Найти в Дзене
Приложение II. О национальности, национализме, этносе, народе.
И когда заходит речь о русском национализме, надо разуметь его именно в этом ключе: здесь выносится на знамя защита интересов целостной русской нации, а не только русских. Короче говоря: национализм — не про национальность в смысле этничности, а про нацию. Следовательно, подлинный русский национализм предполагает иное понятие нации, чем вышеприведённое в связи с О. Бауэром. Тут нация должна пониматься не формально-логически, а диалектически, то есть она как наиболее общая форма единства должна включать в себя все различия входящих в неё частей. Тут нация — это не как плавильный мультикультурный...
1 месяц назад
Приложение I. О национальности, национализме, этносе, народе
Этнос, согласно С. М. Широкогорову и М. Веберу, — это исторически сложившаяся форма общности людей, говорящих на одном языке и имеющих общие традиции и происхождение. На своём историческом пути этносы взаимодействуют и могут порождать народ — объединение этносов, вступающих в исторический процесс как политический субъект с весьма сложной общественной структурой. Что касается «национальности», то это понятие ввёл австрийский марксист О. Бауэр в 1870-х гг., понимая под нею народ, переходящий в состояние нации. Нация же понимается как форма общегражданской идентичности, предполагающая стирание культурно-языковых различий и самостоятельную политическую субъектность...
1 месяц назад
О патриотизме. Часть III.
Надо ли говорить, что глобализм, космополитизм и интернационализм — это губительные для человечества идеи, которые своим орудием уничтожения человечества избрали сами их поборники? И всё-таки кое-что нужно сказать, не вникая в точное соотношение этих трёх понятий, поскольку выявление такового не является непосредственным предметом размышлений. Итак, пусть эти три понятия в своём существе тождественны. Они в этом тождестве упирают на межнациональность отношений. Но поскольку эта межнациональность только и может существовать благодаря национально-этническому (о различии нации, этноса, народа как...
1 месяц назад
О патриотизме. Часть II
Итак, патриотизм должен быть оправдан в Боге и обоснован духовно. Всякий народ ведëт духовную жизнь и причастен к ней, даже когда не ведëт еë планомерно и сознательно. Но сознательность (и степень истинности, соответствия Божественному Откровению) ведения этой духовной жизни как раз приближает земное Отечество к Небесному Отечеству, или Царствию Божию. Последнее, по сути, является образцом для первой, идеальным и вместе бытийным первообразом еë, отнюдь не упраздняющим еë. В этой укоренëнности, в этом тотальном и посильном стремлении к горнему общественно-историческая жизнь этноса, народа, нации, основанная на богообщении и делании заповедей Божиих, имеет своë последнее оправдание...
1 месяц назад
О патриотизме. Часть I
Если начинать с тезиса, то я бы утвердил следующее: патриотизм, или любовь к своей Родине, — это естественное общественное чувство, укоренённое в духовно-материальном порядке бытия. По сути, это возврат к той формуле, которую я уже озвучивал (https://t.me/poemsandphilosophyborodini/158): «Живая и вполне ощутительная, выраженная в деятельности и духовно-идейной, судьбоносно-исторической и телесно-этнической общности захваченность человеческого существа в его целом, данная как народно-соборное многоединство, – и есть, должно быть, действительное переживание Родины». Есть ли патриотизм какое-то переживание? Конечно, иначе бы оно не могло быть достоянием сознания...
1 месяц назад
Мысли о критике религии Фейербахом и Марксом. Часть VI.
Что можно ещë сказать о марксовой критике религии? Она является прекрасным примером того, как положения концепции, обращëнные на неë саму, создаëт действительные трудности для неë же. Речь идëт о следующем. Если определëнный этап общественно-исторической практики создаëт определëнный круг, матрицу мировоззрения, если парадигма задаëт определëнный тип восприятия бытия, то как же Маркс, марксизм могли неискажëнно понять религию? Тут-то и становится ясно, что мышление в соответствии с принятыми началами закупоривают для Маркса и маркистов подлинный взгляд на религию. Да, религия принимается как часть...
2 месяца назад
Мысли о критике религии Фейербахом и Марксом. Часть V.
Что же делать с тем фактом, что в первобытном обществе ещё не было классового общества и угнетения, но религия была? Более того: этнография и практическое религиоведение XX века только подтвердили мысль, что безрелигиозных обществ не было и нет. Можно было бы, конечно, ответить на это что-то в духе: «Недоразвитым, нецивилизованным примитивным людям нужно было как-то объяснять себе мир — вот они и обращались к каким-то божественным, мифологическим силам». Но те же религиоведы и этнографы (Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, В. Р. Кабо, В. Шмидт и многие другие) показали, что мышление аборигенов (коренных...
2 месяца назад
Мысли о критике религии Фейербахом и Марксом. Часть IV.
«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия»...
2 месяца назад
Мысли о критике религии Фейербахом и Марксом. Часть III.
Итак, Маркс начинает говорить об общественных корнях религии (хотя, конечно, под словом «общественное» он понимает нечто вполне определённое, о чём будет далее). Однако до этого он проводит анализ как гегелевской философии, так и фейербахианской критики — речь, конечно, идёт об «Экономическо-философских рукописях 1844 года», а именно о разделе «Критика гегелевской диалектики и философии вообще» (о труде «К критике гегелевской философии права» тоже будет сказано некое слово). По мысли Маркса, заслуга Фейербаха раскрывается трояким образом: 1) он доказал, что старая философия, нашедшая своё завершение...
2 месяца назад
Мысли о критике религии Фейербахом и Марксом. Часть II.
В комментариях было верно замечено, что Фейербах как бы опустошает понятие Бога, так что, как бы мы его ни повернули — к человеку ли, к Богу ли, — мы не можем утверждать обязательность вывода об иллюзорности Бога и существовании самих качеств человека в качестве Его. Если б эта понятийная критика была бы последовательна, то нужно было бы отказаться и от понятия религии как развенчанной и ничего в себе не несущей. Однако Фейербах этого не делает: он распространяет понятие религии вообще на область человеческих отношений, разумея как их вершину отношения любви. Так существование Фейербаха определило,...
2 месяца назад
Мысли о критике религии Фейербахом и Марксом. Часть I.
Уже было писано, что Гегель заложил предпосылки разрушения его системы в полагании основного для него принципа тождества бытия и мышления (https://t.me/poemsandphilosophyborodini/146). В рамках нашей темы этот принцип преломляется в виде тождества Бога и человека: 1) человек — высшая форма бытия Бога; 2) в человеке Бог достигает абсолютного знания Себя; 3) человек и есть Бог. Но Гегель ещë не делает шага, переворачивающего всю его концепцию. Это делает Фейербах, по существу утверждая, что раз есть...
2 месяца назад
К схеме диалектики демократии В общем описать движение понятия в диалектике можно следующим образом: 1. пребывание в себе; 2. исхождение в своё иное; 3. возвращение к себе из своего иного. И как-то, размышляя о современной демократии, подумалось, что вполне можно схематично описать её сегодняшнее поведение. Во-первых, чтобы демократии состояться как определённой для себя, она должна отличать себя от всего иного – и в данном случае нас интересует прежде всего область политических режимов; в историческом плане это будет выражаться в сопоставлении собственного развития с развитием этих политических режимов и тех, которые появились или появятся (новый виток осмысления). Это можно обозначить как акт познания, в котором на основе собственных черт, ядро которых уже есть, демократия и выявляет те режимы, с которыми она не согласна и которых она запишет во враги, выражая свою претензию на тотальность. Во-вторых, взаимодействуя с инобытными ей режимами, она будет наращивать ресурсы для превосходства над ними, но эти ресурсы она не может черпать сама из себя, тем более что и претензия на тотальность в рамках самозащиты и сознания своей истинности подталкивает её к выходу из себя, из спокойной изолированности для экспансии, т.е. определения своего инобытия в соответствии с собой, поскольку демократия считает себя образцом и парадигмой для всего инобытного ей. Это акт воли, в котором демократия утверждает себя, стремясь перекраивать мир согласно своим положениям (и, в общем-то, она не остановится, пока не разовьётся в тотальность, подчинив себе всё; кажется, именно это мы и наблюдаем). В-третьих, она (если смотреть на конечную и, предположим, удавшуюся перспективу) замкнётся на себе, образовав нерушимое единство других с собой, но такое единство, которое будет всё более искоренять момент различия с собой. Однако, думается, чем более она будет подавлять всякую инаковость в себе и таким образом самозамкнуто "развиваться", тем более она погрязнет во лжи, лицемерии и гордыне, поскольку подвергнется самоотрицанию (принцип свободы от диктатуры обратится принципом диктатуры демократии, причём не всегда в виде применения явной и грубой силы – сегодня и мягкая сила вполне используется), выражающемуся в несоответствии со своими ключевыми положениями. А это значит, что она из себя порождает и будет порождать отрицающие её силы (другое дело, что неясно, насколько многочисленны они будут). И вполне возможно, что именно в эпоху наиболее всеохватного господства демократии грянет молния, возвещающая о близком конце всей нынешней и будущей мерзости, которую Господь мечом уст Своих поразит наконец и покончит с этими гадкими предсмертными потугами.
1 год назад