Найти в Дзене
Возрождая и развивая Аристотеля, Фома ввел в христианский мир и обосновал философию естественного права, философию.
Хотя Фома Аквинский едва ли имел какое-либо представление об экономическом росте или о накоплении капитала, очевидно, что он утверждал человека как активного преобразователя своей жизни. Вместо ушедшего пассивного древнегреческого идеала, приспосабливавшегося к данным условиям или к требованиям полиса. Возможно, наиболее значительным вкладом св. Фомы являются не его высказывания по строго экономическим вопросам, а то, что он заложил основу, каркас экономической теории. Возрождая и развивая Аристотеля, Фома ввел в христианский мир и обосновал философию естественного права, философию, согласно которой человеческий разум способен усвоить основные истины Вселенной...
3 года назад
Аквинат всем своим огромным авторитетом поддержал ту точку зрения.
Это, конечно же, означало, что неактивные партнерства такого рода, такие как займы на конкретные морские плавания, сливаются с фактическими кредитами, и разделяющая их черта весьма расплывчата. Кроме того, и это стало проблемой, с которой в то время еще никто не сталкивался, не рисковал ли любой кредитор капиталом, если заемщик всегда мог оказаться не в состоянии погасить даже основную сумму кредита? Теперь Аквинат всем своим огромным авторитетом поддержал ту точку зрения, что societas были абсолютно законными и не являлись ростовщичеством. Он лаконично заявил, что инвестор денег не передает право...
3 года назад
Особо важным было краткое замечание Аквината о взаимной выгоде, которую каждый человек получает при обмене.
Особо важным было краткое замечание Аквината о взаимной выгоде, которую каждый человек получает при обмене. Как он выразился в «Сумме», «купля-продажа, как мы полагаем, побуждается по взаимной выгоде обеих сторон, так как одному нужно что-то, что принадлежит другому, и наоборот». Основываясь на теории Аристотеля о деньгах, Фома Аквинский отметил их незаменимость в качестве средства обмена, «меры» выражения ценности и единицы счета. В отличие от Аристотеля Фома Аквинский не испугался мысли об изменяющейся на рынке ценности денег. Напротив, он осознал, что покупательная способность денег должна колебаться,...
3 года назад
К тому же, описывая это, св. Фома нисколько не осуждал деятельность купцов и получение ими прибыли.
К тому же, описывая это, св. Фома нисколько не осуждал деятельность купцов и получение ими прибыли, когда они покупали товары там, где они были в изобилии и дешевы, а затем транспортировали их и продавали там, где они были дороги. Ни одно из этих соображений не соответствует взгляду на справедливую цену как на цену, определяемую издержками. И, наконец, самое очаровательное и самое главное, Фома Аквинский в своей великой «Сумме» поднял вопрос, обсуждавшийся Цицероном. Купец, перевозящий зерно в голодающие области. Он знает, что скоро за ним последуют другие купцы, последуют новые поставки зерна...
3 года назад
Это послужило толчком для возникновения более поздней идеи.
К сожалению, в тексте «Комментария к “Этике”» Фома последовал за св. Альбертом в стремлении добавить к полезности, являющейся детерминантом меновой ценности, еще труд и затраты. Это послужило толчком для возникновения более поздней идеи о том, что св. Фома либо добавил к теории <ценности на основе> полезности Аристотеля теорию <ценности на основе> издержек (труд плюс расходы), либо даже заменил полезность теорией издержек. Некоторые комментаторы даже заявляли, что Фома Аквинский принял трудовую теорию ценности, и эти заявления увенчались печально известной и торжествующей сентенцией британского экономического историка XX в...
3 года назад
В раннем возрасте Фома обучался у бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя.
В раннем возрасте Фома обучался у бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В возрасте 15 лет он попытался вступить в новый орден доминиканцев, лучшее место для церковных ученых и интеллектуалов, однако этому физически воспрепятствовали его родители, два года державшие его взаперти. В конце концов св. Фома сбежал и присоединился к доминиканцам, затем учился в Кёльне и, наконец, в Париже под руководством своего уважаемого учителя Альберта Великого. Фома Аквинский получил докторскую степень в Парижском университете и стал преподавать там, а также в других университетских центрах Европы. Фома...
3 года назад
В «Декреталиях» дело зашло так далеко, что были осуждены кредиторы, взимавшие процент по ссудам.
В «Декреталиях» дело зашло так далеко, что были осуждены кредиторы, взимавшие процент по ссудам, которые выдавались путешествующим купцам, хотя канонисты понимали, что процент был прямой компенсацией рисков. И хотя после Иннокентия IV канонисты начали говорить о рисках, оправдывающих прибыль, прибыль от рисковых инвестиций стала считаться вполне оправданной, любой процент по чистому кредиту (или mutuum) по-прежнему осуждался как ростовщичество, несмотря на все смягчающие обстоятельства. Запрет ростовщичества стал трагическим изъяном в экономических взглядах средневековых юристов и теологов. Запрет...
3 года назад
Одержимость ростовщичеством у каноников стала столь всеобщей, что Грациан.
Одержимость ростовщичеством у каноников стала столь всеобщей, что Грациан, его предшественники и его последователи разрабатывали свои теории продаж, прибыли и справедливой цены, оставаясь в целом в контексте того, подпадала или нет какая-либо конкретная сделка под грозное определение «ростовщичества». Так, в конце XII в. такие декретисты, как Симон из Бизиньяно в 1179 г. и великий Хугуччио в 1188 г., поддержали строгий запрет на любой процент, начисленный по кредиту, считая его ростовщичеством, и в то же время разрешали аренду благ или покупку дешево с целью продажи дороже, не относя это к разряду ростовщичества...
3 года назад
Бесспорно, что ожесточенные нападки средневековых христиан на ростовщичество выглядят странными.
Бесспорно, что ожесточенные нападки средневековых христиан на ростовщичество выглядят странными. С одной стороны, в Евангелии или у ранних отцов церкви по этому поводу не говорится ничего, несмотря на всю их враждебность к торговле, которая может быть истолкована как призыв запретить ростовщичество. Однако на самом деле притча о талантах в Евангелии от Матфея (25, 14—30) легко может быть истолкована как одобрение процента по коммерческим кредитам. Кампания против ростовщичества началась с первого Вселенского Никейского собора 325 г., на котором запрещалось начисление процентов по кредиту только духовенству...
3 года назад
Если цена сделки выходила за пределы определенной зоны значений выше или ниже справедливой цены.
До того как стать папой, уроженец Генуи Иннокентий изучал римское и каноническое право в Болонье, был профессором римского права в этом университете, и, наконец, стал кардиналом и известным государственным деятелем. Если цена сделки выходила за пределы определенной зоны значений выше или ниже справедливой цены, и такая сделка признавалась греховной и незаконной, то тогда церковь и власть должны найти способ понять, какой должна быть справедливая цена. До XII—XIII вв. это не было проблемой, поскольку доктрина laesio enormis в реальной жизни не применялась. Решение каноников и романистов, схожее...
3 года назад