Найти в Дзене
Бедный Лазарь Надо сразу сказать, что это притча. Это не реальное описание загробного мира. Иисус просто берет расхожее в народе мнение и на его основе рассказывает Свою историю. Историю о богаче и бедняке. Надо отметить, что богач здесь ничего плохого Лазарю не делает. Он его не обижает, не грабит, не запрещает давать крошки со стола. Он просто на Лазаря не обращает внимания. Он его не замечает. Как часто богатые не замечают бедных. Богач попал в ад не за то, что он сделал плохое, а за то, что он не сделал хорошее. Он попал в ад за равнодушие. А ведь перед смертью богач, наверное, думал так: “вот я ничего плохого не сделал, никого не ограбил, деньги получил в наследство, никого не обижал, наверное, попаду в рай”. Но оказалось этого мало. Он не замечал страданий вокруг и не помог, имея при этом достаточно денег (даже на пиршества и излишества). А ведь у него был закон Моисея. Там много заповедей о том, как надо делиться с бедными. Но он в это не верил и не исполнял. Мы видим, что роль Лазаря в этой притче невелика. Лазарь описан очень схематично. В основном речь о богаче. Лазарь - это просто бедняк, который попал в рай. Но мы понимаем, что бедняки тоже бывают злые и грешные. И только за бедность в рай не попадают. Лазарь - это образ праведника. Это единственная притча, где названо имя человека. Значит, оно важно. Лазарь - это латинизированное еврейское имя Елеазар, что значит “Бог помог, Бог моя помощь”. То есть Лазарь - это собирательный образ праведника, который надеется на Бога. Это притча завершает в этой главе цикл притч о неверном богатстве. До этого была причина неверным домоправителе. Образ богача в аду акцентирует основной посыл Христа: деньги, которые у вас есть, тратьте на добрые дела. Взамен же получите гораздо больше. И жизнь вечную. Аминь.
1 год назад
Приглашаю на мой подкаст, где я выкладываю воскресные проповеди и богословские размышления. music.yandex.ru/...124 podcasters.spotify.com/...kov
1 год назад
Жены-мироносицы Жёны-мироносицы не протагонисты. Жёны-мироносицы, Никодим, Иосиф Аримафейский не были главными героями истории Христа. Но все они были Его окружением. Никодим и Иосиф были тайными учениками Христа и приходили к нему тайно. Они были обычными людьми, они опасались иудейских лидеров и преследований. Марфа, Мария и Лазарь тоже не ходили с Христом, а жили свою обычную жизнь. Но при этом все они не предали Христа и не разбежались, как это сделали апостолы. Наоборот, Иосиф открыто забрал и похоронил Тело Христа. Однако, эти люди второго плана стали первыми свидетелями Воскресения. Самые простые люди - пастухи - первыми приветствовали младенца Христа. И самые простые жёны-мироносицы первые возвестили миру о Воскресении. Они сказали ученикам, а те уже - всему миру. Книга Деяний говорит нам о том, как были поставлены дьяконы на хозяйство. По сути, жёны-мироносицы тоже несли дьяконское служение. Церковь - это большое вселенское хозяйство. Если говорить возвышенным библейскими языком, то это домостроительство. В этом хозяйстве каждому найдётся дело. И любое дело может привести к святости. Марфа мыла посуду и стала святой. Любое, даже самое малое дело, сделанное для Бога от сердца, имеет вечную ценность. Так и мы будем приносить Богу свои малые дела и этим служить Ему
1 год назад
Вышел сеятель сеять Это самая известная притча из Евангелия. “Вышел сеятель сеять” - что это значит? Это значит, что семена Царства Божия сами-собой не прорастут. Их нужно сначала посеять. О Боге надо говорить. Надо говорить другим людям, а также надо говорить самому себе. На этом пути нас ждут трудности. Сначала обычная легкомысленность. Потом заботы о насущном хлебе, о детях, о семье, заботы житейские. Итак, мы видим 3 этапа роста семени. Оно сначала прорастает. Потом появляется корень. Потом приносится плод. По сути, таким образом описаны этапы духовной жизни. Мы слышим слово, заинтересовываемся и начинаем расти, склоняться к нему, к духовной жизни, к Богу. Потом мы пускаем корень. Наша личность укореняется в Духе и мы строим свою жизнь уже не из себя и своих желаний, но из Бога. И потом приносим плод: обретаем радость, мир, праведность. На каждом из этих этапов нас ждут испытания и искушения. Каждый из нас может не иметь корня или запутаться в терниях быта. Но надо помнить, что “вышел сеятель сеять” и он не закончил это делать. Он продолжает сеять. Семена не перестают падать на землю. У нас всегда есть шанс повторить. Мы можем начинать снова и снова. Главные слова в этой притче: “вышел сеятель сеять”. И он не остановится. Какова бы ни была почва наших сердец, он будет кидать семена пока какое-нибудь из них не прорастет. Будем же помогать ему, будем размягчать сердце своим вниманием, очищать себя от сорняков своим постоянством в следовании за Христом. Постоянством церковной жизни. И плоды не замедлят. Будем же радоваться, что вышел сеятель сеять и не закончит, пока не соберет свой урожай. Да будем мы этим урожаем.
1 год назад
Бедный Лазарь Надо сразу сказать, что это притча. Это не реальное описание загробного мира. Иисус просто берет расхожее в народе мнение и на его основе рассказывает Свою историю. Историю о богаче и бедняке. Надо отметить, что богач здесь ничего плохого Лазарю не делает. Он его не обижает, не грабит, не запрещает давать крошки со стола. Он просто на Лазеря не обращает внимания. Он его не замечает. Как часто богатые не замечают бедных. Богач попал в ад не за то, что он сделал плохое, а за то, что он не сделал хорошее. Он попал в ад за равнодушие. А ведь перед смертью богач, наверное, думал так: “вот я ничего плохого не сделал, никого не ограбил, деньги получил в наследство, никого не обижал, наверное, попаду в рай”. Но оказалось этого мало. Он не замечал страданий вокруг и не помог, имея при этом достаточно денег (даже на пиршества и излишества). А ведь у него был закон Моисея. Там много заповедей о том, как надо делиться с бедными. Но он в это не верил и не исполнял. Мы видим, что роль Лазаря в этой притче невелика. Лазарь описан очень схематично. В основном речь о богаче. Лазарь - это просто бедняк, который попал в рай. Но мы понимаем, что бедняки тоже бывают злые и грешные. И только за бедность в рай не попадают. Лазарь - это образ праведника. Это единственная притча, где названо имя человека. Значит, оно важно. Лазарь - это латинизированное еврейское имя Елеазар, что значит “Бог помог, Бог моя помощь”. То есть Лазарь - это собирательный образ праведника, который надеется на Бога. Это притча завершает в этой главе цикл притч о неверном богатстве. До этого была причина неверным домоправителе. Образ богача в аду акцентирует основной посыл Христа: деньги, которые у вас есть, тратьте на добрые дела. Взамен же получите гораздо больше. И жизнь вечную
1 год назад
Благодарность как осознанность Лк 17:12-19. Из 10 исцелившихся пришел поблагодарить только один. И это был самарянин. Тот, кто вроде бы не научен божественным законам, иудеи, которые были научены, не пришли. Может быть, они приняли это исцеление как должное или вообще не осознали, что произошло? Благодарность - это ответ на дар, когда мы понимаем всю важность, значимость того, что мы получили. Когда мы благодарим, мы проявляем это понимание. Это свидетельствует о нашей осознанности - мы понимаем, что именно мы получили. Получается те девять не поняли. Будем надеяться, что у них все будет хорошо. Но мы должны понимать, что чудо без завершающего акта благодарения неполно. Оно не завершено. Самарянин понял это и вернулся. Его благодарность свидетельствует об этом понимании. Понимаем ли мы? Возвращаемся ли мы к Богу? На литургии мы произносим много слов благодарности. Но понимаем ли мы, за что благодарим? До конца ли мы понимаем то, что мы получили? Или это просто слова? Надеюсь, что этот благодарный самарянин. Научит нас быть внимательными к божественным делам в нашей жизни. Научит нас видеть чудо в нашей жизни и благодарить. Потому что благодарность - это единственное, что мы можем дать Богу своего.
1 год назад
О добром самарянине Диалектика ближнего и дальнего Для меня притча о добром самарянине - это очень сложная притча. На первый взгляд кажется, что тут все просто - притча о милосердии. Вот мимо пострадавшего проходят священник и левит, а еретик-самарянин помогает. И вот в конце Иисус задает вопрос: “Кто из них был ближним пострадавшему?” Ответ - самарянин. И дальше Иисус говорит странную вещь: “Иди и поступай так же”. Почему странную? Потому что, поступать так же, как кто? Как самарянин? Или как потерпевший? Тут мы находим, как минимум, две точки зрения, две перспективы, две позиции: одна - это позиция потерпевшего, вторая - самарянина. С позиции потерпевшего можно понять так: кто мой ближний? Тот, кто мне сделал добро. Вот самарянин сделал мне добро, значит он мне ближний. Но так даже язычники делают и думают, и так оценивают окружающих. Но не о том притча. Фарисей ставит вопрос так: кто мой ближний? То есть кто ближний для меня. Здесь мое Я стоит в центре внимания, я выбираю из окружающих меня людей, кто мне ближний, а кто дальний. Но Христос переворачивает эту логику. Речь не о том, кто мне ближний, а наоборот - вопрос должен ставиться так: ”кому я ближний?” Христос меняет перспективу. Не я жду от ближнего чего-то и его оцениваю. Но я сам делаю добро и становлюсь ближним другому. Кому я сделал добро, тому я и ближний. Иисус изменяет вектор мышления. Он поворачивает нас от эгоцентризма к альтруизму. Мы не должны искать, кто мой ближний, друг и брат. Мы сами себя должны делать ближним для других, делать добро, быть дружелюбными. Часто из этой притчи делают такой вывод: все люди - мои ближние. Это не совсем верно. Ведь здесь я все еще стою в центре внимания. Я центр, а все люди вокруг этого центра стали ближними и вертятся вокруг меня. Нет. Мы должны перестать ставить себя в центр. Мы не есть неподвижный центр, мы есть движение. Только от моего решения помочь, поучаствовать в жизни другого зависит, стану я ему ближним или нет. Быть ближним - это всегда говорить Я, говорить от первого лица. Но не всех соотносить со своим Я, а свое Я нести людям. “Я ближний для этого человека или нет?” - так надо себя спрашивать. “Ближний” в этом контексте не бывает пассивным, “ближний” - это всегда отношение, намерение, решимость, движение к другому. “Быть ближним” - это быть активным в добре, иначе говоря, быть ближним - это любить, а не ждать любви.
1 год назад
Путь святых - путь к счастью Сегодня мы празднуем День всех святых. Понятие “святой” очень ёмкое. Святые - это все христиане, мы, которые только встали на Путь Христа, а также святые - это те, кто уже успешно завершил этот путь. Апостол Павел сравнивает этот Путь со спортивными состязаниями, по-гречески, - агон. Это Путь длиной в жизнь. И нам важно знать, что есть люди такие же как мы, которые это состязание завершили, не сошли с него, не потеряли терпение и веру. Мы должны понимать, что это возможно и для нас. Как мы читали, Христос говорит здесь не только о борьбе и страдании. Он говорит, что тот, кто пожертвует ради Него хоть чем-то, получит уже здесь во сто крат больше и потом ещё жизни вечную. (Особенно это очевидно в Евангелии от Марка 10:30). Что значит в 100 раз больше “отцов и матерей”? Понятно, что больше одной матери у человека быть не может. Ясно, что это образ, метафора изобилия, но не изобилия предметов потребления, а изобилие радости, которая у нас появляется при общении с любимыми людьми или от приобретения или от исполнения желаемого. Любая радость, которую мы получаем в жизни - это слабый отблеск полной радости жизни. Христос здесь говорит о полноте радости или простыми словами, - о счастье. Христос много раз говорил о счастье. Самая главная Его проповедь - Нагорная - говорит о счастье. Ведь слова “блаженны нищие” на самом деле переводятся на современный язык как “счастливы нищие”. Там употребляется греческое слово “макариос”, что значит счастливый. Счастливы нищие духом, счастливы миротворцы, гонимые, святые счастливы. Эту полноту радости жизни получает христианин уже здесь, если отвергнет себя и возьмёт свой крест. Так как в самом себе этой радости нет, или она не полная. Вот те святые, которые сидели в пещерах, молились или проповедовали, страдали как мученики или иначе трудились для Бога и ближнего - у них эта полнота радости была. Они получили свои “во сто крат больше”. Святые для нас - это образец счастливых людей. Путь их, по которому Бог и нам предлагает идти - это путь к счастью.
1 год назад