Научи меня быть с тобой. Каждый из нас уникален. Имеет свой опыт, свою как-то организованную личность, свои предпочтения, особенности. Нет универсального учебника о том, какие все сразу и как с каждым быть в близости. И, в связи с этим, очень часто можно встречаться с разочарованиями, обидами, печалью. Что-то в отношениях с другими может и будет происходить не так, как нам хочется. Несколько лет назад, в бытность начала собственного клиентского опыта в терапии, одной из центральных фигур была именно эта: "ну почему же со мной так? мне же хочется по-другому, это ведь так очевидно". Так что знакомо, близко. А, в последнее время, я как-то думаю вот о чем. Что, в общем-то, людей можно подучивать быть со мной в контакте. Это что-то про ответственность, про зрелость: если я чего-то хочу, я забочусь о том, чтобы быть понятой правильно, сообщить о своих желаниях, предпочтениях, чувствах. Моя ответственность обозначить, как со мной можно, а как со мной нельзя. Есть вещи безусловные, сопряженные с общечеловеческими ценностями, а есть вещи вкусовые, вещи из опыта, из травмы — и в этом мы будем очень разными. Важно, что ровно тут эта ответственность и заканчивается. Человек может хотеть научиться, а может не хотеть. Он может хотеть, но совершать ошибки, без которых любое обучение не происходит, ведь мы не совершенны. Может быть очень по-разному, но из этого уже можно выбирать, быть в этом свободным. И история с обучением работает в обе стороны. Можно подучивать других, а также можно стремиться учиться быть с другими самому. Учиться быть с другим — это признавать своё равенство в отношениях. Ведь неужели я считаю, что знаю человека лучше, чем он знает сам себя? О чем тогда наши отношения? Это про бережность, признание ценности партнера. Про готовность удивляться, желание проявлять любопытство в отношении партнера, узнавать его, пытаться увидеть в нём его самого, а не свои проекции. Пускай даже вы знакомы с десяток лет. И знаете, что ещё есть важного в слове "любопытство"? Его корень и связь со словом "любовь" (идея не моя). Выходит, что любопытство к другому, желание научиться быть с другим как его часть, — это форма любви. Как и готовность быть уязвимым, проявлять терпение, обучая любопытного другого тому, чтобы быть со мной. Даже к гейзерной кофеварке есть инструкция в 10 страниц. А тут речь о человеке... И да, чтобы научить других, хорошо бы сначала самому эту инструкцию понимать, ощущать. Если её нет, или она угнетающе скудна — это прекрасный терапевтический запрос. #психология #гештальт #психотерапия #гештальттерапия #психологекатеринбург
2 года назад