Найти в Дзене
Закреплено автором
Антимодернизм
Слово в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла
2 года назад
Антимодернизм
Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы
2 года назад
Антимодернизм
Встреча с Господом
3 года назад
Биография как исследование и как превосхождение
Гессе пытается выяснить: можно ли преодолеть последствия самооткровения личности. Магистр и люди Мы уже уяснили, что Гессе выступает против самооткровения личности, когда на рубеже XVII – XVIII веков человек увидел свою свободу и при этом потерял и власть, и возможность подчиняться власти. Гессе, по моей оценке, намеренно избирает классицизм в качестве нормы, потому что классицизм еще не знал этого самооткровения. Отдадим должное Гессе: он дает бой новому самоощущению на территории врага: на поле биографии и связанных с этим жанром проблем...
1 день назад
Ненавязчивые идеи. Май 2025 года
Наряду с глупостью и невежеством – бесстыдство составляет третий необходимый компонент духовной катастрофы, которую мы наблюдаем. Для такой катастрофы недостаточно сплоченной группы глупцов, то есть идеологов-оправдателей неверия и неправоверия. Для нее недостаточно и массового духовного невежества, которое истолковывает учение модернизма, якобы, в православном духе. Нет, всего этого мало: нужны еще избранные, достойные и верующие люди, которые своим бесстыдным равнодушием венчают эту пирамиду зла...
2 дня назад
Полемичность классицизма. Полемика в романе “Игра в бисер”
Как показывает Гессе, классицизма недостаточно, чтобы восстановить порядок, если он утрачен. Магистр и люди Итак, я полагаю, что классицизм послужил Гессе образцом для Касталии. И яснее всего это видно из резкого антиромантического духа романа. Непонятно, каким образом и в какой момент Гессе усвоил себе такое воззрение, ведь до «Игры», насколько помнится, он не демонстрировал такой антипатии ко всему романтическому. Классицизм предстает в романе не в виде бесконечного абсолютистского покоя и порядка...
6 дней назад
Искусство чтения в романе “Игра в бисер”
В эпоху классицизма писатель впервые нашел равных себе слушателей, зрителей, ценителей. Магистр и люди Мы говорили о власти автора в романе и в классицизме. А какова в них роль читателя? Полностью ли он безвластен? Что требуется от жителя Касталии, если он отказался от творчества? Житель Касталии должен владеть искусством чтения. Опишем еще раз картину мира, которая разворачивается перед классицистом и читателем романа Гессе. В Церкви, государстве, науке и искусствах есть незыблемые и немногочисленные авторитеты...
3 недели назад
Классицизм и власть
Магистр и люди После сказанного о роли классицизма в романе «Игра в бисер» нас не удивит то, что и тема власти, о которой мы говорили выше, рассматривается в романе тоже в классицистическом ключе. Какую же власть признавали классицисты? Это был единый авторитет истины, который распространялся на все частные виды власти, всюду рождая единовластие. Поэтому классицизм постоянно возвращается к мотиву превосходства, совершенства в политике и обществе, к искусству, прошедшему испытание временем, наилучшему в своем роде и в свою эпоху...
4 недели назад
Неподвижность и спокойствие классицизма
Размышления о порядке побуждают классицистов к тому, чтобы противопоставлять движение порядку. Магистр и люди Размышления о порядке побуждают классицистов к тому, чтобы противопоставлять движение порядку. Собственно, речь идет не о движении, как таковом, а о культе движения, упоении движением, свойственном Новому времени. Здесь, как мы видим, еще нет ничего от романтизма с ключевой для него идеей эволюции.1 В романе «Игра в бисер» тоже отчетливо виден отказ от движения, любой суеты. Герои путешествуют, как бы не касаясь земли, не замечая обстановки...
1 месяц назад
Тема классицизма в романе «Игра в бисер»
Само настроение и атмосфера последнего романа Гессе приобретает некоторые черты высокого классицизма. Магистр и люди Одной из сквозных тем романа Германа Гессе «Игра в бисер» является классицизм как художественный метод, а также теория искусства и период в истории искусства, прежде всего в музыке. Само настроение и атмосфера последнего романа Гессе приобретает некоторые черты высокого классицизма, хотя и не без критического к нему отношения. Но значение классицизма для Гессе этим не ограничивается...
1 месяц назад
Тема культуры и варварства в романе “Игра в бисер”
Встать к истории и культуре в правильное, а не мечтательное отношение. Магистр и люди В романе Германа Гессе тема истории привязана к двум родственным темам: во-первых, культуры и, во-вторых, варварства, как противоположности культуры. Тема культуры оказывается в центре романа уже потому, что Гессе приписывает Касталии героическую роль в борьбе с фельетонной эпохой. И это тогда, когда сам Гессе является свидетелем краха европейской культуры в XX веке и предвидит его в будущем для своей Касталии....
1 месяц назад
Тема истории в романе “Игра в бисер”
Тема истории возводит к основной проблеме, разрешаемой романом: соединению деяния с разумом. Магистр и люди Гессе ставит проблему историчность – не историчность перед участниками «игры», то есть перед собой, как автором, и перед нами как читателями. Решая этот вопрос в романе, мы только тренируемся, упражняемся в искусстве обобщать. Тема истории исследуется на протяжении всего романа, так как возводит к основной проблеме, разрешаемой романом: соединению деяния с разумом. Жители Касталии описаны в...
2 месяца назад
Темы романа «Игра в бисер»
Некоторые темы, раскрываемые или только обозначенные в романе, представляют для нас особенный интерес. Магистр и люди Я утверждаю, что роман «Игра в бисер» – это своего рода «деяние», последовательность действий. И в то же время, как мы говорили, «Игра в бисер» является интеллектуалистским произведением. В нем обсуждаются важные и высоко абстрактные темы. Если мы соединим обе эти стороны, то получим вывод, ради которого только и стоило начинать разбор романа в рубрике искусство чтения. То, что в романе названо «игрой», на самом деле есть просто чтение, и в том числе чтение данного романа...
2 месяца назад
Конец игры. Роман как игра в бисер
Роман и его автор стремятся к цели, которая находится вне литературы. Магистр и люди Роман Германа Гессе «Игра в бисер» как сценарий игры – еще не самый высокий уровень обобщения, к которому приходит внимательный читатель романа. Сценарий находится еще по литературную сторону действительности. Это еще не сама жизнь. Мы не будем здесь вспоминать современную «Игре в бисер» книгу Йохана Хёйзинги «Homo ludens» (1938 г.) и ставшую с тех пор привычной демагогию о том, что «игра, понимаете ли, есть вещь серьезная»...
2 месяца назад
Роман «Игра в бисер» как реалистическая абстракция
Игра в бисер реалистически абстрактна, так как оперирует символами, отвлеченными от реальных явлений. Магистр и люди Мы уже упоминали, что три жизнеописания Кнехта вызвали у педагогов упреки в их недостаточной историчности. Я полагаю, что ответом на эти упреки и становится сложно составленное жизнеописание в виде самого романа «Игра в бисер». Но историчен ли роман? Ответить на этот вопрос оказывается довольно непросто, потому что это вопрос об особом литературно-идейном жанре, к которому мы его отнесем...
2 месяца назад