На портале «Проза.ру» есть публикация «Р. Бартини о путях образования» (автор — Бартини). В материале рассматривается Таблица Бартини (версия расшифровки А. Михайлова) и её применение для анализа системы образования. Основные идеи Мировоззренческая основа. Таблица Бартини трактуется как собрание мировоззренческих величин, отражающих поэтапное приращение размерности пространственно‑временного освоения мира человечеством — от «точечного звериного мировосприятия» до многомерной модели мировоззрения. Шестимерный мир. Роберто Орос ди Бартини математически обосновал, что наиболее вероятное устойчивое состояние Мира — не четырёхмерное, а шестимерное (с двумя дополнительными временными измерениями). Человек способен воспринимать этот шестимерный мир («Мир Бартини»). Визуальное (образное) мышление. Предлагается метод запоминания информации через перевод слов в образы и связывание их в «кино» в голове. Это позволяет удерживать информацию дольше, чем при механическом запоминании. Пример из текста: «Сидя на лекции с закрытыми глазами, я превращал слова лектора в образы и сами образы связывал между собой — получалось как кино, а затем, придя домой, смотрел этот фильм из образов и записывал лекцию в тетрадь». Дифференцированный подход к обучению. А. Михайлов делает вывод: методика преподавания в начальной и средней школе не может быть одинаковой для разных групп людей — она должна учитывать уровень исходного мироощущения. Путь к такому образованию видит в этнопедагогике, которая учитывает этническое своеобразие в мировосприятии учащихся. Риски унифицированного образования. Если система образования не будет учитывать различия в восприятии мира, это приведёт к «неопровержимой и невероятно массовой интеллектуальной выбраковке молодёжи», даже при наличии дипломов о высшем образовании. Продуктивное восприятие. В цитате из книги [5] подчёркивается, что человек способен не только репродуктивно воспринимать мир, но и порождать новые образы (визуальное мышление). Это — отдельный раздел психологии, изучающий механизмы создания новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку. Вывод Автор публикации считает, что будущее образования — в признании неоднородности восприятия мира у разных людей. Система обучения должна стать: индивидуализированной; учитывающей этнические и расовые особенности; опирающейся на развитие визуального (образного) мышления. Иначе существует риск массового отсева талантливых людей из-за несоответствия стандартных методик их природному способу познания.
6 дней назад