Найти в Дзене
Характер
Дискурсивную формацию «можно об наружить и при работе с юридическими тестами, с литературными и философскими произведениями, событиями политического характера, сформулированными воззрениями и повседневными разговора ми». Ее границы всеохватывающи и масштабны. Поставленная проблема находит отражение и в русской филосо фии, которая на протяжении веков стремилась дать человеку силы для достижения полноты и совершенства жизни, помогала преодолевать границы и пределы бытия, освобождаться от внешнего диктата, разви вать внутреннее духовное начало. Рассуждая о роли и значимости философии в жизни человека, В...
3 года назад
Мир
В «Археологии знания» автор предлагает метод анализа культуры, который он именует «анализом высказываний и дискурсивных фор маций». С его помощью Фуко надеется преодолеть «эпистемологи ческое препятствие», создающее серьезный барьер на пути к истине. Автор открывает перед читателем огромный мир языковых средств, лингвистических конструкций и правил грамматики, причем их ог раниченность и делает этот мир богаче. Чтобы не допустить ошибки при анализе дискурсивной формации, по мнению М. Фуко, необхо димо изучать высказывания «на границе, которая отделяет их от того, что не сказано, в инстанции, которая заставляет их появиться в сво ем отличии от всех остальных»...
3 года назад
Мышление
Подвижность границ характерна и для философского знания. Как правило, смена основных этапов философского знания обусловлена заменой основных ключевых понятий. Например, М. Фуко полагал, что понятие «трансгрессии» позволит найти ту грань, за которой об разовывается новая культура и мышление. Ранее эти функции выпол няло понятие «противоречие». Оно было той гранью, за которой фор мировалось диалектическое мышление. Фуко отмечает, что на новом этапе философского знания проявляются три взаимосвязанных тен денции общества: язык, «привязанность к смерти Бога» и сексуальность имеют свои границы и выполняют определенные функции...
3 года назад
Эгоизм
Х. ОртегаиГассет, являясь представителем перспективизма, пы тался исследовать разум с позиций единения человека и мира с учетом спонтанных проявлений индивидов. ОртегаиГассет отмечает, что не обходимым и сопутствующим обстоятельством жизни является вечное становление, вечное движение к трансцендентному (это и характери зует метод жизненного разума). Границами же в жизни человека выс тупают достижения и результаты этого жизненного процесса станов ления. По глубокому убеждению ОртегииГассета, человек есть по знающее существо, а не живущее. Поэтому познающий человек стро ит мир с учетом перспективы, исходя из природных и исторических реалий...
3 года назад
Предположения.
Противопоставляя инстинкт и интеллект как два русла жизненно го порыва, А. Бергсон не ограничивается антиинтеллектуализмом. Он предполагает в процессе познания включать средства, позволяющие изучать разнообразные, специфические и глубинные проявления жиз ни. Широкое использование опыта будет способствовать лучшему по ниманию изменчивой и сложной реальности. Понимание различий и возможностей соединения интуитивного и интеллектуального дает че ловеку больше шансов для познания жизни. Для человеческого общества единственный путь развития, полага ет Бергсон, это путь дальнейшего развертывания «жизненного поры ва», который своеобразно наследуется людьми от поколения к поколе нию...
3 года назад
Реализация
Экзистенциалисты формируют временные границы между сущно стью и существованием, они полагают, что существование предшествует сущности. Один из представителей экзистенциализма Ж.П. Сартр пи шет, что «человек представляет себя уже после того, как начинает су ществовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает». На самом же деле все обстоит несколько иначе. Человек, к сожалению, не всегда сам себя делает. Его жизнь обус ловлена многими факторами социального и природного характера. Двойственная природа человека делает его жизнь проблемной. Он по стоянно...
3 года назад
Судьба
Согласно М. Хайдеггеру, подлинный человек тоже глубоко упря тан, но он содержит в себе богатую палитру возможностей. Реализует же их человек во взаимоотношениях с членами семьи, социальными группами и т. п. Взаимоотношения, сущностные характеристики фор мируют границы между единичным и особенным. Но возникающие целостности не статичны. Они время от времени видоизменяют свои границы. А. Сервера Эспиноза также полагал, что человек реализует свои личностные качества благодаря отношениям с другими индиви дами. Он пишет, что «индивид является фактором экзистенции в том виде, в котором он связан живыми...
3 года назад
Необходимость
Своеобразной границей экзистенции у К. Ясперса выступает транс ценденция. Последняя может быть обнаружена на пределе человечес кого бытия лишь в момент обретения состояния свободы. В качестве свободы человек «заклинает бытие как его (бытия) скрытую трансцен дентность», которая является смыслом этого пути. Свобода, рассмат риваемая им как нечто безграничное, преодолевающее пределы даже нравственного мира, выражает собой соприкосновение с трансцендент ным. Ясперс полагает, что только человек наделен способностью пе ресекать границы наличного бытия и проникать в бытие. Наличное бытие для него слишком мало, поскольку внутренний мир личности чрезвычайно богат...
3 года назад
Грань
Грань между предельным и запредельным бытием проводили и философыэкзистенциалисты (А. Камю, Ж.П. Сартр и др.). По их мнению, предельное бытие представляет собой постоянное состояние ужаса, страха и страдания. Объясняется это тем, что именно там обо стряются противоречия мира и человека. Если же человек переходит в запредельное бытие, то данные противоречия разрешаются. Следова тельно, человек должен стремиться пересечь границу предельного бы тия. За ее пределами он не будет испытывать мук и страданий. К. Ясперс через понятия «пограничные ситуации», «пределы», все гда присутствующие в жизни человека, проясняет специфику экзис тенциальной философии...
3 года назад
Субъективное...
Между процессом формирования свободы и ее обнаружением, про явлением, как правило, образуется временной интервал. Свобода реа лизуется поэтапно. Одни границы определяют ее становление, в рам ках других происходит ее воплощение. Этапы формирования свободы имеют различную психологическую окраску. На первоначальной ста дии человек томится муками выбора, стремится согласовать свои внут ренние границы с внешними. Такое состояние может длиться доволь но долго, пока не завершится образованием новой границы, в рамках которой между внутренним и внешним возникает непродолжительная тождественность и наступает момент проявления свободы...
3 года назад