Найти в Дзене
2025 с «Одуванчиком»: Философское монтеневское общество В 2025 году на «Одуванчике» размещены аудио докладов Философского монтеневского общества: 29.01.2025. Озарения Грядущего, или Предвосхищение судеб мира. Философские аспекты фантастики Александра Беляева (И. Г. Погорелов) (https://oduvan.online/fmo/творчество-советского-жюль-верна-обс/) 05.02.2025. Необходимо ли знание религий молодым людям секулярного общества? О новом учебнике религиоведения Н. С. Ищенко (А. И. Атоян) (https://oduvan.online/fmo/религии-и-свободомыслие-в-современно/) 12.02.2025. Как стать богом, или Иудейское разумение Ветхого Завета в комментариях психолога Эриха Фромма (А. И. Атоян) (https://oduvan.online/fmo/психология-фромма-как-иудейский-гума/) 19.02.2025. «Степная лавкрафтиана Александра Сигиды (по книге “Уходящая раса”)» (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/постмодерн-на-службе-империи-обсудил/) 26.02.2025. Культура насилия. Metallica: Kill ’em all (И. Е. Серокуров) (https://oduvan.online/fmo/культура-насилия-или-культура-протес/) 12.03.2025. В какое время попал Виктор Цой (И. Е. Серокуров) (https://oduvan.online/fmo/время-виктора-цоя-обсуждение-на-фмо/) 26.03.2025. Изображение спасителя в современном кино на примере фильма «Главный герой» (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/на-заседании-фмо-ученые-студенты-бого/) 02.04.2025. О пользе и вреде ересей. От несториан к пассионариям (А. И. Атоян) (https://oduvan.online/fmo/ереси-в-религии-идеологии-искусстве-б/) 09.04.2025. Поэтика пути в «Балладе об Орин» (Е. А. Заславская) (https://oduvan.online/fmo/святая-блудница-орин-путь-бодхисатвы/) 14.05.2025. Война – отец всего или возможен мир без войны? (В. В. Патерыкина, К. В. Деревянко, Н. С. Ищенко, А. С. Кондауров) (https://oduvan.online/books/война-отец-всего-или-возможен-мир-бе/) 10.09.2025. Дон Жуан: осмысление европейского мифа в русской литературе (С. Б. Королева) (https://oduvan.online/fmo/дон-жуан-в-русской-культуре/) 17.09.2025. Саморазвитие и психологизация: религия нашего времени (И. Е. Серокуров) (https://oduvan.online/fmo/психологические-и-социальные-аспект/) 24.09.2025. Конфликт религии с наукой и человеческой волей: цена жизни в «Стальном алхимике» (И. Грицан) (https://oduvan.online/fmo/алхимия-против-религии-в-стальном-ал/) 22.10.2025. «Стальной алхимик». Воскрешение или трансмутация идей? (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/просвещение-и-христианство-в-стальн/) 19.11.2025. Плоская онтология и четвероякий объект (Н. С. Ищенко) (https://oduvan.online/fmo/плоская-онтология-и-четвероякий-объ/)
1 день назад
Итоги года: Философское монтеневское общество 2025 год для Философское монтеневского общества ознаменовался получением Евразийской философской премии «За мужество в философии» в Москве. Традиционные заседания ФМО проходили в библиотеке Горького и в Далевском университете. Гостем ФМО стала Светлана Королева, доктор филологических наук, Нижний Новгород. Восьмой сборник ФМО «Россия – Украина – Донбасс: войны памяти в XXI веке» в коллаборации с Библиотекой Горького и МГИКом презентован в Луганске и в Екатеринбурге. На фото – Юлия Матвеева, доктор филологических наук, УрФУ, рассказывает о восьмом сборнике ФМО в пространстве «Фонд» в Екатеринбурге в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Великая Отечественная война: контексты литературного и публицистического восприятия (к 80-летию Победы)». Прочитать книгу можно на «Одуванчике»: htoduvan.online/...амяВ настоящее время активно идет работа над девятым сборником ФМО, посвященном религии и свободомыслию. А в ближайшую среду 10 декабря все желающие приглашаются на доклад Валентины Патерыкиной о культовой антиутопии «451 по Фаренгейту». 
2 дня назад
Играй во всё, или Новый Честертон Йэн Богост в своей книге «Play Anything» (2016) проявил себя как Честертон наших дней. Для тех, кто любит Диккенса и Джейн Остин, которые уже всё написали и ничего нового не напишут, увы, есть Сюзанна Кларк. А для тех, кто соскучился по Честертону, есть теперь Йэн Богост. Одна из сквозных тем Честертона – сияние серого цвета, то есть скрытая магия будней, волшебство серой обычной жизни и сокровища радости, таящиеся в каждом обычном дне: «На сером небе все цветы – фейерверк: они причудливы, как рисунок огнем в призрачном садике ведьмы. Ярко-синий фон убивает синие цветы. А в серый день незабудка – осколок неба, анютины глазки – открытые глаза дня, подсолнечник – наместник солнца. Тем и прекрасен цвет, который называют бесцветным. Он сложен и переменчив, как обыденная жизнь, и так же много в нем обещания и надежды». Йэн Богост ищет такие же сокровища обещания и надежды в развлечениях, что дарит рутина. Он говорит, что во всех случаях жизни удовольствие и развлечение (fun) – это результат игры, а игра – это подчинение строгим правилам, ограничение себя, а не раскрепощение. Если каждый будет делать, что хочет, игра развалится. Только если все делают, что положено в данной игре, она будет продолжаться. Бросаясь в игру на телефоне после тяжелого дня, человек не выходит в пространство безграничной свободы от стеснений и требований своей работы, наоборот, он заходит на строго ограниченную территорию, где всё надо делать по строгим правилам, и благодаря этому получает удовольствие. Чем строже правила, тем больше удовольствия. Богост много страниц своей книги посвящает описанию того, как люди сами себя ограничивают и придумывают всё новые правила: конкретное количество слогов гекзаметра со строгим чередованием коротких и длинных слогов, 14 строк петраркианского сонета, заданное время футбольного матча, ограниченное количество продуктов на кулинарном шоу. На придумывание правил и ограничений тратится большая часть человеческой энергии. В ежедневной рутине же правила задает сама жизнь. Труднейшая часть сделана, игровая площадка размечена, правила созданы. Если у тебя есть повторяющиеся каждый день в одно и то же время в одном и том же месте одни и те же события, условия, ограничения, – у тебя есть всё, чтобы начать играть. 
4 дня назад
Пожарные сжигают книги: антиутопия или утопия? Дорогие друзья, завтра, 3 декабря, заседания ФМО не будет. Зато через неделю, 10 декабря в библиотеке Горького обсуждает доклад Валентины Патерыкиной «Сбываются ли пророчества в наступившем будущем? По книге Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”». Еще есть время перечитать или прочитать одну из самых знаменитых антиутопий ХХ века! Приглашаются все, кто интересуется культурой постмодерна, футурологией, обществом потребления и его кризисами, а также литературой и фантастикой. Начало в Русском центре библиотеки Горького 10 декабря в 15.30. Вход свободный. 
6 дней назад
Инициация девочки в волшебном доме «Магазин для убийц» – 8-серийная дорама с Ли Дон Уком в одной из главных ролей. Это история инициации девочки, но по мужскому типу. Мужская инициация – это настоящее сложное кровавое испытание, в ходе которого можно неиллюзорно умереть. Смертность при инициациях в родоплеменных обществах составляет иногда половину всех подростков. Зато после инициации мальчик становится мужчиной, и его статус заметно повышается. Женская инициация – это традиционно свадьба, однако в дораме нет любовной линии вообще, главная героиня учиться сражаться и убивать, следуя мужскому пути героя. Девушка следует пути героя в доме. Это интересная инверсия. Обычно в сказках избушка бабы Яги – начало пути, откуда герой выходит на дорогу, ведущую в тридевятое царство, где его ждет множество встреч и приключений. Здесь же используется сюжет «мой дом – моя крепость». Все волшебные помощники сами приходят в этот дом, а предложение выйти из дома героиня сознательно неоднократно отвергает. По сюжету и по существу перед нами история взросления, то есть кино о правильном воспитании. Тем, у кого есть дети, смотреть вдвойне интересно. В фильме показано, как правильно растить ребенка – давать выбор, не ограждать от его последствий, владеть информацией и защищать от серьезной опасности, но не вмешиваться и не помогать, когда не просят. Результат получается отличный. Одного из антагонистов играет Со Хён-у – милейший и добрейший журналист Ким из дорамы «Цветок зла». Здесь его роль – циник и жестокий убийца, и он очень органичен. На эту работу интересно посмотреть. Из минусов – некоторые натяжки и провисания в сюжете. Ближе к финалу история скатывается в черный юмор. Понятно, что неопытная девушка может победить крутого спецназовца только при особых обстоятельствах, например, если он начнет целый час рассказывать о себе, как Томатоа. Спасибо, что не в форме песни. Рекомендую тем, кто воспитывает или кого воспитывают, и кто при этом любит экшен, драки и военных роботов. 
1 неделю назад
Российский Шерлок Холмс, 16 копеек и отравленные пирожные «После консультаций с А. В. Лядовым, высокопоставленным сотрудником министерства юстиции, которого Щегловитов в начале мая направил в Киев для установления фактов, Чаплинский [прокурор Киевской судебной палаты] назначил главным следователем по делу Н. А. Красовского, умелого сыщика, ошибочно полагая, что тот окажется сговорчивее Мищука. Но Красовский, один из тех немногих, кто носил прозвище «российского Шерлока Холмса», отказался пожертвовать принципами и уступить давлению Чаплинского, желавшего, чтобы он сконцентрировался на версии ритуального убийства. Красовский продолжил работу, начатую Мищуком, и принялся еще энергичнее расследовать действия Веры Чеберяк. [В ходе расследования Чеберяк была арестована, однако Чаплиский через несколько недель освободил ее. В августе 1911 года скончались Женя Чеберяк и его младшая сестра Валя – по словам полицейских, после поедания отравленных пирожных. Их смерть не была расследована остается загадкой]. …Красовский изо всех сил старался убедить полицейских и судейских чиновников, что убийство Андрея не было ритуальным. Во время процесса он собрал солидные доказательства вины Чеберяк. В конце концов, однако, Чаплинский одержал верх и добился отстранения Красовского от дела в сентябре 1911 года. Он предложил Полищуку – активному стороннику правых, отстаивавшему интересы киевских черносотенных организаций, – сфабриковать доказательства того, что в 1903 году Красовский украл у одного из заключенных 16 копеек. Красовский ненадолго подвергся заключению, но суд оправдал его. На процессе Полищук поставил под сомнение показания отставленного Красовского, который заявил, что он не нашел доказательств, связывающих Бейлиса с убийством. Полищук даже обвинил Красовского в отравлении детей Чеберяк, но защите удалось заставить его отказаться от этой части показаний. Более того, Полищуку пришлось признать, что все улики указывают на виновность Чеберяк». Из книги Роберта Вейнберга «Кровавый навет в последние годы Российской империи. Процесс над Менделем Бейлисом» Так что Шерлок Холмс у нас появиться может, и даже найти преступника, сопоставив все улики. Но спокойно рассказывать другу о деле, сидя в кресле у горящего камина с любимой трубкой не получится. Эта часть истории превращается в сплошной хаос, из которого дай Бог ноги унести. 
1 неделю назад
Западная русистика о деле столетней давности Книга Роберта Вейнберга «Кровавый навет в последние годы Российской империи. Процесс над Менделем Бейлисом» посвящена юридическому аспекту этого известного дела, и не касается мистического, философского и религиозного подтекста. Автор приводит большие выдержки из документов процесса, включая стенограммы судебных заседаний. Суть дела: в Киеве 12 марта 1911 года был убит 12-летний мальчик Андрей Ющинский, в смерти которого обвинили еврея Менделя Бейлиса. Убийство объявили ритуальным, чем вызвали бурю негодования и в России, и особенно за рубежом. За отсутствием улик дело развалилось в суде, Бейлис был отпущен на свободу после двух лет содержания под стражей. Поэтому история эта стала известна как дело Бейлиса. Убийцу Андрея Ющинского следствие так и не установило, хотя возможности для этого были. Нашли мальчика через несколько дней после его пропажи в пещере недалеко от завода Зайцева, он умер от колотых ран. Вначале расследование шло по классике: круг знакомств, возможные угрозы. Оказалось, что мальчик дружил с Женей, сыном Веры Чеберяк, которая занималась скупкой краденого и тесно общалась с некоторыми людьми из киевского криминального мира. Трое из ее знакомых в марте же были арестованы за разбой. Первая версия следствия – смерть Андрюши связана с этим кругом общения. Потом через какое-то время у судебного начальства появляется идея, что это ритуальное убийство. Были уволены один за другим два следователя, которые придерживались изначальной версии и пытались расследовать криминальные связи Веры Чеберяк. О втором следователе, Красовском, автор приводит колоритную историю. 
1 неделю назад
Борьба с Наполеоном и мифами о борьбе с Наполеоном Читаю замечательную книгу английского историка Доминика Ливена «Россия против Наполеона: борьба за Европу, 1807–1814». Это первая за двести лет со времен Наполеона работа западного историка о вкладе России в борьбу с Наполеоном. Наполеон охотно поддерживал миф о плохом климате, помешавшем ему победить, а европейские историки охотно с ним соглашались, не считая нужным изучать подробности того, что там делала в этом ужасном климате отсталая русская армия. Автор в этом отношении разрушает европейские мифы и показывает, что русская армия по меркам эпохи никак не была отсталой, такое представление переносит на сорок лет назад клише времен Крымской войны, когда технологическая отсталость сыграла какую-то роль, но гораздо сильней была распропагандирована противником. Автор разрушает также и некоторые русские мифы об этой войне. Его книга – одно из самых подробных на русском языке исследований кампаний 1813-1814 гг. Ливен – потомок русских эмигрантов, из остзейских немцев, его предок воевал в ту войну за Россию. Ливен заинтересовался эпохой, не зная русского и прочитав «Войну и мир». Однако в своей книге опровергает ряд клише, созданных Толстым. Так, Ливен посвящает большую часть книги тому, что было после завершения действия в романе Толстого. Толстой останавливается в декабре 1812, когда впереди были еще два года военной кампании, более трудные и важные. Для патриотического мировоззрения Толстого война за пределами России не имела смысла, поэтому подвиги и достижения того периода практически неизвестны читающей публике и редко обращают на себя внимание историков. Кроме того, Ливен разбивает главный миф Толстого – о незапланированной, интуитивной и почти мистической победе русских в хаосе и неразберихе того времени, и о главном достижении Кутузова – не позволять генералам, высшим офицерам и штабистам мешать простому солдату на собственной смекалке вывезти всю войну до самой победы. Книга Ливена показывает, что роль генералов, высших офицеров и штабов была решающей. Кадровый голод в этой сфере был самым слабым местом армии, но он был преодолен, проблемы были решены, штабы и генералы заработали как следует, и только благодаря этому русская армия дошла до Парижа и сумела наладить логистику и снабжение так далеко от России, в то время как Наполеон не сумел сделать того же для своей армии, выдвинувшейся так далеко от Франции. Книга издана в России в 2012 году, но сейчас, после начала СВО, ее актуальность только возросла. За десять лет меняется всё, а за двести лет – ничего. У нас опять самое слабое звено – снабжение, логистика, управление. Нам снова нужно решить ту же проблему. Ливен показывает, что в тот раз мы справились.
1 неделю назад
Патриотическая философия нашего времени Большой философский собор - конференция патриотической философии. Выложил программу, которая вообще не вычитывалась. В одном месте вместо названия - аннотация, в другом - информация об авторе. Кавычки и запятые насыпаны щедрой рукой как Бог на душу положит. И темы - самые разные, в том числе довольно далекие от академичности. Редакторы вообще не фильтровали и не отбирали тексты, поэтому найти там что-то стоящее читатель должен сам, если осилит этот поток коллективного сознания. Примеры: Кирпичев Вадим Владимирович / Россию и мир спасет панкосмизм Союзной веры. Он эстафетно продолжит коммунизм и христианство / Математик. Автор десятка книг. Автор дзен-канала «Мессия Кирпичев. Научный ответ». Там 130 000 подписчиков. Коноплев Илья Алексеевич / Поэт, учитель обществознания / Символический обмен, единый язык, смерть и бессмертие как темы русской философии в новом тысячелетии. Обзор катаклизмов. Покатаева Оксана Григорьевна / Культура в Пятом измерении / психолог-практик, исследователь счастья и стремления человека к нему. Программа полностью: t.me/...911
1 неделю назад
Плоская онтология Хармана: аннотация слушателя В жж staerum рассказано, какими сложными путями попадает к людям нужная информация. Это настоящий приключенческий роман, подтверждающий: кто ищет, тот всегда найдет. Уважаемый staerum прослушал доклад о плоской онтологии Хармана и изложил его ключевые тезисы: 1. Плоская онтология противопоставляется иерархическим онтологиям (Платон, досократики, атомизм, Лейбниц и др.), где: • есть «первоначало» (идеи, вода, огонь, атомы, монады), • оно считается более «настоящим» бытием, чем обычные вещи, • вещи вторичны и менее реальны, чем это первоначало. 2. Плоская онтология отказывается от любой онтологической иерархии: • нет онтологически высших уровней и привилегированных сущностей; • «всё существующее существует на одном уровне»; • стол так же реально существует, как атом, и должен изучаться на своем уровне, а не сводиться к атомам. 3. Внутри плоских онтологий различаются два типа: • плоская онтология процессов (Делёз, постмодернизм, Латур, Бодрийяр, теория симулякров, социальный конструктивизм и т.п.), где вещи считаются лишь узлами, пересечениями процессов и отношений, а реально существуют сами процессы/сети/действия; • плоская онтология объектов (объектно-ориентированная онтология Хармана), где именно объекты признаются базовыми единицами бытия. 4. Объектно-ориентированная онтология (ООО) Грэма Хармана — вариант плоской онтологии объектов: • все объекты существуют одинаково реально (стол, атом, государство, литературный персонаж, армия, телефон, нейтрон, футбольная команда и др.); • объект нельзя свести ни к тому, из чего он состоит (к составляющим), ни к тому, что он делает (к отношениям и функциям); • у каждого объекта есть «остаток реальности», не вычерпываемый ни анализом состава, ни анализом взаимодействий. Читать дальше по ссылке: hstaerum.livejournal.com/...tml
2 недели назад
Плоская онтология и «четвероякий объект»: итоги дискуссии в Далевском университете Заседание, посвящённое 35-летию основания Философского монтеневского общества, состоялось 19 ноября в Далевском университете. Спикером мероприятия выступила кандидат философских наук Нина Ищенко.  С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась проректор по стратегической коммуникации и молодёжной политике Ольга Долженко: «Хочу поздравить всех нас с этим замечательным событием. Всем удачной работы, мы действительно рады вас здесь приветствовать. Наши двери для вас всегда открыты». Проректор отметила высокий междисциплинарный интересно и намерение продолжить серию подобных встреч для укрепления научного и образовательного обмена.  Нина Ищенко представила доклад «Плоская онтология и четвероякий объект», в котором предложила переосмысление классических онтологических вопросов через призму отказа от иерархий бытия и рассмотрения объектов на равных основаниях. В ходе выступления были затронуты фундаментальные темы философии Грэма Хармана: что действительно существует, возможна ли единая первооснова вещей и уместно ли представлять космос как совокупность объектов.  Спикер критически рассмотрела представления об атомистской структуре мира, обсуждала кантовскую идею вещи-в-себе и анализировала применимость плоской онтологии к гуманитарным и социальным наукам, подчёркивая её методологические ограничения и потенциал для междисциплинарных подходов.  После основного доклада последовала живая дискуссия об объектно-ориентированной онтологии Хармана: участники задавали вопросы о методологических последствиях «плоского» подхода и предлагали возможные эмпирические проверки тезисов. Заседание собрало всех заинтересованных в философских проблемах. Карина Беркова и Надежда Улинкина, студенты кафедры русской филологии и медиакоммуникаций Фото университета Послушать аудио по ссылке:ninaofterdingen.ru/...объ/
2 недели назад
Платон навсегда: конференция в РГГУ Приняла дистанционное участие в ежегодной Платоновской конференции, организованной Платоновским исследовательским научным центром РГГУ 7 ноября 2025 года. Ключевыми спикерами XIII Всероссийской Московской Платоновской конференции можно назвать Ирину Протопопову, Романа Светлова, Надежду Волкову, Евгения Афонасина. Общее число участников мероприятия более семидесяти ученых. На конференции исследовался вопрос о влиянии философии Платона на современные философские исследования. Для этого участники проанализировали ряд традиций рецепции платоновских идей как в истории, так и в современности. Мой доклад посвящен анализу сходства и различия реальных объектов Хармана и идей Платона. Ключевые тезисы доклада можно услышать на ближайшем заседании Философского монтеневского общества Луганска (htt.me/...691 ноября. Отчет и фотографии с мероприятия на сайте РГГУ. (httrsuh.ru/...546
3 недели назад