Найти в Дзене
Навыки самостоятельности или академические навыки: что важнее для ребенка с РАС
Не секрет, что подавляющее большинство родителей обращаются к поведенческому аналитику, когда у их детей А) проблемы с коммуникацией Б) нежелательное поведение. И это вполне объяснимо! Когда ребенок не говорит в возрасте пяти лет или проявляет сильную агрессию по отношению к окружающим, колотя их кулаками наотмашь, навыки самостоятельности на этом фоне меркнут. Становится не до умений надевать ботинки и готовить бутерброд. И поведенческий аналитик по запросу родителей бросает все силы на коррекцию проблемного поведения и тренинг функциональной коммуникации...
6 дней назад
Должны ли дети с РАС освобождаться от выполнения домашней работы?
Одной из трудностей для детей с расстройствами аутистического спектра, их семей и учителей является удовлетворительное выполнение ими своих домашних заданий. Почему же эта категория детей имеет такую сильную эмоциональную реакцию на одну только мысль о начале работы над домашним заданием, и зачастую с трудом справляется с выполнением уроков? Этому может быть два объяснения. Первое из них касается степени стресса и психического истощения аутичных детей от пребывания в школе, а второе связано с особенностями их когнитивных навыков...
1 месяц назад
Стратегии обучения социальным навыкам детей с аутизмом
Как вы знаете, один из критериев по которым диагностируется аутизм - это нарушение социализации. Многие родители обращаются к поведенческим аналитикам с запросом социализировать их ребенка. Представьте себе, ребенку поставили диагноз. У него отсутствует туалетный навык, минимальное учебное поведение, навыки слушателя. То есть ребенок не понимает обращенную речь, не выполняет инструкции и просьбы взрослого. При таком раскладе, даже самые талантливые специалисты не смогут начать работать над интеграцией ребенка в общество, пока не сформируют его базовые навыки...
6 месяцев назад
Каким социальным навыкам необходимо обучить ребенка в первую очередь?
Хорошо сформированные социальные навыки делают человека социально компетентным. Это означает, что он полностью интегрирован в общество, реализует там свои права и исполняет обязанности, при этом чувствуя себя уверенно и комфортно. Человек - существо биосоциальное, нуждающееся во взаимодействии с другими людьми и общественными институтами, чтобы выжить. У ребенка с РАС социализация нарушена. И если не заниматься формированием у него социальных навыков, он никогда не станет самостоятельным членом общества, и всегда будет зависеть от родственников или государства...
6 месяцев назад
РЕСS и другие системы вспомогательной и альтернативной коммуникации
Кроме системы коммуникации РЕCS, существуют дополнительные методы, которые позволяют обучить детей с отставанием в развитии речи способам общения. Эти системы коммуникации включают язык жестов, коммуникативные книги или планшеты на которых ребенок указывает на карточки, слова или символы, а также электронные пособия с голосовыми синхронизаторами. Выбор подходящей системы коммуникации может существенно облегчить обучение ребенка, а также подтолкнуть развитие вокальной речи. Некоторые исследования...
9 месяцев назад
РЕСS - расширение предложений
На данном этапе ребенок учится использовать дополнительные слова (в основном прилагательные) и строить фразы, состоящие из 3-4 символов (слов). Реакция ребенка должна состоять в следующем: Таким образом, ребенок должен научиться просить предметы и действия, которые находятся в поле его зрения, а также отсутствующие предметы. Для того, что бы обучить данный навык, необходимо проверить, какие именно характеристики любимых предметов выделяются для ребенка. Если ребенок предпочитает только красные конфеты,...
9 месяцев назад
РЕСS - дополнительные навыки
В процессе обучения на четвертом этапе - то есть, в процессе обучения составления двух карточек и подачи полоски, а не единичной картинки, ребенок должен обучиться дополнительным жизненно-важным коммуникативным навыкам. 1. Просить помощь. Многие дети, которые научились просить отдельные предметы или действия, затрудняются попросить о помощи взрослого в сложной для них ситуации, и используют привычные поведения для этой цели - плач, истерики, разбрасывание предметов, и так далее. Для того, что бы...
9 месяцев назад
РЕСS - пятый этап
На пятом этапе основной целью является обучить ребенка реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" То есть, только на пятом этапе, после того, как инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос. Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с аутизмом затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только...
9 месяцев назад
РЕСS- шестой этап
Основной целью данного этапа является обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих. Как малыши указывают пальцем в небо и кричат: "Самолет! Мама, смотри - самолет!!". Функция этого поведения - это не получить самолет в свои руки, а привлечь внимание мамы. То есть данное поведение усиливается социальным поощрением (реакцией мамы "Ух ты!"), а не доступом к желаемому предмету или действию. Но данный момент и является затруднением...
9 месяцев назад
РЕСS - четвертый этап
Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску. Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий - ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения,  с помощью фразы, состоящей из нескольких слов...
9 месяцев назад
РЕСS - третий этап. Шаг второй
После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап - выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговой обучение: 2. Когда ребенок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет. Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки...
9 месяцев назад
РЕСS - третий этап. Шаг первый
После того, как ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет - пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации. Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске...
9 месяцев назад