Найти в Дзене
Желаем всем нам эмоционально Безопасного пространства: для себя, для родных, для работы, для всех нас во всех богатых смыслах этого слова! Каждый из нас понимает, что Безопасное пространство – это и основа, без которой сложно прогнозировать какие-либо психологические изменения, и роскошь встречи со своими различными чувствами и аспектами личности. Мы с моей коллегой – магистры психологии, поэтому создали виртуальное поддерживающее, безопасное и познавательное пространство – Поэзия и Психоанализ, где говорим и рефлексируем через поэтическое слово. Для нас Поэзия и Поэтическая форма - тот символический язык, который дает возможность прикоснуться к Бессознательному, говорить о ярких переживаниях и сложных болезненных чувствах, или просто насладиться красотой и изяществом Поэтического Слова в максимально бережной атмосфере принятия и уважения друг другу.
2 года назад
#темадня Символизм представляет собой определенный язык, который носит универсальный характер, который доступен к пониманию в другой аналогичной системе. Но при этом, пишет Лакан, в связи с особенностями своего формирования, путем переработки частного личного переживания в самом начале человеческого мировосприятия, данный язык имеет свои особые персонифицированные черты. Фактически каждый из нас говорит на своем особом языке, и возможность понимать и принимать друг друга вырабатывается с годами, через образование, воспитание и самопознание. Ученые изучают и еще один аспект: един ли язык сновидений с языком бодрствования, имеют ли они общую языковую модель. Или язык сновидений является некоей прамоделью языка. Именно архаичную модель языка сновидений постулировали в своих исследованиях Якобсон, Лакан, Хомский. Выготский в своих работах говорил о том, что переход с внутренней речи (в том числе и сновидений) к внешней речи процесс сложный, в которой происходит преобразование «предикативных идиоматических структур» в «синтаксически аргументированные», в тот вариант речи, которую уже может воспринимать другой человек. Больной В моём бреду одна меня томит Каких-то острых линий бесконечность, И непрерывно колокол звонит, Как бой часов отзванивал бы вечность. Мне кажется, что после смерти так С мучительной надеждой воскресенья Глаза вперяются в окрестный мрак, Ища давно знакомые виденья. Но в океане первозданной мглы Нет голосов, и нет травы зеленой, А только кубы, ромбы, да углы, Да злые, нескончаемые звоны. О, хоть бы сон настиг меня скорей! Уйти бы, как на праздник примиренья, На желтые пески седых морей, Считать большие, бурые каменья. Николай Гумилёв Дата создания: 10 марта — конец мая 1915 года
2 года назад
Контроль над вдохновением В своей книге "Толкование сновидений" Зигмунд Фрейд приводит цитату из письма Шиллера, как иллюстрацию, что контроль за мыслями, мешает творческому процессу. Вот что происходит, когда мы ограничиваем свое воображение излишне критическими размышлениями. " В творчестве, напротив, разум снимает свою стражу, идеи льются в беспорядке и лишь затем он окидывает их взглядом... Вы, господа критики... черезчур рано устанавливаете мысли и черезчур строго их сортируете..." Письмо датировано: 1 декабря 1788 года. Прошение Фридрих Шиллер Мой дар иссяк, в мозгу свинец, И докурилась трубка. Желудок пуст. О мой творец! Как вдохновенье хрупко! Перо скребет и на листе Кроит стихи без чувства. Где взять в сердечной пустоте Священный жар исскуства? Как высечь мерзнущей рукой Стих из огня и света? О Феб, ты враг стряпни такой, Приди согрей поэта! За дверью стирка. В сотый раз Кухарка заворчала. А я - меня зовет Пегас К садам Эскуриала. В Мадрид, мой конь! - И вот Мадрид. О, смелых дум свобода! Дворец Филипппа мне открыт, Я спешился у входа. Иду и вижу: там, вдали, Моей мечты созданье, Спешит принцесса Эболи На тайное свиданье. Спешит в объятья принца пасть, Блаженство предвкушая. В ее глазах - восторг и страсть, В его - печаль немая. Уже триумф пьянит ее, Уже он ей в угоду... О дьявол! Мокрое белье Вдруг шлепается в воду! И нет блистательного сна, И скрыла тьма принцессу. Мой бог! Пусть пишет сатана Во время стирки пьесу! Перевод В.Левика.
2 года назад
#темадня Существует точка зрения, что только любовь внутри нас способна удержать от ненависти и разрушения, обрыва связей и поглощения негативными переживаниями. Каждый ли из нас способен любить? Как формируется эта способность? С точки зрения Мелани Кляйн способность любить является врожденной, предопределенной. Вместе с тем, способность любить неразрывно связана с чувством благодарности, которое, в свою очередь, позволяет увидеть хорошее в себе и в других людях. Способность человека воспринимать внешний мир как дружественный, способность чувствовать «хорошесть» себя и другого человека, отсутствие преувеличенной потребности в оценке – все это связано с чувством благодарности и с тем, как младенец устанавливает отношения со своей матерью (первичным объектом). Если устанавливаются хорошие отношения с объектом – появляется желание его сохранять, жалеть, доверять. Младенец может испытывать полноценное удовольствие только тогда, когда достаточно развита способность к любви. Именно это удовольствие, получаемое в самых ранних отношениях, образует основу благодарности, последующего счастья и способности чувствовать единство с другим человеком. Единство, подразумевающее полное понимание, необходимое для дружеских или любовных отношений. Именно повторяющиеся переживания удовлетворения, принятие его, позволяют маленькому человеку чувствовать удовольствие и благодарность. Подобные повторяющиеся переживания позволяют благодарности оставаться на глубинном уровне, создавая предпосылки для способности справляться с различными, в том числе, горькими и неприятными переживаниями. #психоанализ #поэзия_и_психоанализ #поэтическая_матрица
2 года назад
Мы «создаем» воспоминания, но и воспоминания «создают» нас, и это динамичный процесс, подверженный самым разным влияниям, помимо того, действительно имевшего место события, которое мы «храним» в памяти. Опыт, который мы пережили ранее, фильтрует наше восприятие более поздних событий... Однако этот процесс работает в обе стороны: то, что мы чувствуем сейчас, может повлиять на наши воспоминания о том, что случилось в прошлом. В результате то, что мы «помним», может изменяться в зависимости от нашего эмоционального состояния или настроения. Например, если у нас депрессия, мы будем фильтровать все наши воспоминания через дымку нашей печали. Сегодня мы знаем, что, как и при открытии документа Microsoft Word на компьютере, при любом обращении к информации, которая хранится в мозгу, вы автоматически открываете ее для редактирования. Вы можете не знать, что ваше текущее настроение и окружение влияют на эмоциональный настрой ваших воспоминаний, вашу интерпретацию событий и даже вашу уверенность в том, какие события действительно имели место. Но когда вы «сохраняете» информацию снова и снова помещаете ее в памяти на «хранение», вы можете ненамеренно изменить ее. Когда вы обсуждаете ваши воспоминания о каком-то событии с другом, членом семьи, врачом, интерпретация, которую вы получаете от них, может внести изменения в них, и, когда вы снова откроете этот «файл», его содержание будет уже другим. С течением времени непреднамеренные изменения могут даже привести к созданию воспоминаний о том, чего на самом деле не было. Брюс Перри, Майя Салавиц «Мальчик, которого растили как собаку»
2 года назад
#темадня Принцип удовольствия и творчество Зигмунд Фрейд Считал, что деятельность каждого человека связана с творчеством. Каждый транслирует через свою деятельность личный опыт, свое жизненное восприятие мира. Но только в художественном творчестве личность не скована условными стандартами, она может воплощать свои вытесненные желания, не оглядываясь на принципы морали и принятых норм. Через символизм, метафору художественных образов есть шанс выразить все то, что, следуя «принципу удовольствия», выходит за грань общепризнанного и рационального. Рассмотрим этот тезис на примере. Двоелюб Я двумя, как надеюсь, любим Во вполне одинаковом плане, И с одной моя связь по моим, А с другой - по ее пожеланьям. Ни одну не хочу потерять: Выбирая, - пион или розу - Это, как "на глазок" измерять, Что бесценнее - свет или воздух? Мне с обеими сладко играть, И люблю я вполне наравне их. Ну, а встанет вопрос выбирать - То, скорей, откажусь от обеих! Петр Гулдедава 2022г #поэзия_и_психоанализ #творчество_и_психоанализ #Фрейд #Гулдедава
2 года назад
Символообразование /Сновидения /Поэзия Процесс символизации неразрывно связан с вытеснением тревоги в пространство бессознательного. За символом скрываются те замещенные, недоступные объекты, которые должны служить удовлетворению, достижению удовольствия. Если говорить о схожести «ткани» сновидений с «тканью» поэзии, то можно увидеть, насколько близки их символы, насколько часто одни образы переходят в другие. Процесс стихотворчества многие творцы производят в своих снах, просыпаясь и записывая те строки, которые пришли им во сне. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» ссылался на множественные случаи, когда авторы творили во сне или в состоянии бодрствования, но видя сны наяву. Он утверждает, что написание стихов можно смело отнести к сновидению, только с открытыми глазами. Приводя в качестве примера творчество Гёте. Искусственные сновидения, созданные, благодаря поэтической фантазии, передают тайные желания и мысли творца. Они становятся доступны для интерпретаций. Для расшифровки тех символов, которые зашифровываются вдохновением. Знакомство с такими произведениями позволяет каждому человеку погрузиться в свой мир фантазий, примерить его на себя, фактически самому оказаться внутри поэтического «сна». Иоганн Вольфганг Гёте ФИАЛКА Фиалка на лугу одна Росла, невзрачна и скромна, То был цветочек кроткий. Пастушка по тропинке шла, Стройна, легка, лицом бела, Шажком, лужком С веселой песней шла. "Ах!- вздумал цветик наш мечтать,- Когда бы мне всех краше стать Хотя б на срок короткий! Тогда она меня сорвет И к сердцу невзначай прижмет! На миг, на миг, Хоть на единый миг". Но девушка цветка - увы!- Не углядела средь травы, Поник наш цветик кроткий. Но, увядая, все твердил: "Как счастлив я, что смерть испил У ног, у ног, У милых ног ее". Перевод Н.Вильмонта 1773 #поэзия_и_психоанализ #символизация_в_психоанализе #психология
2 года назад
Пробиться к чувствам через символизм поэзии. Порой в работе психоаналитик сталкивается с ситуацией, когда контакт с клиентом ослабевает. Ирвин Ялом в своем рассказе «Семь уроков повышенной сложности по терапии горя» описывает ситуацию, когда его клиентка помогла через поэтические символы смогла рассказать о своих чувствах. На одну из сессий она принесла статью Иосифа Бродского, напечатанную в журнале Ньюйоркер, посвященную разбору стихотворений Роберта Фроста. Как указывает сам Ирвин Ялом, между ним и клиенткой в определенный момент в терапии возникло отчуждение и данная статья была ему дана, как подсказка. Она должна была показать те чувства, которые волновали клиентку на сессии, но которые не воспринимал терапевт. У клиентки умер муж и работа горя проходила очень сложно. Ирвин Ялом пишет о том, как он был рад этой подсказке, потому что понимал, что они не могут продвинуться в своей работе, но не видел почему. Он пишет, что он был буквально «очарован» статьей, где давался подробный разбор стихотворения «Домашние похороны» и как он стал соотносить те чувства, которые раскрывались в стихотворении и комментировались Бродским, с теми чувствами, что были на сессии в процессе терапии. На следующей сессии, когда клиентка спросила у терапевта, стало ли понятнее ее душевное состояние, смог ли он расшифровать, что она хотела сказать ему этой статьей? В ответ Ялом поделился с ней своими выводами и чувствами, которые он испытал прочитав статью. Он посчитал их инсайтом (озарением), но вместо одобрения он увидел «выражение растущего неверия» на лице клиентки. Она была так разочарована его реакцией, его невосприимчивостью к материалу, что буквально «прошипела» свою интерпретацию: в стихотворении описывается фермер с женой, которые потеряли сына, так вот фермер – это терапевт, а жена – это она - клиентка. И действия фермера грубы и бестактны. Весь конфликт в стихотворении расписывает как по разному члены семьи относятся к потере. Терапевт в фантазии клиентки аналогичен бесчувственному фермеру, который относится к горю сугубо практично и безэмоционально. И Ялом принимает свободные ассоциации клиентки и открыто спрашивает ее: «И это я (тот фермер), кто бранит вас за ваше горе?...Я – тот, кто копает могилу так размашисто, что гравий летит во все стороны?» И в конце он признается, что видимо не щадит чувства пациентки, пытается влить свое лекарство от горя, не понимая и не чувствуя, что ощущает она. Анализ данной статьи и стихотворения в рамках сессии позволило Ирвину Ялому увидеть реальные отношения, которые складывались «здесь и сейчас» с клиенткой во время сеанса, увидеть что произошло «серьезное столкновение мироощущений», признать его, принять и вновь обрести доверие. И продолжить терапию. Сам Ялом пишет, что такой романтизм, такая манера общения данной клиентки была усвоена ею от матери, которая была художником и часто в обыденной жизни выражала свое отношение не напрямую, а намеками и символами. #психология #разбор_психологического_кейса #поэзия_и_психоанализ
2 года назад
#темадня «Мы пришли в рамках концепции самого Фройда, к той мысли, что речь идет о чтении, о квалифицированном экспериментальном переводе тайнописи того, что занимает в настоящий момент сознание субъекта - тайнописи, рассказывающей о нем самом - вы думаете? - нет, не только о нем, но и обо всем, то есть - о всей совокупности его системы. Воссоздание целостности субъекта, как я вам только что сказал, предстает в виде реставрации прошлого. Однако упор скорее делается на реконструкцию, нежели на переживание заново в так называемом аффективном плане. Как со всей определенностью указывают тексты Фрейда, главным является не вновь пережитое (воспоминание субъекта о чем-либо как о действительно к нему относящемся, как о действительно пережитом, что сродни ему и принято им), но реконструкция - термин, никогда не выходивший из употребления Фрейда Я сказал бы, что, в конечном счете, речь идет скорее не о припоминании, но о переписывании истории. Я говорю вам только то, что есть у Фрейда… Эта мысль красной нитью проходит через все его творчество и никогда не была им оставлена. Ее невозможно сформулировать иначе, чем это сделал я - переписывание истории - вот формула, расставляющая по своим местам различные указания Фрейда по поводу мелких деталей анализируемых рассказов». Жак Лакан, Семинары, «Работы Фрейда по технике психоанализа». #введение_в_психоанализ #поэтическая_матрица
2 года назад
#введение_в_психоанализ #психоанализ_и_творчество #проработка_травмы Чем же является творчество для человека и может ли оно служить освобождением от травматического опыта? Если невозможно снизить энергетический уровень травмирующего события, то нужно его приручить. Недостаточно приказать себе не думать, необходимо чтобы драматическая сцена была переработана психически. Как этот процесс может быть реализован во взрослой жизни? Ведь творческая репрезентация страхов, травм и прочего считается порой малодоступной. Вот тут и возникает вопрос о возможности присвоения и переработки чужого творчества. Личные переживания поэта, выраженные в поэтическом материале, помогают умерить собственную душевную боль. Современная поэтесса Вера Полозкова в своих интервью говорит о том, как часто к ней на концертах походят слушатели, чтобы поблагодарить за ее творчество, которое «помогает им жить». Ведь любое творчество может стать отражением внутренних переживаний личности, фактически иллюстрацией его травматического опыта. Когда каждый из нас читает поэтическое произведение, то он может ощущать свою причастность к данному опыту. И при этом эти ощущения для нас безопасны, не вызывают того накала, как собственная травма. Ведь опыт чужой, нет необходимости говорить в данном контексте о собственной потере, которая может быть так «горяча», что подступиться к ней невозможно. А ассоциировать на тему чужой травмы, чужой боли есть ресурсы и силы.
2 года назад
#темадня #введение_в_психоанализ #психоанализ_через_поэзию Поэтическая форма, как возможность психической переработки внутренней тревоги. Карл Юнг описывает механизм «зачатков поэзии» на примере клинического случая с четырехлетней Анной. Наблюдение за реакцией девочки на рождение маленького братика: «Анна часто подолгу сидела под столом и начинала напевать и рифмовать длинные истории, которые отчасти были непонятными, отчасти, однако, содержали фантастические желания на тему "воспитательницы" ("Я - воспитательница из ордена Зеленого Креста") и отчасти это были явно болезненные чувства, которые ждали своего выражения. Здесь мы встречаемся с важным свидетельством о жизни малышки: речь идет о грезах, даже о зачатках поэзии, о приступах чего-то элегического. Все это такие вещи, с которыми мы обыкновенно сталкиваемся только на последующих ступенях жизни, а именно в то время, когда человек (в юношеском возрасте) склоняется к тому, чтобы разорвать узы семьи и самостоятельно вступить в жизнь, но внутренне он все еще осторожничает и удерживается ностальгическим чувством по теплу родительского стойла. Как раз в это время он начинает создавать поэтические фантазии, связанные с тем, чего недостает, и призванные компенсировать исход. На первый взгляд может показаться парадоксальным сближение психологии четырехлетней девочки с психологией пубертатного возраста; однако родство состоит не в возрасте, а в механизме. Элегические грезы выражают то, что часть любви, которая прежде принадлежала реальным объектам и должна была им принадлежать, интровертируется, т. е. направляется внутрь, в субъект, и там порождает преувеличенную деятельность фантазии». К.Г. Юнг «О конфликтах детской души» @
2 года назад