Все мы со школьной скамьи знаем, что одной из наиболее выдающихся вех в истории Европейского искусства был "Ренессанс". Пожалуй, не встретишь человека, который никогда не видел изящных картин Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонаротти и иных "титанов Возрождения". Однако, редко в головах у людей возникает вопрос: "А что было до этого? В какой момент художники перешли от каноничности иконописи к реалистичности живописных полотен XV- XVI вв."? Итак, добро пожаловать в Треченто (конец XIII - XIV вв.), который зачастую именуют "проторенессансом" (правда, иногда в термин "Проторенессанс" относят также и эпоху дученто). Именно художники этой эпохи (в частности, Джотто и его возможный учитель Чимабуэ) начали отходить от традиционных канонов в изображении святых: использовали светотень для придания объема, помещали библейских персонажей во вполне реальные места, добавили перспективу на полотна. Благодаря художникам треченто библейские герои (а религиозные сюжеты все еще составляли основу европейской живописи) перестали быть условностью и приобрели черты реальных людей. Этот переход весьма заметен при сравнении работ Джотто и Чимабуэ на один сюжет: Мадонна с младенцем. Чимабуэ (1 фото), хоть и отошел от жестких канонов, добавив перспективу (голова и шея Мадонны словно бы слишком массивны, в сравнении с тонкими, изящными руками. Однако, исследователи приходят к выводу, что это сделано намеренно, так как предполагается рассматривание произведения слегка издали и снизу вверх). В то же время аналогичную работу Джотто (2 фото) Паола Волкова описывает так: На красивом инкрустированном троне (этот стиль, инкрустация мрамором, тогда только входил в моду – была семья, которая владела этим умением) сидит женщина. Широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щеку, она крепко держит руками крепкого младенца. Прекрасная белая рубашка подчеркивает ее тело, ее телесность, ее мощь. Она спокойно смотрит на нас, в лице ее нет страдания, оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Это уже не Мадонна, это уже не икона Богородицы, это уже мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета: это и Мария, и прекрасная дама Более того, Джотто использует второстепенных персонажей для концентрации внимания зрителей на главной части полотна: все ангелы снизу вверх (как и зрители) взирают на Мадонну и ее дитя. Сложно представить, что эти две работы были написаны примерно в одно время. Об искусстве, с любовью, Tallirr #Tallirr_об_искусстве
1 месяц назад