Закреплено автором
Поликсена Торопецкая
Поликсена Торопецкая: персонаж романа и прототип
453 · 3 года назад
Статьи
50 прочтений · 4 месяца назад
Церковь Святителя Николая в Старом Ваганькове – одна из самых старых в столице. Маленькая и неброская, она словно спряталась под крылом великолепного Пашкова дома. Возможно, это и помогло ей пережить многочисленные невзгоды, коих с XVI века немало случалось на Москве. Ясно одно: что бы ни приключалось, они делили общую судьбу. В пожаре 1812 года сгорел Пашков дом, храму тоже досталось. Восстановили дом, с ним и храм. Стал Пашков дом Московским дворянским институтом, затем Румянцевским музеем – и храм Святителя Николая получил статус домового храма, сначала при институте, затем при музее. Музей с храмом делился: в 1868 году тут появились святыни, переданные Румянцевскому музею наследниками собирателя христианских древностей Петра Савостьянова. Здесь бывал Николай Гоголь, здесь отпевали художника Серова, чья мастерская находилась неподалеку, сюда на службы частенько захаживал профессор Цветаев с дочерями, Мариной и Асей. Видим ли мы сейчас то же убранство, что видели они? Скорее всего, да. Через два года после революции богослужения здесь приостановили. Представители музейного отдела Наркомпроса явились со строгим предписанием «даже в случае закрытия церкви ликвидаторам из Восьмого отдела предписывалось никуда не вывозить иконы и утварь без разрешения экспертов из Наркомпроса». На какое-то время жизнь здесь замерла. Положение спас директор Румянцевского музея, Анатолий Виноградов (тот, который исторический романист - "Три цвета времени", например он написал, в СССР была довольно известная личность). В 1923 году он обратился в Моссовет с просьбой «передать музею здание Сергиево-Никольского храма, находящегося на территории музея Знаменка, Ваганьковский пер. 2 (в виду того, что означенный храм представляет собою совершенно определённый архитектурный памятник XVI в., который может быть использован музеем как помещение для одного из его отделов и как запасное место для хранения экспонатов), а с другой стороны, не будучи ничем отгорожен от основных хранилищ музея, он представляет все неудобства и опасности использования его под какие-нибудь другие нужды». Очень хорошо написал – длинно, многословно и чрезвычайно запутанно. И, видимо, до конца не дочитав, новые власти дали разрешение использовать храм для нужд музея. По воспоминаниям современника, в церковь переместили книги «в ящиках, мешках… как дрова, навалом чуть ли не до купола. Амвон и алтари были забиты книгами до отказа. Крохотная паперть была завалена ящиками с книгами». Вероятно, это и уберегло церковь от разграбления. Роспись и декор были надежно спрятаны за книжными завалами, да и храм по документам перестал числиться таковым - библиотека да склад, что с них взять. Так, притаившись, безымянный, по чужим документам, один из старейших московских храмов дотянул до перестроечных времен. Ну а в 1980-х годах в храме началась реставрация. Богослужения возобновили в 1992 году. На первом фото - вид на храм из окон Пашкова дома. Это, пожалуй, единственная возможность рассмотреть его во всей красе, потому что из узкого переулка можно увидеть лишь звонницу (фото 2 и 3), а территория храма теперь перегорожена спартаковскими красно-белыми лентами, то есть обойти храм кругом не разрешают. Не положено. О Пашковом доме читайте здесь: dzen.ru/...v2j
39 прочтений · 4 месяца назад
Первое исполнение в России: если вы любите Верди, а Травиата с Аидой навязли в ушах, то вам сюда
К большой радости Вердилюбов, театр «Новая опера» представил на суд зрителя оперу Джузеппе Верди «Разбойники», сработанную по драме Шиллера. То есть второго февраля произошло совсем первое исполнение оперы в России. Прозвучала она в концертном исполнении, что только добавило ей прелести. Думаю, что оперные завсегдатаи согласятся с мнением о том, что все чаще неприятный осадочек от представления оставляют именно режиссерские попытки самовыразиться, то есть сделать так, как никто еще до этого не делал...
60 прочтений · 4 месяца назад
Что же случилось дальше с мужем, которого коварная Маргарита променяла на Мастера
Ох, и присочинил же писатель Михаил Булгаков, когда писал о том, что молодой, красивый, добрый, честный, обожающий жену и хорошо зарабатывающий муж был ею немилосердно брошен. «Ну разве такое может быть?» - спросим мы и будем иметь на это полное право. А между тем единственное, что писатель выдумал, так это когда назвал его очень крупным специалистом, сделавшим важнейшее открытие государственного значения. Дело в том, что никаких открытий Евгений Александрович Шиловский, муж Маргариты, не делал, он был высокопоставленным военным...
57 прочтений · 4 месяца назад
Не надо было называть фильм «Мастер и Маргарита»
Признаюсь честно, в кино меня погнали многочисленные отрицательные отзывы на этот фильм. И характер этих отзывов меня немало удручил. Дело в том, что очень многие критики писали о киноновинке в той тональности, которая была принята как раз во времена Булгакова, когда обсуждали не художественную сторону дела, а идеологическую. И вместо того, чтобы объяснить, почему, с их точки зрения, фильм не удался, недовольные стали возмущаться тем, что-де немец-Воланд в конце фильма сжег Москву (то есть если бы был русский, то можно)...
16 прочтений · 4 месяца назад
Площадь неправильно расставленных акцентов
Они граничат друг с другом, эти две площади. То есть, в источниках так и пишут: «площадь Киевского вокзала ограничена площадью Европы» и, соответственно, наоборот. Только вокзальная площадь существовала с давних пор, лишь меняя названия – то она была Брянского вокзала, то Киевская площадь, а Европа завелась у нас относительно недавно. Как раз с тех пор, как начали целоваться в десна, в 2001 году. И для того, чтобы обзавестись такой шикарной европейской площадью, от вокзальной откусили кусочек, а потом сказали, что так и было...
22 прочтения · 5 месяцев назад
И я вдруг поняла, что зимой мне гораздо больше нравится гулять по Москве вечером, ближе к ночи. Потому что днем - бесконечное серое низкое небо. Днем - сутолока и суета, в общем, очень обыкновенный город. А ночью он таинственный. Он перламутровый. Иногда гравюрный. Иногда походит на гравюру, которую чуть тронули акварелью. И даже ненавистный памятник Петру смотрится как-то приличнее. И даже жуткая глина в виде сами знаете чего, рядом с ГЭС 2, выглядит загадочно. На расстоянии, конечно. Особенно на фоне подсвеченного костела (фото 1), который выглядывает из подбрюшья памятника эпохи - Дома на набережной. Замечательный белый цвет и свет дает и вставшая во льдах в кои-то веки Москва-река. Так гораздо лучше, чем черные воды, отражающие черное небо - явный перебор с черным.
21 прочтение · 4 месяца назад
Совсем малый Эрмитаж и моя история, противоречащая официальной версии
Их много, этих Эрмитажей. Ну почти как в Бразилии Педров: есть парк Эрмитаж и театр Эрмитаж. Есть Большой, он же Старый, Новый, а еще Малый. И есть совсем маленький Эрмитаж, с которым я познакомилась только этой зимой – павильон с таким названием в усадьбе Кусково, который мне очень пришелся по душе. В зимние холода новогодних каникул, когда пар изо рта незамедлительно превращался в сосульку и со звоном падал под ноги, мы мелкими перебежками добрались от машины до кусковского Эрмитажа, где проходит замечательная выставка «Многоликий кобальт» (о ней отдельно)...
19 прочтений · 4 месяца назад
Как я дошла до ручки. И какая из них самая интересная
Теперь только и остается, что жалеть о том, сколько интересных деталей упущено безвозвратно. Вероятно, когда на неокрепший мозг сразу сваливается целый Лувр или Собор Святого Петра, он просто не успевает охватить весь объем информации и впечатлений, поэтому обращаешь внимание на главное. А детали – увы! – остаются за кадром. Поэтому я сейчас даже и не вспомню, как выглядят дверные ручки Нотр Дам де Пари, а сфотографировать их почему-то не догадались. Или, вернее, не было привычки фотографировать...
38 прочтений · 5 месяцев назад
Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть
«Золотая молодежь» была во все времена, а уж что именно она себе позволяла, зависело от семьи и общества, в котором вращались эти молодые люди. Было среди них и немало дельных и работящих, разумных и талантливых продолжателей дел своих отцов и дедов, но мои сегодняшние истории о тех, кто умудрился удивительно бездарно закончить свои дни. И тем более поражает выбранная ими для себя доля, что возможности их были поистине безграничны – живи, да радуйся, да приноси пользу обществу. Но их стремление к саморазрушению в какой-то момент взяло верх над здравым смыслом, и вот, что получилось...
23 прочтения · 5 месяцев назад
Всем привет из Пушкинского музея. В общем, ничего особенного, просто зарисовки с натуры. фото 1 и 4 - Итальянский дворик в новогоднем убранстве фото 2 - Каждый фотографирует что-то своё фото 3 - Рабочий, колхозник и мыслительница Если у Вас есть свои версии, как назвать фотографии, прошу поделиться.
188 прочтений · 5 месяцев назад
Рерих триединый: выставка, где много картин, но еще больше букв
Где: Новая Третьяковка (Крымский Вал) До какого числа: до 10 марта 2024 года Совет: лучше прихватить на входе аудиогид, он многое прояснит Она так и задумывалась трехчастной, это выставка: Русь уходящая, Гималаи разноцветные и работа Николая Константиновича для театра. Но, как мне кажется, Рерих для театра - не какой-то отдельный Рерих, а берущий из своих же мотивов и напевов краски, и формы, и идеи. Поэтому я бы не стала выделять его театральные эскизы и наброски в какой-то отдельный кластер, ибо их корни - в его станковой живописи...
41 прочтение · 5 месяцев назад
Так бесполезно, так зло и ненужно: гибель дачи Косиора в Серебряном Бору
Очень хорошо управлять чужим городом. В смысле – городом, с которым тебя эмоционально ничто не связывает, да ты его толком и не знаешь. И поэтому перед тобой не стоит вопрос о том, где ставить запятую во фразе «казнить нельзя помиловать», ну или «снести нельзя оставить»: конечно, после снести. Другое дело, если бы ты в этом городе родился и вырос, и ездил бы с бабушкой на дачу к ее подруге в Серебряный Бор. А тебе бы говорили: «Посмотри, вот дача Косиора» и рассказывали, кто он такой и чем знаменит...
Видео