Найти в Дзене
Сегодня в России отмечают День матери. А я подготовила сюжет о витражах с изображением Богоматери с младенцем – квинтэссенции материнства. В крестильне при Императорском клиническом повивальном институте им. Д. О. Отта на Менделеевской улице, д. 3 в начале ХХ века был установлен витраж, выполненный мастерской «М. Франк и К». В 1947 году его перенесли в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, где он находится до сих пор. Мы учли его в рамках инвентаризации витражей Петербурга. Однако для часовни института Отта на исходе эпохи СССР появился еще один витраж, созданный по мотивам исторического. В 1992 году крестильня была восстановлена, и тогда был установлен новый витраж. Возможно, это один из первых религиозных витражей, созданных еще в советское время. Автор эскиза – художник, выпускник Мухинского училища Анатолий Андрианов. Сборку выполняла художница Лилия Васильева. Недавно я посетила ее мастерскую и увидела эскиз этого витража в натуральную величину. Сравнивая оба образа, можно заметить, что в современной интерпретации Богоматерь стала более юной и серьезной, а мальчик — старше. В этом образе есть не только нежность, но и та печаль, которая всегда идет рядом с материнством из-за опасений за судьбу ребенка. Позвоните маме сегодня. Она ждет.
1 неделю назад
Об акциях, в которых участвуют волонтеры нашего проекта Начиная с лета этого года на Васильевском острове прошло несколько акций по расчистке витражей и декоративных стекол от многолетних загрязнений. Инициатива была сформулирована Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге Светланой Агапитовой и была поддержана отделом районного хозяйства Василеостровского района. Постепенно наладилось взаимодействие управляющих компаний со сборной волонтерской командой. Витражист Александра Абеленцева провела мастер-классы по отмывке стекол в домах старого фонда для волонтеров и представителей УК. Первым объектом стала фрамуга с фацетными витражами на Большом пр. В.О., 62, затем травленое стекло с цветами на 10-й линии ВО, 51, и окна на лестнице доходного дома Лохова, 8-я линия ВО, 57. Подробности о работах читайте в статье Градозащитного Петербурга, ссылка в первом комментарии. Петербург известен своими дворцами и набережными. Эти жемчужины исключительной ценности обрамлены исторической застройкой, которая составляет живую ткань города — там живут и работают петербуржцы. Двери, окна, лестницы, архитектурные и декоративные детали фасадов и интерьеров формируют нашу общую среду обитания. Работы на Васильевском острове показали, что возвращать такой застройке ухоженный вид возможно — через совместные действия городских служб, управляющих компаний и инициативных групп.
1 неделю назад
Куда сходить на выходных в Петербурге, чтобы посмотреть витражи? Как вариант - в книжный магазин «Подписные издания» на Литейном, 57. Этот дом — «Новый Пассаж», построенный в 1912–1913 гг. архитектором Н. И. Васильевым. Два больших окна на главном фасаде — его главное украшение. В них установлены витражи, созданные крупнейшей стекольной мастерской дореволюционного Петербурга — «М. Франк и Ко». Исторический факт: заказ на витражи был просрочен на 101 день, и исполнитель был вынужден заплатить штраф за задержку в размере 5380 рублей — огромную сумму по тем временам. Витражи видны прямо с проспекта — редкость для Петербурга, где декоративное стекло обычно спрятано в глубине парадных. Их стилистика — уникальна: уже не модерн, но ещё не ар-деко. Новшества таятся в мелочах: орнамент из стекла и латуни не замкнут внутри рамы, он возникает из ниоткуда и уходит в никуда, словно длинное полотно, нарезанное ножницами творца; в мотивах узора глаз различает не столько нежные растительные формы, сколько намек на детали механизмов. В этих витражах нет цветных стекол — только бесцветное, с разнообразнейшей фактурой и сверкающими эрклезами. Зайдите в магазин и взгляните на витражи с площадки второго этажа: сумрачное питерское небо — идеальный фон для этих изящных произведений искусства. А на память о петербургских витражах там же, в «Подписных» можно купить наш подарочный календарь.
2 недели назад
📍Ессентуки Мария Жервэ прислала фотографии из грязелечебницы имени Семашко. Здесь сохранились два витражных ансамбля — дореволюционный и советский. Советские витражи — два полуциркульных панно на тему античной Греции. Художник И. А. Катанов, 1978 год. «Перевязка раненого античного воина» и «Приготовление лекарства (“Фармакогнозия”) в Античной Греции». Тема связана с медицинским назначением здания и решена с отсылками к античному искусству. Насколько удачно — решать зрителю. В здании есть и более ранние, изначальные витражи. Здание грязелечебницы построено к 1915 году по проекту архитектора Е. Ф. Шреттера. Геометрические свинцово-паечные витражи второго света, вероятно, выполнены в петербургских мастерских. И еще мне чудится, что силуэты скульптур между окнами напоминают знаменитых атлантов Эрмитажа. Спасибо Марии за фотографии! #СССР #Ессентуки Канал «ВИТРАЖИ»
3 недели назад
Сегодня исполняется 108 лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции — вооруженного восстания, в результате которого к власти в России пришли большевики. Этот день уже не красный в календаре, но все еще памятный — не столько из-за самих событий, сколько из-за их последствий. Витражи А. Л. Королева «Декреты Советской власти» в Музее политической истории России. Они сохранились, но существуют уже не в той локации, для которой были созданы — так же, как и ту далекую эпоху мы сегодня оцениваем уже совсем в другом контексте. Фото из открытых источников и Т. В. Княжицкой. Канал «Витражи»
1 месяц назад
В 40 км от Петербурга, около станции Саблино (Тосненский район), в конце XIX — начале XX века стоял стекольный завод. В этом крае находились залежи крупного и чистого песка — отличного сырья для стеклоделия. При добыче песка возникли пещеры, хорошо известные петербуржцам. Завод производил разнообразное стекло, которое использовалось, в том числе, и для петербургских витражей. Сегодня эта история включена в экскурсии, которые проводит организация, занимающаяся охраной, уходом и развитием этой территории. На открытом воздухе, над самой большой пещерой, в 2024–2025 годах установлены стенды и арт-объекты, рассказывающие об истории стеклоделия в Петербургской губернии и её связи с этим местом. Одна из инсталляций — «Метафора витража» — выполнена из цветного оргстекла и транслирует простой и хороший смысл: все разноцветные стекла красивы. Но только вместе они создают витраж, произведение искусства. Это наблюдение справедливо и для мира людей: каждый из нас ценен сам по себе, но вместе мы образуем новое качество, новое целое — сообщество, человечество. Метафора на то и метафора, что в ней заключено множество идей. А какой смысл в этой инсталляции видите вы? Статья на сайте: https://vitroart.ru/Sinfo/Snews/sablino/
1 месяц назад
Вопрос к подписчикам Недавно мне написала Ольга — она вместе с детьми готовит исследовательскую работу «Дом с жёлтыми стеклами» о петербургском адресе, по которому жил её дедушка. Это здание на пер. Антоненко, 5 / Казанской ул., 33. Из этого самого дома дедушка Ольги ушёл на фронт во время Великой Отечественной войны. Теперь Ольга с детьми мечтает приехать в Петербург, увидеть дом, почувствовать его атмосферу, рассмотреть стекла вблизи — и, если сложится, поговорить с жителями. Возможно, из этого получится не просто школьная работа, а история, которая соединит поколения, ведь именно память и внимание к прошлому делают нас людьми. А еще это тот случай, когда личная история поддерживает культурное наследие. В этой связи — вопрос: есть ли среди вас, или ваших знакомых, жители этого дома? Как можно помочь Ольге попасть внутрь, увидеть стекла, почувствовать дух места, пообщаться с теми, кто живёт там сейчас? Пишите комментарии!
1 месяц назад
Сегодня в России — День бабушек и дедушек Я искала витражи в России, где изображены пожилые леди и джентльмены — и нашла только благородных старцев. Среди персонажей российских витражей бабушек нет. Да и в мировом искусстве старушек изображают редко. Похоже, художники во все времена предпочитали изображать юных дам. Старость на витражах — редкий гость, даже в библейских сценах, где есть благородные старцы, их ровесницы-женщины изображены молодыми. Желаю всем нашим бабушкам и дедушкам сохранять внутренний свет, достоинство и мудрость — то, что не даётся фактом рождения, а достигается прожитым временем. На фото: витраж из доходного дома страхового общества «Россия», на Б.Морской, 35. Петербург Там, кстати, в «Росфото», продают наши красивенные календари и с каждым днем их становится все меньше )
1 месяц назад
О витражах «Метрополя» в Москве В здании знаменитой гостиницы на Театральной площади, д. 2, сохранился комплекс витражей начала ХХ века в разной стилистике - неоренессанс в ресторанном зале, модерн на лестницах и в оформлении шахты лифта, необарокко и неоклассицизм в парадных залах. Много следов реставрационного вмешательства, что-то переделано кардинально и даже придумано заново в конце ХХ века. Без документов, которых пока не обнаружено, со всеми этими слоями разобраться сложно. Могу лишь сказать, что большинство витражей – нашего, российского производства: типы стекол и техника сборки характерны для петербургских и московских витражей начала ХХ века. Кроме одного окна, о котором расскажу в другой раз. Некоторые мотивы из витражей «Метрополя» встречаются в окнах петербургских доходных домов. Там стекла сохранились главным образом в верхних фрамугах, и теперь трудно представить, как выглядели окна, украшенные витражами по всей площади. А в «Метрополе» заполнение из цветного стекла занимает всё окно - целиком. Даже если что-то было воссоздано позже, типологически это точно соответствует эпохе Серебряного века. Разглядывая чудесные витражи «Метрополя», можно вообразить, какими были петербургские окна в начале ХХ века. Фото: Княжицкая Татьяна, 2025
1 месяц назад
"А. С. Пушкин" Этот витраж впервые опубликован в интернете несколько дней назад. Он находится у наследников авторов – знаменитых, и уже легендарных художников Леонида Полищук и Светланы Щербининой. Это – последняя их работа в витраже. Ее размер почти камерный (93х70 см), а мощь - монументальная. Образ Великого поэта, созданный руками Великих художников и страшный, и прекрасный одновременно. Очень жду, когда владельцы найдут возможность очно показать эту работу широкой публике. Изображение предоставлено В. Паршуковым.
1 месяц назад
Владимир Стори – архитектор начала ХХ века, владелец собственного бюро и издатель нескольких книг по оформлению и отделке фасадов и интерьеров, писал в 1913 году: «По мѣрѣ развитія культуры, когда искусство перестанетъ быть привилегіей избранныхъ, а сдѣлается такой же необходимой частью образованія, какъ ариѳметика и языки — тогда, конечно, общество пойметъ, что архитектура не кончается на фасадѣ, что наоборотъ, архитектура имѣетъ громадное общественное значеніе, вліяетъ на наше настроеніе, украшаетъ нашу жизнь, даетъ намъ минуты истиннаго счастья. Вотъ почему мы и должны стремиться украшать свое жилище архитектурно не только снаружи, но и внутри. Архитектурная обработка помѣщеній придаетъ имъ характеръ порядка, благородства и уюта…» Полноценное ощущение дома — это не только удобства: лестница, лифт, целые стёкла в окнах и легко открывающаяся дверь. Это — целостность среды, где утилитарное и эстетическое находятся в единстве. В домах старого фонда архитектурные детали – витражи, печи, художественный металл, напольная плитка – являются примерами такого единства. Их сохранность и ухоженность принципиально важны для психологического комфорта жителей. Именно эти детали придают дому благородство, уют, подстраивают общественное пространство, каким является, например, лестничный объем, масштабу человека. В этом и заключается их значение — то самое, о котором писал Владимир Стори более ста лет назад.
2 месяца назад
В парке санатория «Крым» в поселке Партенит (Алушта) находится здание кинотеатра. Его главный фасад представляет собой сплошное остекление с витражом: в этой многометровой композиции угадываются природные мотивы – птицы, рыбы, олени – они размещены на абстрактном фоне, напоминающим волны и солнце, встающее из-за моря. Автор витража не установлен, 1970-е. Комплекс санатория проектировала группа архитекторов: Юрий Георгиевич Кривущенко (главный архитектор проекта), А. Андрющенко, Г. Антимонов, Н. Асатур, В. Воронков, Е. Козлов, Д. Улановская. Фото Ольги Варфоломеевой, 2024 #СССР #Партенит
2 месяца назад