Найти в Дзене
✨ Витраж без стен ✨ Мы привыкли воспринимать витражи как часть архитектуры — сияющее пятно, тающее в дымке света. Что-то эфемерное, неуловимое, мистическое... Правда жизни раскрывается только в витражной мастерской. На самом деле витражи — довольно большие, тяжёлые конструкции из стекла и металла. Предлагаю посмотреть зарисовку о типично петербургских витражах начала ХХ века, которые ждут своей очереди для реставрации. 📸 Съёмка в мастерской Елены Панкратовой, июль 2025
1 неделю назад
Окна из детства Владимира Набокова Дом на Большой Морской улице, 47 известен как место рождения писателя Владимира Набокова (1899). Но здание имеет ценность и как один из первых примеров петербургского модерна. В его оформлении было много декоративного стекла. Сохранилось свидетельство: даже уличные ворота были украшены гравированными стёклами с растительным орнаментом, а входные двери сверкали витражными филёнками с цветочными мотивами. Они утрачены. В объёме парадной лестницы сохранилось несколько витражей. Самые эффектные — два парных окна на третьем этаже, где располагались детские комнаты. Витражи выполнены в рижской мастерской Эрнста Тоде, о чём свидетельствует подпись мастера. Росписи с гирляндами и букетами в стиле необарокко создавали в доме ощущение праздника, атмосферу «вечного лета». Набоков вспоминал эти витражи в автобиографической прозе: восприятие мира «сквозь цветное стекло» стало для него характерным художественным приёмом. В 2021 году витражи прошли реставрацию. Исторические стёкла сохранили, но рамы заменили на новые, и они не вполне соответствуют оригинальным: это заметно по профилю и числу калёвок. Сравнение фотографий 2013 и 2021 годов показывает разницу. Между тем именно подлинность — основа ценности исторического наследия. Если сохранить деталь невозможно, её заменяют точной копией, выполненной в исходной технологии. Упрощение элементов и экономия на «мелочах» искажают облик прошлого. Представим: пройдёт ещё две–три реставрации, и в результате подобной «экономии» эти рамы перестанут отличаться от типовых современных окон, которые ставят в дешёвых офисах. 📷 Фото — С. Васильева, Т. Княжицкой Эти окна, и еще 74 объекта внесены в каталог витражей Адмиралтейского района Петербурга. Книга уже стала библиографической редкостью. А как нас поддержать вы уже знаете.
1 неделю назад
Недавно в журнале «Обсерватория культуры» вышла статья Анны Лисицыной о витражах Эрнста Тоде для Немецкой реформатской церкви в Петербурге. Анна прислала мне её для ознакомления — я прочитала на одном дыхании! Это исследование закрывает пробел в истории одного из самых крупных и при том утраченных витражных ансамблей Петербурга. Статья написана на основе малоизвестных немецкоязычных источников и архивных материалов. Немецкая реформатская церковь на Большой Морской улице была построена в 1862–1865 годах по проекту архитектора Гаральда Боссе. В конце XIX века зал церкви украсили 10 больших окон с орнаментальными витражами, созданными в рижской мастерской Эрнста Тоде. Выяснилось, что был замысел украсить витражами ещё и конференц-зал церкви, но этот план остался неосуществлённым. В 1930-е годы здание было серьёзно перестроено, в нём разместился Дворец культуры работников связи. Судьба витражей остаётся неизвестной, скорее всего, они утрачены. Пока автор получает разрешение на публикацию статьи на сайте «Витражи в России», предлагаю вам взглянуть на изображения нескольких окон из этого храма, опубликованные в источниках начала ХХ века. Библиографические данные статьи: Лисицына, А. С. Витражи Эрнста Тоде для Немецкой реформатской церкви в Санкт-Петербурге: история создания и иконография // Обсерватория культуры. –2025. – Т. 22, № 2. – С. 170–181. – DOI 10.25281/2072-3156-2025-22-2-170-181.
1 неделю назад
🎂 Сегодня день рождения художника Владимира Сверчкова. Для меня это не просто имя в списке русских художников — это герой моего романа, не меньше. Много лет, начиная со студенчества, я собирала о нём материал. В самом начале пути, ещё в 1990-х, о Владимире Сверчкове никто не знал, а его работы, в том числе витражи, приписывали более известному однофамильцу — Николаю Егоровичу Сверчкову. За 20 лет моих стараний имя Владимира Сверчкова воскресло из небытия. Потом вышла книга. Это было давно, но мой герой всё ещё не отпускает меня. Сейчас материалов о его жизни и творчестве стало ещё больше. Будет ли второе, переработанное и дополненное издание книги? Всё зависит от издателя. 📚 Может, он читает эти строки прямо сейчас? Это может быть не просто книга, а красивое издание-альбом: великолепные витражи, изысканные натюрморты, отточенная графика. Судьба маэстро — захватывающий приключенческий роман, действие которого разворачивается в XIX веке на фоне европейской политики и культуры. ✨ Ау, издатели!
2 недели назад
Прилетел ко мне вопрос: почему так мало публикуем петербургских окон с витражами? Честно говоря, он застал меня врасплох. Но причина проста: около 90 % таких витражей уже задокументированы на сайте «Витражи в России» и доступны в открытой базе. Исправляюсь! Сегодня — фотографии из дома, который известен как «Дом #Бенуа» или «Дом трёх Бенуа» — памятника истории и культуры регионального значения. • Архитектура и адрес Доходный комплекс выходит сразу на три улицы: Каменноостровский проспект (д. 26–28), Большая Пушкарская ул., 37 и Кронверкская ул., 29. • Витражи Здесь сохранились свинцово-паечные #витражи в пяти парадных. Они выполнены в едином геометрическом стиле: по периметру — полоса светло-голубого стекла кованой фактуры, внутри — прямоугольники бесцветного фактурного стекла. Сегодня на них видны трещины, выбоины, следы старой покраски, но местами чудом сохранились подлинные шпингалеты. Это характерный образец петербургского наследия, каким мы его застали в середине 2020-х. А ещё дом знаменит своими жильцами: с 1937 по 1941 год здесь жил и работал композитор Дмитрий Дмитриевич #Шостакович. Хочется думать, что, возвращаясь домой, он поднимался по лестнице, смотрел на витражи и уже носил в себе музыку будущей «Ленинградской» симфонии.
2 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала