Найти в Дзене
Сергей Туров / Тугулымские выходцы в старинной Тюмени: купеческий клан Ядрышниковых
Тугулымский район Свердловской области (Тугулымская волость Тюменского уезда) самым тесным образом всегда был связан с Тюменью. Много сделали для первого русского города за Уралом тугулымские выходцы, например, крестьянский род Ядрышниковых из деревни Ядрышниковой, стоявшей на старом Сибирском тракте. Ядрышниковы перебрались в Тюмень не ранее второй четверти XIX в. До второй половины XIX в. фамилия Ядрышниковых не встречается в источниках по народонаселению г. Тюмени. Так, не находим мы Ядрышниковых ни в «Книге записей городовых обывателей» от 1795 г...
3 месяца назад
Вера Литовченко / Духовное и материальное наследие старообрядцев купцов Колмаковых / Часть 1
Размышляя об удивительных судьбах и роли в развитии предпринимательства известных, без преувеличения сказать, по всей Западной Сибири заводоуковских и ялуторовских купцов Колмаковых, задумываешься, что стало главным стержнем, основой их экономического, коммерческого успеха, какое материальное, какое духовное наследство они оставили? И что остаётся людям? Основой всего жизненного уклада семьи Колмаковых, в первую очередь старших её представителей, было старообрядчество. Всё время существования раскола...
4 месяца назад
Поэзия Сибири / Владимир Кочкаренко Кукушка Прошёлся дождик вертуном и мелким бесом. Кукушка, будто метроном, за ближним лесом. Кричи, любезная, кричи года на память. Тебе, конечно, нет причин со мной лукавить. И мне, конечно, нет причин прощаться с белым прекрасным светом, что горчит весенним хмелем. Лети, любимая земля, под облаками, зелёных веток вензеля — душе на память. Лесную речку повстречал и отражаюсь. Не умираю, но сейчас опять рождаюсь. И не печалюсь, но грущу и слёз не скрою. И сердце снова отпущу в лесную крону. Моя земля, моя вода и люди, люди, что с вами станется, когда меня не будет? Сосна, тогда кому, звеня, качнёшь макушкой? Кому ты будешь без меня кричать, кукушка? Публикуется по: Хрестоматия тюменских писателей. В 2-х томах. Редактор-составитель Н. И. Коняев. Фото: Надежда Павлючкова. #Тюмень #искусство #поэзия
4 месяца назад
Обдорская миссия Сибирский листок. 1903 № 15 (23 февр.). В состав существующей у нас православной духовной миссии в 1902 году входили два иеромонаха, священник, диакон, три псаломщика и учитель инородческой школы. Обращенных из язычества в христианство в истекшем году было 53 человека, из них двое остяков, а остальные самоеды. Просвещенные св. верою оглашались в течение двух, трех и пяти дней, большая или меньшая продолжительность оглашений находилась в связи с понятливостью оглашаемых и условиями передвижной жизни их, часто непозволяющей долгосрочных отлучек из чумов. В продолжение года миссионерами совершено было девять путешествий, продолжавшихся от недели до одного месяца. Район же действий миссии приблизительно начинается с 65,5° северной широты на севере, а на западе и востоке граничит с соседними губерниями Архангельской и Енисейской. В распоряжении миссии имеется находящийся в Обдорске и имеющий заново перестроиться в лето т. года деревянный храм, одна походная церковь и три молитвенных дома, из коих один находится в 90 верстах от Обдорска на юго-запад, в юртах Шурышкарских, другой, еще не освященный, в 200 верстах на северо-восток от Обдорска, в местности, называемой Пуйко, и третий в том же направлении — в 300 верстах от Обдорска, в местности Хэ. При последнем молитвенном доме с 1901 года назначено постоянное местопребывание одному из членов миссии. При миссии с 1898 года функционирует пансион для инородческих детей и с 1899 года так называемый приют для малолетних. Первый содержится на ежегодно ассигнуемые православной миссии обществом суммы, второй же получает средства для своего существования частью из того же источника и частью от одного постоянного жертвователя. В пансионе к 1903 году числилось 17 мальчиков-учеников, в приюте же 15 детей, из коих 13 девочек; из детей приюта училось грамоте 10 девочек. Преобладающим элементом в миссионерских учебно-воспитательных заведениях являются зырянские самоеды — народность, происшедшая путем метисации этих племен. Чистых же остяков и самоедов в числе питомцев миссии не больше одной трети. Преподавание в миссионерском училище ведется на русском и языках аборигенов края по особо выработанной священником-миссионером И. Егоровым и утвержденной епархиальным начальством программе, по своему курсу сводящейся к одноклассной церковноприходской школе. Учебниками служат частью принятые вышеупомянутого типа школой руководства и частью тем же священником составленные отпечатанные и рукописные. К выпускному экзамену миссионерской школой подготовлено трое детей: самоед, остяк и зырянский самоед. Обдорск, января 30 дня. #сибирскийлисток
4 месяца назад
Лариса Пономарева // Острожник за книгой / Круг чтения Ф.М. Достоевского в Омске
Во все времена своей жизни Фёдор Михайлович Достоевский неизменно был страстным книжником. Именно из-за чтения и обсуждения «крамольных» (с точки зрения государства) книг из библиотеки М.В. Буташевича-Петрашевского Достоевский, собственно, и был сослан в Сибирь. С января 1847 года он изредка бывал на пятницах Петрашевского, пользуясь книгами его домашнего собрания, организованного по строгому плану, отражающему цели и задачи кружка русских социалистов. Рефераты и споры молодых людей обильно питались из этого источника реформаторских идей, программ и планов...
4 месяца назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала