Найти в Дзене
Две равновесные силы, словно чаши весов - Кань и Ли... Завершаем изучение с шифу Чэнь Цзыцзюнем формы с парными дао ( Shuāng dāo, 双刀). Для меня шуань дао стали неким активным поиском динамического баланса. Пишу это, и понимаю, что так можно про все тайцзи сказать! Когда тело готово, сознание текуче, а усилия увязаны (намеренно не использую слово "энергия", что не отменяет её присутствие, везде и во всем:)), скорость становиться естественным проявлением плодов грамотой практики. Хочешь, делаешь медленно, а хочешь - быстро, лишь бы на запчасти не развалиться:). "Быстро" ничто без "расслаблено", но "расслаблено" не есть "расхлябано"! Когда нужно и где нужно - расслабился, а когда и где - собрался, стабилизировался, не перекрывая общего потока. Скорость между этими переменами и есть проявление "отделения лёгкого от тяжелого", но прежде - разделить "пустое" и "полное". А еще в эти дни - пять лет, как начал заниматься со своим шифу Чэнь Цзыцзюнем! Время летит быстрее мечей...
6 дней назад
«Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки, в конце концов, приведут к поражению». Кэнва Мабуни, основатель Сито рю каратэ Мне кажется, что в этих словах легендарного мастера заключено очень важное - какой бы метод мы не использовали в своей практике, он должен быть ГРАМОТНЫМ! Что же является критерием грамотности? - Любое real kungfu (от традиции до спорта) должно опираться на знание физиологии и биомеханики. - Система образов и символов, используемая для описания методов также должна соответствовать своей эпохе. - При этом, если практикуемый метод был сформирован в прежние времена, то современный практикующий должен оперировать языком понятий как старинных, так и современных. - Любой метод проходит проверку временем, сохраняя краеугольные принципы, но может дополняться и совершенствоваться в отдельных упражнениях. - Мастер, владеющий методом являет собой доказательство действенности этого метода. В противном случае это либо ложный метод, либо практикующий просто не доучен. - Весь объем знаний метода доступен тому, кто получил его передачу от своего наставника (предыдущее поколение носителей метода). - Метод уводит роль личности на второй план, но именно метод во многом и формирует личность. Все это замечаю в своем наставнике мастере Чэнь Цзыцзюне, что лишь укрепляет в выборе и повышает степень ответственности в собственной практике тайцзи и в обучении других...
1 неделю назад
Почему под видео тайцзи с наработкой "шелковой нити" часто можно увидеть комментарии типа "да его любой боксер на раз раскатает", а под видео с боксерами, прыгающими на скакалке почему то никто не пишет " а как он так драться будет, скакалкой что ли отхлестает"? Что мешает видеть тренировочный метод (конкретно - упражнение) в одном случае, и на прочь отключать аналитику и уважение в другом? Предвижу встречное - потому что видео реальных спаррингов или даже уличных драк с участием боксеров достаточно, а вот тайцзишники таким похвастаться объективно не могут! Хорошо, принимается. Но ведь тот же интернет содержит видео, когда профессионального спортсмена (боксера, борца) тупо бьют арматурой из подтишка, и спортсмен по факту попадает, потому что к такому не готов. При этом глупо оспаривать шансы того же боксера или борца на разрешение конфликта за счет своих навыков, однако ситуация уличного конфликта по определению близка к "кто первый достанет свой кольт" - такая вот рулетка!... Тайцзи в современном мире имеет право именоваться боевым лишь на уровне искусства. При таком раскладе до "искусства" доходят слишком мало, просто из за отсутствия необходимости. И это при условии, что боевая составляющая нарабатывается целенаправленно, от специальных наработок нэйгун/вайгун до спарринговой работы. Так на сколько необходимо сегодня тайцзи быть "боевым" для всех? Укрепить себя, поддерживать здоровое и активное долголетие - тайцзи как и прежде великолепно справляется с этой задачей. Тайцзи цюань прекрасный метод психорегуляции , закладывает в практикующем неустанное стремление к балансу, гармонии. Каждый шаг в направлении тайцзи как искусства это и принятые вызовы, которые происходят каждый день. Вызову времени и здоровью - мы не молодеем, вызову различным конфликтам - наш социум крайне агрессивная среда. Тайцзи за счет наработанной внутренней силы дает практикующему возможность быть человеком своего слова, помогать ближним, менять мир к лучшему. Только сильный человек способен быть хорошим и добрым, не важно, приобретенная/наработанная ли это сила или данная от рождения. Тайцзи не делает человека автоматически лучше, только усиливает его изначальные свойства - но даёт шанс на преобразование себя каждому практикующему.
1 месяц назад
Винь чунь - это скорее про борьбу, во преки... да не важно чему:). Здесь сложная векторная работа на координацию, и конечно же близкий и плотный контакт. Именно в таких условиях в полной мере возможно реализовать потенциал вин чунь, как боевого искусства. Если концепция боя традиционного (а других до недавнего времени и не было) стиля ушу в том, чтобы реализовывать потенциал стремительно, но абсолютно не понятно для оппонента, то задача стиля спортивного прямо противоположна! Судьи должны видеть, что именно демонстрирует спортсмен. Должна быть четко выражена стилевая принадлежность, техника в принципе должна "читаться" - что в бою (и даже в спарринге) делает тебя крайне уязвимым. Шифу говорит, что если ты замечаешь удар, скорее всего твой соперник не умеет бить. В этой связи правильнее называть "винчунь" не столько стиль, сколько концепцию. И сразу все меняется! "Винчунь - стиль работы руками", это расхожее мнение как бы сразу отсекает огромный пласт работы ногами. И речь не об ударах - на ногах мы прежде всего перемещаемся! Очевидное, но часто незаслуженно забытое - в бою без умения грамотно двигаться автоматически превращает нас в грушу для битья. Посыл данного поста не в сравнении в чью либо пользу, но с призывом к честности в понимании практики. У спорта свои цели и задачи, у традиции свои, порой диаметрально противоположные. Понимая и разделяя их , можем ли качественно развиваться в выбранном направлении? Вопрос до сих пор открыт, но мы идем именно этой дорогой..
1 месяц назад
Когда находишься рядом с мастером Ши Янбином, начинаешь думать интересное... На пример, сколько мало из армии причисливших себя к изучающим "боевые искусства" до этого самого "искусства" доходят. По разным причинам - кому то достаточно "боевого", кто то по времени не успел, а кому то просто не везло с "навигацией". А мастер Ши Янбин - дошел!  Еще подумалось, как же надо себя протренировать , что мочь ..вот так! Проворству этого уже не молодого человека ..нет, не позавидовать - я смотрел, и не понимал , как у него так выходит. Потом понял, наверное). Мастер Ши Янбин выпестовал из себя генератор усилий, мгновенных и мощных, увязанных в единую сеть. Скорость прохождения усилий в его теле удивительна. А ведь это тот случай, когда говоря о скорости и живости тела, говорим о том же и про ум! Живой. искренний. Его речь - объемна, насыщена образами. собственно, он только образами и разговаривает. Может, это часть обучения. неизбежно стараешься настроиться , понять.. и перенимаешь многое без слов. Живой, искренний. Мастер! С бесконечной благодарностью🙏🙏🙏
1 месяц назад
Друзья, поделюсь еще одним наблюдением с прошедшего Чемпионата России по ушу таолу... Уже достаточное время живу в парадигме, что тело неотделимо от дыхания, как и дыхание от тела. Вопрос дыхания достаточно объемный, но некоторые моменты очевидны с самого начала - любое мышечное напряжение не способствует углублению и расслаблению дыхания. Для ясности, речь сейчас прежде всего о тайцзи. Также дыхание напрямую связано с психо эмоциональным состоянием, его контролем. Управляешь дыханием - управляешь эмоциями. Так вот, друзья, очень интересно было наблюдать за выступлениями спортсменов номинации "тайцзи цюань", обращая внимание не только на их супер кондиции , баланс и красоту исполнения формы, но и на то, как спортсмен, заявившийся в тайцзи дышит. И здесь уже не столь важно, быстрый ли комплекс насыщенный выбросами-фацзинь или "медленное течение полноводной реки". На любой скорости, а точнее при смене ритмов движения практикующий/выступающий по тайцзи по определению должен стремиться к гармонии внешней и внутренней, и дыхание - ключевое звено этого баланса. Можно сказать, что дыхание показывает настоящий уровень практикующего тайцзи. Усилие в теле мало научиться вырабатывать, его необходимо усваивать. Собственно, одно не возможно без другого. .P.S. Порадовало, что как минимум половина спортсменов тайцзишников на Чемпионате России по таолу завершали своё выступление в таком же ровном состоянии, как и в начале
2 месяца назад
Поучиться у хорошего мастера это всегда удача. У мастера, который четко понимает задачи своего семинара и целенаправленно гонит тебя к результату, словно зверя на флажки - двойная удача. Мастера грамотного, который на твоем родном языке разъяснит за полтора часа то, что сам полжизни будешь собирать, и еще не факт... Перечислять можно долго, но суть не меняется. На семинары Глеба Николаевича Музрукова стремлюсь при каждой возможности и ни разу не был разочарован. Очень близко, что разбирая технику Багуа/Бацзи/Винчунь.. не важно, Глеб Николаевич идет от усилия, а не от формы. А усилие в теле не сгенерировать без необходимых кондиций и собранного внимания. Выходит, кто готов (читай - кто нарабатывал и нарабатывает усилия), тот на таких семинарах пользу получает вне сомнений. Кто хоть раз вставал в пару с Глебом Николаевичем согласиться - такое "по воздуху" не наработать! Тот самый случай, когда гунфу "берется с руки". А по другому и не получится)). Поклон мастеру за полученные знания 🙏 Прилетает - и хорошее, и не очень - откуда не ждешь. Успевай замечать и адекватно реагировать! На семинаре по винчунь у Глеба Николаевича Музрукова получил важный урок по.. Чэнь ши тайцзи (!!!). Мимоходом. - Фацзинь (выброс силы) не должен быть размазанным, не направленным. Если это так, что расплескиваем силу по напрасну. И тут в пору не о "боевом применении" говорить, а о растрате жизненности. Сказал так и прямо, где стоял зарядил 文刚捣 碓 (Jīngāng dǎo duì). Для наглядности. и вроде бы ничего нового не сказал мастер... Вот тут, друзья, самое (для меня) важное! Этот пост не о том, каков молодец Глеб Николаевич (к слову, это для меня вне сомнений!). Пишу и радуюсь возможности замечать неявное, и тут же обращать внимание на себя - а так ли у меня, а в ту ли сторону иду? По этому стараюсь находится рядом с людьми, одно присутствие которых заставляет всякий раз сверяться с жизненным компасом - своим примером, плодами своей практики. По этому, каждый подобный семинар это новые открытия. А открытия - они для тех, кто открыт:).Не удержусь, скажу все же :) "Цзинган" у Глеба Николаевича - зачётный!
2 месяца назад
Гунфу - мастерство. Когда сражается Гунфу, не важно с кем или с чем, нужно четко понимать - "мастерство" не может включать в себя только технику или только какие то ухватки, отдельные навыки. Мастерство комплексно по своей сути. Это также верно, как и то, что невозможно практиковать Гунфу три раза в неделю по два часа, а остальную жизнь просто сливать. Можно начать с малого, с того, что ближе лежит, но Гунфу это не пиджак - снял, надел.. Как человек заболевает, впустив в себя болезнь, так и с Гунфу - жизнь, как непрерывная череда условий для взращивания Гунфу. А уж проявиться ли оно во вне - дело десятое..
3 месяца назад
И снова о соревнованиях по тайцзи
"Что касаемо тайцзишников, то люди они часто не уравновешенные, агрессивные и склочные, в особенности когда речь заходит о "боевом применении" их искусства , а также соревнований в нем..." Из "Наблюдения за людьми", Мокутора (первая половина 21 в.) Да простят меня друзья и соратники, а также случайно заглянувшие за этот шутейный пассаж:). Однако, в каждой шутке.. Сегодняшнее утро встречаю в славном городе Воронеже, второй день соревнований по ушу - ни это ли повод поделиться некоторыми мыслями, навеянными...
3 месяца назад
Вчера в Ботаническом саду писали с коллегами пожелание счастливого Нового года - 新年快乐 (xīnnián kuàilè) А сегодня обдумываю другое: 人书俱老 rén shū jù lǎo Дословно "человек и каллиграфия стареют вместе" Мне почему то очень нравится это выражение). Все должно вызревать согласно своему времени...В Китае очень много отождествлений человека и каллиграфии. Великому мастеру Люй Гунцюаню (8-9 вв. н. э.) приписывают слова «Если кисть пряма, то и характер прям». Словно про меч говорил... Интересно, что Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк», "красивое письмо") , тогда как в Китае было и есть Shūfǎ (трад. 書法, упр. 书法,), что можно перевести как "правила письма" или "писание образца"). Решительность и искренность - что в кисти, что в мече! И в чае, к стати :)
4 месяца назад
Перевести названия движений из 陈式太极春 秋大刀刀谱 (Дадао тайцзи цюань стиля Чэнь, "алебарда Весны и Осени") - словно прочитать "Троецарствие" Ло Гуаньчжуна. Так ли важно для практики разбираться, кто такие Гуань Юй и Цао Цао, почему "тигр прыгает по кругу на месте"и для чего "снова обнимать луну"? Зависит от многого. Для перенимающих школу мимо данной темы не пройти..Почему в построении структуры традиционных форм используется не всегда очевидные (для нас лаоваев) критерии? Почему в этом движении алебарда 大刀 лишь слегка развернулась - и это уже завершенное действие - а в другом это уже длинная последовательность комбинированной атаки и защиты?На мой взгляд причина кроется в том, что форма вызревает как последовательность увязанных между собой усилий в большей степени, чем просто "стилевая хореография". Для понимания усилия, а точнее всей матрицы усилий, причудливые названия , отсылки к героям былых времен и прочая тарабарщина дает четкие указания на СУТЬ движения. И здесь не достаточно просто знать китайский язык, нужно понимание значения используемого образа..
4 месяца назад
Первые тринадцать дней года Нового прошли по традиции насыщенно - в пору организовывать отдых от таких "каникул" . И дело, друзья, не в марафоне по поеданию оливье - со второго января ежедневные тренировки и различные чайно-каллиграфические мероприятия в буквальном смысле поглотили всё время. Ох, верно когда то изрек сэнсэй, что всякие грамотные активности необходимо сочетать с не менее грамотными пассивностями Как оценить влияние занятий боевыми искусствами и оздоровительными практиками на своё здоровье? Вопрос, казалось бы странный! Любая физическая деятельность на пользу, а про пользу оздоровительных практик вообще звучит диковато - на то они и оздоровительные! Однако, прожитые годы неизбежно вносят коррективы, и многое из прежнего нуждается в основательном пересмотре и изменении.. И поговорить хотелось бы о том, что по молодости не замечаешь в упор, усугубляя излишествами нехорошими, и если к зрелым годам так и не обратил внимание, то к осени жизни своей велик шанс подойти полной развалиной. Речь о РЕЖИМЕ, друзья Выбирая, идти ли по пути Хаоса или Порядка, на мой взгляд необходимо четко понимать, что в первом случае автором нашей жизни мы можем быть лишь от части. Порядок есть системность в действиях, и лишь в таком случае можем говорить о качественных изменениях в следствии занятий. Режим в этом уравнении обязательное условие. И хорошо, когда все 24 часа в сутках мы стараемся следовать определенному режиму! Для чего же? Как уже отмечалось ранее, режим позволяет упорядочить жизнь, исключив из нее многочисленные проявления хаоса. В борьбе с последствиями хаоса мы вынуждены тратить силы, забирая их из своего здоровья, и этот потенциал исчерпаем! Иными словами, грамотный режим позволяет гармонично переключаться с активностей на пассивности и обратно по необходимости. Режим - условие сохранения и преумножение жизненности. Если стенки у нашего сосуда покрыты трещинами, глина нехороша, а форма аляповата, то чтобы мы в него не заливали толку будет мало. Иными словами - даже периодическое делание полезных упражнений без внимания к своему питанию, сну и т.д. в результате будут обладать крайне низким КПД. Все наработанное будет уходить на ликвидацию ситуативных проблем, что тоже хорошо, но сильно походит на забивание гвоздей микроскопом - у цигун, яншэнгун, нэйгун и т.д. изначальный потенциал несоизмеримо больше. В завершении вновь обратимся к теме режима дня. Небезосновательно будет сказать, что свой вечер мы готовим с утра, также как и утро закладываем с вечера. В котором часу мы отходим ко сну и в каком просыпаемся, сколько нам необходимо на хороший сон и главное, что конкретно делать перед сном и после пробуждения - эти вопросы лежат уже в практической плоскости, им в ближайшее время выделю отдельный пост. То, что еще недавно казалось незначительной мелочью, сегодня уже неотъемлемая часть жизни. Но это не повод для печали - каждому времени свои практики). Всем активного долголетия, друзья!
4 месяца назад