Найти в Дзене
Как в норме развиваются дыхание, жевание, глотание и прикус Эти три функции — фундамент речевого развития. Если дыхание ртом, неправильное жевание или детский тип глотания сохраняются слишком долго, страдает прикус, формируются привычки открытого рта, язык ложится не туда — и речь развивается с трудностями. Разберём, как выглядит норма, чтобы родители могли оценить ребёнка дома. 🟣 1. Дыхание — только носом После рождения малыш делает первый вдох ртом, но уже на грудном вскармливании переходит на носовое дыхание, и с этого момента дыхание ртом перестаёт быть нормой. В норме: - ребёнок всегда дышит носом ; - губы сомкнуты; - плечи при вдохе не поднимаются; - во сне рот закрыт. Если рот открыт часто — дыхательный паттерн нарушен, а значит, рискуют и глотание, и прикус. 🟣 2. Жевание: переход от сосания к зрелой функции С 7 месяцев организм делает важный «переключатель» — язык начинает работать как мышца для жевания. Норма: - в рационе появляются кусочки твёрдой пищи ; - язык двигается из стороны в сторону, формируя поперечный рефлекс; - ребёнок жует на обеих сторонах челюсти; - к 2 годам — жевание с закрытым ртом; - ближе к 3 годам — уверенное формирование пищевого комочка и проглатывание. Жевание всегда тесно связано с развитием речи: слабая работа языка = слабая артикуляция. 🟣 3. Глотание: от детского к взрослому До 6–7 месяцев у ребёнка инфантильное глотание (язык движется вперёд-назад). С 7 месяцев — тонус языка смещается к корню, язык готов подниматься в купол нёба, и развивается взрослый соматический тип глотания. В норме: -язык поднимается вверх; -лишних движений лица при глотке нет; -ребёнок глотает спокойно и незаметно. К 2,5–3 годам правильный тип глотания уже должен быть сформирован. 🟣 4. Как выглядит нормотипичный прикус Молочный прикус (≈ 3 года): -между зубами есть большие промежутки (тремы) — это норма! -язык живёт в куполе нёба; -зубы не стоят плотной «стенкой». Сменный прикус (5,5–6+ лет): любое отклонение (выдвижение, глубокий прикус, скученность, щели) — уже патология. Родителям Если ребёнок дышит ртом, жует с открытым ртом или глотает с «мордашками» — это не возрастные особенности, а признаки функциональных нарушений. Исправить их можно, но только если увидеть вовремя. Специалистам Миофункциональная диагностика — обязательный этап любой консультации. Правильное дыхание, жевание и глотание — условия для устойчивой звукопостановки и нормального прикуса. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. miologomom.lpxl.ru И напоминаем о томmiologomom.lpxl.ruгода мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. miologo.lpxl.ru/ Получить более подроmiologo.lpxl.ruобо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/taplink1 zapyskrechi.ru/...nk1
2 дня назад
Как понять, что у ребёнка нарушены дыхание, жевание, глотание и прикус ? Ранняя диагностика функций рта — ключ к нормальному речевому развитию. Если дыхание, жевание или глотание нарушены, логопедическая работа становится гораздо сложнее, а некоторые звуки могут не появляться годами. 1. Как понять, что нарушено глотание Нормальное глотание происходит тихо, гладко, с единственным движением — подъязычной мышцы. Если же вы видите: - движение щёк, губ, носа, подбородка; - «хлюпанье» мышц лица при глотке; - напряжение подбородка; - язык уходит между зубами во время глотка; - ребёнку трудно проглотить слюну, когда вы слегка придерживаете его щёки, - это детский тип глотания, который напрямую влияет на прикус, звукопроизношение и даже дыхание. 2. Как понять, что нарушено дыхание Достаточно понаблюдать за ребёнком в течение дня. Тревожные признаки: - рот приоткрыт во сне, за столом, в игре; - ребёнок дышит ртом при письме, рисовании, просмотре мультиков; - губы не удерживаются сомкнутыми; - ребёнку сложно удерживать воду во рту 30–60 секунд; - вода подтекает между губами → слабая круговая мышца рта. Ребёнок в норме всегда дышит носом. Приоткрытый рот уже признак функционального нарушения. 3. Как понять, что нарушено жевание Обратите внимание: - ребёнок ест слишком быстро или слишком медленно; - предпочитает только мягкую пищу, избегает плотных текстур; - жует с открытым ртом; - жуёт только на одной стороне; - не может откусить целое яблоко нормально; - при проверке пережёвывания — шкурка яблока остаётся нетронутой. Это говорит о слабой работе языка, щёк и губ — а значит, о риске нарушения прикуса и задержки речи. 4. Как увидеть нарушение прикуса дома Попросите ребёнка: - сомкнуть зубы так, как он делает это обычно; - проглотить слюну и сразу улыбнуться. Обратите внимание: - верхние зубы чрезмерно перекрывают нижние; - нижняя челюсть выдвигается вперёд или сильно уходит назад; - смещена центральная линия; - зубы перекрываются «непарно»; - между зубами нет промежутков в молочном прикусе (а должны быть!); - нёбо высокое, узкое; - выражены складочки за верхними зубами → язык не живёт в куполе нёба. Любое отклонение от нормы — повод посмотреться у ортодонта. 5. Как понять, что страдает речевая функция По возрасту: до 3 лет: П, Б, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х + все гласные; к 3 годам: С, З, Ц; к 4–4,5 годам: Ш, Ж, Ч, Щ; к 5,5–6,5 годам: Р, Л. Красные флаги межзубное произнесение любых звуков; напряжённый подбородок при речи; отсутствие свистящих после 3,5–4 лет; «ленивый» язык, который постоянно лежит между зубами. Родителям Эти признаки легко заметить дома — и они много говорят о будущем речевого развития. Функции дыхания, жевания и глотания напрямую связаны с качеством речи и прикусом. Чем раньше вы обращаете внимание — тем проще скорректировать. Специалистам Диагностика орофациальных функций — обязательная часть обследования. Правильный прикус и дыхание становятся опорой для постановки звуков, работы над артикуляцией и запуска речи. Включайте в диагностику наблюдение, функциональные пробы и оценку тонуса губ, языка и щёк. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. miologomom.lpxl.ru И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. miologo.lpxl.ru Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/...nk1
5 дней назад
В нашей онлайн-школе мы всегда берём обратную связь, чтобы становиться лучше🥰 И такую обратную связь мы получили от родителя после 8 занятий в нашей он-лайн школе ⬆️ Возраст ребёнка — 2 года и 4 месяца. Очень часто родители приходят с большим страхом: ❓ «А как мы вообще будем заниматься онлайн?» ❓ «А вдруг ребёнок не будет включаться?» ❓ «А если вдруг он не будет смотреть в экран?» И я как мама понимаю этот страх. Любой родитель переживает, когда речь идёт о развитии малыша. Онлайн до сих пор кажется чем-то ненадёжным и «несерьёзным». 💫 Но посмотрите на эту обратную связь. Она лучше любых слов показывает: переживать не нужно! Потому что всё индивидуально. 💻И иногда именно онлайн-формат оказывается даже более эффективным — ребёнок в привычной обстановке, рядом с родителями, без стресса и адаптации к новому кабинету. Важен — не формат. ✅Самое важное — подход, система и сопровождение. И когда всё это выстроено правильно, результат приходит — независимо от того, где проходит занятие: в кабинете или дома 🩵 Подробнее узнать об он-лайн школе и оставить заявку можно на сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
6 дней назад
💊 Укрепляем круговую мышцу рта: что важно знать родителям Круговая мышца рта — один из ключевых игроков в речи, жевании, глотании и формировании правильного носового дыхания. Если она слабая, ребёнок хуже удерживает губы, быстрее устаёт, подключает подбородок и начинает неправильно компенсировать движение ртом. Хорошая новость — круговая мышца рта прекрасно тренируется. Главное — делать это правильно и регулярно. Что происходит и почему это важно ❓❗️ Мы работаем сразу в двух направлениях: ➖Тренируем носовое дыхание (оно напрямую связано с постановкой звуков, качеством речи и правильным прикусом). ➖Укрепляем круговую мышцу рта — чтобы губы могли стабильно удерживать положение без помощи подбородка. Все упражнения выполняются ежедневно, лучше перед зеркалом, чтобы ребёнок видел своё лицо и мог контролировать напряжение. 🔥 Основные упражнения 1. Хоботочек Губы тянутся вперёд, подбородок расслаблен. Это упражнение выполняется и «в чистом виде», и вместе с Lip Trainer. Главное правило: ребёнок не всасывает тренажёр, а тянет губы вперёд. 2. «Окошко» с пробкой Пробка удерживается только губами. Положение правильное: верхняя губа слегка приподнята, нижняя опущена, зубы видны. Постепенное усложнение: 10 секунд × 6 подходов → 20 секунд × 3 подхода → 30 секунд × 2 подхода → удержание до 1 минуты. 3. «Рыба - ёж» Задача: удержать воздух губами и щеками без напряжения подбородка. Дышим носом, держим воздух до 5 минут. Это одно из самых эффективных упражнений. 4. Счёт на выдохе Вдох носом → без добора воздуха начинаем считать до 6. 10 подходов. Чтобы контролировать подбородок, можно поставить точку фломастером или кусочек пластыря. Красные флаги 🚩 Если при выполнении упражнений: ➖постоянно включается подбородок, ➖ребёнок не может удержать губки даже несколько секунд, ➖рот не закрывается в покое, Значит мышца выражено слабая. Работа нужна регулярная, но мягкая. 👩‍👩‍👧 Родителям Упражнения дают эффект только при ежедневной практике. Не делайте всё сразу — распределяйте маленькими порциями в течение дня. Контроль в зеркале обязателен. Не спешите: качество важнее количества. 👩‍🏫 Специалистам Следите за включением компенсаторных движений: подбородок, щёки, шея. Не переходите к следующему упражнению, пока предыдущее не освоено. Встраивайте упражнения в структуру терапии дыхания и работы над глотанием. 🎞️ Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. 👉https://miologmiologomom.lpxl.ruнаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. 👉 https://miologomiologo.lpxl.ruолее подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно ➡️https://zapyskrezapyskrechi.ru/...nk1
1 неделю назад
Вот такой комментарий и одновременно отзыв об он-лайн школе я получила на своём YouTube-канале⬆️ Спасибо вам огромное, что делитесь своим опытом🙏🏻 И мне хочется пояснить, почему в моей он-лайн школе всё устроено иначе. В моей школе он-лайн диагностика — это: ❌ не просто созвон на 10–15 минут, где мельком посмотрят на ребёнка. ✅ важный, глубокий этап, который проходит в формате полноценной часовой встречи. Но самое главное — большая часть работы начинается до самого созвона. ✨Это многоступенчатый подход, который я сама разработала. В него входит не только встреча, но и полноценная подготовка специалиста: анализ анкет, видео, поведения ребёнка в разных ситуациях. Это позволяет увидеть не картинку «здесь и сейчас», а реальные механизмы, которые стоят за трудностями речи. ❕Благодаря такому подходу мы оцениваем не только речевые навыки, но и все важные функции ребёнка: внимание, понимание речи, сенсорику, моторику, имитацию, эмоциональную регуляцию и т.д. А во время самой диагностики высококвалифицированные специалисты спокойно, простым языком объясняем родителям: что происходит с ребёнком, какие навыки уже есть, какие нужно укреплять, что можно делать дома прямо сейчас. И я очень хочу, чтобы каждая мама после диагностики чувствовала: «Теперь всё по полочкам. Я понимаю своего ребёнка. Я знаю, что делать. Я не одна». 🧩 Если Вы хотите пройти качественную он-лайн диагностику с высококвалифицированными специалистами и заниматься в он-лайн формате, оставьте заявку на сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
1 неделю назад
💊 Если у ребёнка Подкорковая Дизартрия. Нарушение звукопроизношения при экстрапирамидной (подкорковой) Дизартрии обусловлено поражением подкорковых ганглиев. 🔹При Подкорковой Дизартрии происходят следующие основные изменения: Нарушение мышечного тонуса; Искажение тонической активности (теряется контроль при напряжении мышц различной оральной зоны); Распад содружественных движений. Для патологии характерны такие речевые расстройства, как: Трудности при произношении слов; Потеря контроля над темпом речи (непроизвольное убыстрение или замедление); Внезапное прерывание речи; Повторение некоторых слов или слогов; Изменение голоса; Потеря контроля над уровнем звука; Невнятная артикуляция; Сложности при интонировании; Неполноценность фонематической сегментации слов и слогов; Снижение слуха (в некоторых случаях). ⚠️ Красные флаги для родителей: ребёнок говорит то чётко, то «срывается» на шёпот; речь неравномерная, сбивается темп; голос непостоянный — то звонкий, то глухой. 👩‍👩‍👧 Советы родителям: поддерживайте ребёнка. Для него такие перепады утомительны. 👩‍🏫 Советы специалистам: фиксируйте просодику (темп, ритм, плавность) в протоколах диагностики. 👉 Подробные алгоритмы коррекции Дизартрии и практические схемы работы вы найдёте в моих курсах "Логопедический массаж", "Коррекция нарушений звукопроизношения". Подробнее — здесь https://zapyskrechi.ru/taplink1 🌏 А если Вы хотите пройти качественную он-лайн диагностику с высококвалифицированными специалистами и заниматься в он-лайн формате, оставьте заявку на нашем сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
1 неделю назад
💊 Если у ребёнка неугасшие оральные рефлексы. Оральные автоматизмы — это врождённые рефлексы, которые должны угасать с возрастом. Если они сохраняются — это тревожный знак. 📝 Основные рефлексы: хоботковый, сосательный, назолабиальный, ладонно-подбородочный (Маринеску–Радовича), глабеллярный. 🟢Неугасшие рефлексы мешают формированию артикуляции и говорят о поражении нервной системы. ⚠️ Красные флаги для родителей: ребёнок вытягивает губы «трубочкой» при касании, сохраняется сосательный рефлекс после младенчества, непроизвольные движения губ и языка при еде или речи. 👩‍👩‍👧 Советы родителям: Изучите особенности каждого рефлекса (это можно сделать в моём видео) и обязательно обращайтесь к специалисту при таких проявлениях. 👩‍🏫 Советы специалистам: проверка оральных рефлексов должна входить в стандарт диагностики Дизартрии. 👉 Подробный разбор оральных автоматизмов — в курсе «Дифференциальная диагностика PRO» и в курсе "Логопедический массаж" ⌨️ Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно ➡️ https://zapyskrechi.ru/taplink1 🌏 А если Вы хотите пройти качественную он-лайн диагностику с высококвалифицированными специалистами и заниматься в он-лайн формате, оставьте заявку на нашем сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
1 неделю назад
🤧 Отиты, аденоиды, пробки: как «мелочи» ломают фонематику и грамматику ✏️ В период до 5,5 лет ребёнок «строит» понимание речи и фонематику. Любая проводимостная помеха (отит, жидкость за перепонкой, аденоиды 2–3 ст., серные пробки) = звук доходит искажённо. Как это выглядит ❓ 1. Снижается слышимость шёпота, ребёнок переспрашивает. 2. В шуме «теряется», хуже понимает просьбы. 3. Путает свистящие/шипящие, не различает на слух — и не автоматизирует. 4. Грамматические окончания «съедаются», предлоги — «мимо ушей». Что делать ❓ ➖ ЛОР + тимпанометрия (жидкость, подвижность). ➖Полный сурдологический комплект ➖Лечить причину (аденоиды/отиты), потом настраивать речь. 🟢 «Сначала тело и слух — потом речь». Так быстрее и гуманнее. 👩‍👩‍👧 Родителям: Если ребёнок начал «ой, чего?» и хуже слышит шёпот — не списывайте на капризы. Это может быть среднее ухо. 👩‍🏫 Специалистам: При «скользящем» фонематическом слухе всегда проверяйте среднее ухо и частотную картину. Иначе будете «ставить звук» в пустоту. 👉 Где слух тормозит речь — и как это доказать на диагностике — в «Запуск речи PRO». Подробнее ➡️ https://zapyskre4i.lpxl.ru/ 🌏Список всех моих курсов и вебинаров ➡️ https://zapyskrechi.ru/taplink1 🌏 А если Вы хотите пройти качественную он-лайн диагностику с высококвалифицированными специалистами и заниматься в он-лайн формате, оставьте заявку на сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
2 недели назад
💊 Если у ребёнка Бульбарная или Псевдобульбарная Дизартрия. Бульбарная и псевдобульбарная формы похожи, имеют разные механизмы нарушения. Бульбарная дизартрия связана с поражением двигательных ядер черепных нервов, расположенных в продолговатом мозге (бульбарная область). Это приводит к нарушению работы мышц, участвующих в речи, глотании и дыхании. Псевдобульбарная дизартрия, в отличие от этого, возникает при поражении путей, связывающих кору головного мозга с этими нервными ядрами, а не самих ядер. Таким образом, мозг "даёт команду", но она не достигает своего назначения. 📝 Проявления: Бульбарная: вялые парезы языка, нёба, глотки. Голос слабый, речь гнусавая, лицо «безжизненное». Псевдобульбарная: спастика, усиленные рефлексы, слюнотечение, смычные звуки и «р» заменяются на щелевые. 🟢 Различие форм Дизартрии определяет подход к коррекции и прогноз. ⚠️ Красные флаги для родителей: ребёнку трудно сосать, глотать с рождения; речь сопровождается постоянной гнусавостью; во время разговора появляются непроизвольные смех или плач. 👩‍👩‍👧 Советы родителям: при подобных симптомах обратиться к логопеду и к неврологу. 👩‍🏫 Советы специалистам: различайте «вялые» и «спастические» проявления — это ключ к правильной коррекционной работе. 👉 Подробные алгоритмы коррекции Дизартрии и практические схемы работы вы найдёте в моих курсах "Логопедический массаж", "Коррекция нарушений звукопроизношения". Подробнее ➡️ https://zapyskrechi.ru/taplink1 🌏 А если Вы хотите пройти качественную он-лайн диагностику с высококвалифицированными специалистами и заниматься в он-лайн формате, оставьте заявку на нашем сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
2 недели назад
Речевой негативизм: что это и как с ним справиться ❓ ✏️ Речевой негативизм — это психологический отказ говорить: «не хочу/не буду». Часто появляется из-за давления взрослых («скажи», «повтори»), особенно когда речь только-только запускается. Ребёнку трудно — и он защищается молчанием. Что происходит ❓ ➖Ребёнок устал от постоянных требований и сравнения. ➖Есть ощущение «со мной делают, а не играют». ➖Появляется избегание: отворачивается, закрывает рот ладонью, уходит от контакта. Почему это важно❓ Без снятия негативизма не пойдут ни звукоподражания, ни фраза: мотивации к речевому взаимодействию нет. 🚩 Красные флаги 1. Частое «не скажу», «не хочу», молчание при любой просьбе. 2. Уходит из ситуации речи, «застывает» от обращения. 3. Реагирует мимикой/действием, но принципиально не озвучивает. 👩‍👩‍👧 Советы родителям : Уберите слова «скажи/повтори». Замените на игру и модель показом. Любую голосоподачу (даже «мм!») замечаем и радуемся: «Супер! Ты сказал!». 👩‍🏫 Советы специалистам : Переходим на игровой режим и косвенные провокации звука (без прямых требований). Используем эхо-инструменты (эхофон, трубы, коробочки-погромушки) и совместное «я тоже кричу». 🧩А игры с ребёнком 2–3 лет для снятия речевого негативизма уже ждут в моём Telegram, по ссылке ➡️ t.me/zapysk_u_razvitie_rechi 🌏Список всех моих курсов и вебинаров ➡️ https://zapyskrechi.ru/taplink1
2 недели назад
Черная пятница стартовала 🖤 3️⃣ДНЯ. Только до субботы включительно действует скидка 15% на все мои курсы и вебинары. 🔗Промокод: ПЯТНИЦА. Можно использовать на любом курсе и вебинаре. Это редкое предложение — я почти не делаю скидки, поэтому сейчас самый удачный момент взять обучение🔥 💎Также, обращаю Ваше внимание, что можно оформить выгодную беспроцентную рассрочку на курсы стоимостью выше 10 тыс. руб., а доступ к курсу предоставляется сразу после оплаты. Рассрочка при оплате доступна только для жителей РФ. Если Вы из другой страны и хотите оформить рассрочку, обратитесь в службу заботы в Telegram @valerijaria Рассрочка беспроцентная для вас! 🌏Список всех моих курсов и вебинаров по ссылке ➡️ https://zapyskrechi.ru/taplink1 ❗️И, напоминаю, что оплата только по официальной ссылке, не отвечайте мошенникам в личные сообщения.
2 недели назад
Что НЕ считается полной проверкой слуха ⁉️ ✏️ Частая ловушка — пройти АСВП или «КСВП в нейрофизиологическом режиме» в коммерческом центре и успокоиться. Проблема: эти методики не выявляют 1–3 степени тугоухости и частотные провалы. Почему этого мало ❓ - АСВП подаёт очень громкий сигнал (~90 дБ): покажет только тяжёлую тугоухость. - «КСВП в нейрофизиологическом режиме» — про реакцию мозга в целом, без картины по частотам. - Субъективная (игровая) аудиометрия у малышей — недостоверна: участие ребёнка непредсказуемо. - Обследование должен вести сурдолог, а не «просто невролог с аппаратом». 🟢 Экономия на методике = потерянное время сенситивного периода. 👩‍👩‍👧 Родителям: Спросите прямо: «Делаете ли вы АССР и КСВП, ОАЭ и тимпанометрию?» Если предлагают только АСВП — это не полный скрининг. 👩‍🏫 Специалистам: Разведите термины в речи с родителями: «не один тест», а комплект объективных исследований. 👉 Разбор подводных камней диагностики слуха — в «Запуск речи PRO». Подробнее ➡️ https://zapyskre4i.lpxl.ru/ 🌏Список всех моих курсов и вебинаров ➡️ https://zapyskrechi.ru/taplink1 🌏 Хотите проверить результаты, которые уже на руках? Принесите — разберём на онлайн-консультации. Записаться и узнать подробную информацию можно на сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
2 недели назад