Дмитрий Маштаков
58
подписчиков
Статьи о поэзии, о синтезе музыкального звука и о компьютерном рисовании. Используемый материал имеется на моей страничке https://proza.ru/avtor/dimamasht на сайте проза.ру, а также здесь - https://www.youtube.com/channel/UCxmwXkCiEIs7Stw7tlADyYw
С. Рахманинов Прелюдия G минор
Если мы посмотрим на строки этой прелюдии, то увидим, что нотный стан насыщен нотами, однако, повторяющиеся аккорды позволяют записать её достаточно компактно, и поэтому строки мнемонической записи точно соответствуют нотным строкам. Показанная на иллюстрации строка №37 такой в действительности и является.
Всего же в этом произведении Рахманинова 41 строка.
На иллюстрации показано, что аккорд Фа-Си-ре-фа повторяется, и мы его записываем так:
rF:3BdfR<R; здесь знак «r» играет роль скобки...
Музыкальная запись. Организация работы
О создании музыкальных записей с помощью программы «Пианола_М» я рассказывал много раз, сейчас я хочу остановиться именно на организации этой работы.
Ноты Элегии С.Рахманинова я скачал в виде PDF файла и открыл этот файл в своём браузере Гугл. Нотными листами занят целиком весь экран ноутбука. Что касается окна программы «Пианола_М», то оно достаточно узкое, и расположить его можно так, чтобы хорошо видеть те нотные строки, с которыми работаешь. Кроме того, имеется наготове программа Калькулятор...
Чайковский. Времена Года. Музыкальная запись
Мир музыки разнообразен и интересен. И тем более он интересен для человека подготовленного, обладающим слушательским опытом, или ещё и опытом исполнительским. Приобретать и развивать этот опыт можно по-разному, если слушательский опыт начитается обычно с прослушивания музыкальных записей, и тут мы отметим важность самого существования таких записей, то исполнительский опыт начинается с занятий на инструменте с педагогом.
Программа «Пианола_М» в принципе нацелена именно на это - на создание музыкальных записей при активном участии человека в роли исполнителя...
П. И. Чайковский Февраль. Исполняет компьютер
Когда я начал озвучивать пьесу П.И.Чайковского "Февраль", то особых сложностей не ожидал. Пьеса ритмичная, и привычный мотив должен был сложиться сам собой.
Но не тут-то было. Я с удивлением обнаружил, что привычный мотив не складывается. Все музыканты, взять того же Дениса Мацуева, играют в более быстром темпе, а интонация первой строки (она изображена на иллюстрации) и вовсе оказывается отличной от традиционного исполнения. Образно говоря, у Вас получается хорей, когда Вы ожидали услышать нечто другое...
Текстовая форма музыкального языка
Музыкальный язык, так же, как и поэтический язык, понятие широкое. Словом "музыкальный язык" обозначается некая материя, в складках и структурах которой рождается музыка. Материя эта имеет вполне осязаемую звуковую форму, образующуюся в процессе извлечения звука из реальных, живых инструментов.
Материя эта имеет также и письменную форму. Письменная форма музыкального языка сформировалась исторически и стала уже традиционной, и представляет она собой запись нот на нотоносце, то есть на горизонтальных линиях...
Пальцевая техника игры на фортепьяно
Пётр Ильич Чайковский композитор уникальный. И в техническом плане тоже - любит он, чтобы исполнитель не просто клавиши нажимал, а делал это неким изощрённым образом, например, нажав одну и не отпуская её, присоединял бы к её звуку последовательно вторую, третью, а иногда и четвёртую. И делал бы он это в высоком темпе и ритмично (посмотрите на нотную строку иллюстрации, она взята из пьесы "Май" цикла Времена года).
Ну ладно, если бы только вживую, пианисты, на то они и мастера, но такая задача и для компьютерного исполнения не столь проста...
Функционирование педали в компьютерном вокале
Педаль активно используется во многих программах, создающих музыку. Обычно её функция состоит в затягивании звуков на некоторое время, продолжая их, и накладывая их продолжение на вновь начинающиеся звуки.
Реализация этой функции в вокале создаёт эффект хорового пения http://proza.ru/2025/06/25/1533
В программе «Пианола_М» педаль вводится символом @ с последующей цифрой. Цифра указывает на глубину нажатия педали. Педаль особенно заметна в вокале поскольку семплы вокала сами по себе не обладают признаками затухания, тогда как у звуков фортепьяно затухание резко выражено...
Романс из семплов вокала в программе Пианола_М
Программа «Пианола_М» получила развитие - теперь в неё можно внедрять семплы и использовать их для создания музыки точно так же, как используются её собственные инструменты.
Собственных инструментов у Пианолы не так уж много, это фортепьяно трёх видов, Виола (скрипка и виолончель), Аккордеон, звук колокола двух видов, звук струны и звук, отдалённо похожий на человеческий голос.
Назначаются инструменты указанием в нотной строке, например, чтобы все последующие ноты исполнялись звуком фортепьяно, в строку записывается Q1...
Корректировка датчиков частот оцифрованного звука
Резонансные датчики, настроенные на частоты нот, используются программой «Пианола_М» для анализа спектра звука. Каждый такой датчик подобен колокольчику, настроенному в резонанс с заранее определённой частотой F. Например, датчик, настроенный на частоту 440 Гц будет раскачиваться в звуке ноты Ля сильнее других. Амплитуда максимальной раскачки, достигнутая им за определённое время S (время анализа спектра), принимается за величину спектральной составляющей звука. Ряд вертикальных линий, разных величин,...
Вынужденные колебания резонансных датчиков
Для исследования спектра семплов в программе «Пианола_М» используются резонансные датчики. Физической моделью датчика служит груз единичной массы, подвешенный на пружинке. Коэффициент жёсткости пружины задаётся для каждого датчика индивидуально - так, чтобы резонансная частота системы Fo оказывалась равной частоте ноты. Для более точного анализа спектра между соседними полутонами вставляются ещё три датчика, настроенные на промежуточные частоты. Во время анализа спектра фиксируется наибольшее отклонение груза, оно и принимается за амплитуду звука...
Редактор семплов. Спектральные преобразования
Маленькие кусочки звука, так называемые, семплы, длительностью до шести секунд, используются программой «Пианола_М» как ноты - они могут перестраиваться по частоте, и если в этих семплах записан, например, вокал, то таким способом можно исполнить песню или оперную арию. А, собирая ноты в аккорды, легко создать и хоровое пение. Такая заманчивая перспектива не столь уж трудна для реализации. Главное в этом деле то, что называется хорошим инструментарием - насколько хорошо развиты возможности обработки звука, настолько хорошим будет и результат...
Семплы. Анализ спектра оцифрованного звука
Семплы - короткие кусочки звука, длительностью до нескольких секунд, эффективно используются для создания музыки во многих программах.
Имея свою собственную программу, я тоже захотел внедрить в неё семплы. Ну, а если речь о том пошла, то не просто внедрить, но и создать некоторые возможности для их редактирования - удлинять их, вырезать из них кусочки, менять спектральный состав звука и проч.
Создавая такую кухню, естественно было позаботиться об одном из самых главных её инструментов - о спектральном анализаторе...