Найти в Дзене
✨ Витраж без стен ✨ Мы привыкли воспринимать витражи как часть архитектуры — сияющее пятно, тающее в дымке света. Что-то эфемерное, неуловимое, мистическое... Правда жизни раскрывается только в витражной мастерской. На самом деле витражи — довольно большие, тяжёлые конструкции из стекла и металла. Предлагаю посмотреть зарисовку о типично петербургских витражах начала ХХ века, которые ждут своей очереди для реставрации. 📸 Съёмка в мастерской Елены Панкратовой, июль 2025
1 неделю назад
Окна из детства Владимира Набокова Дом на Большой Морской улице, 47 известен как место рождения писателя Владимира Набокова (1899). Но здание имеет ценность и как один из первых примеров петербургского модерна. В его оформлении было много декоративного стекла. Сохранилось свидетельство: даже уличные ворота были украшены гравированными стёклами с растительным орнаментом, а входные двери сверкали витражными филёнками с цветочными мотивами. Они утрачены. В объёме парадной лестницы сохранилось несколько витражей. Самые эффектные — два парных окна на третьем этаже, где располагались детские комнаты. Витражи выполнены в рижской мастерской Эрнста Тоде, о чём свидетельствует подпись мастера. Росписи с гирляндами и букетами в стиле необарокко создавали в доме ощущение праздника, атмосферу «вечного лета». Набоков вспоминал эти витражи в автобиографической прозе: восприятие мира «сквозь цветное стекло» стало для него характерным художественным приёмом. В 2021 году витражи прошли реставрацию. Исторические стёкла сохранили, но рамы заменили на новые, и они не вполне соответствуют оригинальным: это заметно по профилю и числу калёвок. Сравнение фотографий 2013 и 2021 годов показывает разницу. Между тем именно подлинность — основа ценности исторического наследия. Если сохранить деталь невозможно, её заменяют точной копией, выполненной в исходной технологии. Упрощение элементов и экономия на «мелочах» искажают облик прошлого. Представим: пройдёт ещё две–три реставрации, и в результате подобной «экономии» эти рамы перестанут отличаться от типовых современных окон, которые ставят в дешёвых офисах. 📷 Фото — С. Васильева, Т. Княжицкой Эти окна, и еще 74 объекта внесены в каталог витражей Адмиралтейского района Петербурга. Книга уже стала библиографической редкостью. А как нас поддержать вы уже знаете.
1 неделю назад
Недавно в журнале «Обсерватория культуры» вышла статья Анны Лисицыной о витражах Эрнста Тоде для Немецкой реформатской церкви в Петербурге. Анна прислала мне её для ознакомления — я прочитала на одном дыхании! Это исследование закрывает пробел в истории одного из самых крупных и при том утраченных витражных ансамблей Петербурга. Статья написана на основе малоизвестных немецкоязычных источников и архивных материалов. Немецкая реформатская церковь на Большой Морской улице была построена в 1862–1865 годах по проекту архитектора Гаральда Боссе. В конце XIX века зал церкви украсили 10 больших окон с орнаментальными витражами, созданными в рижской мастерской Эрнста Тоде. Выяснилось, что был замысел украсить витражами ещё и конференц-зал церкви, но этот план остался неосуществлённым. В 1930-е годы здание было серьёзно перестроено, в нём разместился Дворец культуры работников связи. Судьба витражей остаётся неизвестной, скорее всего, они утрачены. Пока автор получает разрешение на публикацию статьи на сайте «Витражи в России», предлагаю вам взглянуть на изображения нескольких окон из этого храма, опубликованные в источниках начала ХХ века. Библиографические данные статьи: Лисицына, А. С. Витражи Эрнста Тоде для Немецкой реформатской церкви в Санкт-Петербурге: история создания и иконография // Обсерватория культуры. –2025. – Т. 22, № 2. – С. 170–181. – DOI 10.25281/2072-3156-2025-22-2-170-181.
1 неделю назад
🎂 Сегодня день рождения художника Владимира Сверчкова. Для меня это не просто имя в списке русских художников — это герой моего романа, не меньше. Много лет, начиная со студенчества, я собирала о нём материал. В самом начале пути, ещё в 1990-х, о Владимире Сверчкове никто не знал, а его работы, в том числе витражи, приписывали более известному однофамильцу — Николаю Егоровичу Сверчкову. За 20 лет моих стараний имя Владимира Сверчкова воскресло из небытия. Потом вышла книга. Это было давно, но мой герой всё ещё не отпускает меня. Сейчас материалов о его жизни и творчестве стало ещё больше. Будет ли второе, переработанное и дополненное издание книги? Всё зависит от издателя. 📚 Может, он читает эти строки прямо сейчас? Это может быть не просто книга, а красивое издание-альбом: великолепные витражи, изысканные натюрморты, отточенная графика. Судьба маэстро — захватывающий приключенческий роман, действие которого разворачивается в XIX веке на фоне европейской политики и культуры. ✨ Ау, издатели!
2 недели назад
Прилетел ко мне вопрос: почему так мало публикуем петербургских окон с витражами? Честно говоря, он застал меня врасплох. Но причина проста: около 90 % таких витражей уже задокументированы на сайте «Витражи в России» и доступны в открытой базе. Исправляюсь! Сегодня — фотографии из дома, который известен как «Дом #Бенуа» или «Дом трёх Бенуа» — памятника истории и культуры регионального значения. • Архитектура и адрес Доходный комплекс выходит сразу на три улицы: Каменноостровский проспект (д. 26–28), Большая Пушкарская ул., 37 и Кронверкская ул., 29. • Витражи Здесь сохранились свинцово-паечные #витражи в пяти парадных. Они выполнены в едином геометрическом стиле: по периметру — полоса светло-голубого стекла кованой фактуры, внутри — прямоугольники бесцветного фактурного стекла. Сегодня на них видны трещины, выбоины, следы старой покраски, но местами чудом сохранились подлинные шпингалеты. Это характерный образец петербургского наследия, каким мы его застали в середине 2020-х. А ещё дом знаменит своими жильцами: с 1937 по 1941 год здесь жил и работал композитор Дмитрий Дмитриевич #Шостакович. Хочется думать, что, возвращаясь домой, он поднимался по лестнице, смотрел на витражи и уже носил в себе музыку будущей «Ленинградской» симфонии.
2 недели назад
✨ Фактурные стекла Петербурга начала ХХ века ✨ В начале прошлого века ассортимент листовых стекол поражал воображение — это были десятки фактур и расцветок. Сегодня в окнах, дверных филёнках и старых шкафчиках мы видим лишь небольшую часть того, что тогда выпускали петербургские заводы. Недавно мне удалось подержать в руках три стекла глубоких, насыщенных оттенков. В городских интерьерах стекла такой расцветки нам не встречались, но характер рисунка указывает именно на местное производство. Похоже, что за ХХ век такие стекла были утрачены массово. Поэтому находка особенно ценна: она помогает лучше представить, какой яркой и разнообразной была визуальная среда Петербурга эпохи Серебряного века. 🗓 Мы подготовили календарь «Витражи Петербурга 2026». Для вас это — подарок друзьям и украшение интерьера, а для нас — поддержка проекта. Спасибо вам за помощь ! ✨ Предзаказ календаря: vitroart.ru/Sinfo/Snews/1182/
2 недели назад
Когда-то была у нас рубрика "#Стихи о витражах". Может, возродить? Андрей Вознесенский 1975 ХОББИ СВЕТА Я сплю на чужих кроватях, сижу на чужих стульях, порой одет в привозное, ставлю свои книги на чужие стеллажи,— но свет должен быть собственного производства. Поэтому я делаю #витражи. Уважаю продукцию ГУМа и Пассажа, но крылья за моей спиной работают как ветряки. Свет не может быть купленным или продажным. Поэтому я делаю витражи. Я прутья свариваю электросваркой. В наших магазинах не достать сырья. Я нашел тебя на свалке. Но я заставлю тебя сиять. Да будет свет в Тебе молитвенный и кафедральный, да будут сумерки как тамариск, да будет свет в малиновых Твоих подфарниках, когда Ты в сумерках притормозишь. Но тут мое хобби подменяется любовью. Жизнь расколота? Не скажи! За окнами пахнет средневековьем. Поэтому я делаю витражи. Человек на 60% из химикалиев, на 40% из лжи и ржи... Но на 1% из Микельанджело! Поэтому я делаю витражи. Но тут мое хобби занимается теософией. Пузырьки внутри сколов стоят, как боржом. Прибью витраж на калитку тесовую. Пусть лес исповедуется перед витражом. Но это уже касается жизни, а не искусства. Жжет мои легкие эпоксидная смола. Мне предлагали (по случаю) елисеевскую люстру. Спасибо. Мала. Ко мне прицениваются барышники, клюют обманутые стрижи. В меня прицеливаются булыжники. Поэтому я делаю витражи. #отражения Фото Татьяны Княжицкой
2 недели назад
✨ Витраж, которого нет ✨ Никогда не угадаешь, где, в каком здании и при каких обстоятельствах встретишь витраж. Просто живёшь с этой специфической оптикой — и высматриваешь их везде. И иногда находишь. Так случилось 26 июля этого года. Я шла в Академию художеств совсем по другому делу — и на кафедре инженерно-строительных дисциплин факультета архитектуры обнаружила довольно крупный фрагмент литого витража советского времени. Он стоит прямо у входа на кафедру. Оказалось, это витраж, созданный для станции метро «Площадь Александра Невского». «Но ведь там нет витражей?» —спросите вы. И я спросила то же самое. Да, в оформлении станции действительно только мозаики. А этот витражный фрагмент, по всей видимости, был пробником — не утверждённым или по каким-то причинам не состоявшимся. Автор пока не установлен. Есть идеи, кто это мог быть? Этот объект обязательно войдёт в каталог ленинградских витражей, материалы для которого мы постепенно собираем. Подобного каталога не существовало ни в советское время, ни в начале 2000-х. А жаль — многое уже безвозвратно утрачено. 💡 Для меня такие находки — настоящие открытия. Ведь мы собираем материалы в первый полный каталог ленинградских витражей. Такого каталога до сих пор не существовало, и многое уже утрачено навсегда. Помочь в нашей работе легко – у вас может появится наш красивый календарь! Ваш маленький жест поможет сохранить большую красоту!
3 недели назад
Привет из Нижнего Тагила — этими фотографиями поделилась Мария Суркова. Витражи по мотивам сказов Павла Бажова, созданные художником Геннадием Маркиным, долгие годы украшали легендарный книжный магазин на Первомайской, 32. Открывшийся в 1960-е, «Книжный мир» стал частью городской истории: здесь выросло не одно поколение тагильчан, выбирая себе книги. Сегодня это пространство обрело новую жизнь — здесь работает кафе «Счастливые люди». И особенно радостно, что витражи советского времени не исчезли, а вписаны в современный интерьер, сохраняя genius loci — дух и память места. Спасибо Марии за эти кадры! 🌿 #НижнийТагил #СССР
3 недели назад
История длиной почти в четверть века завершилась в Петербурге: выпускники Президентского физико-математического лицея № 239 вернули в здание исторический витраж. После ремонта на рубеже 1990–2000-х подлинный витраж конца XIX века исчез из оконного проема и считался утерянным. В 2018 году витраж был опознан на Avito и после этого несколько раз появлялся в продаже. В ноябре 2024 года мне сообщили: на Авито снова появилось объявление. Я связалась с продавцом. Он просил за 4 витражных фрагмента 120 тысяч рублей. Через два рукопожатия обратились к выпускникам лицея с просьбой выкупить витраж, и одновременно я заручилась поддержкой директора лицея М.Я.Пратусевича, что он окажет содействие в установке витража в родное окно. Продавец повысил цену до 150 тысяч рублей. Выпускников лицея это не остановило. В короткое время они собрали средства и выкупили витраж. Сделать монтаж сразу во время учебного процесса не представлялось возможным, поэтому установку отложили до лета. В июле 2025 года работы были завершены. 1 сентября 2025 года лицеисты снова увидят подлинный старинный витраж в окне на Кирочной, 8а. Эта история доказывает: когда люди объединяются ради общего дела, можно вернуть даже утраченное. В карусели эта история в четырех фотографиях. Купите календарь с петербургскими витражами, поддержите нашу работу. Предзаказ по ссылке: https://vitroart.ru/Sinfo/Snews/1182/
3 недели назад
Сегодня не будет длинного текста — у меня день рождения. Если хотите меня поздравить: 🙌Оставайтесь в этом паблике, читайте и комментируйте мои посты. 🙌Любите место, где вы живете, оберегайте его подлинность и красоту. 🙌Кто захочет — может купить календарь: для меня это знак, что вам небезразлично то, что я делаю. Ссылка под постом. Поздравления принимаю в комментариях. Всем признательна, Татьяна Княжицкая На фото то, что я люблю (после витражей в России). Mikaelinkirkko, Турку, Финляндия.
4 недели назад
В нашем архиве — не сотни, а тысячи фотографий. Далеко не все я успеваю показывать в соцсетях, и далеко не все опубликованы на сайте vitroart. ru. А кроме витражей есть ещё и кадры с работой наших добровольцев. Эти снимки, например, сделаны в августе 2022 года. Да, в ковидные времена мы тоже работали. Адрес — Боткинская, 13. Один из корпусов Военно-медицинской академии, больница. Два витража в лестничном пролёте. По лестнице все время ходили люди — персонал в белых халатах, пациенты в трениках и шлепках. Фотографировали тогда Сергей Васильев и Лилия Павлова, им пришлось постараться, чтобы в кадрах не было людей. К сожалению, о витражах известно мало. Очевидно, что начало ХХ века. Есть интересная деталь: на стекле на первом этаже надпись «пожертвовано И. Е. Степановой». Кто это — будем выяснять. Сами витражи выглядят достойно: целые, что уже редкость для Петербурга. Видны следы реставрации. В окне второго этажа есть ещё фрагмент надписи — «РТВ». Похоже, это часть такой же фразы «пожеРТВовано»… Но почему буквы оказались не на своём месте — загадка. Кстати, может, кто-то знает, кто реставрировал эти витражи? Буду благодарна за отклик. Я еще не поднимала архивные материалы по этому зданию, это еще впереди. Купить календарь с петербургскими витражами и поддержать нашу работу можно по ссылке в первом комментарии к посту. Ссылка на предзаказ календаря: https://vitroart.ru/Sinfo/Snews/1182/
4 недели назад