Найти в Дзене
Тревожные ритуалы Сегодня поговорим подробнее об обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР). Это психическое нарушение, при котором человек страдает от навязчивых мыслей и вызываемых ими страхов. Для снижения тревоги некоторые люди прибегают к тем или иным действиям. Это может быть постоянное мытье рук, проверка, закрыта ли дверь на ключ, выключен ли утюг и другие «ритуалы». В скором времени формируется стереотип обязательного выполнения ритуала. В моей практике была юная пациентка, которая постоянно перемывала пищевые продукты. Например, она мыла сырые макароны перед тем, как их сварить. Кроме того обработку водой и мылом проходили и палки копчёной колбасы, упаковки печений, не говоря уже об овощах и фруктах. Таким образом она пыталась справиться со страхом смерти. Откуда он взялся? ⠀ Стандартно все начинается с «фона». Страх смерти не закрепляется в сознании детей, растущих в здоровой атмосфере. А вот если взрослые излишне тревожны, то и ребенок приобретает подобную предрасположенность. ⠀ Для особо впечатлительных детей может быть достаточно увиденного фильма или жизненной ситуации. ⠀ У этой пациентки тревога начала расти после похорон бабушки, где девочку заставили поцеловать ее на прощание. Ощущение этого ледяного поцелуя запечатлелось в памяти и спровоцировало страх собственной смерти. Начались слёзы, мама успокаивала, говорила, что она очень молодая и проживет долгую жизнь. ⠀ Девочка приняла эту версию. Но страх смерти остался. Однажды, когда она взяла в руки немытый фрукт, мать резко одернула ее: «Отравишься». После этого еда в ее жизни стала новым фактором, из-за которого можно умереть уже сейчас. Что было дальше — вы уже знаете. В подобных ситуациях человек почти всегда осознаёт свое иррациональное поведение, хочет от него избавиться, но не может. До и после Подобные навязчивые действия могут быть компенсирующими и предвосхищающими. Проще говоря, кто-то снимает тревогу, выполняя ритуал заранее, как бы предвосхищая событие, и использует его для защиты. А другой — считает, что негативное событие уже произошло и прибегает к компенсирующему ритуалу. Причина такого поведения — огромный уровень тревоги, с которым человек не может справиться. Поэтому он вынужден придумать какое-то действие, которое на время даёт ему чувство облегчения. Выраженность ритуалов тоже может быть разной: от незаметных для окружающих действий, которые не приводят к ограничениям, до ярко выраженных проявлений. Во втором случае вся жизнь человека подчинена соблюдению созданных им правил («оберегов»). При неблагоприятном развитии событий психологическое здоровье ухудшается, и человек получает еще более выраженное расстройство. Оно может сочетаться с другими синдромами (например, стойко нарушается сон), тогда человек уже остро нуждается в медико-психологической помощи. В тяжелых случаях само действие должно быть произведено в соответствии с определёнными правилами. Облегчение наступает только в этом случае. «Наполовину» не считается и не приводит к снижению тревоги. Например, человек должен четыре раза проверить закрыл ли он дверь. А если удалось проверить только три раза, возникает сильнейший дискомфорт. Только произведённый по всем правилам, ритуал немного успокаивает. Подчеркну, что все начинается с незначительных действий, как будто появляются новые привычки, а потом все усложняется: ритуалов становится больше, правил для их выполнения тоже. У «оберега» возникают этапы. Чем дальше, тем сложнее. Люди часами заняты выполнением созданных ими схем, не могут выйти из дома и жить привычной жизнью. Важно понять: любое навязчивое действие, к которому системно прибегает человек для снижения тревоги, никак не убирает причины этой тревоги, поэтому она возникает вновь. Порочный круг. В следующий раз поговорим о причинах такого поведения, и о том, почему приближаться к своему страху не всегда полезно. Подписывайтесь на мой канал и следите за публикациями. Рекомендуйте его друзьям и родным. Здесь много полезной информации.
1 год назад
Можно ли научить страху? Мы с вами уже обсуждали тему фобий, и разобрались, что во многом тревожному поведению дети учатся в семье или в среде, которая их окружает. Поэтому и здоровому мышлению, в первую очередь, нужно учиться самим родителям. Вопрос «Можно ли научить страху» всегда интересовал психологов и физиологов. Чтобы найти ответ, специалисты проводили опыты. Об одном из них я хочу вам рассказать. Эксперимент с маленьким Альбертом В 1920 году 11-месячный младенец Альберт стал подопытным для эксперимента ученого Джона Уотсона и его ассистентки Розали Рейнер. Главной целью ученых было показать, что, используя внешние стимулы, можно вызвать у любого человека сложную эмоцию. Для этого выбрали 11-месячного Альберта. Он был нормально развитым ребенком, уравновешенным и спокойным. А ещё он был удобным, доступным для исследований, поскольку его мать была их знакомой. Альберт не боялся живых белых крыс, он их вообще раньше не видел. Да и других поводов для переживаний у него замечено не было. Как проходил эксперимент? Когда Альберту в первый раз показали прирученную белую крысу, он ее не испугался. Однако, вскоре за его спиной раздался громкий удар в гонг. После того, как крыса и звуковой сигнал одновременно были представлены 7 раз, ребенок начал бояться, плакать и закатываться, откидываясь назад, каждый раз, как только ему показывали животное. Через 5 дней Уотсон и Рейнер показали мальчику другие белые и пушистые предметы, напоминающие крысу. Реакция страха у Альберта распространилась и на них: он стал бояться кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы экспериментатора. ⠀ Итог? Мальчику сформировали фобию, но смогли ли потом убрать ее — неизвестно, также и как сложилась его дальнейшая судьба. Вот так вот… ⠀ Не могу назвать этот эксперимент этичным, но на момент его проведения не было никаких препятствий для его осуществления на законодательном уровне. Но в 1970-х, после создания специальной комиссии по защите прав людей, эксперимент «Маленький Альберт» уже не мог бы состояться. Этот жестокий случай не единственный, описанный в науке. Но он ярко показывает, что страхи можно приобрести, научиться им. Поделюсь с вами словами еще одного своего пациента, молодого человека, который страдал авиафобией с детства: «Я не знал, что летать страшно, пока мне родители не сказали, что это очень опасно». Теперь понимаете, как важно правильно говорить с детьми об опасностях этого мира? Подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его друзьям. Здесь все о здоровом мышлении.
2 года назад
Ипохондриками не рождаются? Ипохондрия — это тягостное переживание по поводу здоровья. В бесконечных исследованиях не находят патологию, но тревога сохраняется. Ипохондрик подозревает у себя тяжелые/неизлечимые заболевания. Отчего возникает подобное расстройство? Давайте разбираться. Никто не рождается ипохондриком. Склонность постоянно прислушиваться к своему организму и выискивать «что у меня сейчас болит» — приобретенная. Стрессы (особенно хронические) могут постепенно перерасти в навязчивые состояния, так или иначе связанные с состоянием здоровья. В анамнезе ипохондрика часто есть опыт общения с родственником (мамой, бабушкой), который постоянно опасался за свое здоровье. Ипохондрическое расстройство может манифестировать в семьях, где родители чрезвычайно озабочены здоровьем ребенка. Сначала они излишне тревожатся относительно его здоровья, потом он начинает сам прислушиваться к себе, фиксируя внимание на работе организма. Пример: первый сын в семье умер в детском возрасте, отравившись таблетками. Когда родился второй, мама контролировала каждый его шаг, опасаясь, что с ним что-то случится. Сейчас ему 40, он живёт с мамой, с работой не клеится. Все мысли фиксированы на работе его организма… Ипохондрики крайне инфантильны. Не имея собственных опор, обладая высоким уровнем тревоги, которая проецируется на здоровье, они ведут себя эгоцентрично. Обижаются на окружающих, которые заняты своими делами. Каких-то интересов не имеют. Все сконцентрировано на поиске заболеваний. Ипохондрию болезнью не считают и ее корректировать не хотят. В прошлый раз я писала о кардионеврозе. Ипохондрики часто страдают и им тоже, стараются «контролировать» работу сердца. Разумеется, здоровое отношение к сердцу совсем иное: огромный процент сердечно-сосудистых катастроф можно предотвратить, ведя здоровый образ жизни и развивая навыки эмоциональной саморегуляции. ⠀ Связь между сердечно-сосудистой патологией и психологическим состоянием доказана давно. ИБС и артериальную гипертензию относят к заболеваниям, ключевую роль в возникновении которых играет стрессовый фактор. Но обратите внимание: спусковым крючком служит не стресс как таковой, а индивидуальная чувствительность человека. На одну и ту же ситуацию можно отреагировать по-разному: у кого-то повысится АД, а у кого-то нет, т.к. сработают навыки саморегуляции. Вот показатели, обеспечивающие здоровье: 1. Мышление — нужно избавиться от дезадаптивных когнитивных стилей, проще говоря, негативных установок. Они дают высокий уровень фоновой тревоги. Эта тревога может быть обращена на состояние организма, тогда человек становится ипохондриком. 2. Психогигиену — уметь правильно восстанавливать свои ресурсы с позиции физиологии организма. 3. Самооценку, чтобы трезво оценивать свои возможности в той или иной ситуации. 4. Навык решения проблем здоровыми стратегиями. 5. Умение управлять своим фокусом внимания, чтобы не залипать на том, что истощает. ⠀ Чем более зрелая личность, тем более здоровым будет человек. Зрелость — это необходимые для адаптации навыки. Инструменты по их формированию даны в цикле о психологическом здоровье на сайте doctor-ayna.ru Там 6 частей, начитайте с видеокурса «Основы психологического здоровья». Психотерапия не лечит болезни. Она меняет судьбу.
2 года назад
Мое сердце остановилось, мое сердце замерло Продолжаем тему психосоматических заболеваний. Как и обещала в прошлый раз, рассказываю о кардионеврозе – это одно из самых частых психосоматических расстройств в современном мире. Кардионеврозом по официальной статистике страдает порядка 10 процентов населения нашей планеты. Впрочем, прежде чем решить, что ваша сердечная боль вызвана именно психосоматикой, сначала обязательно пройдите кардиологическое обследование. Если не будет найдена патология или выявятся лишь небольшие изменения, то можно считать, что заболевание имеет психосоматическую основу. И продолжить читать этот полезный материал. Жизнь на бегу Кардионевроз чаще развивается у людей, которые живут в ускоренном темпе жизни, имеют ненормированный рабочий день, поздно ложатся спать, рано встают, постоянно находятся в ситуациях, требующих большого эмоционального перенапряжения, склонны к тревоге. Обычный режим для многих руководителей или многодетных мам, например. Когда на фоне такой жизни появляется дискомфорт в груди, разнообразные болевые ощущения, спазмы, человек начинает тревожиться о здоровье, тем самым усиливая симптоматику. Боли в сердце становятся чаще и интенсивнее. Возникает страх смерти от инфаркта или инсульта. Человек может ощущать будто сердце сжато в тисках, или «не так бьётся». Но, несмотря на эти жалобы, при обследовании патологии не выявляется. Как только такой пациент получает транквилизатор, то сразу чувствует облегчение, что и является показательным фактором в плане выбора дальнейшего маршрута лечения. Для того, чтобы вылечиться, важно не привыкать к мысли, что «симпоматику уберёт препарат», а начать серьезную работу над собой, научиться самому управлять своим эмоциональным состоянием, не провоцировать лишнюю тревогу. Плюс к этому стоит научиться беречь свое тело. Есть выражение «Тело – это храм, в котором вы живёте». А нервная система – это такая же часть вашего тела, как рука, нога, сердце или желудок. Фиксация на страхе Поделюсь реальной историей, которая наглядно показывает, как работает психосоматика Ко мне обратилась 50-летняя женщина. В прошлом у нее было заболевание сердца. К счастью, она получила качественное хирургическое лечение и патологию полностью устранили. Казалось бы, о чем ещё можно мечтать? Время выдохнуть и наслаждаться жизнью! Но не тут-то было. Ведь привычный страх «вдруг я умру» никуда не делся. Моя пациентка постоянно жила с негативными мыслями. Не могла нормально спать, потому что во сне боялась, что не сможет контролировать работу сердца. Не ездила в отпуск, на море или в горы, боясь, что ей станет плохо и до больницы ее не довезут. Один негативный прогноз сменялся в ее мыслях другим. Ничего не радовало. Вся жизнь была зафиксирована на страхе, несмотря на то, что сердце работало значительно лучше, чем до операции. Женщина не думала о том, что, даже при наличии патологии, она жила вполне нормальной жизнью: работала, рожала детей (хотя беременность и роды – нагрузка на сердце). Теперь же, имея все возможности вообще не переживать, нормальной жизни не было. После очередного обследования в крупнейшем профильном центре, сдав все возможные анализы, Валентина получила рекомендацию обратиться к психотерапевту. И попала ко мне. Я научила её управлять своим эмоциональным состоянием, помогла избавиться от негативных мыслей, вызывающих тревогу. Она перестала фиксироваться на страхе, научилась правильно восстанавливать эмоциональные силы и сразу же почувствовала себя лучше. И вот уже много лет Валентина живет полноценной, здоровой жизнью. А если и вы хотите разобраться с психосоматикой, то подписывайтесь на мой канал или заходите на сайт doctor-ayna.ru. Там много полезных материалов.
2 года назад
Душа болит, а сердце плачет. Как проявляется психосоматика? Давно хотела поговорить с вами о психосоматике. Сегодня будем разбираться с тем, как возникают психосоматические заболевания. И почему, если болит душа, «плачут» внутренние органы. Физиология организма такова, что эмоциональное истощение всегда находит отклик в теле. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но человека начинают беспокоить не только эмоциональные нарушения, но и неприятные физические симптомы. Самые распространенные из них - расстройство пищеварения, головные боли, учащенное сердцебиение, нарушение сна, слабость, потливость, тремор, головокружение. Жалобы пациента с психосоматическим расстройством очень похожи на те, которые возникают при нарушении работы какого-то органа или системы. Но при этом самих нарушений нет. Или же они незначительны, не могут вызывать весь тот комплекс проблем, который беспокоит человека. Он идет к врачу для обследования, но врачи причин «плохого» состояния не находят. Или же что-то находят, начинается лечение, но полного выздоровления не наступает. Например, вся линейка препаратов, которыми пользуется кардиолог, ещё не вылечила ни один кардионевроз. Вот и получается, что с точки зрения клинициста все для пациента сделали, но у больного первоначальная проблема осталась. И любой стрессовый фактор провоцирует рецидив, либо усиление симптоматики. Иногда причину недуга не находят или безуспешно лечат годами. При этом все могло быть иначе, если бы пациент обратился к психотерапевту, или психиатру в тандеме с психологом или психотерапевту в тандеме с узким специалистом. Терапевт или гастроэнтеролог в одиночку справиться с психосоматическим заболеванием не сможет, ведь он не знает, что делать с триггерами подобного расстройства. А триггерами, в первую очередь, являются психологические особенности личности данного пациента. ⠀ Чем болеют пессимисты? Взаимосвязь между психологическими особенностями личности и заболеваниями установили давно. Так, например, один из ведущих русских психиатров В.П.Сербский писал: «больные с пораженным пищеварением являются пессимистами, постоянно чувствующими свое нездоровье и смотрящими самыми мрачными глазами на жизненный круговорот». Со своей стороны, основываясь на 18-летнем опыте консультирования, я могу сказать, что для пациентов с синдромом раздражённого кишечника (СРК) изначально очень характерна высокая тревожность. А это, в свою очередь, провоцирует весь комплекс нарушений, получив которые, пациенты становятся пессимистичными. И я уверена, что гастроэнтерологи согласятся: пациенты с СРК тревожны и постоянно фиксированы на своём нездоровье. От этого фон их настроения снижен. Поэтому, несмотря на то, что пациент с СРК постоянно фиксирован на своем расстройстве, помимо симптомов функционального нарушения кишечника , его также будет беспокоить нарушение сна, тошнота, рвота, отрыжка, головные боли, слабость, сниженное настроение, затруднение дыхания, ком в горле, сексуальная дисфункция и т.п. Можно ли исправить эту ситуацию? Безусловно, если понять физиологические основы нашего организма и взаимосвязи, которые существуют между психикой и различными органами. Я даю эти важные знания в серии видеокурсов «О психологическом здоровье». Заходите на сайт: doctor-ayna.ru и знакомьтесь с материалами. В следующий раз поговорим о таком психосоматическом расстройстве, как кардионевроз. Подписывайтесь на канал, рекомендуйте его друзьям и близким. Здесь много полезной информации.
120 читали · 2 года назад
Я жду ребенка. Без паники! ⠀ Продолжаем тему панических атак. Как я уже говорила, паническое расстройство может возникнуть независимо от времени суток и обстоятельств жизни. Если человек склонен к тревожному типу мышления, он автоматически любую непонятную ситуацию оценивает негативно и преувеличивает возможные последствия, стимулируя тем самым тревогу. Искаженное восприятие масштабов «бедствия» приводит к хроническому напряжению и появлению приступов паники. ⠀ Но есть жизненные ситуации и физические состояния, которые могут провоцировать стресс и дополнительно. Это наши болезни или заболевания близких, уход кого-то из родных, и даже, казалось бы, такой счастливый период, как беременность. ⠀ За 18 лет практики я много раз сталкивалась с подобными обращениями от беременных женщин. У меня много «психотерапевтических детей», с которыми я познакомилась задолго до их рождения. Многие родители до сих пор шлют мне фото, так что у меня есть возможность видеть, как эти дети растут. ⠀ Я помогла их мамам справиться с тревогой и паническими атаками и сейчас хочу дать несколько советов всем, кто оказался в подобной ситуации. ⠀ Начнем с того, что не нужно ждать приступов панических атак, чтобы задуматься над своим эмоциональным состоянием. Если беременная женщина живет с высоким уровнем тревоги, это уже нехорошо и может привести и к паническим атакам, и к психосоматическим заболеваниям, и к депрессии. ⠀ Как правило, переживания беременных женщин спровоцированы мыслями: ✅ вдруг выкидыш?; ✅ ребенок может родиться с заболеванием; ✅ как пройдут роды? ⠀ Все эти страхи зачастую не имеют под собой основания. То есть они не связаны с осложнённым течением беременности. Причина в том, что еще до зачатия этой женщине было присущ высокий уровень тревоги. А беременность послужила триггером усиления тревожности. ⠀ Причина высокого уровня тревоги всегда «в голове». Те стили мышления, которые развиты у человека, на автомате провоцируют высокий уровень напряжения. Когда случается важное событие, то всю свою склонность тревожиться человек проецирует на него. ⠀ Важно понять: даже если у вас нет панических атак, а напряжение/излишняя тревога есть, значит: 1️⃣есть риск появления приступов; 2️⃣психологическая помощь должна быть такой же, как в случае с паническими атаками; 3️⃣нужна коррекция мышления; 4️⃣нужно развивать саморегуляцию. ⠀ Паническое расстройство при беременности клинически проявляется аналогичными признаками, что и у небеременных женщин, и у мужчин: ✅тахикардия; ✅изменение артериального давления; ✅ощущение удушья; ✅тошнота; ✅внутренняя дрожь; ✅ощущение опустошённости, бессилия. ⠀ А вот медикаментозное лечение им не назначается. Если у мужчин или небеременных женщин есть возможность сходить к психиатру и получить таблетки, то у беременных ее нет. ⠀ Что делать? ⠀ Во-первых, обратиться к психологу или врачу-психотерапевту с просьбой научить вас убирать тревогу самостоятельно. Для этого нужно избавиться от негативных установок, которые развитые у вас с детства. Если же специалист предложит вам психоанализ, арт-терапию и т.п., мой совет — искать другого. ⠀ Вы можете поработать со мной дистанционно. Все инструменты коррекции, которые я применяю в работе с беременными женщинами, даны в цикле видеокурсов о психологическом здоровье на сайте doctor-ayna.ru ⠀ Период беременности — это прекрасная возможность научиться саморегуляции, ведь она вам пригодится на всю оставшуюся жизнь. ⠀ Умение воспринимать обстоятельства без ложной тревоги убережёт вас от того, чтобы передать тревожное восприятие детям. Иначе придется думать о том, как из неуверенного ребёнка вылепить лидера, который может сам постоять за себя. ⠀ В следующий раз напишу о психосоматике. Подписывайтесь на мой канал и следите за публикациями.
2 года назад
«Помогите! Я умираю!» — что такое паническая атака Диагноз «Паническое расстройство» проявляется приступами выраженной тревоги, которые возникают независимо от времени и обстоятельств. Все пациенты с паническими атаками испытывают схожую симптоматику: у них скачет давление, появляется тахикардия и ощущение удушья, тошнота и внутренняя дрожь. Человек чувствует опустошённость и бессилие. ⠀ Подобные приступы чаще всего возникают у людей, которые любую ситуацию автоматически оценивают как тревожную. «А вдруг случится что-то плохое?» – типичный для них вопрос. ⠀ Когда возникает даже незначительная неприятная ситуация, человек раздувает возможные последствия, стимулируя тем самым повышение уровня тревоги. При этом он не осознает факт своего искажённого восприятия, каждый раз находя причины для чрезмерного реагирования. ⠀ Поэтому получает в итоге заболевание: хроническое напряжение приводит к истощению, появлению приступов тревоги, паники и страха. ⠀ Часто человек начинает бояться мест, где у него впервые случился приступ (например, метро). В такой ситуации у него формируется страх повторного приступа, страх умереть от инфаркта, остаться без помощи. Что важно знать о панических атаках? ⠀ 📌Они излечимы; 📌Вы не сойдёте с ума; 📌Вы не обречены пить препараты всю жизнь; 📌Лечится это состояние у психиатра, а не невролога; 📌Когнитивная терапия – единственный метод психокоррекции, который эффективен с точки зрения доказательной медицины; 📌Клинические проявления могут быть самыми разнообразными и по разному протекать даже у одного и того же пациента; 📌Прием сосудистых препаратов может усугубить состояние; 📌Они возникают не у всех, а у тех, кто имеет предрасположенность (все пациенты с ПА вне зависимости от возраста, пола, профессии мыслят одинаково); 📌Тревожным стереотипам восприятия мы учимся в детстве, в той среде где росли; ⠀ Умереть от панических атак нельзя, но качество жизни при них сведено к нулю. Пациенты, страдающие паническими атаками, не могут жить полной жизнью. А теперь проведем самодиагностику. Как понять, что вы столкнулись с новым для себя диагнозом – панические атаки? Предлагаю быстрый тест. 1. Вы испытываете приступы внезапного страха, сопровождающиеся ярко выраженным физическим и эмоциональным дискомфортом? • да • нет 2. Возникают ли некоторые из этих приступов неожиданно, вне связи с определенной ситуацией? • да • нет 3. Сформировался ли у вас страх повторения приступа? • да • нет 4. Вы боитесь сойти с ума или умереть в результате приступа? • да • нет 5. Во время последнего приступа вы испытывали: • поверхностное, учащенное дыхание; • сердцебиение, пульсацию, перебои в работе сердца; • боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки; • потливость; • ощущение нехватки воздуха, одышку; • жар или холод; • тошноту, дискомфорт в желудке, понос или позывы к нему; • головокружение, туман в голове или предобморочное состояние; • покалывание или онеменияе в теле или конечностях; • дрожь, подергивания или стягивание тела (конечностей); • страх смерти от инфаркта/инсульта или необратимых последствий приступа. Если вы ответили «да» хотя бы на один вопрос с 1-4 и выбрали минимум два любых пункта в пятом, то с высокой степенью вероятности у вас панические атаки, и вам необходимо обратиться к врачу-психотерапевту. Но волшебной пилюли, которая избавит вас от тревоги, нет. Таблетка не научит вас думать иначе. С паническими атаками работает либо психотерапевтическая, либо сочетанная психолого-психиатрическая помощь. К первому приступу вы двигались долго, истощая резервы организма. И пока не измените своё мышление, вас будут ждать новые срывы. Чтобы избежать рецидивов, я советую обучиться навыкам саморегуляции. Это можно сделать на моем сайте doctor-ayna.ru, посмотрев видеокурсы о психологическом здоровье. Подписывайтесь на мой канал в дзен. В следующий раз могу написать о том, какие ситуации могут спровоцировать паническую атаку. ⠀
2 года назад
Отличниками не рождаются Продолжаем тему готовности детей к школе. Многие родители умиляются, что их чадо читает всего Пушкина наизусть. Таких детей считают самыми умными и развитыми. Почему же тогда дети, «схватывающие все на лету», не всегда демонстрируют стойкие успехи в обучении? Давайте разбираться. Часто под формулировкой «на лету» скрывается хорошая память. Ребёнок что-то увидел, услышал и по памяти воспроизвёл. Казалось бы, это замечательно, но только на хорошей памяти далеко не уедешь. Чего ждать в процессе обучения, если ребёнок формирует стереотип: увидел, услышал/ запомнил/воспроизвёл? В саду и в начальной школе будет все прекрасно. Ребёнок с хорошей памятью легко запомнит и воспроизведет материал, механически. А вот ребёнок, который не обладает великолепной памятью, не может близко к исходному тексту его воспроизвести, вынужден или зубрить (что не очень хорошо), или вникать (что прекрасно). Кто из них больше развивает мышление? Тот, кто тренирует мозг, а не тот, кто работает как ретранслятор. Это также, как с изучением языка. Согласитесь, можно выучить песенку на французском, но это не поможет вам заказать обед в парижском ресторане или пообщаться с носителем языка. Важно разделять хорошую память и развитое мышление, понимание текста. Приведу ещё один пример из собственной жизни. Когда я училась в Медицинской академии, весь 5-6 курс мы проходили итоговые тестирования. За вечер я учила ответы на 1500 вопросов и прекрасно сдавала экзамены. Как я это делала? Очень просто. Во время подготовки читала вопрос и подчёркнутый мною правильный ответ на него. А когда приходила на экзамен, выбирала знакомый из предложенных вариантов ответ. Также поступали все остальные. Вопрос: когда таким образом проверяют знания предметов, что на самом деле демонстрируют учащиеся? Усидчивость и хорошую память. А как студент усвоил и понимает материал — неизвестно. Если ребёнка с прекрасной памятью не научили работать с текстом, и при этом у него не развито мышление, то в дальнейшем он продолжает механически запоминать материал, который требует осмысления. В результате — в средней школе скатывается с пятёрок на четвёрки, потом на тройки. Все это сопровождается различными реакциями: нарушениями поведения, психосоматикой. Важно не только то, что ребёнок запомнил, но и то, насколько он понял и осмыслил текст. Поэтому я советую всем родителям дошкольников: ✅ Добавьте в ваши совместные ритуалы чтение книг; ✅ Обязательно просите ребёнка пересказать прочитанное; ✅Обсуждайте поведение героев. Развитие мышление — залог успешной учебы наряду с другими факторами здоровой автономии. Хотите узнать об этом больше? Подписывайтесь на мой канал и заходите на сайт: doctor-ayna.ru.
2 года назад
Как подготовить ребенка к школе? Рекомендации психолога ⠀ Для начала две важные мысли. ⠀ 1️⃣Легче адаптироваться в любой новой ситуации смогут более самостоятельные дети. ⠀ 2️⃣ Не стоит воспитывать у детей неприязнь к школе задолго до 1 сентября. ⠀ Не вызывайте отвращение к школе, формируя негативные ассоциации заранее. ⠀ Ошибкой будет насильно заставлять ребёнка делать скучные задания, лучше заранее учить его быть самостоятельным во всех бытовых вопросах. ⠀ Представим, что ваш дошкольник не застилает за собой постель, не убирает тарелку в раковину, не вешает свои вещи в шкаф, не поддерживает порядок в своей комнате. При этом он имеет неограниченное количество возможностей залипать в мультфильмах или телефонных играх. И вдруг, среди этой привычной жизни, его начинают насильно приучать к учебной деятельности. Реакция ребенка будет предсказуема. ⠀ Конечно, его отношение к школе будет плохим, но выбора у ребёнка нет, идти туда все равно придётся. А вот его негатив будет находить адресата (родителей) ежедневно. ⠀ Зачем вам создавать себе лишние трудности? Чем раньше вы будете внедрять обязанности в жизнь, тем легче ребёнок их примет и будет относиться к ним спокойно. ⠀ Задача родителей — сформировать здоровую и зрелую личность, которая всегда сможет адаптироваться в новой обстановке и стать успешной. ⠀ При этом лучше создавать условия для самостоятельного поведения в быту задолго до первого класса. Главное правило для любого возраста — все, что ребенок может делать сам, он должен делать сам. Даже если вы сделаете это быстрее, аккуратнее, лучше. Но тем самым вы только окажете ему медвежью услугу. Пусть лучше ребенок пробует, старается. А вы будьте рядом и поддерживайте его энтузиазм. И результат не заставит себя ждать. ⠀ Самостоятельные дети в школе адаптируются гораздо легче и быстрее, чем те, кто не справляется с задачами, соответствующими возрасту. ⠀ Ребёнок, полноценно встроенный в семейную систему, где у каждого есть права и обязанности, готовится к школе гораздо эффективнее, чем тот, кто просто периодически пишет буквы и цифры, а в остальное время — развлекается. ⠀ Развлечения хороши, когда они в меру. Если ребёнок выполняет небольшие обязанности по дому (кормит кота, убирает вещи, помогает накрыть на стол), он развивается правильно. И это отразится на подготовке к школе и дальнейшей учёбе. ⠀ А сейчас о том, как избежать ошибок в формировании мотивации к обучению. Сразу скажу, лучше, чтобы настрой первоклассника был положительным, но без идеализации. ⠀ Ребёнок, которому рисовали идиллические картины о школе, находится в предвкушении: сколько всего интересного его ждёт. ⠀ Когда такой ребенок сталкивается с правдой жизни, он растерян. Ожидание/реальность не совпали. ⠀ Даже если у него нет каких-то конфликтов с одноклассниками, и вроде бы он неплохо адаптировался в новой среде, ребенок испытывает разочарование. В школе не так уж и интересно: много приходится делать обязательных и скучных вещей. ⠀ У него формируется стойкое нежелание ходить туда, ведь обещанная «конфета» оказалась не такой уж и сладкой. ⠀ А если при этом в школе возникли реальные трудности, то это еще усугубляет ситуацию. ⠀ Первоклашка, которому наобещали с три короба, а потом он понял, что ничего классного-то в школе и нет, поймёт, что ему врали. ⠀ Теперь поговорим о тех, кто сначала не сформировал детям навык самостоятельной учёбы, понимает, что уроки придётся делать вместе с ребёнком и вместо ребёнка, сокрушается по этому поводу и транслирует негатив в адрес будущего обучения. ⠀ Как вы хотите, чтобы ваш ребёнок загорелся желанием учиться при таком раскладе? ⠀ Особенно стимулирует тягу к учёбе фраза: ну ничего, подожди, вот в школу пойдёшь, сразу поймёшь что к чему». ⠀ Получается, что одни — заранее вызывают отвращение и запугивают, другие — обещают то, чего явно не будет. ⠀ Ложные представления ребёнка обязательно отразятся на его мотивации к учёбе, поэтому лучше этих крайности избегать. ⠀ Важно, чтобы положительный образ был основан на реальности. ⠀ В следующий раз расскажу, как добиться стойких успехов в обучении.
2 года назад
Первый раз — в первый класс. Как понять, что ребенок готов к школе? Завтра начинается новый учебный год. Для родителей первоклашек это особенно волнительный период. И главный вопрос: справится ли чадо с новыми задачами, новыми обстоятельствами. А главное — как понять, что ребенок готов к школе? Существует много мнений о том, что является критерием оценки. При этом специалисты и родители часто по-разному оценивают уровень готовности ребёнка к школе. Если дошкольник знает названия государств, больших и маленьких рек, различает флаги, разбирается в отличиях динозавров, это хорошо, но ещё не показатель готовности. Часто это демонстрация неплохой памяти, но осознанности, эрудированности в этом нет. Общая осведомлённость и готовность к школе — это разные вещи. О готовности к школе лучше скажут другие характеристики: ⁃ умение слушать взрослого; ⁃ достаточный уровень умственного развития, памяти и внимания; ⁃ владение арифметическими операциями; ⁃ готовность руки к письму; ⁃ желание учиться; ⁃ высокие адаптационные возможности. Проще говоря, нужно не только писать, считать и читать, но и хотеть учиться. А ещё иметь неплохую эмоциональную саморегуляцию, быть социально зрелым, способным адаптироваться в новых условиях школьной жизни. Поэтому специалисты выделяют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость. Глобально зрелость проявляется в способности ориентироваться в новых условиях, проявляя самостоятельность. Это и навыки самообслуживания, и умение организовать свою деятельность, не забыть про уроки, решить проблему адекватно возрасту, (что-то потерял или забыл), умение взаимодействовать со сверстниками. Важно, чтобы у ребёнка было хорошо развито восприятие. Лучше, чтобы он умел выделять фигуру из фона. Читая текст, выделять главные мысли и не отвлекаться. Умение воспроизводить образец, развитая зрительно-моторная координация — залог успешного обучения письму. Даже если ребёнок не умеет писать буквы/цифры, но срисовывает, раскрашивает картинки и штрихует, то это значит, что ему будет легче научиться писать. Эмоции под контролем Расскажу подробнее об эмоционально-волевой готовности к школе. ⠀ Она проявляется в саморегуляции: ✅ребёнок может успокаиваться сам; ✅у него меньше импульсивных реакций; ✅он может долго выполнять не очень интересное задание. ⠀ Наконец, ребенок с развитой эмоционально-волевой сферой умеет формировать цель, может принимать решения, намечать план действий и предпринимать усилия к достижению этой цели, даже если возникла трудность. ⠀ Приведу пример. Маше исполняется 7 лет. Она решила сделать приглашения на свой день рождения. Взяла листы бумаги, разрезала пополам. Сделав заготовки, она нашла картинки, которые подходили по тематике, вырезала их и наклеила на приглашения. С линейкой и простым карандашом расчертила листы, взяла ручку и написала текст. Адрес и место проведения она уточнила у мамы. Маша допустила ошибки, но это не важно. Важнее то, что реализовать идею оказалось труднее, чем придумать ее. Несколько первых приглашений пришлось переделывать заново. Маша трудилась сама, без напоминаний и помощи, потратила несколько дней. Но в итоге получились красивые приглашения. Маша убрала на рабочем столе. На следующий день раздала приглашение ребятам. ⠀ Катя (7 лет) решила сделать открытку в подарок бабушке. Она поделилась своей идеей с мамой и стала просить ей помочь. – Доченька, я занята, сделай сама, вы же в садике делали уже разные поделки. – Я не умею, в садике нам помогает Елена Владимировна. – Ты всё-таки подумай, постарайся. Не можешь сделать открытку, что-то нарисуй. ⠀ Катя принялась рисовать, но получилось некрасиво. Она бросила это занятие. Мама предложила сделать аппликацию. С ней тоже не вышло. В итоге на столе остался мусор, незакрытый тюбик клея засох. Убирала мама. Очевидно, что уровень развития эмоционально-волевой сферы у девочек разный. И это будет серьезно влиять на успешность обучения. В следующий раз дам полезные рекомендации родителям по подготовке детей к школе. Подписывайтесь на мой канал. Здесь много пользы.
2 года назад
Эмоциональное истощение: Как понять, что вы в группе риска? Сегодня разберем сигналы, которые помогут не пропустить такое опасное состояние, как эмоциональное истощение. На что стоит обратить внимание в своем самочувствии, в поведении родных и близких? ⠀ 1️⃣Любые изменения в поведении: ⠀ — усилилась раздражительность в ответ на ситуации, которые раньше воспринимались спокойно; — чувствуете озлобленность; — появилась склонность излишне остро реагировать на происходящее и вы с трудом сдерживаетесь. ⠀ 2️⃣Проблемы со сном – это показатель того, что ваш психобиологический резерв истощается. Если сон сопровождается кошмарами, появилась бессонница, есть потребность в новых условиях, чтобы уснуть (например, выпить) или, наоборот, испытываете повышенную сонливость — обратите внимание на этот «звоночек». ⠀ 3️⃣Перепады или стойкое снижение настроения: апатия, ощущение безнадежности, потеря радости от того, что раньше доставляло удовольствие. ⠀ 4️⃣Снижение либидо. Если это нехарактерно для вас, значит стоит отнести это к сигналам истощения нервной системы. ⠀ 5️⃣Отсутствие сил и желания что-то делать. Астения — самый ранний признак истощения. ⠀ 6️⃣Также стоит задуматься над своим состоянием и тем, кто чувствует усталость от информации. Если вы изо всех сил пытаетесь оградить себя от работы с ней и понимаете, что вас не интересует интересовавшее ранее – это повод задуматься, как вы восстанавливаетесь. В противном случае все может закончиться плачевно. А теперь поделюсь полезными правилами восстановления эмоциональных сил. Но сначала ответьте на вопрос: в течение дня вы дарите себе «маленькие радости»? Или ждете, что кто-то другой порадует вас? А если нет, как быть тогда? Если вы чем-то радуете других, но не получаете ничего взамен, стоит задуматься: а не слишком ли много вы тратите своих ресурсов, чтобы вкладывать их в других? ⠀⠀ Отсюда ПРАВИЛО 1. Ничего и никого не ждите. Восстановление собственных ресурсов — это ваша и только ваша ответственность. ⠀⠀ Многие люди предпочитают не видеть маленьких скромных чудес, радостных моментов, которые происходят ежедневно, обесценивая тем самым их. А ведь обычный чай может быть ароматным, варенье вкусным, дождик приятным.⠀ ⠀⠀ Не видите этого? Значит, обедняете свое эмоциональное мироощущение. ⠀⠀ ПРАВИЛО 2. Не обесценивайте то, что имеете. Радости есть всегда и у всех. ⠀⠀ Еще одна ошибка — покупать счастье. Когда вам пытаются продать «счастье» (обладания чем-либо) — вам лгут. Продают товары и услуги, счастье купить нельзя. Оно бесплатно, потому что зависит от ваших мыслей. ⠀⠀ ПРАВИЛО 3. «Следите за своими мыслями, ибо они — причина всего» (Лев Толстой).⠀ ⠀⠀ Коррекцией негативных мыслей и эмоций, развитием всех нужных навыков саморегуляции модно и нужно заниматься. Заходите на мой сайт: doctor-ayna.ru. Там есть много полезных материалов. И подписывайтесь на мой канал здесь — ваше психическое здоровье в ваших руках.
2 года назад
Снова на те же грабли Давайте разберёмся с настоящей причиной неудач на любовном фронте. ⠀ Недавно я получила вопрос, который был сформулирован так: «Айна, недавно я рассталась с человеком. Это третьи серьёзные отношения в моей жизни. Прочитав ваш пост о психотипах, осознала, что мои избранники очень схожи между собой. Значит, если я выберу другого человека, с иным психотипом, есть вероятность, что будет другой сценарий?». ⠀ Вот алгоритм, почему несчастливые сценарии часто повторяются👇 ⠀ У каждого человека есть какие-то триггеры, на которые он реагирует. То, что привлекательно для одного человека, не вызывает никаких эмоций у другого. ⠀ Реагируя на триггеры, мы выбираем объект любви. Вот почему все склонны обращать внимание на какие-то особенности внешности, поведения одних людей и игнорировать других👇 ⠀ Часто в таких случаях возникает недоумение: «Нет у меня никакого типажа!». Но на деле цвет волос или сфера деятельности и не имеют определяющего значения. Суть сокрыта поглубже и часто не видна. Поэтому возникает ощущение, что все партнёры «очень разные, непохожи совсем по характеру». Скорее всего влюбляющийся не до конца разобрался с собой и не имеет навыков правильного выбора партнера. ⠀ Обращая внимание на одно и то же (пусть иногда и под разными масками), делая то же самое, не получишь ничего нового…. ⠀ Но мы каждый раз ждём, что в этот раз будет иначе. Это другое🤣 ⠀ Что происходит на самом деле? Наше внимание привлекают люди со схожими особенностями, что стимулирует развитие взаимоотношений по схожему сценарию. Испытав разочарование, человек обобщает свой личный опыт до общечеловеческой тенденции. Так и появляются штампы, например, «все мужики сво...», «все бабы…». И не задумывается никто, что вывод построен на неверной статистике. В выборку попали те, кто по каким-то причинам нас заинтересовал, а не все остальные люди на свете. Нам может нравиться тот, с кем мы не будем счастливы. Но всегда есть возможность разобраться в ситуации и выбрать «правильного» для себя человека. Как раз сейчас у вас есть возможность разобраться в себе, своих потребностях, а также в том, с кем из окружающих людей вы можете выстроить полнокровный союз. Давайте разберёмся в психотипах и диапазонах личности. Это очень интересно и открывает глаза. Информацию ищите на сайте doctor-ayna.ru
2 года назад