Найти в Дзене
Русская лавкрафтиана продолжается На «Топосе» опубликована рецензия «”Степной Лавкрафт” Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира». Вскоре после начала СВО на «Топосе» публиковался мой анализ стихотворения Сигиды «Русский Лавкрафт». Сейчас эта серия продолжился рецензией на книгу «Уходящая раса», где есть целый раздел стихов о Лавкрафте и по мотивам его вселенной. «…В разделе «Степной Лавкрафт» собраны стихи, в которых действуют персонажи Лавкрафта в лавкрафтианских локациях, вписанных в донбасский пейзаж в странное время с начала войны в Донбассе в 2014 году. Прежде всего, сам Лавкрафт оказывается аватаром автора книги в стихотворении «Русский Лавкрафт». Это последнее стихотворение раздела, стоящее в сильной позиции. Оно описывает выбор писателя в 2014 году, когда украинская армия стала применять тяжелое вооружение против мирных жителей тогда еще своей территории и сверхъестественный ужас впервые надвинулся на Донбасс. Русский поэт уходит в ледяной поход по зимнему Донбассу вместе с маргиналами мировой литературы, Ницше и Бодлером, которые помогают ему (и читателю) пройти тьму насквозь и выстоять. Автор также выступает как комиссар Леграсс, полицейский, разрушивший культ Ктулху в центральном произведении лавкрафтианского канона «Зов Ктулху». В стихотворении «Безумие, вышедшее из моря» автор-Леграсс разрушает языческие культы мультикультурного Марселя. Еще один персонаж лавкрафтианской вселенной, безумный араб Абдулла Аль Хазред действует в стихотворении «Ужас в Краснодоне». Аль Хазред – автор «Некрономикона», перенесенного Сигидой в донбасский город Краснодон». Читать полностью на сайте портала «Топос»: httwww.topos.ru/...kiy
2 часа назад
Логика и манипуляция Если в следующем году буду читать логику, возьму этот пост как отличный пример манипуляции: t.me/...483 Помимо составления силлогизмов, учу студентов анализировать текст по схеме целевая аудитория-действие-эмоция. Тут требуемое от объекта действие даже не запрятано в конец текста, с него начинается сообщение. Автор давит на жалость патриотов, чтобы они расшарили пост. Как минимум, мои студенты такое видят (кто был на семинарах). 
3 дня назад
Донбасская делегация в УрФУ с Юлией Матвеевой
4 дня назад
Философия как наука и как болезнь Особое влияние на аналитическую философию Дэвида Юма легко заметно и без дополнительных усилий. Кант строил свою критическую философию на критике в первую очередь Юма, и игнорирование Канта и всей посткантианской философии естественно приводит к самому сильному философу XVIII века на острове. Шуринга конкретизирует влияние Юма и формулирует его идеи, до сих пор задающие тон в аналитической философии: философия как естественная наука, философия как болезнь, обращение к здравому смыслу. В XVIII веке в результате успехов ньютонианской физики считалось, что все науки должны быть сведены к ньютонианской физике, решающей любые проблемы с помощью математики. Философия тоже должна была принять этот естественнонаучный математизированный стандарт. Проблемы ньютонианской физики, выявленные квантовой механикой в ХХ веке, невозможность аксиоматизации математики, показанная Куртом Гёделем, ничуть не поколебали этот стандарт ни в умах аналитических философов, ни в умах широкой публики, до сих пор считающей, что в каждой науке столько науки, сколько в ней математики. Аналитики всё ещё пытаются реализовать эту мечту XVIII века, полностью разрушенную в других областях науки, что не перестает удивлять в их самых филигранных работах. Философия не подходит под естественнонаучный стандарт – тем хуже для философии. Немецкая диалектика выходит за эти рамки – значит, это не философия. И здесь стремление к научности диалектически превращается в ограничение научного поиска, игнорирование интеллектуальных достижений, которые не вписываются в принятые триста лет назад рамки. Понимание философии как болезни играет огромную роль в философии знаменитого аналитика Витгенштейна. Цель аналитической философии – не решить философские проблемы, а отучить себя интересоваться этими проблемами. Они мешают смотреть на вещи ясно и не дают спокойно жить. Философия – это болезнь ума для Витгенштейна и уже для Юма. Поразительный контраст с критическими целями Сократа, питавшими всю философию вплоть до Юма и аналитиков. Сократ на суде сравнивал себя с оводом, который всё время жалит своих сограждан, не дает им покоя и заставляет их задумываться над очевидными вещами. Сто лет спустя после Юма Огюст Конт в своей религии человечества полностью отбросил эту интенцию: все знания уже открыты, философы должны просто транслировать эти знания в головы, не задавая вопросов, и конечно же отбивая охоту задавать вопросы у своих учеников. Их уже нельзя назвать философами в сократовском смысле, зато они апостолы научности. Итак, представление о критической философии как о болезни, которую требуется излечить, придумал не Витгенштейн, оно появляется со времен Юма как антитезис строгой научности (снова немецкая диалектика). О здравом смысле поговорим отдельно. 
4 дня назад
Аналитическая философия: диалектика мысли и социальной позиции Книга «Социальная история аналитической философии» (автор Кристоф Шуринга) хороша тем, что интуитивно понятные об аналитической философии вещи формулирует прямо, четко и со ссылкой. К таким идеям относятся: аналитические философы – группа с самым высоким в современной философии социальным статусом, поэтому занятия аналитической философией так привлекательны, несмотря на ее внутренний кризис (который длится с 1980-х гг.); это социальное положение обеспечивается политическими и экономическими успехами США и всего англосаксонского мира; аналитическая философия развивает идеи XVIII века, полностью и намеренно игнорируя континентальную философию вообще и немецкую классическую философию в частности. В последнем причина постоянного впечатления бедности идей и примитивности аналитической философии, несмотря на богатую терминологию и прилагаемые интеллектуальные усилия. Философу-диалектику крайне сложно выражать свои мысли таким плоским языком. Когда читаешь лучшие страницы Чалмерса, ясно видно, что человек пытается мыслить, не зная Канта, и как ему на бегу приходится переоткрывать идеи Канта и изобретать новую кривую терминологию вместо четких и продуманных кантовских понятий (продуманных Гегелем, но это уже детали). Все эти свойства вместе хорошо иллюстрируют парадокс автореференции, как выражаются аналитики, или диалектику понятия, как сказал бы Гегель: аналитическая философия, заявившая о себе в начале ХХ века как о чистой мысли, не привязанной ни к какому социальному строю и свободной от всех угнетающих ум традиций (в первую очередь запутанной немецкой диалектики), оказывается напрямую зависима от социального строя и жёстко встроена в традицию. Гони диалектику в дверь, она войдет в окно.
4 дня назад
Ученые Донбасса на конференции в Екатеринбурге обсудили восприятие войны в литературе Ученые Донбасса на всероссийской научной конференции в Екатеринбурге обсудили восприятие Великой Отечественной войны и специальной военной операции в публицистике и литературном творчестве. Об этом ЛИЦ сообщила участница конференции, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики Луганского государственного аграрного университета Нина Ищенко. lug-info.ru/...y-v
5 дней назад
С Дмитрием Красноуховым, журналистом, куратором Пространства "Фонд", Екатеринбург. 
5 дней назад
Луганск – Екатеринбург в юбилейный победный год Дорогие друзья, завтра я отправляюсь из Луганска в Екатеринбург для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Великая Отечественная война: контексты литературного и публицистического восприятия (к 80-летию Победы)», которая состоится 22 – 24 мая 2025 года. Благодарю за приглашение председателя оргкомитета Юлию Матвееву, доктора филологических наук, профессора кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Никогда не была в Екатеринбурге. Рада, что смогу рассказать о литературе непризнанных республик в этом городе, на таком масштабном мероприятии. В программе три круглых стола, научная конференция и экскурсия по городу. С Юлией Матвеевой мы познакомились на конференции литературных критиков «Большой стиль» осенью 2024 года. Это знакомство уже превратилось в совместную монографию и конференцию. Такие горизонтальные связи и есть наша культура, литература и ее осмысление. Работаем. Сохраняем память. 
2 недели назад
Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции? В докладе на конференции «Традиционные общества: неизвестное прошлое», прошедшей в Челябинске, на материале четырех сборников СП ЛНР исследуется проблема общественного самосознания Донбасса и России. Показано, что хотя литература военных республик демонстрирует отход от постмодерна в сторону традиционных жанров, плача, молитвы, гимна, но в то же время Новороссия порождает не культуру, преодолевшую модерн и вернувшуюся к традиции, а культуру, преодолевшую постмодерн и вернувшуюся к модерну. В современном мире всё яснее осознается ценностный, идеологический характер политических нарративов модерна. «В мире происходит закономерное прощание с политическим нарративом классического Модерна, который из социального идеала и утопии становится привычной повседневностью, которая в ХХI в. все менее релевантна для описания новейших социально-политических и культурных режимов воспроизводства человечества» В случае России война в Донбассе, концептуализированная как борьба гуманизма с нацизмом, дает ложное представление о реальности и задает невыполнимые стратегии, отнимающие ресурсы и не приносящие результата. Много сил и средств тратится на доказательство себе и миру, что украинский национализм является фашизмом и нацизмом, поскольку только войны с нацизмом допустима в гуманистическом, как и демократическом нарративах модерна. Устранение радикальных националистов из публичного пространства Украины не помешает Украине преследовать свои цели, противоречащие российским интересам, и в то же время лишит российское общество морального права вмешиваться в ситуацию. Кроме того, секулярный гуманизм как нарратив модерна является по существу антихристианским, как показал Талал Асад в своем исследовании секулярного. Торжество гуманизма в традиционно православной России возможно только после полного подавления и уничтожения христианства, что не может произойти бесконфликтно. Таким образом, трансляция нарративов модерна в общественное сознание российского общества приводит к неспособности легитимизировать преследование внешнеполитических целей и провоцирует внутренний конфликт. Альтернативой может послужить имперское самосознание, ценностью которого является служба империи, включая военную экспансию, даже в том случае, если в самой империи идеалы гуманизма не восторжествовали, а противник не является фашистом или нацистом. Читать и скачать текст на сайте: hninaofterdingen.ru/...луг Ищенко, Н. С. Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции? / Н. С. Ищенко // Традиционные общества: неизвестное прошлое: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф., 21 мая 2025 г., г. Челябинск / редколлегия: П. Б. Уваров (гл. ред.), А. Е. Толчева, Н. И. Тахиров, Д. В. Чарыков. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2025. – С. 210-217.
2 недели назад
Заливаться казенным шампанским Хронотоп порубежья: вести с восточной границы. От советских дипломатов в Китае из 1925 года. «…Работа дипломатов зачастую нарушалась инициативными шагами высших чинов советской военной и политической разведки. Вот какую характеристику «соседям» – уполномоченным Коминтерна и ОГПУ, работавшим «под крышей» полпредства, дал Карахан в письме Чичерину: «Систематическое пьянство, стрельба друг в друга, личные драмы…, заливаемые казенным шампанским, неконспиративность фантастическая…., словом, кинолента, а не серьезное государственное дело». Ярким примером беспринципности агентов спецслужб могло служить дело авантюриста Е.М. Кожевникова, который, будучи сотрудником Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ, работал в аппарате советников Национального правительства в Ханькоу, являясь одновременно информатором сразу двух разведок – британской и французской. После бегства в Шанхай он публиковал цикл статей в местной газете The North China Daily News, которые позднее вошли в книгу разоблачений происков большевистских спецслужб на Дальнем Востоке» (Из книги «Трансферы колониального порядка: модели внутренней безопасности после Великой войны», Самара, 2024, С. 95-96).
2 недели назад
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.) В журнале «Новое Русское Возрождение» опубликована моя статья о том, какой образ Новороссии создан художественными средствами в сборниках СП ЛНР с 2016 года. Это важная тема, потому что конфликт воображаемого и действительного в России разрушителен как нигде. Уничтожить реально существующую страну Россию ради ее идеального образа, до которого она сейчас на дотягивает, – это стратегия, которую мы два раза использовали в ХХ веке, и результаты привели к величайшим геополитическим катастрофами. Признаки того, что этот же конфликт идеального и реального разворачивается и в наши дни, я нахожу в современной военной поэзии. «Мировоззрение, отраженное в сборниках, строится согласно с темпоральным режимом модерна: идеальное общество возможно в будущем, и требует для своей реализации усилий от ныне живущих поколений. Новороссия оказывается в общественном сознании России территорией, где возможна и должна реализоваться модерная альтернатива современной России. Россия оказывается средством для достижения модерной цели — победы над нацизмом или установления социальной справедливости на земле. Таким образом, архаичные структуры коллективной памяти работают с опытом, пережитым в ХХ веке, когда нарративы модерна вытесняли имперское самосознание, и в настоящее время для большинства населения являются традиционными. Эта ситуация не может не тревожить, поскольку паттерны общественного сознания определяют сценарии социального действия. Стремление создать альтернативную Россию, уничтожив настоящую ради идеала, уже оказалось разрушительным в ХХ веке. Воссоздание темпорального режима модерна в коллективной памяти русского общества делает приемлемыми сценарии сверхусилий и разных форм всеобщей мобилизации в настоящем, направленных на достижение идеальной цели – идеального общества, победившего нацизм или построившего социальную справедливость на земле. Невыполнимость идеала обрекает общество на фрустрацию, а имеющиеся в культурной памяти сценарии разрешения проблем – конфликтные и деструктивные. Альтернативой этим паттернам культурной памяти может служить имперское самосознание, которое не требует демонизировать противника и воевать только с нацистами и только за гуманизм, социализм и коммунизм. Анализ мест памяти, принадлежащих имперской традиции, и их отражение в современной литературе, в том числе литературе Донбасса, является важным направлением будущих исследований». Ищенко, Н. С. Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.) / Н. С. Ищенко // Новое Русское Возрождение. – 2024. – № 2 (т. 2). – С. 31-48. Скачать и читать текст по ссылке: ninaofterdingen.ru/...сть
3 недели назад
Дионис против Аполлона: луганская версия На портале Печорин.нет - моя рецензия о Марсии-Дионисе и его смертельном поединке с богом поэзии и строгих форм Фебом-Аполлоном, как это описала Елена Заславская в стихотворении "Марсий, вызови Феба!". Этот текст есть в "Литературных расследованиях" - книге, продолжающей "Опыты пристального чтения", начатые луганским интеллектуалом Владимиром Карбанем. Завтра пятая годовщина его смерти. Помним, любим и видим красоту этого мира! Ссылка: hpechorin.net/...koi
4 недели назад