Найти в Дзене
Теперь кабаки уже являлись неотъемлемой частью российских посадов. "В каждом большом городе, - писал английский дипломат и разве
Теперь кабаки уже являлись неотъемлемой частью российских посадов. "В каждом большом городе, - писал английский дипломат и разведчик Джильс Флетчер, побывавший в России в 1589 году, - устроен кабак или питейный дом, где продается водка (называемая здесь русским вином), мед, пиво и прочее. С них царь получает оброк, простирающийся на значительную сумму: одни платят 800, другие 900, третьи 1000, а некоторые 2000 или 3000 рублей в год". Удивление англичанина по поводу огромных доходов царской казны от питейной продажи вполне понятно...
3 года назад
Венецианский дипломат положил начало устойчивой западноевропейской традиции считать москвитян "величайшими пьяницами", которые,
Венецианский дипломат положил начало устойчивой западноевропейской традиции считать москвитян "величайшими пьяницами", которые, по его словам, проводили время до обеда на базаре, а после обеда расходились по "тавернам" - хотя посол общался с узким крутом московских купцов, большая часть которых была иноземцами. О каком-то особом распространении пьянства в XV веке говорить трудно. Известные по летописям случаи военных поражений московских войск из-за пьянства (как, например, в 1377 году на реке с...
3 года назад
Очень возможно, что познакомили московитов XVI столетия с этим продуктом западноевропейские или прибалтийские купцы. Во всяком с
Очень возможно, что познакомили московитов XVI столетия с этим продуктом западноевропейские или прибалтийские купцы. Во всяком случае, до 1474 года именно немецкие торговцы привозили спиртное в Псков; только в этом году новый торговый договор прекратил эту практику, "и оттоле преста корчма немецкая". Новгородские купцы также покупали вина за рубежом, а когда в 1522 году власти Новгорода потребовали у таллинского магистрата уплатить долг русским купцам, в перечне имущества упоминались и "бочки вина горячего"...
3 года назад
Поначалу кабаки строились только в больших городах - там действовали главный, Красный кабак и несколько заведений меньшего разме
Поначалу кабаки строились только в больших городах - там действовали главный, Красный кабак и несколько заведений меньшего размера. Но как только государство оправилось от потрясений Смуты, кабаки "пошли в народ" - они ставились на людных местах: пристанях, ярмарках, у бань, торговых рядов, таможен. При освоении новых территорий кабаки заводились в основанных городах вместе с московским воеводой, острогом и приказной избой. Заложенный в 1598 году город Верхотурье - "ворота в Сибирь" - уже в 1604 году получил свой кабак, снабжавший спиртным весь сибирский регион...
3 года назад
В ряде мест крестьяне и горожане даже просили уничтожить у них кабаки, а ожидаемый доход от них взимать в виде прямых податей. И
В ряде мест крестьяне и горожане даже просили уничтожить у них кабаки, а ожидаемый доход от них взимать в виде прямых податей. Иногда - например, в 1661 году на Двине - правительство по финансовым соображениям соглашалось уничтожить кабаки за соответствующий откуп. В самоуправляемых крестьянских общинах при выборах на ответственные "мирские" должности требовались особые "поручные записи", где кандидаты обязывались "не пить и не бражничать". Известны даже случаи своеобразного бойкота кабаков; так,...
3 года назад
Но все же строить в новом месте постоянный кабак было накладно, поэтому целовальники разворачивали временную продажу - передвижн
Но все же строить в новом месте постоянный кабак было накладно, поэтому целовальники разворачивали временную продажу - передвижные "гуляй-кабаки". Они открывались при любом стечении народа: на ярмарках, церковных праздниках, торжках - везде, где можно было уловить покупателя. На поморском Севере лихие целовальники на кораблях добирались даже до самых дальних рыболовецких артелей, чтобы максимально увеличить торговый оборот. Такие вояжи могли быть опасными и заставляли тревожиться оставшихся на месте целовальников...
3 года назад
Проснувшись, гуляка не только не нашел спрятанных денег, но и узнал, что должен кабаку 40 алтын (1 рубль 20 копеек) за угощение.
Проснувшись, гуляка не только не нашел спрятанных денег, но и узнал, что должен кабаку 40 алтын (1 рубль 20 копеек) за угощение. Когда Семенов попытался подать челобитную на целовальников-грабителей, те ответили ему встречным иском, в котором 40 алтын превратились уже в 24 рубля. Пока шло разбирательство, кабатчики посадили под арест детей жалобщика, а потом и его самого - кабаки XVII столетия могли быть и чем-то вроде КПЗ для неисправных "питухов". После шестинедельного сидения в "железах" целовальники...
3 года назад
За "простой" в торговле содержатели кабаков вынуждены были расплачиваться. За относительно небольшой недобор "кабацких денег" (д
За "простой" в торговле содержатели кабаков вынуждены были расплачиваться. За относительно небольшой недобор "кабацких денег" (до 100 рублей) продавцы отвечали своим имуществом: воеводам предлагалось "доправить вдвое" на них недостающую сумму. Иногда же казна недополучала больше, как это было в Воронеже: недобор случался регулярно и составил в 1647/48 году 324 рубля 26 алтын 4 с половиной деньги, в 1648/49 году - 240 рублей 17 алтын 4 с половиной деньги, в 1649/50 году - 205 рублей 4 алтына 2 с...
3 года назад
Однако так же принимали и российских послов за границей. Дипломатическому ведомству России пришлось в 1649 году инструктировать
Однако так же принимали и российских послов за границей. Дипломатическому ведомству России пришлось в 1649 году инструктировать послов в Швецию Бориса Пушкина и Алексея Прончищева: "Приказано накрепко, чтоб они сидели за столом чинно и остерегательно, и не упивались, и слов дурных меж собою не говорили; а середних и мелких людей и упойчивых в палату с собою не имали, для того, чтоб от их пьянства безчинства не было". Такие же наказы давались их коллегам, отправлявшимся в Польшу и другие страны. "Голь...
3 года назад
Впрочем, новгородское духовенство вскоре привыкло "пити". Протопоп Знаменского собора в 1591 году официально испросил разрешение
Впрочем, новгородское духовенство вскоре привыкло "пити". Протопоп Знаменского собора в 1591 году официально испросил разрешение держать у себя питье для гостей и бил челом, чтобы пьяных у него "не имали, зане дети его духовные, люди добрые, приходят молиться, и к нему де они приходят за гость, и ему де без того быти нельзя". Надо полагать, резиденция гостеприимного батюшки и его времяпрепровождение с духовными детьми отчасти напоминали порядки в "питейной избе". Но разрешение он получил-таки, "потому...
3 года назад