Две равновесные силы, словно чаши весов - Кань и Ли... Завершаем изучение с шифу Чэнь Цзыцзюнем формы с парными дао ( Shuāng dāo, 双刀). Для меня шуань дао стали неким активным поиском динамического баланса. Пишу это, и понимаю, что так можно про все тайцзи сказать! Когда тело готово, сознание текуче, а усилия увязаны (намеренно не использую слово "энергия", что не отменяет её присутствие, везде и во всем:)), скорость становиться естественным проявлением плодов грамотой практики. Хочешь, делаешь медленно, а хочешь - быстро, лишь бы на запчасти не развалиться:). "Быстро" ничто без "расслаблено", но "расслаблено" не есть "расхлябано"! Когда нужно и где нужно - расслабился, а когда и где - собрался, стабилизировался, не перекрывая общего потока. Скорость между этими переменами и есть проявление "отделения лёгкого от тяжелого", но прежде - разделить "пустое" и "полное". А еще в эти дни - пять лет, как начал заниматься со своим шифу Чэнь Цзыцзюнем! Время летит быстрее мечей...
Чайный меч
1027
подписчиков
Канал клуба боевых искусств Кэнсинкан додзё (Тверь).…
«Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки, в конце концов, приведут к поражению». Кэнва Мабуни, основатель Сито рю каратэ Мне кажется, что в этих словах легендарного мастера заключено очень важное - какой бы метод мы не использовали в своей практике, он должен быть ГРАМОТНЫМ! Что же является критерием грамотности? - Любое real kungfu (от традиции до спорта) должно опираться на знание физиологии и биомеханики. - Система образов и символов, используемая для описания методов также должна соответствовать своей эпохе. - При этом, если практикуемый метод был сформирован в прежние времена, то современный практикующий должен оперировать языком понятий как старинных, так и современных. - Любой метод проходит проверку временем, сохраняя краеугольные принципы, но может дополняться и совершенствоваться в отдельных упражнениях. - Мастер, владеющий методом являет собой доказательство действенности этого метода. В противном случае это либо ложный метод, либо практикующий просто не доучен. - Весь объем знаний метода доступен тому, кто получил его передачу от своего наставника (предыдущее поколение носителей метода). - Метод уводит роль личности на второй план, но именно метод во многом и формирует личность. Все это замечаю в своем наставнике мастере Чэнь Цзыцзюне, что лишь укрепляет в выборе и повышает степень ответственности в собственной практике тайцзи и в обучении других...
Почему под видео тайцзи с наработкой "шелковой нити" часто можно увидеть комментарии типа "да его любой боксер на раз раскатает", а под видео с боксерами, прыгающими на скакалке почему то никто не пишет " а как он так драться будет, скакалкой что ли отхлестает"? Что мешает видеть тренировочный метод (конкретно - упражнение) в одном случае, и на прочь отключать аналитику и уважение в другом? Предвижу встречное - потому что видео реальных спаррингов или даже уличных драк с участием боксеров достаточно, а вот тайцзишники таким похвастаться объективно не могут! Хорошо, принимается. Но ведь тот же интернет содержит видео, когда профессионального спортсмена (боксера, борца) тупо бьют арматурой из подтишка, и спортсмен по факту попадает, потому что к такому не готов. При этом глупо оспаривать шансы того же боксера или борца на разрешение конфликта за счет своих навыков, однако ситуация уличного конфликта по определению близка к "кто первый достанет свой кольт" - такая вот рулетка!... Тайцзи в современном мире имеет право именоваться боевым лишь на уровне искусства. При таком раскладе до "искусства" доходят слишком мало, просто из за отсутствия необходимости. И это при условии, что боевая составляющая нарабатывается целенаправленно, от специальных наработок нэйгун/вайгун до спарринговой работы. Так на сколько необходимо сегодня тайцзи быть "боевым" для всех? Укрепить себя, поддерживать здоровое и активное долголетие - тайцзи как и прежде великолепно справляется с этой задачей. Тайцзи цюань прекрасный метод психорегуляции , закладывает в практикующем неустанное стремление к балансу, гармонии. Каждый шаг в направлении тайцзи как искусства это и принятые вызовы, которые происходят каждый день. Вызову времени и здоровью - мы не молодеем, вызову различным конфликтам - наш социум крайне агрессивная среда. Тайцзи за счет наработанной внутренней силы дает практикующему возможность быть человеком своего слова, помогать ближним, менять мир к лучшему. Только сильный человек способен быть хорошим и добрым, не важно, приобретенная/наработанная ли это сила или данная от рождения. Тайцзи не делает человека автоматически лучше, только усиливает его изначальные свойства - но даёт шанс на преобразование себя каждому практикующему.
Винь чунь - это скорее про борьбу, во преки... да не важно чему:). Здесь сложная векторная работа на координацию, и конечно же близкий и плотный контакт. Именно в таких условиях в полной мере возможно реализовать потенциал вин чунь, как боевого искусства. Если концепция боя традиционного (а других до недавнего времени и не было) стиля ушу в том, чтобы реализовывать потенциал стремительно, но абсолютно не понятно для оппонента, то задача стиля спортивного прямо противоположна! Судьи должны видеть, что именно демонстрирует спортсмен. Должна быть четко выражена стилевая принадлежность, техника в принципе должна "читаться" - что в бою (и даже в спарринге) делает тебя крайне уязвимым. Шифу говорит, что если ты замечаешь удар, скорее всего твой соперник не умеет бить. В этой связи правильнее называть "винчунь" не столько стиль, сколько концепцию. И сразу все меняется! "Винчунь - стиль работы руками", это расхожее мнение как бы сразу отсекает огромный пласт работы ногами. И речь не об ударах - на ногах мы прежде всего перемещаемся! Очевидное, но часто незаслуженно забытое - в бою без умения грамотно двигаться автоматически превращает нас в грушу для битья. Посыл данного поста не в сравнении в чью либо пользу, но с призывом к честности в понимании практики. У спорта свои цели и задачи, у традиции свои, порой диаметрально противоположные. Понимая и разделяя их , можем ли качественно развиваться в выбранном направлении? Вопрос до сих пор открыт, но мы идем именно этой дорогой..
Когда находишься рядом с мастером Ши Янбином, начинаешь думать интересное... На пример, сколько мало из армии причисливших себя к изучающим "боевые искусства" до этого самого "искусства" доходят. По разным причинам - кому то достаточно "боевого", кто то по времени не успел, а кому то просто не везло с "навигацией". А мастер Ши Янбин - дошел! Еще подумалось, как же надо себя протренировать , что мочь ..вот так! Проворству этого уже не молодого человека ..нет, не позавидовать - я смотрел, и не понимал , как у него так выходит. Потом понял, наверное). Мастер Ши Янбин выпестовал из себя генератор усилий, мгновенных и мощных, увязанных в единую сеть. Скорость прохождения усилий в его теле удивительна. А ведь это тот случай, когда говоря о скорости и живости тела, говорим о том же и про ум! Живой. искренний. Его речь - объемна, насыщена образами. собственно, он только образами и разговаривает. Может, это часть обучения. неизбежно стараешься настроиться , понять.. и перенимаешь многое без слов. Живой, искренний. Мастер! С бесконечной благодарностью🙏🙏🙏
Друзья, поделюсь еще одним наблюдением с прошедшего Чемпионата России по ушу таолу... Уже достаточное время живу в парадигме, что тело неотделимо от дыхания, как и дыхание от тела. Вопрос дыхания достаточно объемный, но некоторые моменты очевидны с самого начала - любое мышечное напряжение не способствует углублению и расслаблению дыхания. Для ясности, речь сейчас прежде всего о тайцзи. Также дыхание напрямую связано с психо эмоциональным состоянием, его контролем. Управляешь дыханием - управляешь эмоциями. Так вот, друзья, очень интересно было наблюдать за выступлениями спортсменов номинации "тайцзи цюань", обращая внимание не только на их супер кондиции , баланс и красоту исполнения формы, но и на то, как спортсмен, заявившийся в тайцзи дышит. И здесь уже не столь важно, быстрый ли комплекс насыщенный выбросами-фацзинь или "медленное течение полноводной реки". На любой скорости, а точнее при смене ритмов движения практикующий/выступающий по тайцзи по определению должен стремиться к гармонии внешней и внутренней, и дыхание - ключевое звено этого баланса. Можно сказать, что дыхание показывает настоящий уровень практикующего тайцзи. Усилие в теле мало научиться вырабатывать, его необходимо усваивать. Собственно, одно не возможно без другого. .P.S. Порадовало, что как минимум половина спортсменов тайцзишников на Чемпионате России по таолу завершали своё выступление в таком же ровном состоянии, как и в начале
Поучиться у хорошего мастера это всегда удача. У мастера, который четко понимает задачи своего семинара и целенаправленно гонит тебя к результату, словно зверя на флажки - двойная удача. Мастера грамотного, который на твоем родном языке разъяснит за полтора часа то, что сам полжизни будешь собирать, и еще не факт... Перечислять можно долго, но суть не меняется. На семинары Глеба Николаевича Музрукова стремлюсь при каждой возможности и ни разу не был разочарован. Очень близко, что разбирая технику Багуа/Бацзи/Винчунь.. не важно, Глеб Николаевич идет от усилия, а не от формы. А усилие в теле не сгенерировать без необходимых кондиций и собранного внимания. Выходит, кто готов (читай - кто нарабатывал и нарабатывает усилия), тот на таких семинарах пользу получает вне сомнений. Кто хоть раз вставал в пару с Глебом Николаевичем согласиться - такое "по воздуху" не наработать! Тот самый случай, когда гунфу "берется с руки". А по другому и не получится)). Поклон мастеру за полученные знания 🙏 Прилетает - и хорошее, и не очень - откуда не ждешь. Успевай замечать и адекватно реагировать! На семинаре по винчунь у Глеба Николаевича Музрукова получил важный урок по.. Чэнь ши тайцзи (!!!). Мимоходом. - Фацзинь (выброс силы) не должен быть размазанным, не направленным. Если это так, что расплескиваем силу по напрасну. И тут в пору не о "боевом применении" говорить, а о растрате жизненности. Сказал так и прямо, где стоял зарядил 文刚捣 碓 (Jīngāng dǎo duì). Для наглядности. и вроде бы ничего нового не сказал мастер... Вот тут, друзья, самое (для меня) важное! Этот пост не о том, каков молодец Глеб Николаевич (к слову, это для меня вне сомнений!). Пишу и радуюсь возможности замечать неявное, и тут же обращать внимание на себя - а так ли у меня, а в ту ли сторону иду? По этому стараюсь находится рядом с людьми, одно присутствие которых заставляет всякий раз сверяться с жизненным компасом - своим примером, плодами своей практики. По этому, каждый подобный семинар это новые открытия. А открытия - они для тех, кто открыт:).Не удержусь, скажу все же :) "Цзинган" у Глеба Николаевича - зачётный!
Гунфу - мастерство. Когда сражается Гунфу, не важно с кем или с чем, нужно четко понимать - "мастерство" не может включать в себя только технику или только какие то ухватки, отдельные навыки. Мастерство комплексно по своей сути. Это также верно, как и то, что невозможно практиковать Гунфу три раза в неделю по два часа, а остальную жизнь просто сливать. Можно начать с малого, с того, что ближе лежит, но Гунфу это не пиджак - снял, надел.. Как человек заболевает, впустив в себя болезнь, так и с Гунфу - жизнь, как непрерывная череда условий для взращивания Гунфу. А уж проявиться ли оно во вне - дело десятое..
И снова о соревнованиях по тайцзи
"Что касаемо тайцзишников, то люди они часто не уравновешенные, агрессивные и склочные, в особенности когда речь заходит о "боевом применении" их искусства , а также соревнований в нем..." Из "Наблюдения за людьми", Мокутора (первая половина 21 в.) Да простят меня друзья и соратники, а также случайно заглянувшие за этот шутейный пассаж:). Однако, в каждой шутке.. Сегодняшнее утро встречаю в славном городе Воронеже, второй день соревнований по ушу - ни это ли повод поделиться некоторыми мыслями, навеянными...
Вчера в Ботаническом саду писали с коллегами пожелание счастливого Нового года - 新年快乐 (xīnnián kuàilè) А сегодня обдумываю другое: 人书俱老 rén shū jù lǎo Дословно "человек и каллиграфия стареют вместе" Мне почему то очень нравится это выражение). Все должно вызревать согласно своему времени...В Китае очень много отождествлений человека и каллиграфии. Великому мастеру Люй Гунцюаню (8-9 вв. н. э.) приписывают слова «Если кисть пряма, то и характер прям». Словно про меч говорил... Интересно, что Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк», "красивое письмо") , тогда как в Китае было и есть Shūfǎ (трад. 書法, упр. 书法,), что можно перевести как "правила письма" или "писание образца"). Решительность и искренность - что в кисти, что в мече! И в чае, к стати :)
Перевести названия движений из 陈式太极春 秋大刀刀谱 (Дадао тайцзи цюань стиля Чэнь, "алебарда Весны и Осени") - словно прочитать "Троецарствие" Ло Гуаньчжуна. Так ли важно для практики разбираться, кто такие Гуань Юй и Цао Цао, почему "тигр прыгает по кругу на месте"и для чего "снова обнимать луну"? Зависит от многого. Для перенимающих школу мимо данной темы не пройти..Почему в построении структуры традиционных форм используется не всегда очевидные (для нас лаоваев) критерии? Почему в этом движении алебарда 大刀 лишь слегка развернулась - и это уже завершенное действие - а в другом это уже длинная последовательность комбинированной атаки и защиты?На мой взгляд причина кроется в том, что форма вызревает как последовательность увязанных между собой усилий в большей степени, чем просто "стилевая хореография". Для понимания усилия, а точнее всей матрицы усилий, причудливые названия , отсылки к героям былых времен и прочая тарабарщина дает четкие указания на СУТЬ движения. И здесь не достаточно просто знать китайский язык, нужно понимание значения используемого образа..
Первые тринадцать дней года Нового прошли по традиции насыщенно - в пору организовывать отдых от таких "каникул" . И дело, друзья, не в марафоне по поеданию оливье - со второго января ежедневные тренировки и различные чайно-каллиграфические мероприятия в буквальном смысле поглотили всё время. Ох, верно когда то изрек сэнсэй, что всякие грамотные активности необходимо сочетать с не менее грамотными пассивностями Как оценить влияние занятий боевыми искусствами и оздоровительными практиками на своё здоровье? Вопрос, казалось бы странный! Любая физическая деятельность на пользу, а про пользу оздоровительных практик вообще звучит диковато - на то они и оздоровительные! Однако, прожитые годы неизбежно вносят коррективы, и многое из прежнего нуждается в основательном пересмотре и изменении.. И поговорить хотелось бы о том, что по молодости не замечаешь в упор, усугубляя излишествами нехорошими, и если к зрелым годам так и не обратил внимание, то к осени жизни своей велик шанс подойти полной развалиной. Речь о РЕЖИМЕ, друзья Выбирая, идти ли по пути Хаоса или Порядка, на мой взгляд необходимо четко понимать, что в первом случае автором нашей жизни мы можем быть лишь от части. Порядок есть системность в действиях, и лишь в таком случае можем говорить о качественных изменениях в следствии занятий. Режим в этом уравнении обязательное условие. И хорошо, когда все 24 часа в сутках мы стараемся следовать определенному режиму! Для чего же? Как уже отмечалось ранее, режим позволяет упорядочить жизнь, исключив из нее многочисленные проявления хаоса. В борьбе с последствиями хаоса мы вынуждены тратить силы, забирая их из своего здоровья, и этот потенциал исчерпаем! Иными словами, грамотный режим позволяет гармонично переключаться с активностей на пассивности и обратно по необходимости. Режим - условие сохранения и преумножение жизненности. Если стенки у нашего сосуда покрыты трещинами, глина нехороша, а форма аляповата, то чтобы мы в него не заливали толку будет мало. Иными словами - даже периодическое делание полезных упражнений без внимания к своему питанию, сну и т.д. в результате будут обладать крайне низким КПД. Все наработанное будет уходить на ликвидацию ситуативных проблем, что тоже хорошо, но сильно походит на забивание гвоздей микроскопом - у цигун, яншэнгун, нэйгун и т.д. изначальный потенциал несоизмеримо больше. В завершении вновь обратимся к теме режима дня. Небезосновательно будет сказать, что свой вечер мы готовим с утра, также как и утро закладываем с вечера. В котором часу мы отходим ко сну и в каком просыпаемся, сколько нам необходимо на хороший сон и главное, что конкретно делать перед сном и после пробуждения - эти вопросы лежат уже в практической плоскости, им в ближайшее время выделю отдельный пост. То, что еще недавно казалось незначительной мелочью, сегодня уже неотъемлемая часть жизни. Но это не повод для печали - каждому времени свои практики). Всем активного долголетия, друзья!