Музыка Сфер
11
подписчиков
Метафизика музыки. Авторский канал Владимира Шуляковского
Концерт Вивальди "Ночь" в "музыкосферном" исполнении. www.youtube.com/...um8
Опубликовано фото
Эта идея, безусловно, перекликается с греческим мифом об Орфее, который игрой на лире мог усмирять стихии, а после смерти своей возлюбленной Эвридики спустился в подземное царство и с помощью своего искусства добился разрешения богов вернуть Эвридику на землю. Идеи Пифагора оказали влияние на становление музыкальной теории Ближнего и Среднего Востока. Так же как и пифагорейцы, арабские мыслители связывали музыкальные интервалы с числами, расстояниями между планетами, с временами года и природными стихиями. Эти воззрения, в частности, получили свое отражение в одном из трактатов ордена «Братья чистоты» (араб. «Ихван ас-Сафа»)«Послание о музыке», который был написан в X в. Автор этой книги, в частности, пишет: «В мире небесных сфер их упорядоченные, непрерывные движения издают согласованные тона, доставляющие радость нашим душам и побуждающие нас стремиться ввысь». Таким образом, можно видеть, что при всем разнообразии древних музыкальных традиций есть нечто их объединяющее – это уверенность в том, что музыка земная есть отзвук музыки небесной - Музыки Сфер - той вечной гармонии и красоты, по законам которой построена вся вселенная. Познанию законов именно такой Музыки и посвящён этот канал.
«Правильная», благозвучная музыка для древнего китайца являлась залогом достижения социальной гармонии: «Если в музыке царит единство и согласие, то устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между народами», – сказано в трактате «Юэцзи» С другой стороны, когда музыка приходит в упадок, в семьях и государстве все рушится: «Когда первая нота расстроена – то звук грубый. Значит, князь высокомерен. Когда расстроена вторая нота, то звук неровный. Значит, чиновники недобросовестны. Когда расстроена третья нота, звук печален – народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный – трудовая повинность тяжела. Когда расстроена пятая нота, звук оборванный – народ голодает, и ему не хватает самого необходимого. Когда расстроены все пять звуков, наступает всеобщее равнодушие. Когда дошло до этого, государство может погибнуть со дня на день» Интересно, что музыка, сама являясь воплощением космического порядка в звуках, в определенные моменты времени могла этот порядок в случае его нарушения восстанавливать. В китайских трактатах есть упоминание о том, что в тяжелые времена засухи и наводнений, бурь и снегопадов, на помощь людям приходили музыканты, своим искусством восстанавливающие тонкий баланс космических энергий и возвращающие расстроенную «гармонию небес».
Такое решение спартанского суда, возможно, покажется современному человеку, привыкшему к полной свободе самовыражения, абсолютно неприемлемым. Однако не стоит забывать, что музыка воспринималась древними как воплощение божественного порядка и гармонии, в силу чего любые нарушения канона осознавались ими как разрушение самих основ бытия, уничтожающих гармонию мира и социального устройства общества, приводящего к нарушению корреляции человека и космоса, а также к разрушению социального устройства общества. В Древнем Китае идея корреляции земного и небесного получила свое законченное воплощение. Две тысячи лет назад в этой стране все, начиная от государственного социального устройства и кончая конструкцией музыкальных инструментов, было образом неких высших космических порядков. Пять основных музыкальных тонов китайской музыки –пентатоники – соответствовали пяти планетам (Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну), пяти природным стихиям (ветру, дождю, жаре, холоду и огню), пяти частям света (северу, югу, западу, востоку и центру), пяти цветам (черному, красному, зеленому, белому, желтому). Эти звуки извлекались на музыкальных инструментах, которые строились по «космологическим» принципам. Например, нижняя дека в гуцине – китайских гуслях – символизировала землю. Верхняя дека – небо. Струны – пять стихий: дерево, огонь, землю, металл и воду.
Боэций считал основной задачей музыканта привнесение в нашу жизнь посредством musica instrumentalis космического порядка - musica mundana, приобщаясь к которому душа и тело (musica humana) исцелялись, и даже само социальное устройство общества становилось более справедливым и гармоничным. В этом отношении весьма показательным будет один интересный документ – декрет, специально принятый в свое время в древней Спарте против нововведений музыканта Тимофея Милетского (ок. 450 – ок. 360 до н. э.): «Поскольку Тимофей Милетский, прибыв в наше государство, пренебрег древней музыкой и, отклоняясь от игры на семиструнной кифаре, и вводя многозвучие, портит слух юношей, а также из-за многозвучия и новизны мелодии делает музу неблагородной и сложной, а вместо простого и упорядоченного устанавливает строение мелоса хроматическим, и вместо энгармонического устанавливает строение мелодии хроматическим, (и слагает [его] беспорядочно), вместо соответствия с антистрофой. Вызванный на соревнования в честь Элевсинской Деметры, Тимофей сочинил [произведение], не соответствующее содержанию мифа о родах Семеллы , [и] неправильно обучал молодежь. По сему было постановлено, в добрый час: царю и эфорам выразить порицание Тимофею, и заставить [его] из одиннадцати струн отрезать лишние, оставив семь, чтобы каждый, видя строгость государства, остерегался вносить в Спарту что-либо не прекрасное».
Пифагор Самосский (ок. 570 – ок. 497 до н. э.) наиболее последовательно изложил эти воззрения, найдя связь между рядом простых чисел и музыкальными интервалами. Поделив звучащую струну на две равные части, он получил октаву, числовое значение которой, очевидно, 2:1. Соотношение 3/2 дает квинту, а 4/3 – кварту, и далее весь ныне существующий музыкальный звукоряд в соответствии с приведенной ниже схемой: Таким образом, мы видим, что все существующие музыкальные звуки, интервалы, а также аккорды, которые они составляют, имеют точное математическое выражение. Но не только музыка является звучащим воплощением числа. По мнению Пифагора, вселенная – это разумно и гармонично устроенный организм, грандиозный инструмент, издающий прекрасные звуки. В нем все галактики, звезды и планеты находятся между собой в соотношениях, представляющих собой консонирующие музыкальные интервалы – чистые октавы, квинты, кварты, и терции. Позднее эти идеи были развиты в трактате выдающегося позднеантичного мыслителя Боэция (480-525) «Наставления к музыке». В этой книге он выдвинул идею деления музыки на мировую (mundana), человеческую (humana) и инструментальную (instrumentalis), которая определяла весь ход развития всей европейской музыкальной культуры более тысячи лет.
В древнем китайском трактате «Люйши чуньцю» (III в. до н. э.) звук описывается как одна из первооснов бытия, коренящаяся в «великом едином». .«Истоки музыкального звука чрезвычайно далеки-глубоки. Он рождается [с той] высотой-интенсивностью, которая уходит в [неявленное] великое единое [дао]. Великое единое [дао] задает двоицу прообразов – лян и, двоица прообразов задает соотношение инь-ян. Изменяясь, это соотношение [за счет] поляризации сил инь и ян [усиливается], образуя [индивидуальный] звуковой [образ]. [Перемешиваясь], как хуньдунь, [звуковые образы] распадаются и вновь образуются, обрязуются и вновь, распадаются – [все это мы] определяем как постоянный закон неба-природы». Подобные цитаты из древних текстов можно было бы приводить довольно долго, но даже по приведенным отрывкам видно, что в них присутствует нечто общее. Идея живого гармоничного космоса, лежащая в основе мировосприятия древнего человека, и музыки как слышимого образа вселенной, привносящей в нашу жизнь божественный порядок, рождала схожие музыкально-теоретические концепции в странах, зачастую разделенных между собой тысячами километров. Удивительно, что во многом похожие мысли высказывали философы и Древней Греции, и Китая, и Индии, и стран Ближнего Востока.
Между тем такое утилитарное отношение к музыке в человеческой истории было распространено не всегда. Всего каких-то полторы – две тысячи лет назад люди считали, что музыкальный звук, в более широком смысле – вибрация, лежит в основе мироздания и является основой всего сущего. Индийский философ Матанга (VII в.) в трактате «Брихаддеши» писал: «Звук есть высшее лоно – причина всего» («Музыкальная эстетика стран Востока», С.103). Звук, согласно Матанге, определял первоначальное состояние мира и первые этапы творения вселенной. Этот текст, возможно, напомнит многим первые строки Евангелия от Иоанна, где сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). В первой книге Библии «Бытие» мы также встречаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал (т.е. снова идет речь о творении звуком ) Бог: да будет свет. И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Быт. 1:1–5).
Продолжаем тему! Современный джаз (Ян Гарбарек, Эберхард Вебер, Чик Кориа) и серьезный рок – явление достаточно элитарное. Если не считать единичных «арт-роковых» прорывов таких ансамблей, как «Пинк Флойд» или «Квин», эта музыка не выходит за рамки соответствующих клубов, имеющих, конечно, большее число почитателей, чем нидерландские полифонисты, но все же достаточно ограниченное. Возвращаясь к музыке, основным транслятором которой является в наше время Муз ТВ или «Радио Шансон», следует заметить, что она вполне отвечает потребностям значительной части современного общества, являющегося по своей сути обществом потребления. Поп-музыка достаточно точно отражает эстетические вкусы и запросы большинства, которые этим обществом потребления и сформированы. Его главная задача – произвести с наименьшими затратами некий продукт, и продать его как можно большему количеству людей. Смысл подобной музыки заключается в создании некоего фона, который делает процесс потребления (пищи, информации, товаров, услуг ит. п.) более комфортным и удобным, не требующим особых эмоциональных затрат. Как известно, со всеми этими задачами канал Муз ТВ справляется достаточно хорошо, особенно если для оценки его «продукта» оперировать только экономическими и финансовыми категориями.
Продолжение Внутри себя академическая музыка также не представляет однородного явления. Ее звезды – оперные певцы, дирижеры, некоторые инструменталисты – конечно, серьезно уступают звездам поп-музыки по степени популярности и гонорарам, но, тем не менее, известны, хотя бы понаслышке, достаточно большому числу людей. Тогда как искусство композитора, пишущего в сложной современной технике – Дьёрдя Куртага (род.в 1926 г.) или Владимира Мартынова (род. в 1946) – доступно для понимания далеко не всем выпускникам консерваторий и имеет весьма узкий круг почитателей, что, конечно же, не является мерилом его качества. Любовь к музыке прошлых эпох так же распределяется весьма неоднородно. Здесь безусловным лидером является музыка XVIII–XIX вв. – И. С. Бах (1685–1750), А. Л. Вивальди (1678–1741), В. А. Моцарт (1756–1791), Л. ван Бетховен (1770–1827), П. И. Чайковский (1840–1893). А вот другим эпохам повезло значительно меньше: нидерландскую полифонию XVI в.или творчество гениальных композиторов XIVв. Г. де Машо (ок. 1300–1377) и Ф. Ландини (1325–1397) знает, слушает и понимает весьма небольшое число специалистов и любителей. Круг почитателей музыки сохранившихся традиционных культур (индийской, иранской, японской) и коллективов, занимающихся аутентичным фольклором, также невелик. Некоторое исключение здесь, наверное, составляет Индия, но на общем мировом фоне это скорее исключение, чем правило.
Что нового можно сказать о музыке современному человеку, в распоряжении которого имеется радио, телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты, ежесекундно низвергающие на него поток разнообразных звуков? В средствах массовой информации непрерывно ведется разговор о музыкальных новинках, составляются различные хит-парады, рейтинги, обсуждается личная жизнь «звезд», публикуются многочисленные интервью. Музыка прочно заняла свое место в современном обществе потребления, став важной частью рынка услуг и развлечений. Деятели шоу-бизнеса и его «звезды» строят себе замки наравне с нефтяными и финансовыми магнатами, покупают виллы на Лазурном берегу; популярные ансамбли собирают многотысячные стадионы и устраивают мировые турне; музыкальные телеканалы и радиостанции имеют огромную аудиторию, которая год от года только растет. Тем не менее, стоит заметить, что музыка – это значительно более глубокое и разнообразное явление, чем то, что большинство из нас слышит сегодня по радио, в ресторане или общественном транспорте. Например, современная академическая музыка – та, которой занимается незначительный процент музыкантов-профессионалов, имеющих специальное образование, в отличие от рока и так называемой «популярной музыки» – имеет неизмеримо меньшую аудиторию. Здесь, наверное, уместно провести аналогию с голливудским блокбастером и арт-хаусным фильмом: процентное соотношение почитателей будет почти таким же. Про этот музыкальный арт-хаус мы и будем далее говорить.