Найти в Дзене
Итак, мы говорим о латинской традиции и, как я уже писала, в подражание папскому головному убору камелавкию [camelaucium], который все таки после недолгих обсуждений носили вне богослужения, а в последствии, можно сказать, "превратился" в тиару, митра же обряла мной смысл. Изначально этот элемент епископского костюма назывался cidaris, corona, infula или cophia (cucufa). Употребление термина «митра» по отношению к литургическому головному убору фиксируется в 1049 году, когда папа Лев IX своей буллой даровал привилегию ношения римской митры (romana mitra) Эберхарду, архиепископу Трирскому, как примасу Бельгийской Галлии. В 1051-1052 гг. такое же право было даровано кардиналам-пресвитерам диоцезов Безансон и Бамберг, а в 1063 г.- аббату мон-ря св. Августина в Кентербери. Таким образом она стала символизировать руководящее присутствие пастыря, отражая роль епископа в руководстве своей духовной паствой. Двойные вершины этого головного убора часто рассматриваются как дань уважения двум Заветам Библии, подчеркивая ответственность епископа за толкование и преподавание этих священных текстов. Также митру начали использовать при рукоположении в епископы. Помните, мы говорили о кандидата в папы? На новопосвященного епископа возлагается митра со словами на латинском языке: «Примите митру, и пусть в вас воссияет сияние святости, дабы, когда явится Князь Пастырей, вы удостоились нетленного венца славы». Классическая католическая митра (simplex - простая) имеет коническую или зубчатую форму, обшита шелком белого цвета, нижний край тульи (in circulo), а также конический верх или зубчатый выступ (in titulo) перпендикулярно по отношению к нижнему краю декорированы лентой или вышитым узором, сзади к ней крепятся 2 свисающие ленты (fasciae, vittae, penduli, fanones, infulae), концы которых могут украшать бахрома или кисти. «Рога» (cornua) зубчатых митра изначально выступали слева и справа, но в течение XII века «повернули» и сделали «рога» спереди и сзади. Постепенно головной убор увеличивался в высоту, а верхняя часть тульи расширялась, приобретая более треугольную форму. С XIII века известны еще 2 типа митр: auriphrygiata (расшитая золотом) и pretiosa (украшенная жемчугом, драгоценными камнями), которые использовались во время процессий и для богослужений в периоды Адвента, Великого поста и великих праздников, тогда как простые надевали во время преподания благословения, при совершении погребальных чинов и других сакраменталий, в Великую пятницу, а также в присутствии папы Римского. Использование 3 видов митр в зависимости от года церковного и типа службы было зафиксировано в тридентских литургических книгах, А также описано в Понтификале и Церемониале. Согласно им, митры обязательны при совершении таинственных священнодействий (при освящении воды и во время погружения крещаемого в таинстве Крещения, во время помазания при Конфирмации, во время возложения рук при Ординации и прочее), но запрещено их надевать при произнесении молитв мессы и оффиция, их также снимают во время чтения Евангелия. Причём, если во время богослужения епископу необходимо было снять митру, ее принимал специально назначенный министрант, носящий вимпу (лат. vimpa) - наплечную накидку с карманами, чтобы держать убор, не прикасаясь к ней голыми руками. После II Ватиканского Собора [очень важный момент в католической истории во многих отношениях], различие между mitra auriphrygiata и pretiosa исчезло, остались только "простая" и "украшенная". Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» папы Павла VI (21 июня 1968), право ношения митры перестало быть привилегией и зависело только от сана или должности того или иного духовного лица. В современной Римско-католической Церкви ее носят все епископы и кардиналы, папские легаты, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию над территориями, отделенными от диоцеза, все аббаты в мон-рях своего ордена или конгрегации, а также апостольские администраторы, префекты и викарии. Foto dal web
1 день назад
Сразу после этого бронзовую дверь Апостольского дворца прикрывают, что означает об'явление траура, а колокол собора Святого Петра возвещает о смерти своим звоном. Тело понтифика облачают в папские торжественные одежды, то есть в красную ризу (цвет траура для римских понтификов), паллий - белую достаточно узкую ленту из овечей шерсти и вышитыми шестью чёрными, красными или фиолетовыми крестами, и красные туфли - обязательный элемент папского наряда. Кстати, в этом случае красный цвет обуви является символом стекающей крови Христа после распятия. На голову надевают белую митру. Интересно, что Папская тиара, а затем митра не всегда были уголовными уборами епископов Рима. Вообще, первое упоминание о том, что у папы на голове что-то было можно найти в Liber pontificalis. Это полуофициальная папская хроника, начатая еще, видимо, в 530–535 гг. или чуть позднее и время от времени дополнявшаяся вплоть до конца IX в. В ней отведено отдел еая глава посещению Папы Римского Константина I в 711 году нашей эры новой тогда столицы империи Константинополя. Автор статьи между делом обронил замечание, давно уже привлекавшее пристальное внимание историков политического символизма: при появлении понтифика в Константинополе его голову украшал «камелавкий, — как это бывает обычно, когда он [папа] шествует [в процессии] в Риме». Приведенная фраза является самым первым упоминанием какого-то особенного головного убора римского папы и потому, естественно, вызывает немало вопросов исследователей. Как выглядел «камелавкий»? Полагался ли он одним только епископам Рима? Что он символизировал? Почему появление папы в нем было отмечено хронистом? А главное, как «камелавкий» связан с двумя более поздними головными уборами понтификов — знаменитой тиарой, которую использовали вплоть до 1965 года и, в особенности, митрой? Foto dal web
1 неделю назад
Вернёмся же к конклаву и действиям ему предществующим. В итоге, бальзамирование было отменено в 1904 году, когда папа Пий X в своем завещании выразил желание не подвергаться этой практике. В более позднее время эта процедура не проводилась за ненадобностью сохранения тела понтифика, как такового, и превратилась в некую подготовку тела к поддержанию в хорошем состоянии лишь на время похоронного ритуала, то есть пока оно будет выставлено на обозрение публики. Секрет состоит в том, что смесь воды, формальдегида и других химических веществ вводится в кровеносную систему, грудную и брюшную полости, и под действием силы тяжести она также достигает полых органов, прежде чем подвергнется атаке бактерий. Процедура требует большого опыта со стороны специалиста, называемого «танатопрактиком», и по сути основана на двух операциях: инъекции консервирующего раствора через артерию и дренировании биологических жидкостей, материалов и газов путем отбора проб. Целью этого метода является, по сути, приостановка аутолиза организма. Выполнение этих технических этапов заключается в достижении полного насыщения тканей химическим раствором. А между тем камерленг опечатывает покои и кабинет понтифика, и объявляет о смерти кардиналу - викарию города, который, в свою очередь, сообщит об этом римскому народу и кардиналу-архипресвитеру Ватиканской базилики . Foto dal web
1 неделю назад
Ещё интересная деталь, именно с Сикста V во всей Европе началась мода помимо бальзамирования тел богатых и знатных людей, устраивать привилегированное захоронение для их сердец, что вскоре стало чем-то вроде традиции. Например, в усыпальнице базилики Сен-Дени, что в северном пригороде Парижа, хранится сердце Людовика IX Святого, короля Франции (1215-1270), а также всех его преемников вплоть до Французской революции. В сктепе церкви Августинеркирке в Вене хранятся останки 143 королевских особ династии Габсбургов, из них 54 урны с сердцами членов королевской семьи, умерших между 1637 и 1878 годами помещены в специальное помещение, так называемое герцгруфте - комнате сердец. В Капелле Покровительницы Баварии собора Пресвятой Девы Марии в Мюнхене, собраны все главные баварские курфюрсты и короли. Сердце святого Франциска Сальского, умершего в Лионе в 1622 году, хранится в церкви монастыря Визитации в Тревизо. Сердце святого Камилла де Леллиса (1550-1614), заключенное в ларец из муранского стекла, хранится в церкви Святой Марии Магдалены в Риме, а тело в Главном доме Ордена министров больных там же. В более поздние времена эта традиция не пропала, и сердца зниманитых людей продолжали хоронить отдельно от самого тела. Кстати, наш фельдмаршал Кутузов, английский писатель Томас Харди, композитор Фредерик Шопен тоже удостоились подобной участи. Foto dal web
1 неделю назад
Итак, продолжим. Кстати, на протяжении более, чем 300 лет после констатации смерти, по традиции, введенной по желанию Сикста V в 1590 году, тело понтификов бальзамировали, чтоб обеспечить его сохранность. Эта процедура была очень схожей с египетской, в том числе и с удалением внутренних органов, называемых прекордиями, в частности сердца и органов около сердца. Затем, после прощания, тело захоранивали или в базилике Святого Петра, или в церкви, которую выбирал сам папа и прописывал её в своём завещании, а прекордии хранились, впрочем, они и до сих пор хранятся, в порфировых урнах в склепе за апсидой церкви Святых Винченцо и Анастасио возле фонтана Треви. Простой же римский народ, со свойственному ему сарказму сразу же нарек папские реликвии "Le sacre budella", то есть "священными кишками", а сам храм - chiesa delle corаte e delle frattaje", что на риском диалекте означает церковь, как бы это помягче сказать.. внутреннех органов. Когда-то это была приходская церковь Квиринала, тогда виллы, купленной Папой Сикстом и превращенной в папскую летнюю резиденцию вплоть до 1870 года, а нанешнем президентском дворце. Кстати, в этой резиденции проходил конклав, до того как его перенесли в Сикстинскую капеллу Ватикана. К сожалению, скрипту, где хранятся урны в сердцами 22-х пап нельзя посетить, а само существование её придает этому месту поклонения любопытства и захватывающей таинственности. Интересно, что ни один из этих пап не был канонизирован, но некоторые были причислены к лику блаженных за свои деяния, что подтверждает большое количество ex-votos или приношений за полученную благодать: на главном алтаре можно увидеть сотни серебряных табличек и ларчиков в виде сердечек с благодарностями от верующих. В 2002 году святой Иоанн Павел II передал его Болгарской Православной Церкви. Не буду углубляться в описание церкви, скажу только, что там похоронена Русская писательница и поэтесса Зинаида Волконская. Foto dal web.
1 неделю назад
... Дорогие друзья. А вы знаете, что в Италии есть памятник Ленину в городе Каврьяго, стоит на одноименной площади, и таких площадей много по всему сапогу. А ещё на острове Капри в Неаполитанском заливе стелла, на которой написано "Ленину от Капри". А в городе Болонья тоже есть улица Ленина, и Гагарина, они вообще почти во всех городах есть, и Сталинградский проспект, и в Реддо Эмилия тоже. В Милане - Ленинградская улица, в сицилийском Раффадали есть улица Сталина. А в Турин с юга в'езжают по проспекту имени Советского Союза, у нас в соседнем Римини и Риме - Московская улица, в больших городах есть улицы Максима Горького и Советских партизанов, улицы Гоголя, Достоевского и Толстого. В Мессине площадь Русских моряков. В Кальяри, на Сардинии - улица Чайковского. В маленьком городке Чериано Лагетто С 2014-го года есть площадь "Мучеников Одессы"... Foto dal web
2 недели назад
Невольно возникает вопрос, кто же тогда управляет церквью во время отсутствия папы, который является не только Верховным духовным лицом католической церкви, но и главой государства Ватикан? Так вот в этом случае управление Церковью поручается коллегии кардиналов, которая заменяет папскую власть, но исключительно в консультативном порядке. То есть это общественные дела Церкви, такие как подготовка к похоронам предыдущего понтифика и установление даты начала конклава, но ничто из того, что находится в исключительной компетенции понтифика, не может обсуждаться, а тем более решаться. В этот период вакантности апостольского престола важной фигурой становится кардинал-камерленг, который фактически берет на себя функции обычного управления Церковью. Процедуры, принятые в период вакантности Апостольского престола, продиктованы той же самой Апостольской конституцией Universi Dominici Gregis , обнародованной Папой Иоанном Павлом II 22 февраля 1996 года. Foto dal web
2 недели назад
Впрочем, несмотря на все, назовём их, предосторожности апостольский престол еще несколько раз пустовал более 2 лет. После смерти папы Николы IV, с 4 апреля 1292 г. по 5 июля 1294 г., 2 года 3 месяца и 1 день; Климента V с 20 апреля 1314 г. по 2 августа 1316 г. - 2 года 3 месяца и 13 дней и Григория XII, с 4 июля 1415 г. по 11 ноября 1417 г. - 2 года 5 месяцев и 7 дней. Это, конечно, не значит, что все выборы длились изнурительно долго, но и достаточно сложно сказать в среднем сколько они могут продлиться. Бывали в истории церкви и супер короткие конклавы. Так, например, одного из знаменитейших понтификов, Юлия II избирали за 10 часов в ночь с 31 октября на 1 ноября 1503 года. Его выборы и стали самыми короткими из когда-либо зафиксированных Конклавов. После смерти Пия III кардиналы собрались и в рекордно сжатые сроки выбрали урожденного Джулиано делла Ровере, 216-й Папу Римской Католической Церкви. Он прославился те только своей политикой, завоеывниями и интригами, но был, можно сказать, самым известным и влиятельным религиозным и не только деятелем эпохи Возрождения, покровителем искусств, и лично Микеланджело и Рафаэля, инициатором работ по строительству собора Святого Петра, основателем музеев Ватикана и Швейцарской гвардии. К самым коротким конклавам относятся также два других, состоявшихся уже в XXI века: 2005 год, Бенедикт XVI был избран всего за 26 часов с 4 голосованиями и последний папа Лев XIV тоже с 4-го раза, но менее, чем за 24 часа с 7-го на 8-е мая 2025 года. Foto dal web
2 недели назад
Теряя терпение от столь долгой продолжительности sede vacante, городские власти в лице мэра Альберто ди Монтебуоно и народного капитана Раниеро Гатти буквально заперли кардиналов на ключ в выборном зале тогдашнего Папского дворца, чтобы ускорить процесс. Кормили их исключительно хлебом и водой и даже сняли часть крыши, чтобы погодные условия тоже поспособствовали скорейшему принятию решения. И несмотря на подобные ограничения, которые впоследствии были смягчены, кардиналам потребовалось еще некоторое время, чтобы в итоге избрать Папу Григория X, который устроил обе конфликтующие, если можно так сказать, стороны. С тех пор, выборы получили ныне всемизвестное название Конклав или Conclave, от выражения "clausi cum clave", что в буквальном переводе с латинского означает "закрыты на ключ", или просто "На ключ". Позже, согласно Апостольской конституции Ubi Periculum, обнародованной теперь уже самим папой Григорием X, кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Ни одному кардиналу не разрешалось иметь более одного слуги, если только он не был болен. Пищу должны были подавать через окно, и через три дня кардиналам за один прием пищи подавали только одно блюдо; через пять дней у них останутся только хлеб, вино и вода. Кроме того, во время конклава ни один кардинал не мог получать никаких церковных доходов. Все эти ограничения были направлены на скорейшее проведение выборов, чтобы впредь не оставлять Святой престол пустым или "вакантным" слишком долго. Foto dal web
2 недели назад
В конце концов, процесс этих выборов затянулся на долгие 1006 дней. С 1268 года по 1271 трон Святого Петра пустовал. На итальянском этот период называется Sede vacante, вакантный трон, период, когда Святой Престол не занят понтификом (то есть между смертью или отречением папы римского и избранием его преемника). Этот период начинается когда кардинал-камерленго констатирует смерть предыдущего Папы. Интересно, что какие-то время просуществовал специальный ритуал, чтобы удостовериться в смерти понтифика. Камерлинг трижды слегка ударял усопшего серебряным молоточком в лоб, называет его именем, данным ему при крещении, и просил откликнуться. Например, возьмем папу Климента IV: "папа Ги Фулькуа Ле Гро, ты спишь или жив?". Безусловно, фраза проищностлпмь на латыни, так как латинский является официальным языком Ватикана - "Tu dormis o tu vivis?". Это отвечало двум потребностям, одной практической, а другой духовной: без всяких сомнений постановить о смерти понтифика в отсутствие медицинских и научных стандартов и в то же время представить это земное событие в сакральной перспективе. Скажем, его торжественный характер. Если папа не отвечал или не проявлял никакой физической реакции, камерлинг закрывал лицо усопщего вуалью, затем поворачивался к присутствующим и произносил фразу "Vere Papa mortuus est" - "Папа действительно умер", официально объявляя о смерти понтифика и, попутно, о начале Sede vacante. Foto dal web
2 недели назад
Итак, 29 ноября 1268 года в этом самом Папском городе умирает папа Климент IV, и, соответственно, по закону в Витербо намечаются новые выборы. Как это требуется по прошествии определенного времени, сегодня это период 15-20 дней со смерти понтифика, в Папский дворец прибывают 19 выборщиков для участия в избирательной процессе. Город с нетерпением ждал решения высокого собрания, но дело застопарилось из-за ожесточенного противостояние кардиналов. В это время на значительной территории италийского полуострова партия гвельфов, приверденцев главенства Римского папы над властью императора, одержала сокрушительныю победу над своими оппонентами - гибеллинами, сторонники императора. И вопрос влияния на дальнейшие развитие папского государства и его политики стоял очень остро. Foto dal web
2 недели назад
Иногда выборы папы могли длиться по нескольку дней, а то и недель и месяцев: выборщики назначали день и время, совещались, голосовали, если в итоге не приходили к единому кандидату, расходились и потом собирались снова. Так повторялось до тех пор, пока в итоге все не приходили к единому кандидату. В 1198 году кардиналы впервые встретились в добровольном уединении, но решение о полной изоляции кардинальского собрания было принято только в 1274 году Вторым Лионским собором в апостольской конституции Ubi Periculum папы Григория X для предотвращения задержек, попыток внешнего влияния и коррупции, которые имели место в ряде случаев и были практически нормой. Эта апостольская конституция стала, можно сказать, следствием сенсационного события. Итак, в начале XIII века Папская курия, от греха подальше, была перемещена в город Витербо, что в 80 километрах от Рима, из-за постоянно растущей на протяжении целого десятилетия враждебности между папой Александром IV и народом и знатью Рима. Соответственно, небольшой провинциальный городок превращается в "Città dei Papi", так называемый Папский город, со всеми вытекающими последствиями. Foto dal web
3 недели назад