Найти тему
Статьи
Фарково. В Туруханск
Часть 7. Весна на севере, для меня, это что-то невыносимо тревожное, радостное, необычное. Над горизонтом по кругу не выше и не ниже движется красное, в буквальном смысле красное солнце. Он четко очерчено. Светло теперь днем и ночью. На ночь мы плотно закрыли окна в своем жилище. Недопустима была ни малейшая дырочка, через которую проникал бы свет. Было невыносимо. Сон пропал. Спать не хотелось Местное население все собиралось на берегу р. Турухан, жгло костры и пело песни на своем языке, и ждали птиц. Утром сообщалась радостная весть, что прилетели гуси, лебеди и т.д. Дети были так же на берегу...
9 месяцев назад
ФАРКОВО. ТРАГЕДИЯ
Часть 6 Мы каждый день ходили на работу с утра, а после обеда были дома и занимались побелкой. И вот в один из таких дней вдруг к нам забегает ребенок – Дима, и говорит «Там, в тундре человек умер!» Мы быстро с ним в школу, к директору. Та, давай у него выспрашивать. Мальчик был очень взволнован и говорил беспорядочно. Выяснилось, что они, человек 6 ушли в тундру, у них там есть чум, куда они иногда уходили. Так вот этот раз они набрали водки и там ее распивали. И одному из детей – семикласснику, стало плохо. Остальные дети подумали, что он замерзает, и начали его растирать, раздели. «А он умер!»...
9 месяцев назад
ФАРКОВО. БУДНИ
Часть 5 Было еще для меня очень интересное событие в мире местного населения. Зимой начали рождаться щенки от лаек. О, такие славные, забавные лохматые малыши. И рождались, веди в самые лютые морозы. С ними было забавно играть в снегу. Такие пушистые комочки! И прямо с детского можно сказать возраста их начинали приучать для хождения в упряжке. Им одевался специально сшитый ошейник и шлейку под одну переднюю ножку. Так они и бегали. Ездили мы как-то с Люсей и за дровами. Нас начали обвинять в том, что мы много сжигаем дров, что школу топить нечем будет. Тогда мы договорились с местным владельцем лошади...
9 месяцев назад
ФАРКОВО. УЧИТЕЛЯ
Часть 4. В школе работало всего две старых учительницы — это завуч школы – русская женщина, рыжеволосая и преподаватель русского языка – селькупка, довольно милая женщина. Любила свою работу и детей. Завуч школы была женщиной не глупой и преданной учительскому делу. Судьба ее держала в Фарково. На рыбалке погиб ее муж. А двое мальчиков близнецов, в возрасте 10 лет пошли играть за звероферму и исчезли. Гадалка нагадала, что дети живы и к матери вернутся, и она их ждала. По поводу исчезновения детей версий было три – заблудились и погибли, задрал медведь и украли староверы. Всем нравилась последняя версия, и мать не теряла надежду на встречу с детьми...
9 месяцев назад
ФАРКОВО. ДЕТИ
Часть 3 Однажды работая с детьми в классе я положила свою руку на голову мальчику и ужаснулась ощутив под своей рукой какие-то бугры. После уроков, я пошла в фельдшерский пункт, который был рядом со школой и с сельсоветом. Фельдшерица меня успокоила, сказав, что этот ребенок четыре года жил в Келагской школе-интернате для детей с ослабленным здоровьем. Он болен. Я должна уговорить его прийти в медпункт. Мальчик отказался, тогда я предложила ему прийти к нам с Люсей домой, где я его постригу и вымою ему голову. Когда я его стригла, под лезвиями ножниц трещали вши. Они гнездились в бугорках ран на голове...
9 месяцев назад
В ФАРКОВО
Часть 2. На следующий день был гидросамолет в Фарково и я раньше, теперь хорошо знакомых мне геологов с «Дьявольского», отправилась на место своей будущей работы уже с коллегой. Загрузила я свой скарб в самолет – чемодан и два мешка, Люся свой и мы полетели. Через непродолжительное время мы приводнились на р. Турухан. На берегу стояло много людей. Это были взрослые и дети. Начали выгружать вещи. Мой мешок с химикатами уронили в воду, и он потек разными красками. Я очень боялась за свои вещи, как только их выгрузили на берег, их тут же подхватили и куда-то потащили, я заволновалась «А мне сказали, что их никто не возьмет, здесь другая жизнь!» Наши вещи притащили к школе...
9 месяцев назад
ФАРКОВО. НА РАБОТУ В ШКОЛУ!
Часть 1 Из г. Абакана на самолете лечу в г. Туруханск. Там я должна отметиться о своем прибытии по распределению и отправиться на работу в п. Горошиху в среднюю школу. В окно иллюминатора вижу бесконечные массивы лесов и реки и озера. Городов до Подкаменной Тунгуски нет. Непродолжительная посадка в Подкаменной Тунгуске и дальше Туруханск. Посадка. Моросит мелкий дождь, все однообразно серо как в черно-белом кино. Выхожу из самолета, осматриваюсь – за пределами аэродрома небольшой массив низкорослого леса, впереди деревянное здание аэропорта. У меня много с собой груза. Чемодан с личными вещами и два мешка с книгами и химикатами, которые как я полагала, понадобятся мне для проведения уроков...
9 месяцев назад
Институт
Часть 11. Выбор сделан. Я ведь должна стать учительницей. И вот первые школьные практики. Первая практика в школе длилась неделю. За этот период мы должны были научиться составлять поурочные планы и провести уроки по зоологии. Моя практика проходила в школе у Абаканского моста через Енисей. К урокам готовилась тщательно. Рассказать могла все, что требуется на уроке, построить опрос и закрепить материал. Уроки шли в 5 и 6 классах. Нужно сказать, что у меня было впечатление, что я их провожу безукоризненно. Он от волнения, я не видела класс. Педагоги, которые присутствовали у меня на уроках, удивлялись, что я не вижу как ребятня, пока я самозабвенно объясняю урок, ползают между партами...
10 месяцев назад
Институт
Часть 10. На озера Иткуль и Черное Главными в нашей работе, из многочисленных озер Ширинских степей были озера Иткуль, Фыркал, Черное и Беле. Большую часть работ в одном из полевых летних сезонов проводили на оз. Иткуль. 3.05. 1966 года поездом из г. Абакана выехали в 22.30. до станции Шура. Путешествие сразу началось с небольшого приключения. Разбили 3 литровую банку с формалином. Запах потек по всему вагону. Пассажиры не очень возмущались и согласились, что все не так страшно и даже очень нестрашно, так- как произошла дезинфекция вагона. Формалиновую лужу убрали. За окнами быстро стемнело. Пора и перекусить...
10 месяцев назад
Институт
Часть 9.Новая тема. Тема моих исследований была закрыта, по причине изменившихся обстоятельств в жизни моего любимого преподавателя. И предстоящее лето сулило новыми впечатлениями и открытиями. Мне предложили тему исследований озер Хакасии, а именно изучение фитобентоса и фитопланктона. Очень хорошо! Мне и это очень интересно! И я перехожу теперь под руководство Изосимовой Людмилы Владимировны. Это была яркая личность в институте. О ней нельзя говорить женщина, препод. и. т.д. Это была просто звезда! Неординарная в поступках и высказываниях. Ее педагоги не очень любили! Она собирала в то время материал для диссертации...
10 месяцев назад
Институт
Часть 8. В Ширинских степях Теперь мне все время хотелось участвовать в летних экспедициях. Это было здорово, во-первых, познания мира Земли и путешествия по ней. Пусть не далекие, пусть не в разные страны! Здесь тоже мир богат и для меня мало известен. Продолжаю занимаюсь сибирской кобылкой и видовым составом саранчовых в окрестностях озера Фыркал, это опять Хакасия и ее Ширинские степи. На озеро прибыли в составе супругов Лукьянцевых, моих одногрупниц – Гали Искандеровой и Фриды Вахтель и лаборант из кабинета зоологии. Елена Николаевна собирала материал по паразитам рыб озер Ширинских степей...
10 месяцев назад
Институт
Часть 7. Мои увлечения В это время меня увлекали описания путешествий Фритьофа Нансена. В свою записную книжку я выписала его впечатления о северном сиянии «Было великолепное северное сияние. Сколько раз ни наблюдаешь эту волшебную игру света, не устаёшь ею любоваться она словно чарами приковывает зрение и чувства, притягивает душу, и нет сил от неё оторваться» Книги были иллюстрированы, и я большим вниманием и интересом разглядывала удивительного человека – Ф. Нансен. Да, это был для меня удивительный очень понятный человек – путешественник, человек, познающий суровый, таинственный, увлекательный мир ледяных просторов Земли...
10 месяцев назад