Наталья Овчинникова психолог/ дефектолог
292
подписчика
Помогаю решать проблемы детей и взрослых
Метафора тени Сегодня на консультации родилась у меня интересная метафора, спонтанная, но достаточно яркая и как по мне - точная. Что такое теневые качества человека? Представьте себе, что у человека есть какая-то вещь, неважно что это - предмет интерьера, игрушка, посуда, может одежда. По каким-то причинам - из-за критики, из-за оценивания этой вещи как негодной - Вы решили ее спрятать. Выкинуть почему-то Вы не можете. И вот лежит она в шкафу много лет, пылится, занимает место, уже может даже паутиной покрылась кто знает, иногда выпадает в самый неподходящий момент. Вы тратите энергию на то, чтобы спрятать это, чтобы контролировать ситуацию. А теперь представьте, что Вам надоело постоянно бояться, что эта вещь станет видна окружающим, надоело ее прятать. Вы достали ее с верхней полки, почистили, привели в порядок, отреставрировали. И теперь эта вещь стала украшением Вас или Вашего дома. Она стала ресурсом, который радует Вас. Вам больше не надо беспокоиться. Эта вещь стала частью жизни. Также и с тенью. Мы прячем ее, потому что считаем ее плохой, недостойной, мешающей. Но она - часть нас. Ее невозможно удалить. Возможно только спрятать в глубинах подсознания. И много сил будет уходить на контроль этих спрятанных качеств, сторон личности. А ведь не бывает абсолюта ни в чем. Нет понятия хорошо и плохо. Важно как ты пользуешься тем, что дано. И может оказаться, что твоя главная сила прячется в том, что ты изо всех сил отвергаешь и прячешь. Может оказаться, что в запуганной жертве живет необузданная агрессия, которая может как защитить, так и разрушить. А в жестоком агрессоре на дне души - мягкая нежная сущность, которую тот прячет под толстенным панцирем злости. В скромницей может жить нарцисс, мечтающий о внимании. А у известной актрисы или модели - желание уединиться и спрятаться от всех. Я нарочно упростила тему, понимая ее сложность и неоднозначность. Но каждому из нас есть о чем задуматься. Что же прячется в нашем шкафу? Может стоит уже туда заглянуть без страха и стыда? И использовать энергию тени. Ведь у нее нет плюса или минуса.
Коррекция агрессивности у детей На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. • Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. • Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. • Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. • Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными • Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризах и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики можно посоветовать родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития детей проявлять твердость и решительность. Коррекционную работу с агрессивными детьми важно проводить в четырех направлениях; 1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Овчинникова Наталья - практикующий психолог, автор терапевтических сказок и терапевтических программ. Запись на бесплатную диагностическую онлайн-консультацию здесь: t.me/...va5 t.me/...va5
Симптомы хрупкой самооценки Многие специалисты говорят, что наш век - время нарциссизма во всех его оттенках и видах. И это вовсе не от устойчивой высокой самооценки. Современный нарциссизм чаще всего дефицитарный и значительно ухудшающий качество жизни. Проверьте себя. На сколько пунктов вы ответили "да"? Моя самооценка очень зависит от того, что сейчас происходит в моей жизни Неприятности и неудачи надолго погружают меня в ощущение собственной неполноценности Я редко чувствую себя достойным и уважаемым человеком Я все время сомневаюсь, есть ли во мне что-нибудь ценное и значимое для людей в моем окружении Я часто чувствую свою неуместность в контакте с людьми Я постоянно не дотягиваю до идеала, который сам для себя устанавливаю Я не могу найти в себе ничего, что делало бы меня уникальным среди других людей Я не знаю, в чем мои сильные стороны Я не знаю, за что меня можно было бы любить, ценить или уважать Я прихожу в отчаяние, когда думаю, что я обыкновенный человек, один из многих. Я часто сравниваю себя с другими людьми. И не в свою пользу. Успехи других людей выбивают меня из колеи. Если я понимаю, что в чем-то хуже других людей, то это погружает меня в ощущение ничтожества. Я постоянно критикую себя и обесцениваю то, что сделал и чего достиг. Я думаю, что если люди разглядят, кто я есть на самом деле, то навсегда разочаруются во мне. Во взглядах людей на меня я чаще вижу критичность и оценочность, чем доброжелательность и интерес ко мне. Из-за своих недостатков и допущенных жизненных ошибок я гораздо хуже, чем окружающие меня люди. Мои достижения и успехи никак не убеждают меня в том, что я обладаю достаточным уровнем компетенции и профессионализма. Я часто ощущаю себя самозванцем и боюсь, что это станет очевидно окружающим. Если вы хотите перестать сравнивать себя с другими отказаться от беспощадной критики в свой адрес прекратить предъявлять к себе и окружающим непомерные требования спокойно реагировать на успехи и достижения других людей разобраться в причинах охлаждения в отношениях восстановить самоуважение я с радостью вам помогу. Овчинникова Наталья - практикующий психолог, автор терапевтических сказок и терапевтических программ. https://t.me/psychologovchinnikova Запись на бесплатную диагностическую онлайн-консультацию здесь: t.me/...va5
Притча про спасательство. Шел как-то один человек по лесу. Шел себе, шел, вдруг видит болото. А в болоте другой человек барахтается — уже одна голова торчит. Недолго думая, бросился первый человек второго спасать: ухватил его за волосы и как давай тянуть изо всех сил. А тонущий мычит, сопротивляется — ополоумел, наверное, от счастья. Понятное дело — помощь подоспела откуда не ждал… Тяжело из болота тащить брыкающегося человека, но спасатель не сдавался: и за руки того тащил, и за ноги, и за голову — сам болотной жижи нахлебался, испачкался весь, чуть не потонул, но на твердую землю бедолагу вытащил. Лежат они на травке, в себя приходят, а «болотный человек» и говорит: — И зачем ты на меня набросился? — В смысле? — удивился спасатель. — Я же тебя из болота вытащил. — Вот то-то и оно. Дом это мой, и я в нем живу…
5 ошибок воспитания 1. Непонимание и недостаток коммуникации между родителями и детьми. Родители могут испытывать трудности в понимании потребностей и эмоций своего ребенка, а дети могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств. Это может привести к недопониманию, конфликтам и негативным эмоциям. 2.Недостаток времени и внимания со стороны родителей. Недостаток внимания со стороны родителей может вызывать у детей чувство неполноценности, одиночества и недостатка любви и поддержки. 3.Конфликты и споры между родителями. Конфликты и споры между родителями могут негативно сказываться на детях. Они могут испытывать стресс, тревогу и беспокойство. 4.Различия в воспитательных методах и подходах между родителями. Родители могут иметь разные представления о том, как воспитывать своих детей, и это может привести к разногласиям и конфликтам. Различия в подходах могут вызывать путаницу у детей и приводить к несогласованности в правилах и ожиданиях. 5.Недостаток эмоциональной поддержки и привязанности. Дети нуждаются в эмоциональной поддержке и привязанности со стороны родителей для своего здорового развития. Однако, некоторые родители могут испытывать трудности в выражении своих эмоций или быть эмоционально недоступными. Это может привести к чувству отверженности и неполноценности у детей.
Порочный круг переедания В последние годы по всему миру растут показатели ожирения. Почему так происходит? Человек – это био-психо-социальный индивид. Соответственно, все дисбалансы этих огромных систем, могут влиять на формирование лишнего веса. Это комплексная проблема, а не просто проблема нарушения питания, зависимого поведения или психологии. Основная ошибка и заключается в том, что специалисты готовы лечить последствия, а не причину. Как правило назначаются ограничительные меры для нормализации веса. Первое время рекомендации выполняются, упражнения делаются. Со временем дефицит положительных эмоций накапливается, настроение ухудшается, появляется ощущение обделённости, диетологическая депрессия. И все по кругу! Ловушка закрылась. Переедание – ограничение – накопление дефицита – срыв – вина – наказание – переедание... Без тщательной проработки образа жизни, психологических установок, жизненных ценностей продержаться возможно только короткое количество времени Если Вы на самом деле хотите снижать вес, первое что нужно сделать – это научиться выбираться из этой ловушки. Для начала, перестаньте себя «наказывать» за срыв. Даже если он произошел. Каким бы Вам большим, не казался этот «грех», переживите это. И самое главное, ни в коем случае, не допускайте, что бы внутренний критик овладел вами! В противном случае, слушая все гадости и колкости, обращенные к себе самому, Вам вновь захочется сорваться еще с большей силой. Попробуйте посмотреть на эту ситуацию, как бы со стороны. Как будто это случилось, с Вашим ребенком или лучшим другом. Сохраняйте доброе и уважительное отношение к себе. Проанализируйте, какие Ваши собственные действия, привели к этому результату? Какая поддержка Вам необходима, чтобы справиться с этой ситуацией, если она возникнет? Какие рекомендации Вам наиболее сложно выполнять и кто Вам может помочь адаптировать их? Помните, что победитель – это человек, который поднялся, всего лишь на один раз больше, чем упал!
Симптом как системное нарушение адаптации «Симптом как ржавая шестеренка какого-то механизма. С одной стороны, она тормозит работу всего механизма. С другой стороны, выбрось ее – и все вообще остановится…. Симптом нужно не удалять, а смазывать.» «Симптом – это остановленная эмоция» (Малейчук Г. 2022) Психосомати́ческие заболева́ния представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне. Согласно теории двухфазного вытеснения А. Митчерлиха, сначала человек пытается справиться с любыми трудностями при помощи психических средств, например, путем обсуждения соответствующих проблем, путем стратегий совладания или посредством зрелых механизмов психологической защиты. В случаях, когда использования нормальных механизмов защиты недостаточно, подключаются невротические защитные механизмы (например, невротические депрессии, навязчивые мысли и действия, страхи, фобии и т. п.). Если по каким-либо причинам не удается справиться с угрожающим существованию конфликтом чисто психическими средствами, подключается соматизация. Это защита на психосоматическом уровне. Таким образом, симптом – это • Следствие невыраженных чувств • Следствие внутренних конфликтов • Следствие различного рода внушений • Средство коммуникации • Следствие и наличие вторичных выгод • Следствие идентификации и подражания • Следствие психотравмы • Следствие усталости, перегрузки или длительного стресса. • Системный феномен (система личности, семейная, трансгенерационная) • Выполняет защитную функцию • За каждым симптомом стоит тень значимого человека • Это феномен неудавшейся встречи с другим • Это не патология психики, а патология контакта. • Это текст, который невозможно произнести • Это послание бессознательного к сознанию • Это гонец с неприятной новостью. • Не дает человеку жить, но позволяет выживать • Это плата за возможность что-то не менять в своей жизни • Поддерживает гомеостаз в системе • Проявляет лояльность к системе • Может быть устранен только путем изменения системных правил Чтобы преодолеть симптом, необходимо 1. Понять, что это за ощущение? Где оно находится? 2. Связать ощущение с эмоциональным переживанием. 3. Определить невыраженную потребность. 4. Найти объект, на который направлены чувства и потребности. 5. Осознать запрет. Как именно останавливаете себя? 6. Выразить чувства. 7. Осознать себя с этим чувством.
Дети и границы: как установить правила
6 шагов, чтобы возвести границы в отношениях со своим ребенком. Проблемы в поведении ребенка – это лишь симптом, который предупреждает вас о наличии внутренней проблемы. У ребенка без границ они будут возникать постоянно. Вот несколько примеров подобных симптоматичных проблем: Симптоматическая (видимая) проблема: плохие отметки; командует другими детьми; не слушается; ведет себя вызывающе. Проблема границ: недопонимание причинно-следственных связей; неуважительное отношение к чужим границам; не боится последствий; считает, что обладает особыми правами...
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уе диняется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. 2. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится,...
Эмоциональное воспитание. Что это и как работает.
Психолог Джон Готтман выделяет 4 стиля воспитания: 1. Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком. 2. Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать. 3. Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей. 4. Эмоциональные воспитатели. Чем же эмоциональное...
Секреты успешной адаптации первоклассников.
Вот и прошёл самый волнительный день в жизни первоклассников - 1 сентября. И теперь наступило ещё более серьёзное испытание для ребёнка и его семьи - процесс адаптации. Как же можно помочь преуспеть первокласснику в этом? 1. Самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей. Выделите немного времени, чтобы узнать как у новоиспечённого школьника дела. Вопросы следует задавать открытые, лучше нестандартные, на которые нельзя ответить односложно "да" или "нет". Примерами таких вопросов...
3 основные ошибки воспитания
3 роковые ошибки воспитания Ошибка № 1: избалованность Часто бывает, что взрослые оправдывают даже самое безобразное поведение детей и не пытаются им привить любовь к труду. Они не понимают, что баловать – это не то же самое, что проявлять любовь и заботу. Такие люди, когда вырастают, считают, что будут успешны и счастливы без усилий. Их глубинное убеждение звучит так: «Кто-нибудь сделает все за меня», из-за чего часто формируется нездоровое зависимое поведение, а главной целью жизни становится борьба с плохим настроением, а не поиск решения проблем...