К схеме диалектики демократии В общем описать движение понятия в диалектике можно следующим образом: 1. пребывание в себе; 2. исхождение в своё иное; 3. возвращение к себе из своего иного. И как-то, размышляя о современной демократии, подумалось, что вполне можно схематично описать её сегодняшнее поведение. Во-первых, чтобы демократии состояться как определённой для себя, она должна отличать себя от всего иного – и в данном случае нас интересует прежде всего область политических режимов; в историческом плане это будет выражаться в сопоставлении собственного развития с развитием этих политических режимов и тех, которые появились или появятся (новый виток осмысления). Это можно обозначить как акт познания, в котором на основе собственных черт, ядро которых уже есть, демократия и выявляет те режимы, с которыми она не согласна и которых она запишет во враги, выражая свою претензию на тотальность. Во-вторых, взаимодействуя с инобытными ей режимами, она будет наращивать ресурсы для превосходства над ними, но эти ресурсы она не может черпать сама из себя, тем более что и претензия на тотальность в рамках самозащиты и сознания своей истинности подталкивает её к выходу из себя, из спокойной изолированности для экспансии, т.е. определения своего инобытия в соответствии с собой, поскольку демократия считает себя образцом и парадигмой для всего инобытного ей. Это акт воли, в котором демократия утверждает себя, стремясь перекраивать мир согласно своим положениям (и, в общем-то, она не остановится, пока не разовьётся в тотальность, подчинив себе всё; кажется, именно это мы и наблюдаем). В-третьих, она (если смотреть на конечную и, предположим, удавшуюся перспективу) замкнётся на себе, образовав нерушимое единство других с собой, но такое единство, которое будет всё более искоренять момент различия с собой. Однако, думается, чем более она будет подавлять всякую инаковость в себе и таким образом самозамкнуто "развиваться", тем более она погрязнет во лжи, лицемерии и гордыне, поскольку подвергнется самоотрицанию (принцип свободы от диктатуры обратится принципом диктатуры демократии, причём не всегда в виде применения явной и грубой силы – сегодня и мягкая сила вполне используется), выражающемуся в несоответствии со своими ключевыми положениями. А это значит, что она из себя порождает и будет порождать отрицающие её силы (другое дело, что неясно, насколько многочисленны они будут). И вполне возможно, что именно в эпоху наиболее всеохватного господства демократии грянет молния, возвещающая о близком конце всей нынешней и будущей мерзости, которую Господь мечом уст Своих поразит наконец и покончит с этими гадкими предсмертными потугами.
1 год назад