Найти в Дзене
Стоики о будущем, или как не потерять настоящего Мой путь в философию начинался с Ницше и стоиков. На входе в моей внутренний космос написано «Там, где ты ничего не можешь, ты не должен ничего хотеть». При таком подходе большая часть политических новостей для меня не имеют смысла, хотя это и противоречит основному тренду модерности на политизацию масс. Я реагирую только на то, что сможет пробиться ко мне через реальность, а не через сеть. Озабоченность многих моих современников будущим, на которое они никак не могут повлиять, – одно из самых невротизирующих проявлений всеобщей политизации всего. Я точно знаю, что сказали бы на это стоики, например, Сенека. Если ты ждешь от будущего какой-то катастрофы, используй те несколько дней, недель или месяцев, когда она еще не наступила. Проживи это время спокойно и радостно. Благодетельные боги закрыли от тебя этот будущий ужас и дали тебе возможность жить пока без него, зачем ты сам уничтожаешь всё хорошее, что у тебя есть, хоть и ненадолго? Вечного нет ничего, каждая радость окончится, постоянного и неомраченного счастья в этой жизни не бывает. Несколько дней радости – единственный доступный тебе способ быть счастливым*. Будешь переживать катастрофу, когда она случится и после этого, а сейчас используй имеющееся время с большей отдачей, пользой и разумностью. Если же ты ждешь от будущего успеха и победы, то тем более странно тратить столько времени на предугадывание и предвкушение этих событий. Неужели жизнь твоя настолько ужасна, что только занимая радость у будущего, ты способен выжить сейчас? Если есть выход в интернет (а он есть, поскольку интернет забит стенаниями и плачами), то всё не так уж плохо на сегодняшний день. Чем дальше, тем больше я понимаю Цицерона, который в «Тускуланских беседах» с нескрываемым презрением пишет о той части стоической философии, что учит не плакать, когда больно, и стойко переносить страдания. Возможно, это нужно изнеженным грекам, но мы же римляне, а не трусливые бабы! Так что эту часть пропустим. Кто не хочет пропускать, у любого из стоиков есть много чего на эту тему. У жителей большой России есть уже трехлетний опыт войны. У жителей Донбасса он больше, уже двенадцатый год. Если вы сегодня живы, вам дали эти годы, которые вам оказалось по силам пережить. Как вы их потратили? И как вам помогли в этом политические новости? Что хорошего принесли в вашу жизнь исполнившиеся прогнозы экспертов и аналитиков? Стоило на них тратить столько бесценного времени, которого не вернет даже знающий благодарность? Может, поискать другое развлечение? Такая стоическая философия. * Этот комплекс идей о быстротечности красоты символизируют в Японии облетающие лепестки сакуры.
8 часов назад
Военная пропаганда, искусство и манипуляции Из книги «Война и общество» С. Малешевич: «Я утверждаю, что вместо того, чтобы быть всепроникающей, способной быстро и кардинально изменить общественное мнение созидательной силой, большая часть военной пропаганды носит паразитический характер, поскольку она лишь дополняет и выкристаллизовывает уже существующие представления. Следовательно, наиболее восприимчивой аудиторией для пропаганды являются те, кто находится вдали от поля боя. И, напротив, солдаты, находящиеся на передовой, в значительной степени игнорируют пропагандистские посылы, поскольку их основной источник мотивации находится на микроуровне солидарности, возникающей внутри малых групп». После 2022 года наше государство вкладывает много сил в создание институтов околовоенной пропаганды, а конкретно писательских организаций и культурных мероприятий патриотического направления. На некоторых мероприятиях, призванных легитимизировать такие структуры, и мне приходилось бывать. Закономерность подтверждается. Если авторы, живущие на войне, как Елена Заславская, стараются писать о красоте мгновения, хрупкости жизни и непобедимой силе любви, авторы из большой России зачастую считают, что чем больше крови и трупов в кадре, тем лучше. Полностью построен на этом принципе известный концерт Владимира Аввы «Стихи войны и мира» и клип Акима Апачева «Полковник Свет». Авторы, пишущие в таком же стиле здесь, находят благодарную аудиторию на материке. Невосприимчивость аудитории к такому эмоциональному давлению называется в лучшем случае «люди устали от войны», а в худшем – отсутствие патриотизма, то есть это уже двойная манипуляция. На самом деле люди устали не от войны, а от манипуляций. Помимо того, что публика несет все тяготы войны, от нее еще и требуют восхищаться откровенно бездарными поделками, не позволяя их критиковать, «чтобы не играть на руку врагу». В то же время военная тема, раскрытая на на высоком художественном уровне, как в спектакле «Новороссия» Александры Куликовой, имеет заслуженный успех. 
9 часов назад
Милитаризм и пацифизм в социологии: цена морального негодования Появилась в сети книга «Война и общество» ирландского профессора С. Малешевича. Он показывает, что пацифистское представление о классиках социологии – Марксе, Дюркгейме и Вебере – было сформировано после Второй мировой войны под влиянием морального негодования по поводу всякой милитаристской мысли. Это негодование вызывало немедленный бойкот в академической среде всех исследователей, которые изучали войну как таковую, а не причину каких-то других явлений, и породило самоцензуру, что привело к исчезновению таких исследований совсем. Еще одно немаловажное следствие – милитаристская тенденция в работах калссиков социологии затушевывалась и последовательно игнорировалась. Только в наши дни эти штампы начинают преодолеваться. В публичном же пространстве они господствуют безраздельно. Взгляды Эмиля Дюркгейма – идеал современной общественной мысли и те самые твердые позиции, на которых стоят современные патриотические писатели типа Маргариты Симонян. Идеи Дюркгейма следующие: человечество постепенно развивается в сторону уменьшения насилия; чем более развито общество, тем менее вероятна война; прогрессивные общества вообще не будут воевать между собой. Первая мировая война стала шоком для Дюркгейма, и ему пришлось корректировать свою теорию. Коррективы были следующие: единственное препятствие к прогрессу и миру – немецкий милитаризм, укорененный в особом немецком культурном духе. После Второй мировой войны эта идея была переформулирована с использованием термина «фашизм» – этот германский милитаристский дух породил фашизм, что и замедлило путь к прогрессу и всеобщему миру. В таком виде эта устаревшая концепция существует в современном российском обществе, где наследницей немецкого фашизма является фашистская же Украина. В основных своих смысловых узлах концепция не поменялась. Малешевич показывает, что в конце XIX – начале ХХ века идеи немецких мыслителей в отношении войны были общим местом и не выделялись каким-то особым образом в европейской мысли. Майкл Манн уже продемонстрировал на большом эмпирическом материале, что этнические чистки – не пережиток варварских времен, а результат распространения демократии и массового государства модерна. Малешевич обобщает результаты новых исследований, которые можно резюмировать словами Уильяма Самнера, чьи милитаристские идеи были высказаны сто лет назад и подверглись цензуре по той же схеме: «Человек в самом примитивном и нецивилизованном из известных нам состояний не ведет войну постоянно; он ее избегает. Его скорее можно охарактеризовать как мирное животное. Настоящая война возникает при столкновении более развитых обществ» (Sumner, 1911: 205). Это к вопросу о том, возможно ли научное развитие, если всем внушить одинаковые правильные идеи, морально и этически безупречные. 
10 часов назад
Историософия В.Ф. Одоевского с позиций учения о России как государстве-цивилизации В статье анализируются взгляды В.Ф. Одоевского на историю России в контексте цивилизационного подхода. Актуальность исследования обусловлена тем, что русская литература и философии XIX века активно используются для формирования современного российского мировоззрения согласно Стратегии национальной безопасности России 2021 года, а понятие России как государства-цивилизации отражено в новой учебной дисциплине высшей школы «Основы российской государственности». Показано, что отсутствие четкого определения понятия государства-цивилизации не позволяет однозначно обозначить место В.Ф. Одоевского в становлении цивилизационного подхода. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при использовании отличительного признака цивилизации – непереводимость основных интуиций на другие языки и культуры – Россия, согласно В.Ф. Одоевскому, принадлежит к европейской цивилизации. Ищенко, Н. С. Историософия В. Ф. Одоевского с позиций учения о России как государстве-цивилизации / Н. С. Ищенко // Тетради по консерватизму: Альманах. – №2. – М.: Некоммерческий фонд – Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ), 2025. – С. 324-330. Читать текст по ссылке: ninaofterdingen.ru/...ций
2 дня назад
Кант, религия и секулярное пространство свободы Американский антрополог Талал Асад пишет, что созданное просветителями секулярное пространство свободной дискуссии на религиозные темы может функционировать только потому, что некоторым группам сразу же отказано в доступе туда, а определенные мнения в нем изначально не представлены. В этих границах оно прекрасно функционирует, а те, кого туда не пустили, ничего не могут поделать. Первой такой группой исторически были христиане, и эта исключенность существует до сих пор. Одно из подтверждений этому есть в книге Сергея Булгакова «Свет невечерний», где автор пишет о методе Канта, примененном в его «Критиках». В «Критике чистого разума» Кант задается вопросом, как возможна наука, поскольку она возможна. Что наука возможна, мы знаем из работ Ньютона и других ученых XVII-XVIII вв. Наука такого типа существует, и Кант хочет понять, как это может быть, исходя из эмпирического факта ее наличия. В «Критике практического разума» Кант ставит тот же вопрос по поводу морали: как возможна универсальная мораль, поскольку она возможна. Что мораль возможна, это дано нам в опыте, и с этим Кант не спорит, а на это опирается. Итак, в обоих случаях Кант основывает свой метод на эмпирической данности и ставит себе задачу объяснить то, в существовании чего он не сомневается, да и никто не сомневается. Булгаков замечает, что более ста лет после Канта никто не поставил такой же вопрос о религии. Ведь религия эмпирически существует, этому множество подтверждений, и вся человеческая история говорит о том, что общество без богов не выживает, и люди тем или иным путем приходят к религиозной жизни. Тем не менее Кант сам себе запретил об этом спрашивать, и европейская философия после него этот вопрос не задавала. В Европе того времени религия – это по умолчанию христианство, и христианам нельзя давать слова, даже пытаться допустить их в пространство дискуссии о сущности религии, иначе всё рассыплется. Последовательность в этом вопросе уже заметно дискриминирующая, и крестопад в России – только один из вариантов. Но поскольку это учреждающее действие, без которого вся система не работает, от нее не могут отказаться. 
3 дня назад
Шерлок Холмс в Китае Дорама «Затихающие волны» – первая в моей кинозрительской истории, о которой я знала, что она выйдет, и ждала, когда это случится. Определенные ожидания оправдались – главный герой Сяо Бэй Мин невероятно прекрасен. Помимо этого перед нами костюмированная дорама, волшебная сказка, красивая красота, героический героизм, хитроумные интриги, хорошо подобранная квестовая команда, проходящая разные уровни игры. Полицейский процедурал, перенесенный в условную Китайскую империю. Сквозь персонажей в халатах со сложными прическами просвечивают современные судмедэксперт, следователь и оперативники в обычных костюмах. В отряде даже две женщины на ответственных позициях, кому это нужно. Все загадки разгаданы, ружья выстрелили, детали сыграли. Если нравится картинка без глубины, вам сюда. Есть чудесный оммаж Конан Дойлю. Для начала, главный герой дедуктирует с ужасающей скоростью. До катастрофы на озере он разгадывает одно дело минут за пять-десять экранного времени. Потрясенный зритель не успевает опомниться. Уже ближе к финалу Сяо Бэй Мин произносит: «Мой учитель всегда говорил: отбрось всё невозможное, и что останется, то и будет правдой, сколь бы невероятным оно ни казалось». Это говорил Шерлок Холмс в «Знаке четырех», и с тех пор много в каких экранизациях. Слова носятся в воздухе и обретают статус древнекитайской мудрости. 
3 дня назад
Розенкранц и Гильденстерн мертвы Поскольку умер Том Стоппард, посмотрела снова «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Сначала я читала эту пьесу в «Иностранной литературе», потом смотрела по телевизору, уже не помню, на каком языке, скорее всего на украинском. Стоппард был автором сценария и режиссером фильма в далеком 1990 году. Розенкранца в нашей семье хорошо помнят по «Трасе-60», где он курил трубку с головой обезьяны. В пьесе Шекспира в самом конце гонец из Англии сообщает, что Розенкранц и Гильденстерн мертвы, и это подается как торжество справедливости – принц Гамлет погиб, но успел отомстить своим врагам, воздать по заслугам каждому, и даже своим бывшим коварным друзьям Розенкранцу и Гильденстерну. Он был один против моря смут, и победил, до всех дотянулся и всем отплатил полной мерой. В фильме, названном этой фразой, те же события обретают совсем иной смысл. Находки Стоппарда за прошедшие 35 лет впитались в плоть и кровь современной культуры. Очень легко объяснить, что он делает, тому, кто играет в компьютерные игры или видел современные фильмы типа «Главный герой». Розенкранц и Гильденстерн – это NPC, неигровые персонажи, которые обретают самосознание. Причем они осознают себя не как друзья принца Гамлета, а как персонажи пьесы. Они непосредственно знают и помнят только то, что происходило на сцене в их присутствии, и немного вокруг этих событий, но в рамках сюжета. Как за ними посылали, как они встретили актеров на дороге – об этом они говорят принцу, это они и пережили. Всё остальное они знают от других. Даже свои имена они узнают от посторонних. Об их дружбе с Гамлетом им говорят король и королева, и эта новость никак не удостоверяется их памятью. Всю пьесу они пытаются по обрывкам фраз и сцен понять, что происходит, чего от них хотят эти люди и почему их в конце концов повесили. Безуспешно. За этой идеей встает другая – история Розенкранца и Гильденстерна становится метафорой нашей жизни. Так человек, заброшенный в мир, оказывается среди людей, которых он не знает, в разгар событий, которые он не начинал, и вынужден в них ориентироваться и разбираться на ходу, не имея никакой помощь и подсказки, когда цена ошибки – жизнь. Идеальная иллюстрация экзистенциальной философии ХХ века. Также Стоппард показывает здесь, как зритель входит в пьесу во время спектакля. В начале, встретив актеров на горной дороге, оба говорят, что хотели бы поучаствовать – и раз, они оказываются в Эльсиноре рядом с Гамлетом. В финале актеры сворачивают свой балаган и уезжают, а Розенкранц и Гильденстерн остаются на той же дороге, где их повстречали. Так и зритель попадает в спектакль, чаще как Гамлет или Офелия, но в конце концов почему бы не в роли друзей принца. Спектакль окончен или книга закрыта, можно выдохнуть и идти дальше своей дорогой. Множество сюжетов впереди, выбирай, сколько хочешь, дорогой читатель. 
4 дня назад
Художник в полиции: рисование и расследование Китайская дорама «Под кожей» – полицейский сериал о двух напарниках, один из них – капитан и бывший хулиган, второй – художник, пришедший в полицию составлять портреты подозреваемых со слов пострадавших. Как всегда, в соревновании человека с машиной побеждает человек – его работы гораздо лучше фотороботов. Очень спокойный отдыхающий фильм, всё красиво, эффектно, увлекательно. Есть несколько ярких особенностей. Заставка в начале очень эстетская. Эти две минуты невероятно хороши, музыка, изображение и напряженное ожидание сочетаются идеально. Ради заставки я и смотрела дальше, ожидая, когда действие поднимется на этот уровень. Никогда. Не поднимется, можно не ждать. Стала смотреть просто для отдыха после напряженного дня, когда нет сил ни на что. Впервые вижу в сериале такой прием, когда одно дело разбивается на две серии – с середины до конца одной и с начала до середины другой. То есть финал серии – это кульминация очередного детективного сюжета. Часто сюжет связан с историей искусств, какой-то картиной – решение загадки помогает найти известный шедевр европейской классики. Далее, это фильм хоть и про полицейских, но принцип у него, как у историй про мисс Марпл – в детективных сюжетах постоянно задействованы знакомые обоих напарников, особенно художника. Эффект создается тот же, что и у Агаты Кристи: куда ни приедет мисс Марпл, там обязательно кого-то убьют, уж лучше с ней рядом не находиться. Так же невольно сеет вокруг себя хаос и разрушения художник Шэнь И. В одном из детективных дел используется прием, знакомый мне лично по фильму «Фокус» с Уиллом Смитом и Марго Робби: воздействие на подсознание жертвы, чтобы вынудить ее назвать определенное число, только тут силами целого отдела пекинской полиции. Как в сериале «Элементарно» и фильме «Майор Гром», в финале создали антагониста – компьютерного гения, который замышляет зловещее преступление с помощью гаджетов и технологий. Эта эпичная борьба героя с компьютерным гением заменяет сейчас сражение Ивана-царевича со Змеем Горынычем на калиновом мосту через реку Смородину. На этом всё. Если не ищете чего-то сверхъестественного и есть интерес к рисованию, то можно попробовать. 
5 дней назад
Боги против персонажей: архаика и постмодерн Смотрю третий сезон «Викингов». Пока не началось – то самое, о чем говорят все посмотревшие, то есть заметное снижение качества. Сделала одно забавное наблюдение. Исследуя «Илиаду» Гомера, Л. Клейн писал, что в поэме боги используются для латания сюжетных дыр: когда сказитель закончил свою вставку и нужно вернуться к основной линии истории, появляется бог или богиня и переносит героя в то место, откуда сказитель его забрал для своих целей, или вообще отматывает сюжет немного назад, в ту точку, где началось свободное творчество данного рапсода. Клейн замечает, что это очень неблагочестиво, во всяком случае, с христианской точки зрения. В греческом театре для решения запутанной ситуации в конце истории появлялся бог из машины, которого спускали на сцену с небес с помощью специального приспособления, чтобы он поженил всех, кого нужно, и раздал справедливости злодеям. Прием пережил века и используется до сих пор. В сериале «Викинг» уже появились герои, которые гибнут из-за божественного вмешательства. Сиги убил сам Один лично, явившись в Каттегат под видом странника. Эдельстан погиб в результате собственного мистического переживания встречи с Христом, которое наложилось на религиозную одержимость Флоки. Можно сказать, что его тоже удалили из сюжета боги, специально для этого вмешавшись в действие. Так постмодерн встречается с архаикой, и оказывается, что они и не разлучались. 
5 дней назад
«Неаполитанский квартет»: история дружбы в послевоенной Италии «Неаполитанский квартет» Элены Ферранте – одно из открытий этого года. Благодарю Викторию Смоляр за подаренную последнюю книгу «История о пропавшем ребенке». Не желая начинать с последней части, я нашла три первые, начала сначала и втянулась в книгу полностью. История двух подруг из Неаполя, которые родились в сороковые, повзрослели в шестидесятые, а последнюю книгу одна из них дописывает в 2010-е годы. Италия в книге очень напоминает страну третьего мира или наши девяностые: бедность, криминал, большой разрыв между бедными и богатыми, выживание семьей за счет тяжкого труда и тотального контроля над всеми ее членами. Отличие в том, что интеллигенция – это другой социальный статус, подкрепленный финансово. Даже учеба в средней школе – это барьер, который не каждый преодолевает, а учеба в университете – это билет в совсем другую жизнь, в мир старой аристократии пера, людей, которые в течение нескольких поколений живут среди книг и предметов искусства. Вся тетралогия – история о том, как люди прокладывают свой путь, невзирая на окружение, и как свою семью и друзей носят с собой – в своих привычках, взглядах на жизнь, принимаемых решениях и выбранных дорогах. Две подруги, Лила и Лену, меняют свой габитус и заданную социальную траекторию разными способами. Лену учится, находит знакомых в кругу интеллигенции, становится писательницей. Лила идет невероятными зигзагами – свадьба, развод, профсоюзное движение, землетрясение, двое детей от двоих мужей, экзистенциальный кризис, самые разные работы: продавщица, дизайнер, работница на фабрике, и наконец специалист по компьютерам, что совершенно странно для девочки, окончившей только начальную школу, и вообще инопланетно в патриархальном бедном квартале Неаполя, где все живут друг у друга на виду и постоянно думают, что скажут люди. Главная героиня – Лила. Ее подруга, писательница Лену, описывает ее историю, как она видна хоть и лучшей подруге, но со стороны. Лену использует некоторые записи Лилы, но не приводит их, а пересказывает своими словами, вплетая в свою жизнь. Главная особенность ее гениальной подруги – свобода. Ее не заботят ритуалы, она видит цель и идет к цели. Лила – прирожденный лидер, она никогда не остается незамеченной и любую компанию может заставить себя слушаться. Лену добивается всего неустанным трудом, концентрацией и вниманием. Ей ничего не дается само собой, она всегда недовольна результатом и с трудом решается что-то изменить. Такие разные подруги остаются важными друг для друга людьми в течение нескольких десятилетий бурного ХХ века. Читается очень легко и увлекательно. Всем рекомендую.
5 дней назад
Антиутопию Брэдбери обсудили в Луганске На заседании Философского монтеневского общества Луганска 10 декабря 2025 года обсудили доклад Валентины Патерыкиной о предсказании будущего, сделанном Рэем Брэдбери более семидесяти лет назад в романе «451 по Фаренгейту». Докладчик задается вопросом, а нужно ли менять мир в антиутопии Брэдбери, ведь стремилось общество само стремилось к потребительскому счастью. Правительство только угадало настроения граждан. Всё произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны внешней силы, ни инопланетяне, ни Большой Брат не вмешивались в то, как люди распорядились своей свободой. Докладчик утверждает, что поскольку культура реализует себя в свободе, то общество, описанное Брэдбери, теряет свободу вместе с культурой. Люди лишаются общения, и общество гибнет в атомном огне. В обсуждении были затронуты такие вопросы как счастье в этике Канта, развитие капитализма, влияние войн на человеческую культуру, управление людьми в массовом обществе, конфликт массовой и элитарной культуры, почему человек стоит перед выбором, быть ребенком или быть взрослым в этом мире, где черпать знания быстрее, чем в книгах, как можно было бы иначе закончить роман и зачем в век ИИ всё-таки читать книги. Послушать аудио по ссылке:
1 неделю назад
2025 с «Одуванчиком»: Философское монтеневское общество В 2025 году на «Одуванчике» размещены аудио докладов Философского монтеневского общества: 29.01.2025. Озарения Грядущего, или Предвосхищение судеб мира. Философские аспекты фантастики Александра Беляева (И. Г. Погорелов) (https://oduvan.online/fmo/творчество-советского-жюль-верна-обс/) 05.02.2025. Необходимо ли знание религий молодым людям секулярного общества? О новом учебнике религиоведения Н. С. Ищенко (А. И. Атоян) (https://oduvan.online/fmo/религии-и-свободомыслие-в-современно/) 12.02.2025. Как стать богом, или Иудейское разумение Ветхого Завета в комментариях психолога Эриха Фромма (А. И. Атоян) (https://oduvan.online/fmo/психология-фромма-как-иудейский-гума/) 19.02.2025. «Степная лавкрафтиана Александра Сигиды (по книге “Уходящая раса”)» (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/постмодерн-на-службе-империи-обсудил/) 26.02.2025. Культура насилия. Metallica: Kill ’em all (И. Е. Серокуров) (https://oduvan.online/fmo/культура-насилия-или-культура-протес/) 12.03.2025. В какое время попал Виктор Цой (И. Е. Серокуров) (https://oduvan.online/fmo/время-виктора-цоя-обсуждение-на-фмо/) 26.03.2025. Изображение спасителя в современном кино на примере фильма «Главный герой» (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/на-заседании-фмо-ученые-студенты-бого/) 02.04.2025. О пользе и вреде ересей. От несториан к пассионариям (А. И. Атоян) (https://oduvan.online/fmo/ереси-в-религии-идеологии-искусстве-б/) 09.04.2025. Поэтика пути в «Балладе об Орин» (Е. А. Заславская) (https://oduvan.online/fmo/святая-блудница-орин-путь-бодхисатвы/) 14.05.2025. Война – отец всего или возможен мир без войны? (В. В. Патерыкина, К. В. Деревянко, Н. С. Ищенко, А. С. Кондауров) (https://oduvan.online/books/война-отец-всего-или-возможен-мир-бе/) 10.09.2025. Дон Жуан: осмысление европейского мифа в русской литературе (С. Б. Королева) (https://oduvan.online/fmo/дон-жуан-в-русской-культуре/) 17.09.2025. Саморазвитие и психологизация: религия нашего времени (И. Е. Серокуров) (https://oduvan.online/fmo/психологические-и-социальные-аспект/) 24.09.2025. Конфликт религии с наукой и человеческой волей: цена жизни в «Стальном алхимике» (И. Грицан) (https://oduvan.online/fmo/алхимия-против-религии-в-стальном-ал/) 22.10.2025. «Стальной алхимик». Воскрешение или трансмутация идей? (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/просвещение-и-христианство-в-стальн/) 19.11.2025. Плоская онтология и четвероякий объект (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/плоская-онтология-и-четвероякий-объ/)
1 неделю назад