Коммуникативная удача (ч.4). Принцип кооперации Г.П. Грайса (ч.2) Напомню, что принцип кооперации состоит из 4 максим (правил). В текущем посте рассмотрим вторую максиму - максиму качества. Максима качества: старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете ложным. Не говорите того, для чего у вас недостаточно свидетельств. Кому понравится, что ему врут или сообщают непроверенные сведения? Порой эта максима нарушается не специально, хотя бывает, что люди нарушают ее намеренно. В любом случае, обнаруженная ложь - риск для коммуникации. Такое общение может перерасти в ссору, а может резко закончится без объяснения причин. Могут быть и другие варианты развития событий: например, ложь распознается не сразу, а через время, и в таком случае договоренности могут быть расторгнуты, т.е. цель коммуникации все же не будет достигнута. Может быть, конечно, и такое, что разоблачение, распознанная ложь, не окажут негативного влияния на коммуникативный процесс, но все же лучше не рисковать - никогда не знаешь наверняка, как поведет себя собеседник. Рассмотрим диалог, ситуация на экзамене: - ... закон Ньютона - это закон, который... он о том, что... - Вы учили? - спрашивает преподаватель. - Конечно! - Тогда рассказывайте. Соберитесь с мыслями и начинайте. - Закон Ньютона, он про то, что... когда эти... ну как их там... - Почему Вы не признаетесь, что Вы не выучили? Если бы Вы сказали честно, я бы предложила Вам другой билет. - Нет! Что Вы! Я учил! - Ну, знаете ли... в таком случае я вынуждена поставить Вам неудовлетворительно. Да-да, знакомая многим ситуация: кому-то по личному опыту, кому-то по рассказам других. Я понимаю, что может начаться в комментариях: "да где Вы таких преподавателей видели!", "да его специально хотят завалить!" Но все же... Если отбросить возможное предвзятое отношение и не дискутировать на тему сдачи экзаменов, а проанализировать диалог, то становится ясным, что именно нарушение максимы качества - причина коммуникативной неудачи. Первый коммуникант (студент) желает получить положительную оценку, второй коммуникант (преподаватель) явно понимает, что студенту не знакома тема билета и желает искренности - у каждого свои цели, однако ни одна из них не может быть реализована в силу нарушения максимы качества со стороны студента. Можно, конечно, пофантазировать, что было бы... если бы... Но если не выходить за рамки предлагаемого для анализа диалога, то он послужит прекрасной иллюстрацией нарушения максимы качества, из-за которой произошла коммуникативная неудача. В конце концов это всего лишь пример. Рассмотри другой диалог, разговор двух приятелей, договорившихся о встрече: - Ты где? Что-то я тебя не вижу здесь, а ведь мы договаривались быть в 16:00 и не опаздывать! - Ну да, 16:00 - это же 6 вечера. - Нет, Петя. 16:00 - это 4 часа дня. А то, что ты имеешь в виду, это 18:00! - Ааа... Извини, пожалуйста, я перепутал. Мы видим конец этой коммуникативной ситуации, развязку - все закончилось коммуникативной неудачей, поскольку цель этой коммуникативной ситуации - встреча, а коммуниканты не встретились, потому что, когда приятели договаривались о встрече, один из них ненамеренно назвал неправильное время, т.е. нарушил максиму качества. Соблюдайте максиму качества и Вам не придется быть неправильно понятым или оказаться в затруднительном положении!
1 год назад