Найти тему
Статьи
"Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР" Это книга о слухах и городских легендах. Впечатляет и сфера, за которую взялись авторы, это же чистый хаос, и скрупулëзность, с которой они подошли к делу. Книга создана на основе большой научной работы, поэтому в ней много терминов, много обращений к одним и тем же сюжетам под разными углами. Каждый сюжет показан в историческом контексте. Увлекательно настолько, что от этой увлекательности устаёшь примерно в середине. Но сознание расширяет. Выигрыш истории повседневности в том, что она про каждого из читателей. Здесь даже упоминается игра в сифу, даже пишут, почему мы в это играли. В общем, горячо рекомендую интересующимся.
2 года назад
"Доктор Гарин", Владимир Сорокин Мир доктора Гарина - это всё ещё надвигающийся апокалипсис, в котором перемешалось и время, и культуры, и в некотором роде, история. Мир мрачный, алчный и жестокий, но местами всё ещё цивилизованный. Слово "жопа" часто употребляется здесь в буквальном смысле, а если взять образное значение - как раз там всё и происходит. Человечество опускается к своему животному и сексуальному началу, потому что веру оно потеряло в войнах и ядерных взрывах, которые уже перестали быть катастрофой. Психиатр в этом мире не просто в почёте, он необходим, он якорь и оплот. За него держатся, в него влюбляются, женщины его желают (не считала сколько раз у него был секс, много). Кажется, Гарин единственный сохраняет разум и веру, он способен принимать решения. Его путь - это героический эпос сродни древнегреческой мифологии, не зря у него ноги из титана, и Одиссее (был в разных неприятностях и выжил). У книги есть первая часть "Метель", но я не читала и мне это вообще не помешало. Сорокин пишет живо, мрачно, размашисто, разными стилями, местами комично. Гипермодернистски.
2 года назад
"Июнь", Дмитрий Быков Это книга про предчувствие, боль, предательство, про земное и человеческое, ещё немного секса (18+). К концу 1930-х СССР продолжал взращивать советского человека со всеми вытекающими. Прошло стахановское движение, открыты великие стройки, осваиваются новые территории. Люди едут чëрт-те куда работать, поднимать страну, складывается общество, идущее к коммунизму. Параллельно с этим процветают массовые репрессии, государство давит на людей всеми возможными средствами. Кроме того, совсем скоро начнется беспощадная и долгая война, которая унесет 27 миллионов советских жизней. Обстановка так себе, но в это время кто-то взрослеет, кто-то любит, учится, работает, пишет, катается на коньках и ещё много чего делает. В книге три части, сюжеты которых не связаны. Точнее, связаны одним персонажем, водителем Лëней. Почему он? Я не знаю, может, потому что он курьер, ему норм. По-моему, главная мысль состоит в том, что в больном обществе, как и организме, копится гной, появляется нарыв, который должен рано или поздно открыться. Этакий город грехов. Что ни женщина, то шлюха, что ни мужчина, то гулящий, пьющий, больной. Главные же герои - это лишние люди, которые не могут найти место, они филологи, что многое объясняет, большей частью евреи.
2 года назад
"Ампир V", Виктор Пелевин Действие разворачивается в начале 2000-х. Герой молод, но живёт без особого задора. В какой-то момент он выходит из дома и замечает на тротуаре знак со стрелкой, идёт туда, где его ждёт фатальное событие. Его кусает вампир, передав таким образом "язык", то есть герой становится вампиром. Ну а потом начинается совсем другая история. Дальнейший сюжет построен на поиске своего места в мире. В книге всё хорошо. И юмор, и социальный дискурс, и своя философия, собственно, пелевинский взгляд на миропорядок. Неизгладимое впечатление произвели мучительные диалоги о смысле жизни и её устройстве в стиле толстовской "Исповеди". Совершенно невозможно вникнуть в суть, муторно, многословно и безнадежно. Настоящий постмодерн. Отсылки к "Матрице" (конфеты, суперспособности) и в целом к той прожжëнной поп-культуре теперь уже навевают ностальгию.
2 года назад
Владимир Сорокин, "День опричника" Совсем не большая повесть о жизни опричника в России недалëкого будущего. Много крови и слёз пролито, но в итоге у власти находится Государь, выбравший эффективной мерой поддержания своего порядка в стране работу опричнины и других силовых структур. Собственно, в книге во всех откровенных подробностях описан рабочий день одного из опричников. Он просыпается спохмела и засыпает в пьяном угаре. Что характерно, потому что на трезвую голову такими делами заниматься невозможно. Я всё ждала, что у героя появится сомнение, что действия опричнины - это плохо, вот он начнёт бороться с системой. Но с каждым действием происходящее усугубляется, автор не покажет читателю луча света и надежды, их нет. Ясно, что насилие окончательно победило разум. От того все писатели ходят хмурые, видимо. Великой русской идеей стало православие. Вера даёт оправдание и защиту, они дают вере материальные блага и "крышу". В "Дне опричника" очень много рефлексии и отсылок к России конца 90-х - начала 2000-х (новые русские, мерины, нищий народ и купающиеся в золоте олигархи, их любовь к РПЦ и предсказателям и др.) Отдельная тема у Сорокина (не так много его читала, но тенденция видна) - это оргия как религиозный (насколько это возможно) обряд, обращение к древним традициям, очищение и принятие человека. Так после тяжëлого дня опричники чувствуют единство, "вечный круговорот жизни и обновление братства нашего". Моя любимая цитата из книги до невозможности хороша: "Когда плохо на душе, когда враги одолевают, когда круги злокозненные сужаются – забежишь на минутку в Третьяковку, подойдешь к великому полотну, глянешь: сани с боярыней непокорной едут по снегу русскому, мальчик бежит, юродивый двоеперстие воздымает, ямщик скалится… И пахнёт на тебя со стены Русью. Да так, что забудешь про все злободневное, суетное. Русский воздух вдыхают лëгкие. И больше ничего не надобно. И слава Богу…" Кстати, словами "И слава Богу" заканчивается книга.
2 года назад
Сборник "Сибирь. Счастье за горами" неоднозначный. Во-первых, это весьма скучно. Первые несколько рассказов - воспоминания о счастливом детстве, прошедшем в сибирских местах. Ностальгия приятна ностальгирующим, потому что она их успокаивает. Их детство могло пройти в любом другом месте и не стало бы менее счастливым. По сути эти рассказы мало отличаются друг от друга, кроме как литературным талантом авторов. Воспоминания о детстве и юношестве, отсутствие сюжета, условные выводы о том, что не зря уехали оттуда, но Сибирь манит их, словно Арарат скитающихся армян. "А где-то горы, горы, а за ними нивы, Армения моя". Другие рассказы - это описания природы и людей, они хороши, но кому интересно читать только про красоты и харизму? С другой стороны, в рассказах всё же чувствуется сибирский характер, крепкий, суровый и дикий. И это затягивает. У нас тут, как пишет Вырыпаев, "другие миры", Запределье для европейского (географически) человека, ищущего здесь, главным образом, богатства, но и просветление и закалку тоже. Жаль, что никто из авторов не слышал историю про АИК "Кузбасс", она бы очень вписалась. Рекомендую несколько рассказов: Евгений Попов, "Сибирь"; Наталия Клевалина, "Духи и я"; Ирина Богатырёва, "Небо над Телецким"; Андрей Рубанов, "Сибирская битва с мысленным антихристом".
2 года назад
Владимир Сорокин, "Голубое сало" "Голубое сало" - это, конечно, беспощадно. Это похоже на американские горки. Время от времени тошнит, хочется остановиться и выйти, но Сорокин непрост, он не отпускает читателя. Роман несколько раз перечёркивает сам себя. Главный герой в нём, понятно, голубое сало, путешествующее в пространстве и времени, дающее людям надежду, но автор не оправдывает её. Глубокого смысла, нравственного посыла, идеи в литературном понимании я не нашла. Есть постмодернизм в чистом виде, просто захлёбываешься от него, летит в тебя шматами. Завышенная концентрация тошнотворной жести. Я думала, что уже готова ко всему, но нет. К сношениям генсеков была не готова. Много раз по ходу повествования я нецензурно бранилась про себя. Ближе к концу романа решила, что продолжение снято в фильме "Железное небо". Жаль, но нет. Сорокин пишет детально, стильно, насыщенно, поэтому его хочется читать. В книге есть тексты, стилизованные под разных писателей, от Толстого до Ахматовой, от Достоевского до Де Сада, очень узнаваемые. Как это не полюбить. Он создаёт диссонанс, разрывает шаблоны, выворачивает принятый порядок. Его нужно читать, когда мозг требует новых эмоций от книг. Он закручивает воронку и отпускает читателя в пустоту (хотя нет, в пустоту - Пелевин), в искажённую реальность. Однако я очень рада, что книга закончилась.
105 читали · 2 года назад
Розали Гилберт, "Интимное средневековье" В период средневековья церковь регламентировала все сферы жизни человека. Секс не стал исключением. Для этого даже существовал порядок исповеди и специально сочинённые 94 вопроса, которые должен задавать священник, чтобы вывести похотливого грешника на чистую воду. У меня большая степень доверия к источниковой базе, потому что о многих материалах я знаю. В книге средневековая реальность дополнена фантазией автора, но в ироничном и неотягощающем стиле. Однако на это надо делать поправку. По оглавлению понятно, что с полной серьёзностью к книге подходить не стоит. Но если вам срочно надо имитировать девственность или снизить свою похотливость, дамы, в книге приводится пара очень сомнительных рецептов.
2 года назад
"Легенды Царьграда" Вообще, жилось в Константинополе неплохо. У них были бани, храмы, ипподромы, форумы, публичные дома (всего один), гавань, где некогда спорили философы из разных просвещённых мест, цистерны с аквидуками. Это всё описано в Патриях Константинополя. А появились они после византийских тёмных веков (7-8 вв.) потому, что связь, традиции, некоторые знания и больше половины населения было потеряно. Люди 9 века не могли объяснить для себя существование всего великолепия, которое осталось в городе после первых императоров. Да что там говорить, некоторые люди 21 века верят в инопланетное происхождение египетских пирамид или Стоунхенджа, это при доступе к информации. У константинопольцев были патрии. Неотъемлемой частью городской среды является скульптура, которую привозили императоры из разных мест империи. При чём, было неважно языческая это скульптура или христианская. Константинопольцы были эстетами и хотели зрелищ. Часто зрелище подкреплялось легендой или суеверием. Вроде того, что статуя Афины выводила на чистую воду изменниц и псевдодевственниц. Или о том, что статуя сенатора раздавила славного мужчину, а это значит, что нужно быть осторожнее, осматривая языческое наследие. Кстати, чтобы нейтрализовать кровавые (потому что требовали жертвоприношений) чары языческих статуй, нужно было у них на лбу выбить крест. Книга, конечно, на любителя (истории Византии), но наталкивает на многие аналогии и даёт понимание образования христианской культуры с политической и урбанистической точки зрения.
2 года назад
Лев Толстой, "Анна Каренина" Мне не нравится история Анны Карениной. Анна с современной точки зрения выглядит как истеричная эгоистка. Сочувствовать ей у меня не получилось. Возможно, потому что мой духовный мир находится в гораздо более низких вибрациях. И когда она определилась со своей жизнью, я выдохнула: "Ну наконец-то". Благо, не Анной единой наполнена книга, поэтому читать её всё-таки интересно. Сила романа в том, что он универсален: любой читатель в зависимости от вкусов может найти в нём ценное для себя. Сюжетов хватает: любовь на разные лады, деревня, русские за границей, упадок дворянства, женские темы, государственные проблемы, земства, образование и т.д. Если взять линию Стивы, то она будет очень похожа на плутовской роман. Очевидно, что в книге есть философское противопоставление: счастливых и несчастливых семей, жизни и смерти (люди (и лошадь) умирают и рождаются. Можно туда отнести Анну и Алексея Карениных), машин (разного рода, в первую очередь поездов) и людей. Именно поэтому считается, что русская философия очень тесно переплетена с литературой. Именно поэтому читать русскую классику непросто, мучительно и депрессивно. Другая сильная черта романа в том, что он создаёт атмосферу описываемого времени. Живая старая Москва с катком, поместья с крестьянами, земские выборы с дебоширами, развитие железнодорожного сообщения с несчастными случаями. Лев Николаевич пишет цельную картину своей эпохи. Погружает в проблемы, с которыми столкнулось общество, а их после реформ Александра II было очень много. И не только из-за реформ. Необходимость перемен витает в воздухе, и автор это чувствует. Персонажи высмеивают коммунистов и женское образование, и тем интереснее, что мы-то уже знаем о роли коммунистов в истории нашей страны. Большое количество отсылок к актуальным событиям, именам и названиям, фактам и т.п. усиливает эффект погружения. (В планах научиться краснеть и смеяться глазами.)
2 года назад
"Тревожные люди", Фредерик Бакман Аннотация была шикарной. Неудачник-грабитель берёт в заложники людей, которые доводят его до ручки. Я представила, как Коэны снимают фильм по книге, и взялась читать. Оказалось, что это сказка для взрослеющих про взрослую жизнь, при этом весьма сахарная, видимо, чтобы не спугнуть молодёжь. Первая моя претензия к переводчику. Предложения составлены так, что чувствуешь, как переводчик думал, куда какие поставить слова. А мне хочется, что бы текст обтекал мой разум, как реченька. Все ругательства сводятся к "чëрт" и "идиот". Они встречаются довольно часто, поэтому заметны. Не знаю, как там в шведском, но в русском языке найдётся хотя бы десяток заменителей. Герои далеки от российской реальности. Они, конечно, тревожные, но очень гуманные и толерантные, все как один понимающие, все извлекли урок из ситуации. В книге есть забавные моменты и обороты. Но и шутки здесь со смягчëнными углами, добрые. Будто для душевно больных, чтобы никого не обидеть. В общем, моё черствеющее сердечко не дрогнуло
2 года назад
"Как закалялась сталь", Н. Островский. Выбор странный, понимаю. Но для того, чтобы прочитать эту книгу у меня было три причины. Во-первых, роман попался мне в бесплатных книгах на Литресе. Во-вторых, действие разворачивается в Украине, а это, что называется, на злобу дня. В-третьих, это была настольная книга моей бабушки и единственная у неё на украинском языке, то есть непонятная мне в детстве. Роман переполнен большевизмом. Только среди большевиков находятся честные и порядочные люди, которые героически жертвуют собой ради "освобождения человечества". Немцы-оккупанты, поляки, петлюровцы - подлые и жестокие насильники, грабители и бандиты, которые прессуют местное население. Обыватели же слабы и во многом непорядочные. В книге прекрасно показано взросление и становление человека. Процесс довольно сложный, и чтобы его проследить, нужно обладать определённым талантом наблюдателя. Персонажи живые и динамичные, их довольно много, они яркие. Павел Корчагин - из первого поколения комсомольцев, герой времени, его поведение во много обусловлено характером, только потом идейностью. Есть в нём наивное и молодое, что располагает к себе. Если абстрагироваться от главной цели романа - пропаганды, получится хорошая приключенческая история с сильным главным героем. Именем автора я бы не стала называть улицы во всех городах страны, Островский - не Пушкин всё-таки. Но личность сыграла на руку популярности романа, ведь он сам был из первого поколения комсомольцев-красноармейцев, чьего опыта хватило бы не на одну жизнь.
2 года назад