Найти в Дзене
Как ученические тетради со мной разговаривают
Вы не поверите, ребята, но это факт: ваши тетради со мной разговаривают. Выговариваются, проговариваются, отговаривают красную ручку ставить плохие отметки, договариваются друг с другом о взаимовыручке, устраивают заговор против меня... Вот тетрадь Кости - вся нараспашку. По линеечке стоят большие, честные буквы, выведенные таким пером, какое не вырубишь топором. По строчке бежит красная ручка учителя, проверяет написанное. Чирк - и буква В в слове "учаВствовать" рассечена, из пореза сочится кровь. Так и надо этой букве, а то совсем распоясалась: ей следовало быть в слове "чуВствовать", а она растолкала А и С в глаголе "участвовать" и влезла между ними...
5 месяцев назад
Любимая книга
Моей любимой книгой становится та, которую я в данный момент перечитываю. Перечитывание – профессиональный навык учителя литературы, а значит, в течение учебного года я «полюбляю» (словечко Льва Толстого) много художественных произведений. «Последним любимым» в этом учебном году был роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Эта превосходная, по оценке того же Льва Толстого (кстати, родившегося с Жюлем Верном в один год), книга была переведена на русский язык Александрой Бекетовой – матерью большого...
11 месяцев назад
Попытка анализа эпизода "Григорий и Наталья в степи"
Роман-эпопея "Тихий Дон", книга 1, часть 2, глава 5 Недавно поженившиеся Григорий и Наталья возвращаются в круговорот трудовых будней – за три дня до Покрова едут пахать «два улеша, что за толокой у Красного лога». Автор передает разговор двух семей, старой и молодой, на пороге дома. Пантелей Прокофьевич отдает распоряжения Григорию, Ильинична напутствует Наталью. В словах Пантелея нет места «нежностям»: он говорит только о пахоте, сына небрежно называет Гришкой. Ильинична шепотом, как бы украдкой,...
304 читали · 1 год назад
Чапура
Пока не пришло время нырнуть в пучину работы, перечитываю "Тихий Дон" и удивляюсь, насколько близка казачья речь деревенским говорам Тамбовщины. Нашими (моя малая родина - село Хорошавка Инжавинского района Тамбовской области) соседями были Стерликовы, или, по-уличному, Чепуровы. Никому из односельчан в голову не приходило вникать в этимологию этого прозвища, не задумывалась об этом и я, тем более что нет уже в живых ни дяди Володи Чепурова, ни тети Нюры, жены его... Но теперь вот, когда и не нужно вовсе, в первой книге "ТД", в дневнике Тимофея, обнаруживаю: "...
1 год назад
Комическое в повести А. Платонова "Котлован"
Иосиф Бродский в послесловии к "Котловану" Платонова написал, что завидует тому народу, на язык которого нельзя перевести повесть. Он видит в произведении апокалипсис нашего времени, сюрреалистические картины, изображающие конец света. Но, как ни парадоксально это звучит, в “Котловане” есть место юмору. В нем находит отражение народная смеховая культура, формулой которой вполне могла бы послужить пословица “К смерти готовься, а крышу крой”. Вторая часть этой пословицы не столько о добывании хлеба...
1 год назад
"Он не допускал даже возможности сравнения между женой и Фенечкой"
Так же, как Николай Петрович Кирсанов не допускал возможности сравнения своей покойной жены Марьи с Фенечкой, я не могу сравнивать героинь Тургенева и Толстого. А экзаменационный вопрос того требует, так что придется... Начну издалека. И "Отцы и дети", и "Война и мир" созданы в 60-е годы ХIХ века. Тургенев, правда, опередил Толстого, но не сильно: его роман был напечатан в 1862 году, а в 1863 году, по свидетельству Софьи Андреевны Толстой, ее муж начал писать "Войну и мир". Время создания этих произведений, можно сказать, совпадает, а время художественное, время действия в них, - нет...
1 год назад
Работа с эпиграфами к первой книге романа-эпопеи "Тихий Дон" Первая книга романа-эпопеи «Тихий Дон» открывается двумя эпиграфами – фрагментами старинных казачьих песен. В фрагменте первой песни говорится о страданиях, выпавших на долю казачьего сословия: погибают в войнах сыны Дона, скорбят по убиенным вдовы, сироты, безутешные родители. Весь фрагмент построен на отрицательном сравнении, в первых двух стихах развернутом, в последующих – редуцированном. Если избавимся от редукции, то получим следующее: Не сохами-то славная земля наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка [не пшеницею, а] казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон [не яблоневыми садами, а] молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон [не луговыми цветами, а] сиротами, Наполнена волна в тихом Дону [не студеными ключами, а] отцовскими,    материнскими слезами. (Достроить этот фрагмент до развернутого отрицательного сравнения могут одиннадцатиклассники.) Формой речи, организующей фрагмент второй песни, является диалог: герой разговаривает с Доном (чтобы установить связь с традицией, вспомним, например, плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» - ее обращение к Днепру Словутичу, Ветру, Солнцу). Обращаясь к Дону с вопросом «Что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?», герой получает ответ: Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит. Продуктивным может быть предположение о том, что модели построения фрагментов взаимодействуют. Рассмотрим влияние первого фрагмента на второй: отрицательное сравнение (или, точнее, параллелизм) распространяется на фрагмент второй песни. Чтобы сделать это влияние наглядным, надо снять редукцию, то есть перенести сказанное о мире природы в антропологическую плоскость: Что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? [Почему казачья жизнь полна тревог и волнений?] Остается перенести в антропологическую плоскость и объяснения «Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют» и «Посреди меня, тиха Дона, бела рыбица мутит». Но для этого надо читать роман, в эпиграфе материала недостаточно. Можем, пожалуй, сказать лишь о том, что причины несчастливой доли надо искать как в настоящем ("посередь меня ... бела рыбица мутит"), так и в прошлом ("со дна меня ... студены ключи бьют"). Вернемся к диалогической модели построения второго фрагмента и распространим ее и на первый фрагмент. Получится рассказ о страданиях народных и закономерно вытекающий из него вопрос «за что?». Это вопрос Иова, адресованный Богу, вместе с тем это шолоховский вопрос (вспомним рассказ «Судьба человека» и слова Андрея Соколова, обращенные к мирозданию и Творцу: «За что же ты, жизнь, меня искалечила? За что так исказнила?»). Таким образом, в эпиграфе назван герой романа-эпопеи – весь казачий род, казачья семья (не случайно в фрагменте первой казачьей песни упоминаются члены семьи), определена тема произведения – тема жизни (река символизирует течение народной жизни, взбаламученное временем, эпохой), поднята экзистенциальная проблема: «Почему казачий род обречен на страдания?» Решением этой проблемы и является текст романа-эпопеи.
1 год назад
Наслаждение бегать босиком по росе
В сказке Мориса Метерлинка "Синяя птица" есть один аллегорический образ, который называется Наслаждение-бегать-босиком-по-росе. Радость не бегать, а ходить босиком по мокрой траве я впервые испытала лет в 37. Это была середина августа. Заканчивался мой отпуск, скоро надо было уезжать из родительского дома... с полопавшимися пятками. Летом всегда так случалось: ступни становились грязными, как их ни мой, пятки лопались от грязи...
2 года назад
Какую книгу я хотела бы перечитать
"Сердце в будущем живет..." - написал 26-летний Пушкин. Мудрый, проницательный поэт, кажется, ошибся, потому что не дожил до того возраста, когда сердце неудержимо стремится в прошлое. Один из способов вернуться туда - перечитывание книг. Тропинки-строки уводят нас в милые дали, которые вдруг становятся близкими и открываются нашим взорам в своей первозданной красоте. Мне хочется вернуться в 2016 год с помощью сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Тогда я получила руководство ученическими проектами - и случилась в моей жизни Милена...
2 года назад
А у нас сегодня кошка родила вчера котят...
Ну, положим, родила она не вчера, а в понедельник. Из четырех оставили одного, черно-белого, в мать ( пытаемся сохранить "породу"). Окотилась наша кошка на погребце. Нет, не в дорожном сундуке, который тоже называется погребцом, а в сарае с погребом, "по-сундучьи" называющемся в нашем селе. Я чуть не ежедневно наведывалась к котенку...
2 года назад
"Вы слышите - вас не слышат"
Еду в районный центр чинить старый кнопочный телефон. Прихожу в мастерскую, объясняю, что за поломка: "Телефон принимает сигналы, но не передает их". "Как-то непонятно вы выражаетесь, - поправляет меня мастер-девушка. - Вы слышите - вас не слышат, вот как это называется. Услуга стоит 2800. Оставьте свои контакты, чтобы мы с вами могли связаться". Стоимость услуги меня, мягко говоря, удивляет, но я, сохраняя спокойный тон, спрашиваю, когда всё будет готово. "Через неделю или позже", - слышу в ответ...
2 года назад
Сосуд скудельный
Вспомнилась недавняя история подготовки к внеклассному мероприятию, посвященному Дню славянской письменности. Захотелось мне тогда все занятие построить на метафоре создания славянского алфавита, которую я нашла в "Хазарском словаре" Милорада Павича. Вот она, эта развернутая метафора, в моем пересказе. Кирилл и Мефодий сидели в келье и ломали головы над тем, как славянскую речь передать на письме. Вдруг по ту сторону оконной решетки они увидели глиняные кувшины. Чтобы внести их в келью, не выходя...
2 года назад