Найти тему
Статьи
Новости научной жизни Научная статья о христианской антропологии в повести Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» опубликована в Вестнике РХГА. Ссылка на сайт журнала: rhga.ru/...pdf
7 часов назад
Четыре религиозных системы в сериале «Мир Дикого Запада» В статье анализируются религиозные идеи сериала «Мир Дикого Запада». Раскрываются смыслы лабиринта как места обретения самосознания и пространства языческих жертвоприношений. Показано, что в сериале создание мира и человека демонстрирует черты различных религиозных систем: ветхозаветного монотеизма, зороастрийского дуализма и христианства. Проведены параллели между развитием фабулой второго сезона и библейским сюжетом Исхода. Проанализирован символизм Вавилонской башни в третьем и четвертом сезоне сериала, а также концепция христианской жертвы, данная средствами технологий в постхристианском мире. Ищенко, Н. С., Пилавов, Г. Ш. Четыре религиозных системы в сериале «Мир Дикого Запада» / Н. С. Ищенко, Г. Ш. Пилавов // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). – №3 (29). – 2024. – С. 54-70. Ссылка на сайт журнала: abyss.su/...pdf
7 часов назад
«Русские ночи» и русская цивилизация На заседании Философского монтеневского общества 16 октября обсудили роман Владимира Одоевского «Русские ночи». Заседание приурочено к юбилею мыслителя (220 лет со дня рождения). Докладчик Нина Ищенко рассказала об Одоевском как родоначальнике жанра философского, фантастического и утопического романа на русском языке, остановилась на оценке автором философии утилитаризма и разумного эгоизма, а также очертила возможности включения Одоевского в ряд мыслителей, работающих в парадигме цивилизационного подхода. На ФМО после доклада обсудили, каковы критерии существования русской цивилизации, каково соотношение русской и европейской культур согласно Одоевскому, как Россия справляется со внешними и внутренними угрозами, цивилизационный подход к истории России лежит в политической или философской плоскости, как соотносятся цивилизационная и этническая идентичность, и (неожиданно) какое отношение к диктату толерантности в США имеет «Очарованный странник» Лескова. oduvan.online/...ция
1 день назад
ФМО продолжает работу В ближайшую среду, 16 октября 2024 года, на заседании ФМО состоится обсуждение доклада Нины Ищенко «Чьи на самом деле “Русские ночи”»? Доклад посвящен самому известному роману Владимира Одоевского, первому на русском философскому роману, первому на русском произведению в жанре фантастика с элементами антиутопии, в котором автор впервые запечатлел знаменитый в русской истории сюжет «интеллигенция за чаем обсуждает судьбы Родины и человечества». Эти и другие особенности романа в контексте цивилизационного подхода в современной философии можно будет обсудить в среду, в Русском центре библиотеки Горького, в 15.30. Вход свободный.
5 дней назад
Прогулка по Севастополю В день отъезда мне удалось погулять по Севастополю вместе с друзьями – поэтом Ольгой Старушко и музыкантом Игорем Сиваком. Прошлись по историческим местам, обошли по моим ощущениям все берега всех севастопольских бухт, увидели храмы, памятники, набережные, шумящее синее море. Перед самым моим отъездом начал капать дождь, а вечером разразилась гроза с громом и молнией. Лето кончилось, началась в Севастополе осень!
6 дней назад
Конференция «ДНК России»: вручение наград В ходе состоялось награждение победителей конкурса рецензентов нового учебника по основам российской государственности. Я оказалась среди победителей. Самое важное для меня – что высказанные при рецензировании замечания были учтены и сделали учебник лучше. А для работы над новыми рецензиями мне подарили прекрасный инструмент – ноутбук.
6 дней назад
Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море Я вернулась в Луганск из Севастополя, где приняла участие в конференции преподавателей общественных наук из множества городов России, организованной в рамках проекта «ДНК России». Конференция длилась почти неделю, с 7 по 11 октября, проходила на берегу Черного моря, на базе СевГУ. Дни напролет проходили в обсуждении междисциплинарных связей нового предмета – основы российской государственности. Групповая работа, дискуссии, семнадцать направлений по разным гуманитарным предметам и четыре обобщающие группы, а также группа архитекторов ареопага, сводящая результаты воедино. Итоги этой работы предстоит внедрять преподавателям ОРГ в будущем году. В конференции приняли участие директор департамента Росатома по взаимодействию с регионами, руководитель проекта "ДНК России", проректор Президентской Академии Андрей Полосин, Начальник Управления президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Харичев, Губернатора города Севастополя Михаил Развожаев, ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев. Конференция дала возможность увидеться с друзьями, коллегами, учеными. Кого-то я знала, с кем-то познакомилась на берегу Черного моря. Среди них Александр Секацкий, Ольга Богатова, Федор Сосенков, Игорь Чубаров, Андрей Юхно, Роман Пупыкин, Андрей Тупаев и другие. Помимо работы были экскурсии в Новый Херсонес и по историческому центру Севастополя. Каждый день завершался посиделками у костра.
6 дней назад
Прогрессоры как колонизаторы Дипеш Чакрабарти — профессор кафедры истории имени Лоуренса А. Кимптона в Чикагском университете, уже тридцать лет занимается постколониальными и субалтерными исследованиями (исследованиями низших, дискриминируемых, доминируемых групп). В книге "Провинциализируя Европу" автор замечает, что отождествление Европы и всего человечества сто лет как устарело (замечу в скобках, что в преподавании оно существует до сих пор, как свет погасшей звезды), а если писать действительно мировую историю, учитывая все народы и все группы, то окажется, что распространение и утверждение во всем мире капитализма не привело к гегемонии буржуазных властных отношений, расколдовыанию мира, торжеству рациональности. Отношения, которые в XIX и ХХ вв. считались архаичными и отживающими, регулируют жизнь большей части человечества, воспроизводятся в новых поколениях. Отомрут ли они в будущем, знает только Кассандра, но не учёные. Учёные в идеале должны изучать то что есть, а не предписывать, что должно быть и что нужно делать, это работа политиков. В реальности последних столетий люди живут не так, как предписывает теория прогресса, и это не преходящий момент, а сущность общественных отношений. Двигать единый для всех прогресс с помощью прогрессоров - это колониальная практика XIX века. В постколониальном мире это не воспринимается как норма, рассыпается, не создаёт эмоциональной вовлечённости, что и показали последние попытки экранизации и инсценировки, которые мы обсуждали в прошлом сезоне на заседаниях Философского монтеневского общества Луганска. 
1 неделю назад
Царицы и царевны в бурные времена Книга издательства МГУ «Русские царицы и царевны XVII века», авторы Л. Е. Морозова, А. В. Демкин, относится к исторической антропологии. Портреты царских жён, вдов, сестер даются на фоне не только политики, но и повседневности. Авторы подняли документы по снабжению дворцов и могут рассказать, сколько платили за мебель в царской опочивальне и какая она была, какие игрушки покупали детям, во что одевались женщины царской семьи и что именно они дарили своим служанкам, в каких праздниках и мероприятиях участвовали, какое там было меню и распорядок. Также авторы используют материалы следственных дел и могут рассказать какие именно подарки царицы отбирали у ее людей после смены власти, и что царица на это сказала. В результате получается научный труд, динамичный как "Игра престолов" или шекспировские хроники о Столетней войне. Борьба кланов за возможность представить царю свою кандидатку, связанные с этим возвышения и опалы складываются в трагические женские судьбы. Если невесту царя оговорили конкуренты, что она больна и не сможет родить здоровых детей, девушку и ее родных могли пытать как злоумышленников, обманувших царя, сослать, посадить, а то и казнить (мужчин, за нее отвечающих). Брак зачастую оказывается не концом, а началом проблем. Царица Марфа вышла за царя Федора, брата Петра, будучи четырнадцатилетней, и пробыла царицей два месяца, при том что повторное замужество царской вдовы полностью исключалось. Несчастная царица Евдокия, первая жена Петра, пережила своего мужа, сына и внука. Первая и любимая дочь царя Михаила Ирина, которую мать наряжала с младенчества в дорогие наряды и жемчужные сережки, так и не вышла замуж после неудачных попыток выдать ее за датского принца. Брак царских сестер в XVII веке тоже оказался невозможен. В книге описаны такие колоритные фигуры, как Марина Мнишек и царевна Софья, а также малоизвестные царицы: жена Бориса Годунова, Василия Шуйского, Ивана Алексеевича, Федора Алексеевича, и дочери царей, которые широкой публике вообще неизвестны. Книга снова показывает, что царский дворец часто опасен. Там есть свои минусы, ставки высоки, риски тоже, и бороться за место под солнцем нужно везде – и при дворе Тюдоров, и при дворе Романовых.
2 недели назад
Философия бессмертия и революции Александра Радищева На заседании Философского монтеневского общества 25 сентября 2024 обсудили доклад Арсентия Атояна об Александре Радищеве. Заседание приурочено к юбилею мыслителя. Анализируя не только знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», но и ранние, и сибирские тексты писателя, Арсентий Атоян приходит к выводу, что Радищев создал оригинальную версию просветительской философии на русской почве и может считаться основоположником другой ветви русской философии, отличной от идущей с Григория Сковороды. Как указал докладчик, Радищев оставался материалистом и рассматривая вопрос о бессмертии в духе Эпикура и позднейших утилитаристов. В докладе показано, что Радищев понимал вечную жизнь как жизнь материи и общества, а бессмертие человека как возможность обеспечить продолжение своего вида и сохраниться в памяти потомков. Особое внимание уделяется теории революции, связи идей Радищева с последующим революционным движением в России и актуальности идей Радищева в наши дни. Текстовая версия доклада на сайте «Одуванчик»: httpoduvan.online/...-бе
3 недели назад
«Переправа»: осмысление российской государственности В Пскове 26-27 сентября я приняла участие в цикле мероприятий учебно-просветительского сообщества «Переправа». Конференция называется «Поворот русской истории» и посвящена осмыслению СВО и ее роли в современной культуре России. В программе были цикл заседаний, просмотр и обсуждение фильмов, созданных участниками «Переправы», музыкально-литературный концерт группы «Семейный круг» и Елены Заславской, поездка на Изборский холм и посещение Изборской крепости, одного из первых центров российской государственности. На берегу Псковского озера говорили о конкретных проектах, дающих альтернативу практикам общества потребления, среди которых издательство «Переправа», интернет-радио «Подвижник», казачий культурно-просветительский центр «Спас», летний православный лагерь «Дружина детства», кружок русского народного пения «Душегрея», театр «Живая вода», Философское монтеневское общество Луганска и другие. Большой интерес у участников встречи вызвал фильм Валерия Татарова «Словарь 809», посвященный основам российской государственности. Как единственный преподаватель, имеющий опыт ведения такого курса в вузе, я рассказала о специфике курса «Основы российской государственности» и его месте в учебном процессе на новых территориях. В день Крестовоздвижения 27 сентября друзья «Переправы» побывали на Священном холме, где высится Поклонный крест. Крест стоит возле часовни Богоматери Державной, куда мы с Еленой Заславской привезли икону Луганской Божьей Матери. К подножию креста люди приносят землю и разные артефакты. Там есть надписи: Работино, Авдеевка, Пятнашка, Красный луч, Крым наш. Для того, чтобы поучаствовать в проекте символического собирания земель, не обязательно ехать в Изборск лично. Рассказать свою историю о важной в своей биографии большой или маленькой территории можно на портале «Планета Русь». Так лесной русский север и степной русский юг объединились как точка начала русской государственности и исторические русские земли, воссоединившиеся с Россией в 2022 году.
3 недели назад
Гуманисты против Ордена воинствующего милосердия На портале «Топос» опубликована моя рецензия на повесть Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» о трансгуманизме, мнимом бессмертии, генетическом улучшении тела, а также при чем тут философия Платона о теле как темнице души и гуманизм Возрождения. Читать на «Топосе»: hwww.topos.ru/...ikt
4 недели назад