Найти в Дзене
"Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР" Это книга о слухах и городских легендах. Впечатляет и сфера, за которую взялись авторы, это же чистый хаос, и скрупулëзность, с которой они подошли к делу. Книга создана на основе большой научной работы, поэтому в ней много терминов, много обращений к одним и тем же сюжетам под разными углами. Каждый сюжет показан в историческом контексте. Увлекательно настолько, что от этой увлекательности устаёшь примерно в середине. Но сознание расширяет. Выигрыш истории повседневности в том, что она про каждого из читателей. Здесь даже упоминается игра в сифу, даже пишут, почему мы в это играли. В общем, горячо рекомендую интересующимся.
3 года назад
"Доктор Гарин", Владимир Сорокин Мир доктора Гарина - это всё ещё надвигающийся апокалипсис, в котором перемешалось и время, и культуры, и в некотором роде, история. Мир мрачный, алчный и жестокий, но местами всё ещё цивилизованный. Слово "жопа" часто употребляется здесь в буквальном смысле, а если взять образное значение - как раз там всё и происходит. Человечество опускается к своему животному и сексуальному началу, потому что веру оно потеряло в войнах и ядерных взрывах, которые уже перестали быть катастрофой. Психиатр в этом мире не просто в почёте, он необходим, он якорь и оплот. За него держатся, в него влюбляются, женщины его желают (не считала сколько раз у него был секс, много). Кажется, Гарин единственный сохраняет разум и веру, он способен принимать решения. Его путь - это героический эпос сродни древнегреческой мифологии, не зря у него ноги из титана, и Одиссее (был в разных неприятностях и выжил). У книги есть первая часть "Метель", но я не читала и мне это вообще не помешало. Сорокин пишет живо, мрачно, размашисто, разными стилями, местами комично. Гипермодернистски.
3 года назад
"Июнь", Дмитрий Быков Это книга про предчувствие, боль, предательство, про земное и человеческое, ещё немного секса (18+). К концу 1930-х СССР продолжал взращивать советского человека со всеми вытекающими. Прошло стахановское движение, открыты великие стройки, осваиваются новые территории. Люди едут чëрт-те куда работать, поднимать страну, складывается общество, идущее к коммунизму. Параллельно с этим процветают массовые репрессии, государство давит на людей всеми возможными средствами. Кроме того, совсем скоро начнется беспощадная и долгая война, которая унесет 27 миллионов советских жизней. Обстановка так себе, но в это время кто-то взрослеет, кто-то любит, учится, работает, пишет, катается на коньках и ещё много чего делает. В книге три части, сюжеты которых не связаны. Точнее, связаны одним персонажем, водителем Лëней. Почему он? Я не знаю, может, потому что он курьер, ему норм. По-моему, главная мысль состоит в том, что в больном обществе, как и организме, копится гной, появляется нарыв, который должен рано или поздно открыться. Этакий город грехов. Что ни женщина, то шлюха, что ни мужчина, то гулящий, пьющий, больной. Главные же герои - это лишние люди, которые не могут найти место, они филологи, что многое объясняет, большей частью евреи.
3 года назад
"Ампир V", Виктор Пелевин Действие разворачивается в начале 2000-х. Герой молод, но живёт без особого задора. В какой-то момент он выходит из дома и замечает на тротуаре знак со стрелкой, идёт туда, где его ждёт фатальное событие. Его кусает вампир, передав таким образом "язык", то есть герой становится вампиром. Ну а потом начинается совсем другая история. Дальнейший сюжет построен на поиске своего места в мире. В книге всё хорошо. И юмор, и социальный дискурс, и своя философия, собственно, пелевинский взгляд на миропорядок. Неизгладимое впечатление произвели мучительные диалоги о смысле жизни и её устройстве в стиле толстовской "Исповеди". Совершенно невозможно вникнуть в суть, муторно, многословно и безнадежно. Настоящий постмодерн. Отсылки к "Матрице" (конфеты, суперспособности) и в целом к той прожжëнной поп-культуре теперь уже навевают ностальгию.
3 года назад
Владимир Сорокин, "День опричника" Совсем не большая повесть о жизни опричника в России недалëкого будущего. Много крови и слёз пролито, но в итоге у власти находится Государь, выбравший эффективной мерой поддержания своего порядка в стране работу опричнины и других силовых структур. Собственно, в книге во всех откровенных подробностях описан рабочий день одного из опричников. Он просыпается спохмела и засыпает в пьяном угаре. Что характерно, потому что на трезвую голову такими делами заниматься невозможно. Я всё ждала, что у героя появится сомнение, что действия опричнины - это плохо, вот он начнёт бороться с системой. Но с каждым действием происходящее усугубляется, автор не покажет читателю луча света и надежды, их нет. Ясно, что насилие окончательно победило разум. От того все писатели ходят хмурые, видимо. Великой русской идеей стало православие. Вера даёт оправдание и защиту, они дают вере материальные блага и "крышу". В "Дне опричника" очень много рефлексии и отсылок к России конца 90-х - начала 2000-х (новые русские, мерины, нищий народ и купающиеся в золоте олигархи, их любовь к РПЦ и предсказателям и др.) Отдельная тема у Сорокина (не так много его читала, но тенденция видна) - это оргия как религиозный (насколько это возможно) обряд, обращение к древним традициям, очищение и принятие человека. Так после тяжëлого дня опричники чувствуют единство, "вечный круговорот жизни и обновление братства нашего". Моя любимая цитата из книги до невозможности хороша: "Когда плохо на душе, когда враги одолевают, когда круги злокозненные сужаются – забежишь на минутку в Третьяковку, подойдешь к великому полотну, глянешь: сани с боярыней непокорной едут по снегу русскому, мальчик бежит, юродивый двоеперстие воздымает, ямщик скалится… И пахнёт на тебя со стены Русью. Да так, что забудешь про все злободневное, суетное. Русский воздух вдыхают лëгкие. И больше ничего не надобно. И слава Богу…" Кстати, словами "И слава Богу" заканчивается книга.
3 года назад
Сборник "Сибирь. Счастье за горами" неоднозначный. Во-первых, это весьма скучно. Первые несколько рассказов - воспоминания о счастливом детстве, прошедшем в сибирских местах. Ностальгия приятна ностальгирующим, потому что она их успокаивает. Их детство могло пройти в любом другом месте и не стало бы менее счастливым. По сути эти рассказы мало отличаются друг от друга, кроме как литературным талантом авторов. Воспоминания о детстве и юношестве, отсутствие сюжета, условные выводы о том, что не зря уехали оттуда, но Сибирь манит их, словно Арарат скитающихся армян. "А где-то горы, горы, а за ними нивы, Армения моя". Другие рассказы - это описания природы и людей, они хороши, но кому интересно читать только про красоты и харизму? С другой стороны, в рассказах всё же чувствуется сибирский характер, крепкий, суровый и дикий. И это затягивает. У нас тут, как пишет Вырыпаев, "другие миры", Запределье для европейского (географически) человека, ищущего здесь, главным образом, богатства, но и просветление и закалку тоже. Жаль, что никто из авторов не слышал историю про АИК "Кузбасс", она бы очень вписалась. Рекомендую несколько рассказов: Евгений Попов, "Сибирь"; Наталия Клевалина, "Духи и я"; Ирина Богатырёва, "Небо над Телецким"; Андрей Рубанов, "Сибирская битва с мысленным антихристом".
3 года назад
Розали Гилберт, "Интимное средневековье" В период средневековья церковь регламентировала все сферы жизни человека. Секс не стал исключением. Для этого даже существовал порядок исповеди и специально сочинённые 94 вопроса, которые должен задавать священник, чтобы вывести похотливого грешника на чистую воду. У меня большая степень доверия к источниковой базе, потому что о многих материалах я знаю. В книге средневековая реальность дополнена фантазией автора, но в ироничном и неотягощающем стиле. Однако на это надо делать поправку. По оглавлению понятно, что с полной серьёзностью к книге подходить не стоит. Но если вам срочно надо имитировать девственность или снизить свою похотливость, дамы, в книге приводится пара очень сомнительных рецептов.
3 года назад
"Легенды Царьграда" Вообще, жилось в Константинополе неплохо. У них были бани, храмы, ипподромы, форумы, публичные дома (всего один), гавань, где некогда спорили философы из разных просвещённых мест, цистерны с аквидуками. Это всё описано в Патриях Константинополя. А появились они после византийских тёмных веков (7-8 вв.) потому, что связь, традиции, некоторые знания и больше половины населения было потеряно. Люди 9 века не могли объяснить для себя существование всего великолепия, которое осталось в городе после первых императоров. Да что там говорить, некоторые люди 21 века верят в инопланетное происхождение египетских пирамид или Стоунхенджа, это при доступе к информации. У константинопольцев были патрии. Неотъемлемой частью городской среды является скульптура, которую привозили императоры из разных мест империи. При чём, было неважно языческая это скульптура или христианская. Константинопольцы были эстетами и хотели зрелищ. Часто зрелище подкреплялось легендой или суеверием. Вроде того, что статуя Афины выводила на чистую воду изменниц и псевдодевственниц. Или о том, что статуя сенатора раздавила славного мужчину, а это значит, что нужно быть осторожнее, осматривая языческое наследие. Кстати, чтобы нейтрализовать кровавые (потому что требовали жертвоприношений) чары языческих статуй, нужно было у них на лбу выбить крест. Книга, конечно, на любителя (истории Византии), но наталкивает на многие аналогии и даёт понимание образования христианской культуры с политической и урбанистической точки зрения.
3 года назад
Лев Толстой, "Анна Каренина" Мне не нравится история Анны Карениной. Анна с современной точки зрения выглядит как истеричная эгоистка. Сочувствовать ей у меня не получилось. Возможно, потому что мой духовный мир находится в гораздо более низких вибрациях. И когда она определилась со своей жизнью, я выдохнула: "Ну наконец-то". Благо, не Анной единой наполнена книга, поэтому читать её всё-таки интересно. Сила романа в том, что он универсален: любой читатель в зависимости от вкусов может найти в нём ценное для себя. Сюжетов хватает: любовь на разные лады, деревня, русские за границей, упадок дворянства, женские темы, государственные проблемы, земства, образование и т.д. Если взять линию Стивы, то она будет очень похожа на плутовской роман. Очевидно, что в книге есть философское противопоставление: счастливых и несчастливых семей, жизни и смерти (люди (и лошадь) умирают и рождаются. Можно туда отнести Анну и Алексея Карениных), машин (разного рода, в первую очередь поездов) и людей. Именно поэтому считается, что русская философия очень тесно переплетена с литературой. Именно поэтому читать русскую классику непросто, мучительно и депрессивно. Другая сильная черта романа в том, что он создаёт атмосферу описываемого времени. Живая старая Москва с катком, поместья с крестьянами, земские выборы с дебоширами, развитие железнодорожного сообщения с несчастными случаями. Лев Николаевич пишет цельную картину своей эпохи. Погружает в проблемы, с которыми столкнулось общество, а их после реформ Александра II было очень много. И не только из-за реформ. Необходимость перемен витает в воздухе, и автор это чувствует. Персонажи высмеивают коммунистов и женское образование, и тем интереснее, что мы-то уже знаем о роли коммунистов в истории нашей страны. Большое количество отсылок к актуальным событиям, именам и названиям, фактам и т.п. усиливает эффект погружения. (В планах научиться краснеть и смеяться глазами.)
3 года назад
"Тревожные люди", Фредерик Бакман Аннотация была шикарной. Неудачник-грабитель берёт в заложники людей, которые доводят его до ручки. Я представила, как Коэны снимают фильм по книге, и взялась читать. Оказалось, что это сказка для взрослеющих про взрослую жизнь, при этом весьма сахарная, видимо, чтобы не спугнуть молодёжь. Первая моя претензия к переводчику. Предложения составлены так, что чувствуешь, как переводчик думал, куда какие поставить слова. А мне хочется, что бы текст обтекал мой разум, как реченька. Все ругательства сводятся к "чëрт" и "идиот". Они встречаются довольно часто, поэтому заметны. Не знаю, как там в шведском, но в русском языке найдётся хотя бы десяток заменителей. Герои далеки от российской реальности. Они, конечно, тревожные, но очень гуманные и толерантные, все как один понимающие, все извлекли урок из ситуации. В книге есть забавные моменты и обороты. Но и шутки здесь со смягчëнными углами, добрые. Будто для душевно больных, чтобы никого не обидеть. В общем, моё черствеющее сердечко не дрогнуло
3 года назад
"Как закалялась сталь", Н. Островский. Выбор странный, понимаю. Но для того, чтобы прочитать эту книгу у меня было три причины. Во-первых, роман попался мне в бесплатных книгах на Литресе. Во-вторых, действие разворачивается в Украине, а это, что называется, на злобу дня. В-третьих, это была настольная книга моей бабушки и единственная у неё на украинском языке, то есть непонятная мне в детстве. Роман переполнен большевизмом. Только среди большевиков находятся честные и порядочные люди, которые героически жертвуют собой ради "освобождения человечества". Немцы-оккупанты, поляки, петлюровцы - подлые и жестокие насильники, грабители и бандиты, которые прессуют местное население. Обыватели же слабы и во многом непорядочные. В книге прекрасно показано взросление и становление человека. Процесс довольно сложный, и чтобы его проследить, нужно обладать определённым талантом наблюдателя. Персонажи живые и динамичные, их довольно много, они яркие. Павел Корчагин - из первого поколения комсомольцев, герой времени, его поведение во много обусловлено характером, только потом идейностью. Есть в нём наивное и молодое, что располагает к себе. Если абстрагироваться от главной цели романа - пропаганды, получится хорошая приключенческая история с сильным главным героем. Именем автора я бы не стала называть улицы во всех городах страны, Островский - не Пушкин всё-таки. Но личность сыграла на руку популярности романа, ведь он сам был из первого поколения комсомольцев-красноармейцев, чьего опыта хватило бы не на одну жизнь.
3 года назад
"Клуб убийств по четвергам", Ричард Осман Втянуться было сложно, но читается легко и быстро. Оказывается, я плохо воспринимаю простые предложения, а именно так написан роман. Будто это не художественная литература, а стенограмма происходящего. Сюжет книги строится на раскрытии преступлений разного срока давности, которым занимается группа пенсионеров, живущих в посёлке для пожилых. Основные темы: убийства, старость, отцы и дети, любовь. Убийства. Здесь автор, конечно, нафантазировал лишнего. Убивают многие, делают это из-за жестокости, справедливости, даже любви. Все, разумеется, скрывают свои преступления блестяще, некоторые десятилетиями. И вот в один момент собирается клуб и разруливает. Старость. Старость коснётся многих, поэтому читать про неё, скажем, любопытно. Однако шутки про деменцию, кексы или скрипучие колени мне не заходят. Но горячо поддерживаю вино и интригующие занятия после семидесяти. Отцы и дети. Не слишком много про это и не слишком внушительно, даже стереотипно. Любовь. Ощущается, как "вот в наше время любили, так любили. Один раз и на всю жизнь". Наверное, примитивно и приторно. Ждала, что в духе времени появится гейская линия, но нет. Видимо, роман написан для пожилых, чтобы они бодрились и хихикали над шуточками. В общем, на троечку.
3 года назад