Найти в Дзене
Разотождествить себя и свои эмоции
Ещё в прошлом году, когда я проходила первый интенсив в Институте Ньюфелда, мне запомнилась фраза преподавателя Ольги Писарик: «Попробуйте начать говорить не «я фрустрирован», а «я чувствую фрустрацию». Уже одно это помогает чувствовать эмоцию по-другому». То есть не «я весь сейчас превратился в свою злость/раздражение/радость/тревогу/скуку», а я сейчас человек, который сохраняет управление собой, хотя и отмечает в себе наличие эмоции. Я тогда подумала - какой интересный акцент. И вот на занятиях...
2 года назад
Психосинтез
Обучение после Нового года началось с лекции по психосинтезу, и снова возникли мысли: «кажется все люди говорят во все времена примерно об одном и том же».  Роберто Асаджиоли, итальянский психиатр и психолог, живший во времена Фрейда, рассматривал психику через набор субличностей, которые есть во всех нас и которые по очереди захватывают штурвал управления нашим Я (как в мульфильме «Головоломка»). Психосинтез называют терапией воли, указывая таким образом на его конечную цель - с помощью волевых...
2 года назад
Психологические защиты. Часть I
На занятиях по психоанализу мы подробно разбирали различных виды психологических защит, которые описал сам Фрейд и его последователи. Преподаватель включил нам серию из сериала  «Пациенты» 2008 года, в которой, как он сказал, представлены почти все их виды. Добавлю ее сюда (@https://disk.yandex.ru/i/WtjSSqhhEqNMSg), вы можете тоже посмотреть и попробовать их поискать. В теме защит мне интересно сравнение двух подходов к ним - парадигмы Ньюфелда и психоанализа. Оба эти подхода талантливо и с разных сторон подходят к одному из самых значительных понятий в психологии...
2 года назад
Дети глазами взрослых
Какими видят детей взрослые? Что это за период для них - детство? Интересно было поразмышлять об этом видении вместе с книгой профессора психологии НИУ ВШЭ Андрея Борисовича Орлова «Психология личности и сущности человека». Традиционная детская психология как  подход зародилась в XIX веке, когда наряду с многими другими философскими и научными темами встал вопрос об осмыслении детского периода жизни. Как это часто происходило в то время, вопрос детства стали рассматривать как продолжение других...
2 года назад
Человекоцентрированный семинар
В последнее время не всегда успеваю писать, хотя мыслей и идей для записей много. Я сейчас учусь в институте для получения базового психологического образования, прохожу Интенсив II в Институте Ньюфелда, посещаю супервизии. Вчера почти весь день проходил практический человеко-центрированный онлайн-семинар «Скрытые возможности человека», на котором выступали докладчики- психотерапевты современники Карла Роджерса. Люди, который видели его вживую, общались с ним, учились у него - Антонио Сантос, Уилл...
2 года назад
Личность в советской психологии
Читаю сейчас книгу профессора НИУ ВШЭ Александра Борисовича Орлова «Психология личности и сущности человека», и узнаю интересные факты о том, как развивалась и влияла на общество советская психология. Изначально Карл Маркс определял человека как «совокупность общественных отношений», то есть, если по-простому, он считал, что человека формирует окружающая среда и то, что с ним в этой среде с момента рождения происходит. Современная психология, в общем-то с этим согласна, добавляя только в это уравнение ещё генетический фактор...
3 года назад
Увидеть мир глазами другого
За последние дни я два раза наткнулась на упоминание одной книги - Томаса Куна «Структура научных революций». В ней автор исследует историю развития науки и говорит, что для смены научных парадигм (и вообще оказывается слово «парадигма» придумал именно Томас Кун) нужна смена мышления. То есть, например, ньютоновская физика была отражением именно ньютоновского взгляда на мир, она господствовала в науке в то время, когда учёные видели мир также, как он. Эйнштейн увидел его по-другому, и появилась теория относительности...
3 года назад
Я сейчас учусь в нескольких местах и могу сравнивать форматы обучения. Меня привлекает неформальное обучение, такое как на Coursera или как на FutureLearn, где я училась до этого. Лекторы легко и непринужденно рассказывают о сложных вещах. Например в лекции про мозг педагог говорил, что это удивительно, что такой невзрачный с виду орган - белый скользкий кусок мяса, - является непостижимой загадкой и удивительным чудом природы, способным на феноменальные по свой эффективности и сложности действия. Мне нравится учиться в формате «науч-поп» книг - с интересом, инсайтами, загадками, юмором. С противоположной стороны стоит формальное обучение. Оно скучное, сухое, безэмоциональное и с использованием обилия сложных терминов. Эмоционально оно чувствуется как нечто неживое и неподвижное. Когда я учусь в таком формате, мне довольно сложно сохранять внутреннюю любознательность. Складывается ощущение, что лектор всеми силами пытается тебе помешать впитать информацию, и противостоять этому может только твой очень сильный интерес, который как путеводная звезда сможет провести сквозь эти тернии)) Я часто думаю, есть ли причины для формального обучения? Возможно, обучение через игру, шутки и простые формулировки теряет свою эффективность? Может ли быть сухость и академичность оправданной? Возможно ли полностью обучить студента, выстроив обучение неформально? Можно ли вводить сложные термины и смысловые конструкции, не теряя при этом легкость слога? Может научпоп нужен для того, чтобы заинтересовать человека, а дальше эстафету должно перехватить формальное обучение? И возможен ли синтез - чтоб обучали легко, с интересом и юмором, но при этом получать профессиональные знания?
3 года назад
Мне очень нравится курс «Введение в психологию» на Coursera от Ельского университета. Слушала там лекцию о психологии развития, и лектор сказал: «Оказывается, что в процессе развития число нейронов меняется. Может показаться удивительным, но общий ход развития - не в том, что внутренняя связанность в мозгу всё растет и растёт, и в нём не становится всё больше связанных нейронов. Скорее наоборот, всё меньше и меньше. И очень большую роль в ранних процессах развития мозга занимает отсечение, избавление от связей между нейронами. Именно это каким-то образом делает возможным более сложное и зрелое мышление». Об этом нам говорили на первом интенсиве в Институте Ньюфелда. В основном считается, что человеку для развития нужно идти по пути наращивания своих знаний, умений и компетенций. Логика довольно простая и прямолинейная - чем больше мозг, тем более развит и умён человек. На этом фоне это довольно обескураживающая новость - то, что, как оказалось, это работает прямо противоположным образом. Я очень удивилась, когда узнала об этом. А сейчас услышала тоже самое от преподавателя Ельского университета. Получается, это как раз о тщетности и о слёзах тщетности. Когда мы плачем, мозг понимает на глубоком уровне, что какой-то из путей, по которому он посылал до этого сигналы, не работает. И диверсифицирует свою работу в другую сторону, начинает проверять другие пути. А «отплаканные» нейронные дорожки отмирают, сокращая таким образом общее количество связей в мозгу. И это сокращение - залог эффективной работы мозга, а не наоборот, как считается.
3 года назад