Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
Аннушка Путешественница о России
Книга "Путешественники во времени" (Книга Чернокнижника)
1 месяц назад
Малюта Скуратов - один из самых влиятельных и жестоких опричников
В середине XVI века, в недрах провинциального дворянства, рос мальчик, которому суждено было стать одним из самых страшных символов эпохи Ивана IV. Григорий Лукьянович Скуратов‑Бельский, прозванный Малютой, появился на свет не позднее 1537 года в семье, владевшей небольшой вотчиной под Звенигородом. Прозвище «Скурат», вероятно, указывало на кожное заболевание или шрам - такие клички были распространены на Руси. О юных годах Малюты сведений почти не сохранилось. Известно лишь, что он был пятым ребёнком в семье и с ранних лет привыкал к суровой службе...
3 часа назад
Московская духовная академия - старейшее высшее учебное заведение России
В сердце России, у стен древней Троице‑Сергиевой лавры, вот уже более двух столетий бьётся пульс одного из самых значимых духовных центров страны - Московской духовной академии. Её история уходит корнями в эпоху императрицы Анны Иоанновны: в 1738 году было принято решение об учреждении Троицкой лаврской семинарии, а первые занятия состоялись 2 октября 1742 года. Первыми наставниками стали Семён Метенский и Иван Лелеяцкий. Руководство семинарией поначалу возлагалось на наместника лавры, а с 1742 года...
4 часа назад
Кто такие холопы на Руси: от права и быта до исчезновения
Слово «холоп» в древнерусских источниках обозначало самую низшую категорию зависимого населения, близкую по статусу к рабам. В «Русской Правде» (XI–XII вв.) холопы фигурируют как люди, лишённые полноценной правовой защиты: за их убийство назначался минимальный штраф - всего 5 гривен (против 40 гривен за свободного горожанина). Женщина холопского статуса именовалась «роба» (рабыня). Термин «холопы» использовался и в более широком смысле как обозначение слуг и вассалов в переводных текстах (например, в «Повести временных лет» под 986 г...
5 часов назад
Кто придумал сказание о Садко: между историей и мифом
В основе былины о Садко лежит отголосок реальной истории. В Новгородской первой летописи под 1167 годом упоминается Содко (Содко) Сытинец (или Содко Сотынец) - богатый новгородский купец. Летопись сообщает: «Заложи Содко Сытиниць церковь камену святую Бориса и Глеба». Это не просто строчка в хронике: строительство каменной церкви в XII веке - дело исключительное. Оно требовало огромных средств и влияния. Значит, Содко был не рядовым торговцем, а влиятельным городским деятелем, чьё имя запомнили современники...
6 часов назад
«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» миф или правда?
«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» - это легендарно-историческое сочинение XVII века, которое сочетает элементы мифологии, фольклора и исторических представлений того времени. Оно не является достоверным историческим источником, но представляет интерес как памятник национальной мифологии и культурного самосознания. Происхождение и датировка Произведение было создано в первой половине XVII века (не позднее 1638 года) и написано на церковнославянском языке. Оно известно более чем в 100 списках, включая Летописный свод патриарха Никона (1652–1658 гг...
7 часов назад
Как машина заехала на полном ходу в Мавзолей: история одного безумного поступка
27 июня 1997 года, около 2 часов ночи, тишину центра Москвы разорвал рёв мотора. По Москворецкому мосту на бешеной скорости мчалась иномарка - Saab 9000. Водитель, 28‑летний Артур Борисович Айвазов, явно не собирался соблюдать правила. Миновав мост, автомобиль резко свернул на Красную площадь - территорию, где движение транспорта строго запрещено. За нарушителем устремились милицейские патрули, но Айвазов не сбавлял ход. Его цель была очевидна: Мавзолей Ленина. Не снижая скорости, машина пробила металлическую калитку у входа и врезалась в ступени, ведущие к дверям Мавзолея...
8 часов назад
Грунтовые могильники (трупоположение, реже - трупосожжение) на Руси
Грунтовые могильники на Руси это погребальные комплексы, где тела умерших хоронили в земле без возведения курганных насыпей. Они представляют собой ямы, вырытые в грунте, иногда укреплённые деревом или камнем, с останками усопших и сопутствующим инвентарём. Такие захоронения распространены на территории Древней Руси, особенно в Северо-Западном регионе, и датируются в основном X–XIV веками...
9 часов назад
Язычники у идола Велеса в Чудском конце Ростова: последний оплот древней веры
В XI - начале XII века Ростов Великий уже считался христианским городом: над Волжскими просторами возвышались деревянные храмы, звонили колокола, служили литургии. Но в одном из городских концов (Чудском) сохранялся островок древней веры. Название «Чудский конец» напоминало о финно‑угорских племенах (чуди), живших здесь до славянской колонизации. Даже спустя века после крещения Руси (988 г.) местные жители - отчасти потомки чуди, отчасти славяне - хранили предания и обряды предков. Их главным святилищем был идол Велеса, установленный в роще за городскими валами...
10 часов назад
«Слово и дело»: механизм политического сыска в России XVII–XVIII веков
Фраза «Слово и дело государево» (или сокращённо - «слово и дело») стала в XVII–XVIII веках своеобразным «кодом активации» государственной карательной машины. Произнеся её, человек заявлял о готовности донести на государственное преступление и тем самым попадал под особую юрисдикцию. Формула возникла не на пустом месте. В Московском государстве XVI века уже существовали механизмы доноса: К середине XVII века эти практики слились в единый ритуал: человек, желающий обвинить кого‑либо в преступлении...
11 часов назад
Смерть первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны: утрата, изменившая эпоху
В середине XVI века, когда Русь ещё оправлялась от последствий боярских распрей времён малолетства Ивана IV, судьба преподнесла молодому государю редкий дар - любовь и семейное счастье. В феврале 1547 года, вскоре после венчания на царство, Иван Васильевич избрал в жёны Анастасию Романовну Захарьину‑Юрьеву (ок. 1530–1560) - девушку из старинного боярского рода, впоследствии давшего начало династии Романовых. Летописи и свидетельства современников рисуют Анастасию как женщину необычайной кротости и благочестия...
12 часов назад
Кто создавал и исполнял былины на Руси
Былина это не «авторское» литературное произведение, а фольклорный жанр, возникавший и развивавшийся в устной традиции. У подавляющего большинства былин нет конкретного известного автора: их творил и шлифовал сам народ на протяжении столетий. Сказители это профессиональные исполнители былин, часто выходцы из крестьянской среды Русского Севера (Олонецкая, Архангельская губернии). Их отличали: Известные сказители XIX–XX веков: До XIX века былины почти не фиксировались письменно...
13 часов назад
Чему учили первых юристов в России: от дьяков до университетских кафедр
До появления профессионального юридического образования в России правовую практику вели дьяки - чиновники приказов (органов отраслевого управления). Их «обучение» носило сугубо практический характер: Дьяки были незаменимы: они знали, как оформить документ, чтобы он имел силу. Однако системного теоретического обучения праву ещё не существовало. В 1682 г. предприняли попытку создать духовную академию при Ставропигиальном Заиконоспасском монастыре. В уставе значилось преподавание «наук гражданских и духовных» для всех православных, но проект не был реализован из‑за сопротивления части элиты...
14 часов назад