Найти в Дзене
Ребёнок молчит в 3 года — это не норма ☝Очень частая ситуация: ребёнку уже три года, он всё понимает, показывает пальцем, тянет за руку — и при этом не говорит. Главная ошибка родителей — ждать, что речь «созреет сама». Но в 3 года речь — это уже основной инструмент общения, а не дополнительный навык. 💫 Что должно быть в 3 года? К этому возрасту ребёнок в норме: ● понимает речь, ● использует слова, чтобы просить, отказываться, привлекать внимание, ● соединяет слова в простые фразы, ● проявляет инициативу в общении. 💭 Если ребёнок заменяет речь жестами — значит, привычка пользоваться речью не сформирована. В чём ключевая разница Говорящие дети начинают говорить не потому, что «раньше созрели». А потому что взрослые создают ситуации, где: 🔹 жестов недостаточно, 🔹 молчать неудобно, 🔹 говорить выгодно. Ребёнок быстро понимает: если скажу — меня поймут быстрее. 🧑‍⚖ Простой тест Положите любимое лакомство в прозрачную банку, которую ребёнок не сможет открыть. Если он: ● тянет за руку ● показывает пальцем, ● но не пытается попросить словами, значит, речь пока не используется как инструмент общения. Что важно делать: 🔹 не угадывать желания с первого жеста; 🔹 создавать ситуации выбора; 🔹 озвучивать желания ребёнка короткими фразами; 🔹 ждать инициативу, а не требовать. 👉 А если нужна чёткая система, у меня есть курс в записи «Запуск речи PRO» (отдельно для родителей и отдельно для специалистов). Доступ сразу после оплаты, проходить можно в течение года. ⚠ С 1 января цена повышается — сейчас последние дни по текущей стоимости.  «Запуск речи PRO»: https://zapyskrechi-school.ru  «Практикующий zapyskrechi-school.ruуверенно работать с разными нарушениями и проводить диагностику): https://logopraktik.lpxl.ru  Другие курсы и вlogopraktik.lpxl.ruapyskrechi.ru/taplink1 zapyskrechi.ru/...nk1
5 часов назад
#AI_логопед 🌈 Продолжаю подогревать Ваш интерес к теме нейросетей для логопеда. Сегодня я расскажу, как я пишу тексты сейчас — и почему больше никогда не вернусь «как раньше» 🤖🧠 Раньше мои тексты выглядели так: я, ноутбук, тишина (которой нет), и часы — часы — часы ручного написания. Каждый пост, каждую мысль, каждую формулировку — через себя, через голову, через усталость 🥺 поэтому, зачастую я пропадала из социальных сетей на несколько месяцев- просто не было времени вести контент. ⚙️ Сегодня всё иначе. И это не потому, что я «отдала всё ChatGPT» — как сейчас модно говорить. Я сделала по-другому. Гораздо умнее. У меня есть мой ИИ-помощник, обученный на логопедии, на моих курсах, моих вебинарах, моей методологии, моей логике мышления. 👉 Он «накормлен» книгами. 👉 Он знает всю информацию из моих курсов и вебинаров про запуск речи, онтогенез, красные флаги, нейроподход. 👉 Он понимает, как думаю я и что важно моей аудитории. И самое главное — я больше не пишу тексты руками. Я надиктовываю. В машине. По дороге с работы. Между занятиями. Когда мысль живая, а не выжатая. Я просто говорю — а нейросеть: • структурирует • очищает от лишнего • сохраняет мой стиль • доводит до финального текста Это в разы быстрее. И, честно, в разы экологичнее для головы. Важно: я не отдаю мышление нейросети. Я отдаю ей рутину. Контент остаётся моим. Экспертность — моей. А скорость и объём — становятся другими. У меня есть помощник, который в логопедии разбирается иногда даже глубже, чем я. И да — я сделала это без IT-образования, без программистов, без сложных настроек. Такое может сделать каждый логопед, если понимает, как работать с нейросетями, а не просто «писать запросы». ☝️По итогу, мои посты стали ещё более содержательными и ещё более информативными для вас. И ещё, маленький спойлер 🤫 Я полностью заменила дизайнеров нейросетями, хотя я вообще не дизайнер и далека от визуала. Но об этом — в следующем посте. 🌈А пока просто оставлю здесь мысль: в середине января мы с Полиной Ивановой анонсируем курс по нейросетям для логопедов. Курс, который реально меняет способ работы, мышление и уровень свободы специалиста. Дальше будет очень интересно. Больше подробностей в моем официальном Телеграм канале: https://t.me/zapysk_u_razvitie_rechi
9 часов назад
«Он всё понимает, но не говорит» ❓ Как проверить, действительно ли понимает
Фраза «он всё понимает» звучит часто. Но на практике у многих детей понимание ситуативное: ребёнок угадывает по привычной обстановке, жестам, интонации. А как только вы меняете условия — «понимание» исчезает...
15 часов назад
«Мы занимаемся, а слов нет». Почему запуск речи не начинается со слов 💊
Самая частая боль родителей и начинающих специалистов: «Мы делаем упражнения, повторяем звуки, смотрим карточки — а ребёнок всё равно молчит». И тут важно понять вещь, которая часто звучит обидно, но спасает месяцы: речь не появляется “по просьбе” — она вырастает на базе...
23 часа назад
«Он всё понимает, но не говорит» ❓ Как проверить, действительно ли понимает
Фраза «он всё понимает» звучит часто. Но на практике у многих детей понимание ситуативное: ребёнок угадывает по привычной обстановке, жестам, интонации. А как только вы меняете условия — «понимание» исчезает...
1 день назад
«Мы занимаемся, а слов нет». Почему запуск речи не начинается со слов 💊
Самая частая боль родителей и начинающих специалистов: «Мы делаем упражнения, повторяем звуки, смотрим карточки — а ребёнок всё равно молчит». И тут важно понять вещь, которая часто звучит обидно, но спасает месяцы: речь не появляется “по просьбе” — она вырастает на базе...
1 день назад
Правильное положение языка: почему это важно и как его сформировать Положение языка кажется мелочью, но именно оно определяет дыхание, глотание, развитие челюстей и даже качество речи. Если язык не живёт в куполе нёба — запускается цепочка функциональных нарушений. Что такое «точка покоя языка»? Это фиксированное место за верхними зубами, примерно на уровне второго бугорка. В норме с 3 лет, когда выходят все молочные зубы, язык должен: -постоянно находиться в куполе нёба, -НЕ касаться зубов, -сохранять это положение и в покое, и между актами глотания. Это базовое условие нормального глотания, правильного прикуса и носового дыхания. Как обучить ребёнка правильному положению языка 1. Использование миофункциональных таблеток — миоспотов Это маленькие съедобные таблеточки на агар-агаре с вкусом клубники, банана или голубики. Они работают так: -таблетка приклеивается в точку покоя языка, -удерживается подушечкой языка, -постепенно превращается в мягкий гель, -стимулирует рецепторы нёба и языка, -создаёт длительное ощущение «ориентира» для языка. У ребёнка формируется привычка держать язык наверху — без усилий и постоянных напоминаний. Как правильно клеить миоспот ? -Таблетка и палец — сухие. -Нёбо — влажное (ребёнок смачивает слюной). -Приклеиваем чуть выше бугорков. -Лёгкое удержание 10 секунд для фиксации. -Таблетка рассасывается около часа — язык всё это время удерживает правильное положение. Зачем всё это нужно? Когда язык живёт наверху, автоматически включаются: -смыкание губ — ротовое дыхание снижается, -правильный тип глотания, -стабильное формирование прикуса, -центрирование языка → отсутствие боковых выталкиваний. Миоспоты — это одновременно тренировка языка и поддержка носового дыхания. Когда работу над положением языка начинать нельзя Есть важные ограничения 1. Ротовое дыхание Если ребёнок дышит ртом — сначала укрепляется круговая мышца рта и восстанавливается носовое дыхание. Только потом — работа с языком. 2. Высокое узкое нёбо Если при упражнении «грибок» язык расползается по бокам — места для языка нет. Тогда сначала нужно ортодонтическое лечение (расширение нёба), затем — работа с глотанием. 3. Короткая уздечка языка Если уздечка ограничивает подъём языка — коррекция проводится: после ортодонта после улучшения носового дыхания только затем — работа над точкой покоя языка и соматическим глотанием. Родителям Если вы замечаете, что ребёнок: -держит язык внизу, -кладёт его между зубами, -дышит ртом, -не может удерживать язык на нёбе — -это не «привычка», а функциональное нарушение, которое влияет на прикус и речь. Работа с правильным положением языка реально помогает — но только при соблюдении правильной последовательности. Специалистам Оценивайте положение языка в связке с: -типом дыхания, -тонусом губ и щёк, -формой нёба, - уздечкой, -навыками глотания. Точка покоя языка — это финальный этап миофункциональной коррекции, а не старт. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек.miologomom.lpxl.ruu И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи.miologo.lpxl.ruu Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/...nk11
2 дня назад
Виды патологического прикуса: как понять, что что-то идёт не так? Прикус — это не просто «как стоят зубы». Это зеркало работы дыхания, жевания, глотания и положения языка. Когда хотя бы одна из этих функций нарушена, челюсти начинают расти иначе — и формируется патологический прикус. Основные виды патологического прикуса — простыми словами 1. Дистальный прикус Нижняя челюсть смещена назад. Норма при рождении, но в процессе сосания грудью она должна постепенно выдвигаться вперёд. Если этого не произошло — говорим о дистальном прикусе. 2. Мезиальный прикус Нижняя челюсть выдвинута вперёд относительно верхней. Чаще всего передаётся генетически, но может формироваться при нижнем положении языка и ротовом дыхании. 3. Перекрёстный прикус Зубы нижней челюсти перекрывают верхние с одной стороны. Это говорит о том, что ребёнок жует преимущественно на одной стороне, а язык работает неправильно. 4. Глубокий прикус Верхние зубы перекрывают нижние почти полностью. Нижняя челюсть «заблокирована» и не растёт вперёд. 5. Открытый прикус Между зубами есть щель — спереди или сбоку. Чаще всего связан с тем, что язык прокладывается между зубами при глотании, речи или отдыхе. Откуда берутся нарушения прикуса — ключевые причины •Генетика •Челюстные аномалии часто наследуются. •Беременность и роды •Затяжные роды, обвитие, гипоксия, асфиксия — всё это влияет на мышечный тонус, а значит, и на развитие жевания, дыхания, глотания. •Ротовое дыхание Даже чуть приоткрытый рот = язык опускается вниз = верхняя челюсть развивается хуже. •Слабое жевание •Ребёнок избегает твёрдой пищи → мышцы не работают → челюсти формируются неправильно. •Длительное сосание Если ребёнок долго остаётся на сосании (грудь/бутылочка/пустышка/палец) после 1,5 лет — это тормозит развитие жевания и правильного глотания. •Неправильное положение языка •Язык должен жить в куполе нёба. Если он лежит внизу — верхняя челюсть не развивается, появляются разные виды патологии. •Короткая уздечка языка •Мешает поднятию языка вверх, ухудшает жевание и формирует инфантильное глотание. Вредные привычки •Сосание пальца, одежды, игрушек, грызение ручек. •Ранняя потеря молочных зубов Если зуб выпал слишком рано — соседние начинают смещаться, и формируется неправильный прикус. Родителям Если в поведении ребёнка вы замечаете: • приоткрытый рот, • язык между зубами, • отказ от твёрдой пищи, • жевание на одной стороне — это не «особенность», а функциональные нарушения, которые влияют на прикус. Лучше показать ребёнка специалисту и скорректировать функции. Специалистам При любой патологии прикуса обязательно оценивайте: • положение языка, • тип дыхания, • тип глотания, • жевательные предпочтения, • тонус мышц вокруг рта. Без коррекции функций ортодонтическое лечение будет менее устойчивым. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. miologomom.lpxl.ruu И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. miologo.lpxl.ruu Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/...nk11
5 дней назад
Массаж для нормализации мышечного тонуса губ: как выполнять правильно Когда у ребёнка рот часто открыт, подбородок напряжён, а губы «не держат форму», в 90% случаев нарушен тонус круговой мышцы рта. Массаж — самый мягкий и базовый способ помочь мышцам «проснуться» и нормализоваться. Важно понимать: напряжён подбородок — значит, перегружена подбородочная мышца, а круговая мышца рта наоборот слабая. Именно с этим мы и работаем. 🟣 Что делаем на практике ? 1. «Пирожок» Ребёнок расслабляет губы, а вы мягко «слепляете» губки пальцами от одного уголка ко второму. Делаем 40–60 секунд до лёгкого порозовения кожи. Это запускает кровоток и активирует круговую мышцу рта. 2. Массаж верхней губы Перекатываем губку между пальцами, слегка подтягиваем вверх и опускаем вниз к нижней губе. Задача — научить верхнюю губу работать, потому что при ротовом дыхании она почти не участвует. 3. Расслабление подбородка Большими пальцами мягко разминаем область подбородка. Затем просим ребёнка сделать хоботочек — верхняя губа тянется к нижней, зубы вместе, подбородок расслаблен. Контроль подбородка — ключевой момент. 4. Работа с щёчками Щипки, круговые движения, массаж от губ к ушкам. Щёчные мышцы при ротовом дыхании почти всегда слабые, поэтому их нужно активировать. 5. Успокаивающие поглаживания В конце всегда «закрываем» массаж мягкими поглаживаниями лица: подбородок → щёки → верхняя губа. 6. Дополнительная зона: область под носом Если после упражнений появилась чувствительность или мышечное напряжение — мягко массируем участок от переносицы к верхней губе, где крепятся мышечные волокна верхней губы. 🟣 «Ассистенты» для массажа Можно использовать: - палочки для канапе, - пластиковые темперы для коктейлей. Ими выполняем обкалывающий массаж щёк и губ: лёгкие круговые движения от центра к периферии. Детям это обычно нравится — приятная стимуляция, лёгкая игра и активизация мышц. Родителям Ежедневный массаж действительно меняет тонус губ, поддержку подбородка и качество носового дыхания. Это быстрый, мягкий и безопасный способ помочь ребёнку перейти к нормальному дыханию и глотанию. Специалистам Обязательно контролируйте подбородок: если он «стреляет вверх», упражнение выполняется неправильно. Массаж перед основными миофункциональными упражнениями повышает эффективность работы круговой мышцы рта в 2–3 раза. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. miologomom.lpxl.ru И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. miologo.lpxl.ru Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/...nk1
1 неделю назад
Как в норме развиваются дыхание, жевание, глотание и прикус Эти три функции — фундамент речевого развития. Если дыхание ртом, неправильное жевание или детский тип глотания сохраняются слишком долго, страдает прикус, формируются привычки открытого рта, язык ложится не туда — и речь развивается с трудностями. Разберём, как выглядит норма, чтобы родители могли оценить ребёнка дома. 🟣 1. Дыхание — только носом После рождения малыш делает первый вдох ртом, но уже на грудном вскармливании переходит на носовое дыхание, и с этого момента дыхание ртом перестаёт быть нормой. В норме: - ребёнок всегда дышит носом ; - губы сомкнуты; - плечи при вдохе не поднимаются; - во сне рот закрыт. Если рот открыт часто — дыхательный паттерн нарушен, а значит, рискуют и глотание, и прикус. 🟣 2. Жевание: переход от сосания к зрелой функции С 7 месяцев организм делает важный «переключатель» — язык начинает работать как мышца для жевания. Норма: - в рационе появляются кусочки твёрдой пищи ; - язык двигается из стороны в сторону, формируя поперечный рефлекс; - ребёнок жует на обеих сторонах челюсти; - к 2 годам — жевание с закрытым ртом; - ближе к 3 годам — уверенное формирование пищевого комочка и проглатывание. Жевание всегда тесно связано с развитием речи: слабая работа языка = слабая артикуляция. 🟣 3. Глотание: от детского к взрослому До 6–7 месяцев у ребёнка инфантильное глотание (язык движется вперёд-назад). С 7 месяцев — тонус языка смещается к корню, язык готов подниматься в купол нёба, и развивается взрослый соматический тип глотания. В норме: -язык поднимается вверх; -лишних движений лица при глотке нет; -ребёнок глотает спокойно и незаметно. К 2,5–3 годам правильный тип глотания уже должен быть сформирован. 🟣 4. Как выглядит нормотипичный прикус Молочный прикус (≈ 3 года): -между зубами есть большие промежутки (тремы) — это норма! -язык живёт в куполе нёба; -зубы не стоят плотной «стенкой». Сменный прикус (5,5–6+ лет): любое отклонение (выдвижение, глубокий прикус, скученность, щели) — уже патология. Родителям Если ребёнок дышит ртом, жует с открытым ртом или глотает с «мордашками» — это не возрастные особенности, а признаки функциональных нарушений. Исправить их можно, но только если увидеть вовремя. Специалистам Миофункциональная диагностика — обязательный этап любой консультации. Правильное дыхание, жевание и глотание — условия для устойчивой звукопостановки и нормального прикуса. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. miologomom.lpxl.ru И напоминаем о томmiologomom.lpxl.ruгода мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. miologo.lpxl.ru/ Получить более подроmiologo.lpxl.ruобо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/taplink1 zapyskrechi.ru/...nk1
1 неделю назад
Как понять, что у ребёнка нарушены дыхание, жевание, глотание и прикус ? Ранняя диагностика функций рта — ключ к нормальному речевому развитию. Если дыхание, жевание или глотание нарушены, логопедическая работа становится гораздо сложнее, а некоторые звуки могут не появляться годами. 1. Как понять, что нарушено глотание Нормальное глотание происходит тихо, гладко, с единственным движением — подъязычной мышцы. Если же вы видите: - движение щёк, губ, носа, подбородка; - «хлюпанье» мышц лица при глотке; - напряжение подбородка; - язык уходит между зубами во время глотка; - ребёнку трудно проглотить слюну, когда вы слегка придерживаете его щёки, - это детский тип глотания, который напрямую влияет на прикус, звукопроизношение и даже дыхание. 2. Как понять, что нарушено дыхание Достаточно понаблюдать за ребёнком в течение дня. Тревожные признаки: - рот приоткрыт во сне, за столом, в игре; - ребёнок дышит ртом при письме, рисовании, просмотре мультиков; - губы не удерживаются сомкнутыми; - ребёнку сложно удерживать воду во рту 30–60 секунд; - вода подтекает между губами → слабая круговая мышца рта. Ребёнок в норме всегда дышит носом. Приоткрытый рот уже признак функционального нарушения. 3. Как понять, что нарушено жевание Обратите внимание: - ребёнок ест слишком быстро или слишком медленно; - предпочитает только мягкую пищу, избегает плотных текстур; - жует с открытым ртом; - жуёт только на одной стороне; - не может откусить целое яблоко нормально; - при проверке пережёвывания — шкурка яблока остаётся нетронутой. Это говорит о слабой работе языка, щёк и губ — а значит, о риске нарушения прикуса и задержки речи. 4. Как увидеть нарушение прикуса дома Попросите ребёнка: - сомкнуть зубы так, как он делает это обычно; - проглотить слюну и сразу улыбнуться. Обратите внимание: - верхние зубы чрезмерно перекрывают нижние; - нижняя челюсть выдвигается вперёд или сильно уходит назад; - смещена центральная линия; - зубы перекрываются «непарно»; - между зубами нет промежутков в молочном прикусе (а должны быть!); - нёбо высокое, узкое; - выражены складочки за верхними зубами → язык не живёт в куполе нёба. Любое отклонение от нормы — повод посмотреться у ортодонта. 5. Как понять, что страдает речевая функция По возрасту: до 3 лет: П, Б, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х + все гласные; к 3 годам: С, З, Ц; к 4–4,5 годам: Ш, Ж, Ч, Щ; к 5,5–6,5 годам: Р, Л. Красные флаги межзубное произнесение любых звуков; напряжённый подбородок при речи; отсутствие свистящих после 3,5–4 лет; «ленивый» язык, который постоянно лежит между зубами. Родителям Эти признаки легко заметить дома — и они много говорят о будущем речевого развития. Функции дыхания, жевания и глотания напрямую связаны с качеством речи и прикусом. Чем раньше вы обращаете внимание — тем проще скорректировать. Специалистам Диагностика орофациальных функций — обязательная часть обследования. Правильный прикус и дыхание становятся опорой для постановки звуков, работы над артикуляцией и запуска речи. Включайте в диагностику наблюдение, функциональные пробы и оценку тонуса губ, языка и щёк. Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей» Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек. miologomom.lpxl.ru И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек: «Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи. miologo.lpxl.ru Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно zapyskrechi.ru/...nk1
2 недели назад
В нашей онлайн-школе мы всегда берём обратную связь, чтобы становиться лучше🥰 И такую обратную связь мы получили от родителя после 8 занятий в нашей он-лайн школе ⬆️ Возраст ребёнка — 2 года и 4 месяца. Очень часто родители приходят с большим страхом: ❓ «А как мы вообще будем заниматься онлайн?» ❓ «А вдруг ребёнок не будет включаться?» ❓ «А если вдруг он не будет смотреть в экран?» И я как мама понимаю этот страх. Любой родитель переживает, когда речь идёт о развитии малыша. Онлайн до сих пор кажется чем-то ненадёжным и «несерьёзным». 💫 Но посмотрите на эту обратную связь. Она лучше любых слов показывает: переживать не нужно! Потому что всё индивидуально. 💻И иногда именно онлайн-формат оказывается даже более эффективным — ребёнок в привычной обстановке, рядом с родителями, без стресса и адаптации к новому кабинету. Важен — не формат. ✅Самое важное — подход, система и сопровождение. И когда всё это выстроено правильно, результат приходит — независимо от того, где проходит занятие: в кабинете или дома 🩵 Подробнее узнать об он-лайн школе и оставить заявку можно на сайте ➡️ https://zapyskrechi.ru/
2 недели назад