Итак, мы говорим о латинской традиции и, как я уже писала, в подражание папскому головному убору камелавкию [camelaucium], который все таки после недолгих обсуждений носили вне богослужения, а в последствии, можно сказать, "превратился" в тиару, митра же обряла мной смысл. Изначально этот элемент епископского костюма назывался cidaris, corona, infula или cophia (cucufa). Употребление термина «митра» по отношению к литургическому головному убору фиксируется в 1049 году, когда папа Лев IX своей буллой даровал привилегию ношения римской митры (romana mitra) Эберхарду, архиепископу Трирскому, как примасу Бельгийской Галлии. В 1051-1052 гг. такое же право было даровано кардиналам-пресвитерам диоцезов Безансон и Бамберг, а в 1063 г.- аббату мон-ря св. Августина в Кентербери. Таким образом она стала символизировать руководящее присутствие пастыря, отражая роль епископа в руководстве своей духовной паствой. Двойные вершины этого головного убора часто рассматриваются как дань уважения двум Заветам Библии, подчеркивая ответственность епископа за толкование и преподавание этих священных текстов. Также митру начали использовать при рукоположении в епископы. Помните, мы говорили о кандидата в папы? На новопосвященного епископа возлагается митра со словами на латинском языке: «Примите митру, и пусть в вас воссияет сияние святости, дабы, когда явится Князь Пастырей, вы удостоились нетленного венца славы». Классическая католическая митра (simplex - простая) имеет коническую или зубчатую форму, обшита шелком белого цвета, нижний край тульи (in circulo), а также конический верх или зубчатый выступ (in titulo) перпендикулярно по отношению к нижнему краю декорированы лентой или вышитым узором, сзади к ней крепятся 2 свисающие ленты (fasciae, vittae, penduli, fanones, infulae), концы которых могут украшать бахрома или кисти. «Рога» (cornua) зубчатых митра изначально выступали слева и справа, но в течение XII века «повернули» и сделали «рога» спереди и сзади. Постепенно головной убор увеличивался в высоту, а верхняя часть тульи расширялась, приобретая более треугольную форму. С XIII века известны еще 2 типа митр: auriphrygiata (расшитая золотом) и pretiosa (украшенная жемчугом, драгоценными камнями), которые использовались во время процессий и для богослужений в периоды Адвента, Великого поста и великих праздников, тогда как простые надевали во время преподания благословения, при совершении погребальных чинов и других сакраменталий, в Великую пятницу, а также в присутствии папы Римского. Использование 3 видов митр в зависимости от года церковного и типа службы было зафиксировано в тридентских литургических книгах, А также описано в Понтификале и Церемониале. Согласно им, митры обязательны при совершении таинственных священнодействий (при освящении воды и во время погружения крещаемого в таинстве Крещения, во время помазания при Конфирмации, во время возложения рук при Ординации и прочее), но запрещено их надевать при произнесении молитв мессы и оффиция, их также снимают во время чтения Евангелия. Причём, если во время богослужения епископу необходимо было снять митру, ее принимал специально назначенный министрант, носящий вимпу (лат. vimpa) - наплечную накидку с карманами, чтобы держать убор, не прикасаясь к ней голыми руками. После II Ватиканского Собора [очень важный момент в католической истории во многих отношениях], различие между mitra auriphrygiata и pretiosa исчезло, остались только "простая" и "украшенная". Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» папы Павла VI (21 июня 1968), право ношения митры перестало быть привилегией и зависело только от сана или должности того или иного духовного лица. В современной Римско-католической Церкви ее носят все епископы и кардиналы, папские легаты, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию над территориями, отделенными от диоцеза, все аббаты в мон-рях своего ордена или конгрегации, а также апостольские администраторы, префекты и викарии. Foto dal web
1 день назад