Найти в Дзене
7.03. Теоретик инквизиции и его теория
Иосиф Волоцкий, он же Волоколамский, сыграл мрачную роль теоретика русской инквизиции. Его мирское имя Иван Санин. Родом он из подмосковных волоколамских дворян. Его отцу принадлежало село и несколько деревень близ Волоколамска. Историкам известно восемнадцать монашеских имен в роду Иосифа. Его дед с бабушкой, а также отец с матерью, достигнув преклонных лет, постригались в монахи и заканчивали земной путь в монастырях. Самого Ваню Сашина, будущего Иосифа, в раннем детстве отдали учиться монаху Арсению, у которого он овладел грамотой и вскоре стал усердным чтецом в местной церкви...
4 года назад
7.02. Первые казни
Рождением русской инквизиции можно считать 1375 год. В том году церковная власть Новгорода совместно со светской властью приговорила трех стригольников к смертной казни «путем утопления в Волхове». Один из них был Карп Стригольник, другой - диакон Никита. Формулировка их преступления такова: «Развратники христианской веры». Если еретиков обвинили в преступлениях с точки зрения христианского вероучения, учения Иисуса Христа, то возникает вопрос: каково евангельское обоснование уничтожения инакомыслящих...
4 года назад
7.01. Откуда еретики?
Напрасный труд - искать в российских словарях статью о русской инквизиции, ее там нет. «Инквизиция» в переводе с латыни - «розыск». Словарь поясняет криминальный смысл «розыска», но при этом ни слова о причастности церкви. Между тем «инквизиция» тем же словарем трактуется как судебно-полицейское учреждение в католической церкви, существовавшее в XIII-XIX веках для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Обычно еретики приговаривались к сожжению на костре. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании...
4 года назад
5.09. Чего хотел Победоносцев
Внук дьякона, сын профессора Московского университета, Константин Победоносцев окончил императорское училище правоведения, был хорошо известен в России как ученый-правовед. Он преподавал в Московском университете курс гражданского права и написал по правоведению четырехтомный труд. Являлся почетным членом французской академии и ряда российских университетов. При императорском дворе он проводил занятия по правоведению с великими князьями, а также с наследником престола, будущим Александром III....
4 года назад
5.08. Перетягивание каната
На протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1803 года, в религиозном просвещении простого народа России шло своеобразное перетягивание каната между Русской церковью и министерством народного образования. Все началось с издания в 1803 году императором Александром I указа «О введении наук в России», в котором духовенство приглашалось к «содействию сему благому начинанию». Александр I планировал покрытРоссисетью учебных заведений, включающей в себя приходские училища, уездные, губернские (гимназии) и университеты...
4 года назад
5.07. От худого семени
Вернемся к системе светского и духовно-религиозного просвещения в России. До Петра I россияне получали лишь элементарное образование, точнее, грамотность в школах, которые можно было по пальцам сосчитать. По-настоящему образованных людей были единицы, и достигали они высот просвещения путем личной начитанности в книгах. Примечательно, что историки не отмечают с точки зрения просвещения русские монастыри,которые традиционно называются очагами просвещения. Некоторые монастыри, несомненно, располагали...
4 года назад
5.06. Чем увлекался император
Мудрость гласит: «Свято место пусто не бывает». Ее вполне можно применить по отношению к сердцу, душе человека. Если там нет Духа Божьего, если Слово Божье не проникало во внутренний мир человека, то туда, скорее всего, внедрится нечто противоположное.      Пока святейший синод тянул с изданием Библии на русском языке, лишая россиян здоровой духовной пищи, этого хлеба небесного, люди питались тем, что им предлагали, в том числе и отравленной пищей. Высший свет общества, император Александр II...
4 года назад
5.05. Синод затягивал как мог
Последние годы правления императора Николая I были характерны его прямо-таки враждебным отношением к науке, просвещению. В связи с этим можно было бы понять позицию святейшего синода, подвергавшего наказаниям архимандрита Макария и профессора Г. Павского, осмелившихся по своей инициативе переводить Ветхий Завет с еврейского на русский. Но 18 февраля 1855 года Николай I умер, и на престол взошел его сын Александр II. Казалось бы, смена государей должна была побудить синод к продолжению и завершению перевода полной Библии на русский язык...
4 года назад
5.04. Неукротимый переводчик Макарий
В годы мрачного тридцатилетия в жизни России, по крайней мере, два человека продолжали трудиться над переводом Библии на русский язык: один из них, архимандрит Макарий. - на Алтае, другой - профессор еврейского языка Герасим Павский - в Петербурге.      Справедливости ради следует заметить, что московский митрополит Филарет (Дроздов), который прежде под эгидой Библейского общества переводил на русский язык Евангелие от Иоанна, на первых порах после закрытия Библейского общества попытался поднять тему продолжения перевода Библии...
4 года назад
5.03. Свет Библейского общества.
Мощный импульс изданию Библии на национальных языках придало создание в 1804 году так называемого Британского и иностранного Библейского общества, которое ставило своей целью издание и распространение Библии. Оно возникло не на пустом месте. Идея библейского просветительства получила свое выражение в 1698 году в Англии в образовании «Общества для распространения христианского знания», а в 1701 году - «Общества для распространения Евангелия для американских колоний». Общества, подобные Библейскому, стали возникать и в других странах...
4 года назад
5.02. Тернистый путь славянской Библии
Начало издания славянской Библии положили византийские миссионеры братья Кирилл и Мефодий - они перевели греческую Библию на литературный старославянский язык. При этом ими имелось в виду обращение в христианство западных и южных славян, о восточных же славянах, то есть в нынешнем понимании русских, белорусов, украинцев и других, речь не шла. Но поскольку большого разделения славянских языков в конце первого тысячелетия еще не было, то в эпоху христианизации Киевской Руси восточным славянам было вполне понятно содержание славянской Библии...
4 года назад
5.01. В простоте и невежестве
«Русь была крещена, но не была просвещена». Это высказывание принадлежит русскому религиозному философу Владимиру Соловьеву. Для такого суждения имелось достаточно оснований. Русские христиане относились к просвещению вообще и религиозному в частности иначе, чем их западные собратья по вере. Первохристианские общины получили от апостолов Христа, от иудаизма, на котором они воспитались и выросли, основательное знание Ветхого Завета (Торы), а также традиционную школу просвещения, основанную на индивидуальном обучении Библии в семье и у местных учителей...
4 года назад