Вещь с историей

Вещь с историей

Иногда хочется рассказать о какой-то примечательной вещице - это может быть уникальный столик или выточенная Петром Первым чарка, часы Фаберже или платье Ламановой. Всё, что показалось интересным мне и чем хочется поделиться с вами
подборка · 33 материала
5,4K подписчиков
Теперь только и остается, что жалеть о том, сколько интересных деталей упущено безвозвратно. Вероятно, когда на неокрепший мозг сразу сваливается целый Лувр или Собор Святого Петра, он просто не успевает охватить весь объем информации и впечатлений, поэтому обращаешь внимание на главное. А детали – увы! – остаются за кадром. Поэтому я сейчас даже и не вспомню, как выглядят дверные ручки Нотр Дам де Пари, а сфотографировать их почему-то не догадались. Или, вернее, не было привычки фотографировать...
4 месяца назад • 19 просмотров
5,4K подписчиков
Вот это, я вам доложу, открытие!

Всю свою долгую жизнь я прожила в уверенности, что слово "помада" происходит от глагола "помазать" - по-моему, вполне логично. И только на днях обнаружила, что это то же самое, что считать, что слово "спинджак" произошло от спины - короче говоря, ложная этимология.
А на самом-то деле помада - непосредственная родственница помидора, потому что в основе обоих слов лежит французское pomme - яблоко: в случае помидора это - "золотое яблоко", а что касается помады - то самое что ни на есть яблочное яблоко. В общем, дело было так.

Небезызвестный французский государственный деятель кардинал Ришелье был неравнодушен к запаху спелых яблок, поэтому по его указанию была сделана специальная мазь на основе жира и воска с добавлением сока яблок, которой Ришелье мазал кончик носа или верхнюю губу и наслаждался любимым ароматом. В те времена еще не додумались до современной формы в виде палочки, поэтому его высокопреосвященство держал свою помаду в баночке. Но суть не в форме, а в идее, поэтому выходит так, что именно ему мы обязаны этим косметическим изделием.
А дальнейшие доработки - это уже дело техники.

На фотографиях представлены тоже всякие баночки, правда, не такие древние, но все равно достаточно исторические; впрочем, дамы моего приблизительно поколения должны их помнить еще по советским временам. Эти пудры, тени и помады - экспонаты всё той же выставки "Кринолин-жакет-свитшот", которую я довольно часто цитировала.
1 год назад • 61 просмотр
5,4K подписчиков
Такой забавный обезьяний оркестр был впервые создан Иоганном Кендлером в 1753 году.
Первоначально он состоял из двадцати одной фарфоровой скульптуры, а затем, в 1765-66 годах, Кендлер усовершенствовал созданную серию.
Спустя два с половиной столетия, в 2006 году, к юбилею мастера выпустили версию оркестра с двадцатью двумя фигурками, добавив «тамбур де баск», обезьянку, играющую на бубне.
Как же у Иоганна Кендлера возникла идея создать столь необычный оркестр?
По одной версии, это случилось, когда мастер закусывал на обеде у курфюрста Саксонии Августа Сильного. Обед проходил под аккомпанемент музыкантов, которые ужасно фальшивили, и Кендлеру пришло в голову создать «Обезьяний оркестр» как карикатуру на придворную жизнь того времени.
По другой версии, некий дрессировщик потратил много времени и усилий для того, чтобы обучить обезьянок человеческим жестам и позам, а потом выдать их за людей, но во время представления один из зрителей начал кидать обезьянам орехи и яблоки, и обман раскрылся. Возможно, Кендлер воспользовался этой историей, по которой саксонский сатирик Г. Рабинер даже сочинил басню.
Свое восхищение изделием Мейсенской мануфактуры высказывали Екатерина Вторая и Фаберже.
В XIX веке фигурки стали производить по старым образцам иногда с некоторыми изменениями в деталях, формах и колорите. В XX веке комплект из семнадцати фигур был выпущен в 1950 году. Одетые по моде рококо в камзолы, треуголки и напудренные парики забавные обезьянки не перестают пользоваться популярностью среди коллекционеров.

Эту компанию обезьянок можно увидеть во дворце усадьбы Большие Вяземы - перед нами версия 1820-х годов, изготовлена на Мейсенской фабрике.
1 год назад • 66 просмотров
5,4K подписчиков
Мейсенский фарфор из фондов музея-усадьбы Большие Вяземы.

А еще говорят, что алхимики – прохиндеи и пустозвоны. Но ведь если бы алхимик Иоганн Бёттгер не наалхимичил в своей лаборатории, еще неизвестно, кто и когда додумался бы до рецепта белого фарфора, и не открыли бы знаменитую немецкую мануфактуру Meissen, и не любовались бы мы изящными фарфоровыми статуэтками, изготовленными на ней в разное время, но в основном с 1730 по 1770 годы – этот период даже называется в истории фабрики скульптурным.

Началось это предприятие с производства фарфоровой посуды в январе 1710 года, и первое время работа над фарфором велась в строжайшем секрете, потому что его рецептуру жаждала узнать вся Европа. От греха подальше мануфактуру даже перевели из Дрездена в замок Альбрехтс-бург в городе Мейсен, расположенный на вершине горы, – так было удобнее обеспечивать безопасность.
А сам изобретатель вожделенного материала сначала был вынужден скрываться, но довольно быстро Август Сильный, тогдашний хозяин Саксонских земель, его изловил и заставил работать на себя – уж очень хотелось властителю иметь свое фарфоровое производство, ведь он, по слухам, однажды выменял полк из шестисот драгун на 152 фарфоровых предмета из коллекции короля Пруссии Фридриха I. Неудивительно, что он так настойчиво требовал от алхимика получения «белого золота».

С приходом на завод Иоганна Кендлера начался «скульптурный период» мануфактуры. Талантливый Кендлер создал целые серии и композиции разнообразных скульптур, благодаря которым мейсенский фарфор снискал неслыханную популярность, в том числе и в других странах.
Широко известна его композиция «Обезьяний оркестр», на создание которой мастера вдохновили модные в то время театральные постановки. Изначально композиция состояла из 21 фигурки и была продана маркизе де Помпадур.

Не отставал от моды и русский императорский двор - среди заказчиков мейсенского фарфора были императрица Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, а затем и Карл Фаберже. В 1770 году, например, в Россию было ввезено порядка сорока процентов всего экспорта фарфора «Meissen», и уже к концу XVIII века на мануфактуре были выделены специальные дни для производства товара для России. В то же время во многих русских городах были созданы постоянные склады саксонского фарфора.

Несмотря на славу, за всю свою долгую историю мануфактуре приходилось неоднократно переживать сложные времена – мода на ее изделия то угасала, то разгоралась с новой силой. Не способствовали развитию производства и многочисленные войны, в которые Германия на свою голову ввязывалась с удручающей регулярностью в XIX-XX веках.

Мне не удалось выяснить подробности этой истории, но есть сведения, что в 1945 году фабрика была сохранена только благодаря Екатерине Сергеевне Катуковой, жене маршала Катукова. В память об этом на фабрике установлена табличка: «Фрау Катукова спасла фабрику».

Посмотрите, какие чудесные статуэтки.
1 год назад • 62 просмотра
5,4K подписчиков
А вот и то самое яйцо, о котором я писала в статье "А идея-то не нова: яйца Фаберже придумал вовсе не Фаберже", сетуя на то, что не сфотографировала его на выставке, а оно - пожалуйста, имеется.
Все-таки, хоть я тогда и не занималась Дзеном, некоторые особенно понравившиеся мне изделия мастера я запечатлела для истории, и среди них - вот это самое, ПОСЛЕДНЕЕ подаренное Николаем Вторым, уже не императором, своей жене, уже не императрице, на Пасху 1917 года яйцо.
Впрочем, хоть оно и деревянное, в нём тоже присутствуют золото и сапфир а ключик сделан из золота, серебра, алмазов, эмали и стали.
Как я уже говорила, оно - из карельской березы, и было готово к празднику, потому что, как правило, делалось загодя - на изготовление пасхального яйца обычно уходил год. Поэтому, несмотря на драматические события, Аликс все же получила в тот год яйцо Фаберже. Было ли у нее предчувствие конца? Не знаю, вероятно, они все же надеялись на то, что удастся уехать, спастись, спасти детей.

По легкомыслию, я фотографировала лишь драгоценные экспонаты, не озаботясь тем, что неплохо бы увековечить еще и пояснительные таблички, поэтому могу только сказать, что на фото номер 2 на "ушках" вазочки - подлинные золотые монеты с профилем Петра Первого, которые Фаберже туда приспособил, это я запомнила.
На фото 3 - бульотка с атлантом, держащим шар - это я уже нашла в недрах интернета.
Что же касается остального, - увы, придется просто любоваться, без пояснений.
Выставка называлась "Стиль Фаберже. Превосходство вне времени" и работала в музее Нового Иерусалима с декабря 2018 по март 2019 года.
1 год назад • 60 просмотров
5,4K подписчиков
В музее "Мосфильма" на территории киностудии представлена только часть обширного автопарка, машины которого широко используются на съемках самого "Мосфильма" и активно сдаются в аренду другим студиям.
Первый зал-ангар - пристанище для советских малолитражек 1950-60х годов и немецких и американских подкрученных авто начала 1930х-40х, что называется, почувствуйте разницу.

Автомобиль с самой непростой историей - это Mercedes-Benz 230 штандартенфюрера фон Штирлица. На самом деле - это один из трех Мерседесов, которые появляются в кадре в разные моменты фильма, и причина такого многообразия до оскомины банальна: поломки.
Несмотря на то, что в 70-е годы в СССР оставалось еще немало машин этой марки, вывезенных из Германии, состояние их оставляло желать лучшего, а с запчастями, как можно догадаться, была беда. После того, как первый автомобиль, приобретенный для съемок у владельца, перевезли в ГДР, где и происходило всё действо, выяснилось, что его повреждения не позволят ему участвовать в съемках, и тогда на помощь пришел местный житель, одолжив свой автомобиль. На каком-то этапе пришлось задействовать и третий той же марки: в одном из кадров можно увидеть его "обутым" в советские шины, что, конечно, незаметно для рядового зрителя, но очевидно для специалиста. (Хорошо быть рядовым зрителем, даже в голову не приходит, что здесь что-то не то).
Так вот, в результате, досняв с большими трудностями все сцены с участием злочастных Мерседесов, самый первый, так и не починив (не вышло), вернули на "Мосфильм" и определили в музей, где мы его видим и сейчас.


1. Мерседес Штрилица - Mercedes-Benz 230 W143
2. Мотоколяска С-3А, производство СССР, года выпуска 1958-1962. В народе известна как "Моргуновка", ибо умудрялась перевозить дородное тело артиста в фильме Гайдая "Операция Ы"
3. ЗАЗ-965, производство СССР, год выпуска 1960. Снимался в фильмах "Три плюс два", "Ворошиловский стрелок", "Оттепель", "Одесский пароход"
4-5. Москвич 401, производство СССР, год выпуска 1954. Снимался в фильмах "Москва слезам не верит", "Лев Яшин", "Гараж", "Людмила Гурченко"
6. ГАЗ-415 Пикап, производство СССР, года выпуска 1939-1941. Снимался в фильмах "Московская сага", "Жизнь и судьба", "Убить Сталина", "Орлова и Александров", "Марьина Роща"
7-8. БМВ-321, производство Германия, год выпуска 1940. Снимался в фильмах "Московская сага", "Освобождение", "Охота на дьявола", "Диверсант", "Людмила Гурченко"
9. Опель-П4, производство Германия, год выпуска 1934. Снимался в фильмах: "Московская сага", "Снайперы", "Приказано уничтожить"
10. Бьюик-кабриолет, производство США, год выпуска 1941. Снимался в фильмах: "МУР", "Власик", "Бомба", "Сын отца народов", "Охота на дьявол"
1 год назад • 55 просмотров