Найти тему
Закреплено автором
Я живу в Алари
Приветствую вас!
4 месяца назад
Статьи
Говорили наши деды: МÁСЛЕНСКАЯ НЕДЕЛЯ
Про традиции масленичной недели вспоминает Клавдия Констаниновна Попова (1917 г.р.), проживающая в с. Большеокинское Братского района Иркутской области: "Мáсленская неделя - это же целая, неделя... Помню, в пятницу вечером вымоются в бане, кто в субботу утром. И с обеда начинается праздник. В двенадцать часов два купца, один раньше немного, другой позже... Романов запрягает лошадь, садит всю свою семью - и поехали! Катаются же в Мáслену. Он проехал по всем улицам, заезжает, ставит лошадь, выпрягает, всë...
3 дня назад
Говорили наши деды: МАСЛËНА
(Праздник Масленица, масленая неделя) Про развлечения, которые устраивались в Масленичную неделю, вспоминают коренные жители Иркутской области, Забайкальского края. Кристина Петровна Ануфриева (1921 г.р.), проживающая в с. Верхний Шергольджин Красночикойского района Забайкальского края: "В Маслëну родители у нас гуляли шибко, сваты, а девки, ребяты молодые, бабы, мужики - оне на гору на санях. Сани большие конские, ну и на этих санях до полуночи катались. Красные! Разгорятся! Чë ж?! На гору подымись, да, с оттель кто как летит: кто-то на санях, а кто-то кубарем...
6 дней назад
Говорили наши деды: ЗÁТИРКА
(Кушанье из муки: затëртая в яйцах, молоке или воде мука в виде мелких кусочков теста, которые затем, как правило, обжариваются/запекаются, а перед употреблением завариваются кипящим молоком или водой). Листаем "Словарь гóворов русских старожилов Байкальской Сибири". Про традиционное непритязательное кушанье вспоминают старожилы Читинской области и Бурятии, дети войны. Мария Алексеевна Тюрикова (1936 г.р.), проживающая в д. Ростовка Красночикойского района Читинской области: "Зáтирку-то еë с муки делали...
1 неделю назад
Говорили наши деды: ДРОВОРУ́БИТЬ
(осуществлять валку деревьев, их распил, вывоз лесоматериалов с лесосек). Свою юность вспоминает Фëкла Ивановна Брюханова (1930 г.р.), проживающая в пос. Кежма Кежемского района Красноярского края: "Девчонки в лесу дровору́били-то, сами валили деревья и пилили. Целый день внаклóн. Детская спина болит. А куда деваться-то? Надо работать, чтобы друг от дружки не отстать. Ой, ты что! Счас это ведь... Я своим рассказывала, девчонкам, а Таня у меня, ну, котора в Коди́нке, она гыт: --Ой, у тебя, мама, ума не было! Я грю: -- Ага, ума не было! Ты бы на моём месте была, тоже бы так же делала...
1 неделю назад
Говорили наши деды: ВЕЧЕРОВÁЛИ
Читая "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Галины Афанасьевой-Медведевой, поражаешься, как наши предки успевали всё, откуда они черпали силы. Вот как о незатейливых развлечениях молодëжи вспоминает Лидия Михайловна Чупрова (1941 г.р.), проживающая в пос. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области: "А наши-то матеря-то хоть горе, хоть чë, они всё равно песни пели. Оне вот соберутся кучкой всё, и плачат, и поют, и они всё забывали. И война была, и голод. Но вот у нас мама одна нас рóстила четверых...
1 неделю назад
Корова в тепле - молоко на столе
Народный праздник Агафья Коровница отмечается сегодня, 18 февраля 2025 года (по старому стилю – 5 февраля). В православном церковном календаре это день почтения памяти мученицы Агафии Панормской (Палермской). История Агафия родилась в христианской семье в городе Панорм (Палермо). Когда при императоре Декии (249-251 гг.) начались преследования христиан, девушка решила принять мученический венец. Ее красота очаровала местного правителя Квинтиана. Он пытался переубедить девушку в вере, соблазнить роскошью и ласками...
1 неделю назад
Говорили наши деды: ЧИРКИ
(легкая и мягкая повседневная обувь сибиряков). Изготавливались чирки из кожи, в верхней части имели суконную или войлочную оторочку («опушень»). Через опушень продевался шнурок, позволявший зафиксировать обувь на ноге. Подошву чирков обмазывали дёгтем. Чтобы утеплить чирки, в них ложили овечью или собачью шерсть, войлок, солому. Снова обращаемся к "Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Галины Афанасьевой-Медведевой: "Нам новые чирки сошьют - дак радость-то какая! Я сижу на пече, а дед мне шьёт чирки...
1 неделю назад
Говорили наши деды: АРСА
(напиток из кислого молока, утоляющий жажду). Обращаясь к "Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири", находим информацию о национальном бурятском напитке и о взаимовыручке русского и бурятского народов (со слов Анны Фирсовны Нарицыной (1912 г.р.), проживающей в д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области): "Буряты ездили, арсу меняли. А исти шибко же нечего было. Голодовали же! Мама выменивала арсу, и мы день-два сыты. Раньше же друг другу помогали. Делали помочь. Мы всю войну хлеба не видели...
2 недели назад
Говорили наши деды: БОРОВ
(печка, сложенная в "черной бане"). Бани появились на Руси настолько рано, что достоверной информации о прошлых временах почти не осталось. Банями на Руси начали пользоваться ориентировочно в V веке: только представьте себе, что в Европе даже через десять веков люди не только не желали, но и просто боялись мыться! Продолжая листать "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири" (автор Г.В. Афанасьева-Медведева), давайте посмотрим, как мылись в Прибайкалье. В томе 2 Словаря об этом вспоминает Владимир Гурьянович Коногорских (1929 г...
3 недели назад
Говорили наши деды: БЕЛОЧНИЦА
(собака, приученная загонять белку на дерево и призывать лаем охотника). В рубрике "Говорили наши деды" было уже опубликовано 9 заметок. Давайте сегодняшний материал, десятый по счету, посвятим нашему земляку - воспоминания Егора Матвеевича Тютрина (1923 г.р.), проживающего в с. Могоенок Аларского района. История Егора Матвеевича опубликована в "Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири", автор Г.В. Афанасьева-Медведева, том 3, с 157-158. Том вышел в свет в 2009 г. "Вот кода смотрят, чтоб была белочница собака, смотрят зарубки у ней на нёбе, рубцы, считают эти рубцы...
3 недели назад
Говорили наши деды: ВЫТОПТЫШ (тропинка в лесу, протоптанная зверями)
Наши предки, безусловно, были ближе к природе: жили натуральным хозяйством, охотились, читали по следам. Вот как об этом вспоминает Василий Егорович Кобелев (1925 г.р.), житель д. Салтыково Киренского района Иркутской области: "Шатуны, те ешшо пострашне. Но мне не приходилось с имям встречаться, только что следья-то видел. Однажды там идём, с Черепанихи идём по дорожке, смотрим, медведь вышел на дорожку, по дорожке по этой пошёл вверх по течению. А бор-то ягодный такой, и вытоптыш - плотно эта дорожка вытоптана...
1 месяц назад
Родом из Алари: Раднай Андреевич Шерхунаев
Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося фольклориста, знатока бурятских улигершинов, Радная Андреевича Шерхунаева (1920-2008). Раднай Андреевич родился 23 января 1920 г. в улусе Шапшалтуй Аларского аймака в семье крестьянина-середняка. Семья отца Андрея Афанасьевича (1882-1973) из шаранутского рода аларских бурят была большой – двенадцать человек. Мать Ханда Булгатовна (1890-1962) - «Мать - Героиня». Родители вступили в колхоз в 1931 г. Учился с девяти лет в Шапшалтуйской, Зонской и Куйтинской начальных школах...
1 месяц назад