Найти в Дзене
25 октября по народному календарю Андрон Звездочёт. «Андрон может шестом небо достать, совком звёзды почерпнуть», — говорили люди. И нынче было принято до полуночи наблюдать за звёздным небом. ✨По звёздам судили и о погоде, и о будущем урожае. Так, если небо было звёздным, то на следующий год должен был уродиться горох. Яркие звёзды предвещали мороз, тусклые — оттепель, а мигающие — перемену погоды. Если же видели падающую звезду — ждали ветров и сухого года. ⭐️Если же на небе являлась "хвостатая" или "волосатая" звезда, или "звезда с метлой", в общем, комета, то ждали худшего - войны или мора. Суеверные люди приговаривали: «Только явится на небе метла, то будет война».  ⭐️Также в старину верили, что если звезда зажглась, то родился новый человек, а если погасла - умер. А ещё считали, что надо обязательно загадать желание на падающую звезду, тогда оно обязательно сбудется. 🌟Именинники в этот день, согласно традиции, могли «согреть» свою звезду. В старину на шест наматывали ткань, поджигали и поднимали такой факел повыше к небу, взбираясь на пригорки. Считалось, что так можно привлечь в свою жизнь успех и удачу. ⭐️Кстати, в старину было поверие, которое связывало "личную" звезду человека с его судьбой, которая обозначалась на небе. Или как говорили люди про судьбу - Доля. Долю-судьбину можно было разгадать с помощью волхвов и знахарей. 🌟Доля понималась как благосклонность, поддержка высших сил, внутренняя гармония. Её считали спутницей удачливого человека, она символизировала правильное следование пути, соответствие родовой линии, принятие в лоно предков. 🌟Если же человек отклонялся от пути, то наступала Недоля: утрата связи с родом, с землёй, с духами. Недоля приходила, когда человек терял смысл жизни, отказывался от своей миссии, разрушал обычаи и порывал с корнями. ⭐️При этом считали, что судьба — это не приговор. В народе верили: если человек идёт по своему пути, то его Доля рядом, если свернул — он волен вернуться. Всем здоровья и хорошего дня)✨
18 часов назад
«С Трифона-Пелагеи всё холоднее», — говорили люди в старину нынче 21 октября. В это время приближение зимы становилось всё более ощутимым. И чтобы морозы не застали врасплох, нужно было заранее приготовить тёплую одежду. Хозяйки в этот день доставали тулупы, шубы, шапки, рукавицы и смотрели, не требуют ли они починки. «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт», — приговаривали при этом. Кстати, на тему зимней одежды ходили в народе разные шутки-прибаутки. Бывали те, что со смыслом, и те, что просто подурачиться. Например: ✅ «Шуба овечья, да душа у мужика человечья!», ✅ «Бараний тулуп с мужиком братается, соболья шубка – кусается!», ✅ «По шубе узнавай зверя, а не человека!», ✅ «Пришла зимушка-зима: шуба на стужу, деньги – на нужу!», ✅ «Зимой без шубы не стыдно, да холодно; а в шубе и без хлеба тепло, да голодно!», ✅ «Шуба на сыне отцова, да разум – свой!», ✅ «Из похвал шубы не сошьёшь!». Звенела народная мудрость в этих поговорках, отмечая противоречивость и лукавство человеческой натуры. Ходили по деревням присловья и о рукавицах, греющих в студёную пору мозолистые мужицкие руки. «И солнышко в рукавицах», – говорили приметливые люди, смотря на «пáсолнца», обозначивающиеся по бокам дневного светила – к морозу. «Рукавиц ищет, а они – за поясом!» – отзывались о ротозее-мужике. «Заткни рот рукавицей!» – останавливали враля-болтуна. «Дело готово, хоть в рукавички обуй!» – приговаривали на радостях при удаче. Были и такие, чисто бытовые пословицы: «Жена не рукавица – с руки не сымешь!», «Правде глотку не заткнёшь рукавицей!», «Худая совесть в рукавицах гуляет!», «На тяжёлом возу и рукавица потянет!», «Привычка – не рукавичка, не повесишь на спичку!», «В рукавицу ветра не изловишь!». Рукавице в народном быту придавалось даже таинственное значение. Если, например, питающий зло на своей чёрной душе колдун-знахарь бросал рукавицу поперёк дороги свадебному поезду – это, по суеверному представлению деревни, поведёт к худу. «Знахарь и маленькой рукавичкой большой поезд испортит!» – говорили старые люди, советуя молодым новобрачным отчитаться от колдовства специальным заговором или попросить самого лиходея снять порчу. Берегите себя и будьте здоровы!
4 дня назад
19 октября по народному календарю Фомин день, и нынче в старину почитали бережливость и запасливость. «На Фому тащи всё в крому», — говорили люди. Кромой на Руси называли суму, мешок нищего. Ещё так могли называть обилие хлеба и запасов, а также богатого, зажиточного человека. Про нерадивого хозяина говорили: "Велика крома, да пёс ли в ней", - то есть рисковал стать нищим, разориться. Кромой именовалось и место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого же корня произошли слова «закрома», «укромный», «скромный». А с именем Фомы народ сложил свои поговорки, основанные на опыте изучения разных характеров селян. Например, про недоверчивого, склонного к сомнениям человека говорили: «Фома неверный!». О простоватом вахлаке (неряха), а также и о ледащем заморыше (невзрачный и хилый) в народе замечали: «На безлюдье и Фома – дворянин!». Богача, смотрящего завистливыми глазами на чужую удачу, называли: «Фома – большая крома». Плутоватые люди слыли Фомками. Этим же именем окрестил народ небольшой лом, которым воры взламывали замки. «Фомка на долото рыбу удит!» – подсмеивалась деревня над оборотистым, старающимся грош на пятаки разменять прасолом (оптовый скупщик хлеба, скота и рыбы). Традиционно к Фомину дню деревня подводила итоги года — определяла величину запасов, рассчитывала, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, люди говорили: «Рад Фома, что велика крома». На Фому наблюдали и приметы погоды. Если день выдавался безветренным — это предвещало скорейшее похолодание. Говорили также, что в этот день по небу плывут последние кучевые облака. Добра вам и вашим родным!
6 дней назад
По народному календарю на 18 октября выпадает день Харитины. С этого дня домовитые бабы-хозяйки "затыкали" первые "крóсна" (ткацкий станок): на- чинали ткать первый холст. Так и говорили в деревне: «Пришли Харитины – первые холстины. Баба смекать-смекай, да за кросна садись, холсты затыкай!» Над ткачихами народ был не прочь подсмеяться: «Даёт мужик торгашу холст: толст! Прожили бабы век – ни за холстиный мех!». Хотя юмор этот был нерадостный... Ходили на Руси и такие поговорки о том же, как например: 🕯️«Баба ткёт-точет, а один Бог ей рубашку даёт!», 🕯️«Пряла баба, ткала – весь дом одевала; пришла смерть – покрыться покойнице нечем!», 🕯️«И прядём, и ткём, а всё – нагишом!». Эти слова, очевидно, подсказаны народной мудрости горьким опытом бедноты-нужды беспросветной... Несмотря на иронические поговорки, ткачество ценилось в старину не меньше, чем земледелие. Об этом занятии сложено множество загадок, например :  ❓«Раскинуты тенётки, прилетели лебёдки, трут, мнут, разинут, воткнут», ❓«Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане:  ❓«Пришёл паук на деревянных ногах, всю избу загородил», ❓«Пришло чудо, село в угол, без девки, без жёнки, а вон нейдет». Кстати, кросна ставили в избе, действительно, в углу за печкой. Иногда его называли красивыми словами "бабий кут"! Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок. Про валенки тоже были сложены поговорки.  ☝🏻«Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили люди, подмечая, что день становился заметно короче ночи. А детям старики загадывали про валенки загадки: ❓"Их палят и варят, а не едят", ❓"Их треплют, катают, а в морозы таскают", ❓"В них упрячешь две ноги — и в мороз гулять беги". Кстати, валенки получили своё название от технологии их изготовления. Для валенок брали чистую и разрыхлённую овечью шерсть (литнину) и сначала лепили из неё модель сапога. Затем её накручивали на скалку и долго-долго катали и валяли, периодически вымачивая в воде, чтобы шерсть давала осадку и была плотнее. После валяния и катания сапог надевали на деревянную колодку и киянкой подбивали форму и размер. В конце изготовки валенки натирали деревянным бруском и ставили в печь на просушку. Обувь на зиму была готова! ❗️На Харитину также наблюдали природные приметы. Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание. Всем хорошего дня и доброго здоровья ☀️
1 неделю назад
По народному календарю день 15 октября посвящён Куприяну и Устинье. В старину нынче было принято освящать избу, поливая углы святой водой, дабы оградить жилище от нечисти. Народ верил в силу Куприяна и Устиньи изгонять злых духов и из людей. Кстати, одержимыми на Руси считали горьких пьяниц и... сквернословов, которые были не сдержаны на язык в приступы гнева! Продолжался октябрь-свадебник, и сегодняшний день могли посвятить свадебным сборам и заготовке приданного. В качестве приданого за невесту обычно давали предметы домашнего обихода: одеяло, скатерти, кружева, ткани, сделанные вручную, посуда. Невеста должна была иметь всё, что потом ей могло пригодиться в хозяйстве, хотя бы первое время. К этому могли добавить скотину (корову или козу) и, если позволял достаток, немного денег. Приданое считалось имуществом невесты и после свадьбы и было неотчуждаемо. А вот жених, как правило, платил семье невесты брачный выкуп в качестве компенсации за приданое. Несмотря на то, что девушки мечтали о свадьбе и часто совершали разные гадания на жениха и даже устраивали смотрины, перед самим замужеством невестам полагалось горько причитать и оплакивать своё девство и беспечное девичье житьё. Обращалась к родне и подружкам на чужу­ю дальнюю сторону выдаваемая­-пропиваемая "горемышная" красная девица, в песнях «ронила слезы горючия», просила-молила повременить со свадьбою. Так народная мудрость отражала всю сложность и рискованность брачных уз. Ведь было не предугадать, какая судьба ждала невесту в доме жениха. Поэтому не случайно в старину сложили два созвучных слова "свадьба-судьба". Кстати, слово "дева" издревле имело значение "светлая, чистая, непорочная". А покровительницей любви и брака в дохристианской Руси считалась богиня Дива, или Лада. Она же богиня солнца. И по традиции перед свадьбой невеста совершала молитву-обряд поклонения солнцу, а позже - огню. В последний день девичества невеста плакала­-причитала перед пылающим очагом. Подруги голосили, вторя ей печальными песнями. Впервые входя в дом новобрачного мужа, она прежде всего подводилась к разожжённому очагу, – причём все окружающие встречали её припевом: «Ой, Лада, Лада!». А начинающая налаживать свадьбу сваха прежде всего подходила к печи и грела руки у нарочно разведённого огня. Это служило, по народному поверью, верным залогом благополучного исхода сватовства. Всем хорошего и ладного дня ☀️
1 неделю назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала