ad futurum memoriam [ад футу́рум мэмо́риам]. На долгую память. 2. Alma mater [а́льма ма́тэр]. Дословно: питающая мать (об учебном заведении, как правило, об университете). 3. Amor caecus [а́мор цэ́кус]. Любовь слепа. 4. Amor vincit omnia [а́мор ви́нцит о́мниа]. Любовь все побеждает. 5. Animos labor nutrit [а́нимос ля́бор ну́трит]. Труд питает души.
1 год назад
Виды коммуникации по направленности информационного потока Направленность информационного потока - важный фактор, который необходимо учитывать при выстраивании коммуникации, поскольку от него зависит выбор языковых средств (слов, фраз, конструкций и пр.), стиля изложения, выбор невербальных средств, проявление психологического типа коммуниканта (см. в предыдущих постах). В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на: а) горизонтальные (происходят между членами группы, имеющими равный ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе); б) вертикальные (вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на нисходящие и восходящие: коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим (общение начальника со своими подчиненными); восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах).
1 год назад
5 важных характеристик коммуникации, учитывая которые можно выбрать тактики и способы общения 1. По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются: а) на непосредственные (прямые); б) опосредованные (дистанционные). 2.  По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся: а) на активные; б) пассивные. 3. По степени организованности коммуникации подразделяются: а) на случайные; б) неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно (обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения). 4. По характеру кодирования с учетом специфики получателя (адресата): а) публичные — коммуникации, обладающие экспрессией, рассчитанные на массовые аудитории; б) личностные (индивидуальные) — рассчитанные на получение сообщения только конкретным индивидом; в) конфиденциальные — разновидность личностных коммуникаций, не рассчитанных на восприятие третьим индивидом. 5. По характеру процесса, с учетом его результативности коммуникации подразделяются на следующие виды: а) эффективные (успешные); б) неэффективные. Проблема эффективности коммуникаций достаточно сложна. В каждой сфере деятельности эффективность коммуникации зависит от специфики самой деятельности. Общим является: наличие эффекта обратной связи и достижение поставленной цели.
1 год назад