Найти в Дзене
Методы борьбы со стрессом
Поступление в высшее учебное заведение характеризуется высоким уровнем психоэмоционального и физического напряжения. Все студенты прибегают к каким-либо методам совладания с экзаменационным стрессом. Ниже нами приведены достаточно популярные среди студентов методы борьбы со стрессом. 1. Отвлечение, эмоциональная разрядка (22 высказывания, 88% от общего числа высказываний). В эту группу вошли такие методы, как прослушивание музыки, просмотр фильмов, чтение художественной литературы, прогулки и т.д...
3 года назад
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ВО ВРЕМЯ СТРЕССА _________ Независимо от причины, формирование стрессовых реакций подвержено общим закономерностям. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия был впервые открыт Г.Селье и обозначен им как генерализованный (общий) адаптационный синдром (ГАС), или стресс. По Селье стресс протекает в три стадии, как это показано на рисунке. Реакция «тревоги» характерна для начальной стадии действия стрессора, суть ее состоит в генерализованной мобилизации защитных сил организма. Начальная стадия неизбежно переходит в стадию «резистентности», или устойчивости, если продолжающееся влияние стрессора совместимо с адаптацией. Стадии «истощения» соответствует стойкое снижение резервов организма на фоне продолжающегося действия стрессора. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий (эустресс), он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил, в том числе иммунной системы. Если же воздействие стрессора имеет чрезмерную силу или продолжительность, превышающую адаптационные возможности организма, то наступает третья стадия – истощение адаптационных резервов, и первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Стресс влияет на всех людей в различной степени, а реакция на стресс может быть как положительной (эустресс), так и отрицательной (дистресс). При этом у студентов нередко преобладают дистрессовые реакции.
3 года назад
ПОГОВОРИМ ОБ ЭКЗАМЕНАХ? _________________ Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих состояние фрустрации у студентов. Работа с большим количеством информации в сильно сжатые сроки, страх, недостаточная осведомленность в изучаемых дисциплинах, несоблюдение режима питания и недостаток сна способствуют возникновению стресса. Стресс – это своеобразная реакция человека на психическое физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс, имеющий затяжной характер, может в дальнейшем привести к депрессивным состояниям. Во время обучения студенты испытывают стресс, который в дальнейшем может повлиять на их отношение к профессии, психологическое и физиологическое состояние и на личностное становление. Психологическое напряжение может появиться у студентов уже до начала сессии, а после ее завершения может сохраниться даже если не будет других напряженных ситуаций. Но возникнуть стресс может и из-за личных причин. Например, отсутствия социальных связей или конфликтов со сверстниками, одногруппниками, неспособности справиться с требованиями преподавателя, семейных проблем и трудностей, оторванности от родителей (особенно если студенты живут в общежитии), хронических болезней. Следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда вреден. В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных задач
3 года назад
Что я могу контролировать? _________________________________ Мы часто чувствуем себя застрявшими в работе, отношениях, каких-то обязательствах, невезении. Нам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, и мы не можем ее изменить. Такое чувство вызывает сильный стресс. Избавиться от него позволит простой инструмент, суть которого — задать себе три вопроса в строгой последовательности: 1. Что я тут не могу контролировать? 2. Что я пытаюсь контролировать сейчас? 3. Что из того, что я пока не контролирую, я мог бы контролировать? Обычно обнаруживается, что вещи, которые вы не в состоянии контролировать, находятся извне, а то, что вы до сих пор не контролировали, хотя и могли, — в вас самих. Сосредоточьтесь на последних и не пытайтесь влиять на то, что от вас не зависит. Когда вы входите в стрессовую ситуацию на своих условиях, результат всегда бывает лучше.
3 года назад
ЧЕГО БОЯТСЯ СТУДЕНТЫ? _______ Многим кажется, что во время сессии первокурсники и старшекурсники очень сильно отличаются друг от друга. Как оказалось, это не во всех моментах так. Есть несколько вещей, которые объединяют первый и последний курсы. Но сначала о различиях. О чем же переживают студенты? Как оказалось, о материальном. Большинству первокурсников тяжело жить отдельно от родственников и распоряжаться финансами. Старшекурсники же наоборот уже уверенно чувствуют себя, живя отдельно, но у них появляется новый страх – страх будущего. И нам понятны причины его возникновения. Из общих проявлений стресса можно отметить: плохую концентрацию внимания, повышенную отвлекаемость, обидчивость и раздражительность, ощущение постоянной нехватки времени, низкая работоспособность и повышенная утомляемость. Следствием всего этого является плохое настроение. Также биологические проявления (у студентов последних курсов встречаются немного реже, чем у первокурсников): плохой сон, головные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, учащенное сердцебиение, скованность, дрожащие мышцы. Какими способами студенты пытаются поднять себе настроение. Каждый студент, независимо от курса ценит три вещи: личные взаимоотношения, еду и сон. Важно отметить, что курение и алкоголь также были отмечены, но в большинстве случаев это были студенты начальных курсов. Это можно объяснить желанием первокурсников приобщиться к взрослой жизни или привлечь к себе внимание. Но в дальнейшем у них меняются ценности.
3 года назад
Как проявляется стресс у студентов во время сессии?
Стресс присутствует в жизни каждого человека, оказывая влияние на его здоровье и работоспособность, поведение и взаимоотношения с людьми. Время экзаменационной сессии является для студентов дефектологического направления наиболее стрессовым, ведь за маленький промежуток времени необходимо проделать огромную работу. Часто экзаменационная сессия ассоциируется у студентов с бессонными ночами, проведенными за изучением множества конспектов и страхом перед моментом вхождения в аудиторию, где будет проводиться экзамен...
3 года назад
ПРИЗНАКИ СТРЕССА __________________ Продолжительное воздействие стрессового фактора вызывает серьезное напряжение всего организма, заметно ухудшая общий настрой и самочувствие человека. Частые симптомы развивающегося стресса: ·   Мышечное напряжение в области головы, шеи, плеч, спины. ·   Повышенная тревожность. ·   Раздражительность по малейшему поводу. ·   Сниженная работоспособность. ·   Подавленность, апатия. ·   Нарушения сна. ·   Рассеянность, ухудшение памяти и способности к концентрации внимания, замедление темпа мыслительных процессов. ·   Хроническая усталость, пессимизм, желание дистанцироваться от социума. ·   Головная боль, необъяснимые боли в груди. ·   Расстройство аппетита, нарушение пищеварительной функции. Нередко человек приобретает навязчивую привычку, например, покусывать губы, вращать шеей, поправлять волосы. Его начинают беспокоить боли в области живота, учащенное сердцебиение, кожный зуд или другие негативные проявления.
3 года назад
ПРИЧИНЫ СТРЕССА __________________ Выделяют системный и психический тип воздействия стрессового фактора. Системный тип – это ответная реакция организма на инфекционное заболевание, воспаление, травму, свет, высокую или низкую температуру. Психический тип – проявляется на эмоциональной и психической сфере, следом на биологическом уровне. К группе психических причин возникновения стресса относятся: ·   профессиональная деятельность, связанная с повышенной ответственностью; ·   сложные взаимоотношения в семье; ·   конфликты, фобии, проблемы в общении, угрозы разного характера, трудноразрешимые проблемы, неблагополучные социальные отношения в коллективе; ·   нереализованные потребности, заниженная самооценка, перфекционизм; ·   смена места жительства или работы, монотонный вид деятельности, развод, смерть близкого человека; ·   информационная перегруженность; ·   отсутствие отдыха достаточного для восстановления психики; ·   психоэмоциональная напряженность, вызванная риском, цейтнотом, повышенной нагрузкой, новизной ситуации или ее неопределенностью. Последствия длительного стресса у мужчин и женщин одинаковы – депрессия и соматические заболевания. Поэтому важно своевременно отметить признаки психофизического напряжения, выявить его причины и устранить.
3 года назад
БЫВАЕТ ЛИ СТРЕСС ПОЛЕЗНЫМ? ___________________ Кратковременный стресс может помочь организму сражаться с заболеваниями. Исследования Стэнфордской медицинской школы доказали, что эмоциональная встряска активизирует иммунную систему — причем с долгосрочными эффектами. Эксперимент организовал профессор психиатрии Фирдаус Дабар, изучавший влияние стресса на организм больше 10 лет. В процессе исследования он поместил подопытных крыс в клетки для транспортировки. И хотя с животными обращались бережно, а клетки хорошо вентилировались, вскоре организм крыс начал усиленно вырабатывать стрессовые гормоны — адреналин, норадреналин и кортикостерон (аналог человеческого гормона кортизола). Это, в свою очередь, спровоцировало резкую мобилизацию иммунных клеток. В результате Дабар пришел к выводу, что именно в момент стрессовой ситуации мозг посылает организму сигнал «собрать защитную армию». Благодаря этому у человека на небольшой временной промежуток: ·   улучшается память; ·   повышается уровень иммунитета; ·   увеличивается скорость регенерации тканей. Тем не менее, если человек оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз адаптационных возможностей человека, что приводит к различным «поломкам» в организме человека.
3 года назад
ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? _______________ Стресс – состояние психологического и физического напряжения в ответ на внешнее воздействие. Его способны вызвать затруднительные ситуации, монотонная деятельность и эмоциональные факторы. Стресс помогает адаптироваться к изменчивой окружающей среде, но может стать причиной отрицательных для здоровья последствий. Нам нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации! В современном мире нам не нужно охотиться за дичью и дикими животными, чтобы прокормить себя и не нужно убегать от хищников, чтобы сохранить свою жизнь. Но, тем не менее, стресс преследует нас повсюду. Вы знаете хоть кого-нибудь, кто не подвержен стрессу? Мы - нет. Только вспомните: на улице, дома, в школе, на работе – везде стресс. Посмотрели или послушали новости – стресс, зашли в магазин (увидели, как поднялись цены) – стресс, просидели в очереди в поликлинике – стресс, вышли на уроке к доске – тоже стресс. В таком состоянии человеку сложно думать о счастье. Стрессы малой силы могут быть вызваны самыми разнообразными повседневными ситуациями и проблемами, которые человек не может решить или ему требуется для этого особенное напряжение сил. Такие стрессы не стоит недооценивать, ведь если человек испытывает стресс невысокой интенсивности долгое время, то вред его здоровью может быть сопоставим с действием сильного стресса.
3 года назад