Найти в Дзене
10 декабря – день рождения немецкой писательницы Корнелии Функе, автора более 40 детских книг. Преимущественно пишет в жанре фэнтези. Книги имеют огромную популярность у неё на родине, а также переведены на несколько языков, в том числе и на русский. «Книги – единственное место, где можно найти сочувствие, утешение, счастье… и любовь», – уверена Корнелия Функе. Писательница обеспечила себе успех и всемирную славу благодаря следующим романам: • «Камень во плоти»; • «Повелитель драконов»; • «Рыцарь-призрак»; • «Охотники за привидениями»; • «Живые тени»; • «Бесшабашный». Корнелия Функе считается самым успешным немецким детским автором в мире. Творчество писательницы отмечено престижными литературными премиями. Произведения Корнелии Функе на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН
10 часов назад
13 декабря в 12 часов в Отделении ГПНТБ СО РАН (по адресу: г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 6, левое крыло здания, 1 этаж) пройдёт открытие выставки и награждение победителей Международного конкурса детского рисунка «Волшебные миры Жюля Верна». Вручение дипломов и памятных подарков. Конкурс творческих работ — иллюстраций к произведениям Жюля Верна проводился Альянс Франсез — Новосибирск и Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук для детей от 10 до 17 лет. В 12:30 мастер-класс «Создаем комикс» от французского художника Жан-Марка Лаже и открытие выставки Jules Verne et la bande dessinée / Жюль Верн. Вдохновение для комиксов. Рисунки участников конкурса
11 часов назад
10 декабря (по старому стилю – 28 ноября) родился Николай Некрасов (1821-1878), русский поэт, прозаик, драматург, публицист и издатель. Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. После закрытия «Современника» Некрасов занялся изданием журнала «Отечественные записки», который арендовал у издателя Андрея Краевского. Одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений – крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования – «Пир на весь мир» – к открытому финалу. Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести. Николай Некрасов // культура.рф Произведения Николая Некрасова на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН
11 часов назад
9 декабря в Отделении ГПНТБ СО РАН состоялось совещание сотрудников библиотек учреждений науки Сибирского отделения РАН. Обсуждались вопросы: 1. Результаты деятельности Сибирской ассоциации академических библиотек (СААБ) в 2025 г. (И. В. Лизунова, директор ГПНТБ СО РАН, президент СААБ). 2. О реализации федерального проекта Министерства науки и высшего образования РФ по развитию научно-технических библиотек в научных учреждениях, образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования и участии в нем библиотек учреждений СО РАН (И. В. Лизунова, директор; Е. Б. Артемьева, зав. отделом научно-исследовательской и методической работы, Т. Н. Ершова, зав. отделом комплектования информационными ресурсами ГПНТБ СО РАН). 3. Наука 0+. Отцы-основатели СО РАН М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович и С. Л. Соболев (член-корреспондент РАН Пухначев В. В.).
1 день назад
У нас новое поступление литературы. Полный список вы можете посмотреть здесь. Это виртуальная выставка с описанием каждой книги, предусмотрена возможность быстрого перехода в электронный каталог для заказа выбранного издания. Книги из других подразделений ГПНТБ СО РАН можно заказать здесь, срок доставки составит 5-7 дней. При заказе не забудьте указать место выдачи «Отделение ГПНТБ СО РАН».
1 день назад
9 декабря – день рождения французской писательницы Анны Гавальда. Её новеллы и романы о простых и одновременно сложных понятиях, таких как любовь, нежность, смерть, завоевали не только Францию, но и весь мир. Ее книги «35 кило надежды», «Просто вместе», «Мне бы хотелось, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал», «Я ее любил. Я его любила» расходятся огромными тиражами и переведены на многие языки. В марте 2007 года на экраны Франции вышел фильм Клода Берри «Просто вместе» с Одри Тоту в главной роли, снятый по одноимённому роману Анны Гавальда. За четыре недели проката во Франции картину посмотрели почти 2 миллиона зрителей. В 2009 году Изабель Брайтман сняла фильм по роману «Я её любил. Я его любила» с Даниэлем Отёем в главной роли. Произведения Анны Гавальда на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН
1 день назад
9 декабря (27 ноября по старому стилю) родился академик Николай Николаевич Лузин (1883-1950). Профессор Московского университета (1917). Иностранный член Польской АН (1928), почетный член математических обществ Польши, Индии, Бельгии, Франции, Италии. В математике есть много именных результатов и понятий, связанных с именем Николая Николаевича Лузина: Пространство Лузина, Теорема Лузина (и не одна), теоремы отделимости Лузина, теорема Суслина-Лузина о существовании борелевского множества на плоскости с неборелевской проекцией, теорема Лузина о категории множества точек абсолютной сходимости тригонометрических рядов, теорема Данжуа-Лузина, теорема единственности Лузин-Привалова в теории функций комплексного переменного и многие другие. Николай Николаевич Лузин – создатель московской математической школы. Среди его учеников – математики П. С. Александров, М. А. Лаврентьев, А. Н. Колмогоров, Л. Г. Шнирельман, П. С. Новиков, Л. В. Келдыш и другие. В базе данных «Математическая генеалогия» Н. Н. Лузин имеет более 4 000 научных потомков. Школа Лузина развивала самостоятельное мышление, способности по-новому ставить проблемы, разбивать их на новые задачи, искать обходные пути. Атмосфера творчества, мышления «здесь и сейчас», когда промежуточные ходы мысли не скрываются, а сам процесс мышления становится публичным и явленным для всех – такова была атмосфера «Лузитании» (так стала называться школа Лузина) в ее лучшие годы. Одним из последних к школе Лузина присоединился А. А. Ляпунов (1932 год). Именем Николая Николаевича Лузина назван ударный кратер на Марсе – кратер Лузина. В память о Н. Н. Лузине названа малая планета (5096) Лузин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлевой 5 сентября 1983 года. Электронные ресурсы Отделения ГПНТБ СО РАН: Николай Николаевич Лузин • Указатель трудов • Литература о жизни и деятельности Лаврентьев, Михаил Алексеевич. Лузитания // Век Лаврентьева / Российская академия наук. Сибирское отделение; составители: Н. А. Притвиц, В. Д. Ермиков, З. М. Ибрагимова. – Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. – С. 24-30.
1 день назад
9 декабря родилась Людмила Юльевна Брауде (1927-2011) – выдающееся исследовательница скандинавской детской литературы, переводчица сказок Туве Янссон, Астрид Линдгрен, Трубьерна Эгнера, Закариуса Топелиуса, Сельмы Лагерлеф. Андрей Цунский: «Мановением своих рук она открыла нам удивительный мир сказки и детства, каким он виден из Скандинавии. И окно в этот мир, которое она распахнула, никому и никогда уже не удастся заколотить». Люсина сказочная жизнь. Людмила Юльевна Брауде / Андрей Цунский Книги на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН: • Андерсен, Ганс Христиан. Сказки. Истории: перевод с датского / Г. Х. Андерсен; [вступительная статья К. Паустовского, составление и примечания Л. Брауде, перевод А. Ганзен и др., иллюстрации В. Пивоварова]. – Москва: Художественная литература, 1973. – 446 с.: ил. – (Библиотека «Всемирной литературы». Серия 2, Литература XIX века; Т. 66). - Примечания: с.411-444. • Гримм, Якоб. Сказки братьев Гримм: [16+] / перевод с немецкого К. Савельева, Л. Брауде; [пересказ: С. Прокофьева; предисловие Л. Сумм]; иллюстрации Ф. Грот-Иоганна, Р. Лейнвебера. – Москва: Эксмо, 2023. – 798 с. • Линдгрен, Астрид. Приключения суперсыщика Калле Блумквиста: повести: для среднего школьного возраста / Астрид Линдгрен; перевод со шведского Л. Брауде; художник А. Гапей. – Москва: Махаон: Азбука-Аттикус, 2019. – 381 с. – Содерж.: Суперсыщик Калле Блумквист; Суперсыщик Калле Блумквист рискует жизнью; Калле Блумквист и Расмус. • Унсет, Сигрид. Кристин, дочь Лавранса: [трилогия] / Сигрид Унсет; перевод с норвежского Л. Брауде [и др.]. – Москва: Текст. – Кн. 3: Крест. – 2021. – 542 с. – (Семейный роман). • Янссон, Туве. Волшебная зима: для среднего школьного возраста / Туве Янссон; перевод со шведского Л. Брауде. – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2016. – 175 с. – (Муми-тролль и все-все-все). • Янссон, Туве. Опасное лето: для младшего школьного возраста / Туве Янссон; перевод со шведского Л. Брауде, Е. Паклиной. – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. – 189 с. – (Муми-Тролль и все-все-все). • Янссон, Туве. Путешествие налегке: новеллы / Туве Янссон; перевели со шведского Н. Белякова и др.; вступительная статья Л. Брауде. – Санкт-Петербург: Амфора, 2007. – 525 с. – (Амфора 2007). – Содерж.: Умеющая слушать; Игрушечный дом; Путешествие налегке.
1 день назад
Иосиф Бродский Откуда к нам пришла зима Откуда к нам пришла зима, не знаешь ты, никто не знает. Умолкло все. Она сама холодных губ не разжимает. Она молчит. Внезапно, вдруг упорства ты ее не сломишь. Вот оттого-то каждый звук зимою ты так жадно ловишь. Шуршанье ветра о стволы, шуршанье крыш под облаками, потом, как сгнившие полы, скрипящий снег под башмаками, а после скрип и стук лопат, и тусклый дым, и гул рассвета… Но даже тихий снегопад, откуда он, не даст ответа. И ты, входя в свой теплый дом, взбежав к себе, скажи на милость, не думал ты хоть раз о том, что где-то здесь она таилась: в пролете лестничном, в стене, меж кирпичей, внизу под складом, а может быть, в реке, на дне, куда нельзя проникнуть взглядом. Быть может, там, в ночных дворах, на чердаках и в пыльных люстрах, в забитых досками дверях, в сырых подвалах, в наших чувствах, в кладовках тех, где свален хлам… Но видно, ей там тесно было, она росла по всем углам и все заполонила. Должно быть, это просто вздор, скопленье дум и слов неясных, она пришла, должно быть, с гор, спустилась к нам с вершин прекрасных: там вечный лед, там вечный снег, там вечный ветер скалы гложет, туда не всходит человек, и сам орел взлететь не может. Должно быть, так. Не все ль равно, когда поднять ты должен ворот, но разве это не одно: в пролете тень и вечный холод? Меж ними есть союз и связь и сходство — пусть совсем немое. Сойдясь вдвоем, соединясь, им очень просто стать зимою. Дела, не знавшие родства, и облака в небесной сини, предметы все и вещества и чувства, разные по силе, стихии жара и воды, увлекшись внутренней игрою, дают со временем плоды, совсем нежданные порою. Бывает лед сильней огня, зима — порой длиннее лета, бывает ночь длиннее дня и тьма вдвойне сильнее света; бывает сад громаден, густ, а вот плодов совсем не снимешь… Так берегись холодных чувств, не то, смотри, застынешь. И люди все, и все дома, где есть тепло покуда, произнесут: пришла зима. Но не поймут откуда. 1962 г. Произведения Иосифа Бродского на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН Иосиф Бродский в деревне Никольская. Фото Ольги Бродович.
2 дня назад
Русский журналист, прозаик, поэт Владимир Алексеевич Гиляровский родился 8 декабря (26 ноября по старому стилю) 1853 года (по другим сведениям – 1855 года) на хуторе в Вологодской губернии. Его отец был помощником управляющего лесным имением. В 1860 году семья переехала в губернский город Вологду, где отец получил место чиновника. В 1871 году, не окончив образования, Гиляровский сбежал из дома. Был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком и даже актером. В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 вступил добровольцем в армию. Служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом. В 1881 году Владимир Гиляровский, поселившись в Москве, работал в театре Анны Бренко. Осенью того же года он бросил театр и занялся литературой. Писал статьи для различных периодических изданий, сначала он печатался в «Русской газете», с 1882 года работал репортером. Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Его называли «королем репортеров». В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной. После Октябрьской революции Гиляровский писал для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонек». Вышли его книги «От Английского клуба к музею Революции» (1926), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Гиляровского – в 1941 году. 1 октября 1935 года Владимир Гиляровский скончался в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. Известно, что Илья Репин рисовал с него одного из персонажей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а скульптор Николай Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Николаю Гоголю. Личность Гиляровского интересовала не только художников, о нем писали журналисты, писатели и даже поэты. В 2015 году в Вологде открыта Литературная резиденция «Дом Дяди Гиляя». Резиденция предоставляет условия для совместной работы писателей и является местом, где они могут проводить творческий отпуск. Принадлежит Вологодскому региональному отделению Союза российских писателей. Режиссер Карен Шахназаров снял фильм «Хитровка. Знак четырех», творчески объединив материал о дореволюционной Москве в творчестве Гиляровского с детективами Конан Дойля. Биография Владимира Гиляровского (РИА Новости, 01.03.2020) Книги на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН: Гиляровский, Владимир Алексеевич. Москва и москвичи: [сборник: 12+] / Владимир Гиляровский. – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2020. – 859 с. – (Русская литература: РЛ. Большие книги). Гиляровский, Владимир Алексеевич. Москва и москвичи: [16+] / Владимир Гиляровский. - Москва: Эксмо, 2019. – 445 с. – (Pocket-book). Гиляровский, Владимир Алексеевич. Москва и москвичи: [12+] / Владимир Гиляровский; [авт. предисл., с. 5-26, и примеч. И. Н. Сухих]. – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2016. – 476 с. – (Азбука-классика. Non-fiction). Добров, Андрей Станиславович. Украденный голос. Гиляровский и Шаляпин: [16+] / Андрей Добров. – Москва: Э, 2017. – 314 с. – (Интересный детектив). Журавлев, Дмитрий Николаевич. Москва и калачи: прогулки по кулинарным маршрутам Гиляровского: [16+] / Дмитрий Журавлев. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2024. – 356 с.: цв. ил. В фонде читального зала Отделения есть 4-х томное издание: Гиляровский, Владимир Алексеевич. Сочинения: в 4 т. / В. А. Гиляровский; вступительная статья, составление и примечания Б. И. Есина. – Москва: Правда, 1989. Шифр: Ш5/Г479. • Т. 1: Мои скитания. Люди театра. – 479 с. • Т. 2: Трущобные люди. Рассказы, очерки, репортажи. – 478 с. • Т. 3: Москва газетная. Друзья и встречи. – 429 с. • Т. 4: Москва и москвичи. Стихотворения, экспромты. – 447 с.
2 дня назад
«Великие экспедиции» В серии «Великие экспедиции» выходят красочные, прекрасно иллюстрированные книги. Они дадут любознательному читателю разностороннее представление о Заполярье, его животном мире, коренных жителях, географии и климате региона, а также о том, как готовились к северным экспедициям великие путешественники. Книги на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН: Героические истории покорения Арктики: [кто был первым на Северном полюсе, на дирижабле в Арктику, папанинцы, как искали Землю Санникова: для младшего школьного возраста: 6+] / О. Бундур, В. Худяков; иллюстрации О. Зинюковой. – 2-е изд. – Москва: Паулсен, 2024. – 109 с.: цв. ил.; 28 см. – (Великие экспедиции). Сотни людей пробовали добраться до Северного полюса: пешком и на собачьих упряжках, на дирижаблях и самолётах, на подводных лодках и ледоколах, спускались на парашютах на полюс и шли к нему на лыжах. Отважные герои, бросившие вызов трудностям и не известности, продвигались на Север в надежде достичь первыми «макушки планеты» и открыть ещё неизвестные земли. В сборник вошли рассказы о самых ярких событиях, связанных с покорением Арктики, – вы узнаете имена прославленных первопроходцев и смелых исследователей наших дней. Отважные летчики – покорители Арктики: подвиг Водопьянова, рекорды Чкалова и Громова, спасение челюскинцев: для младшего школьного возраста: [6+] / Ю. Бурлаков [и др.]; иллюстрации: А. Безменова [и др.]. – Москва: Паулсен, 2024. – 93 с.: цв.ил.; 28 см. – (Великие экспедиции). История полярной авиации началась в 1913 году с полёта русского лётчика Яна Нагурского. На гидросамолёте он отправился в Арктику на поиски пропавших там почти одновременно трёх экспедиций: Г. Брусилова, Г. Седова и В. Русанова. Ещё долгое время после Нагурского редкие смельчаки отваживались летать в условиях низких температур и плохой видимости. А уж о том, чтобы долететь до Северного полюса или перелететь через него в Америку, и речи не было. Не знали лётчики и того, можно ли посадить самолёт на лёд, не треснет ли он и не уйдет ли самолёт под воду. И точно никто и никогда до полярных пилотов не пытался заводить мотор при минус 50 градусах. Герои этой книги — герои во всех смыслах. Отважные люди, которые всё делали впервые, рисковали своей жизнью ради выполнения важных государственных задач и спасения людей. Совершенно закономерно, что именно полярные лётчики стали первыми героями Советского Союза: это высокое звание учредили специально для них. Герои! Русские мореплаватели-первооткрыватели XVIII—XIX веков: для младшего школьного возраста: 6+ / иллюстрации А. Безменова [и др.]. – Москва: Паулсен, 2023. – 86 с.: цв. ил.; 28 см. – (Великие экспедиции). Русские мореплаватели внесли огромный вклад в развитие географической науки и расширили представления человечества о нашей земле. Во второй четверти XVIII века в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова, было изучено все северное побережье России, мореплаватели дошли до Америки и прошли проливом, доказав, что Азия и Америка – два разделённых водным пространством материка. Первое русское кругосветное путешествие прошло под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского в 1803–1806 годах. Экспедиция не только продемонстрировала возможности российского флота, но и совершила ряд важных географических открытий. А 16 января 1820 года ещё два смелых моряка – Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев в ходе экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый континент – Антарктиду. Савинов, Михаил. Как открыли Антарктиду: посвящается 200-летию открытия Антарктиды: для младшего и среднего школьного возраста: 7+ / Михаил Савинов; иллюстрации А. Михайловой. – Москва: Паулсен, 2020. – 30 с.: цв. ил.; 28 см. – (Великие экспедиции). 28 января 1820 года – российские мореплаватели открыли шестой континент Земли – Антарктиду. Антарктида – самый загадочный континент планеты. Более 14 миллионов квадратных километров, что почти в полтора раза больше площади всей Европы, до сих пор изучены не полностью.
3 дня назад
Белла Ахмадулина Декабрь Мы соблюдаем правила зимы. Играем мы, не уступая смеху, и, придавая очертанья снегу, приподнимаем белый снег с земли. И, будто бы предчувствуя беду, прохожие толпятся у забора, снедает их тяжелая, забота: а что с тобой имеем мы в виду. Мы бабу лепим, только и всего. О, это торжество и удивленье, когда и высота и удлиненье зависят от движенья твоего. Ты говоришь: – Смотри, как я леплю. – Действительно, как хорошо ты лепишь и форму от бесформенности лечишь. Я говорю: – Смотри, как я люблю. Снег уточняет все свои черты и слушается нашего приказа. И вдруг я замечаю, как прекрасно лицо, что к снегу обращаешь ты. Проходим мы по белому двору, мимо прохожих, с выраженьем дерзким. С лицом таким же пристальным и детским, любимый мой, всегда играй в игру. Поддайся его долгому труду, о моего любимого работа! Даруй ему удачливость ребенка, рисующего домик и трубу. 1960 г. Произведения Беллы Ахмадулиной на абонементе Отделения ГПНТБ СО РАН
4 дня назад