Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
25 октября по народному календарю Андрон Звездочёт. «Андрон может шестом небо достать, совком звёзды почерпнуть», — говорили люди. И нынче было принято до полуночи наблюдать за звёздным небом. ✨По звёздам судили и о погоде, и о будущем урожае. Так, если небо было звёздным, то на следующий год должен был уродиться горох. Яркие звёзды предвещали мороз, тусклые — оттепель, а мигающие — перемену погоды. Если же видели падающую звезду — ждали ветров и сухого года. ⭐️Если же на небе являлась "хвостатая" или "волосатая" звезда, или "звезда с метлой", в общем, комета, то ждали худшего - войны или мора. Суеверные люди приговаривали: «Только явится на небе метла, то будет война».  ⭐️Также в старину верили, что если звезда зажглась, то родился новый человек, а если погасла - умер. А ещё считали, что надо обязательно загадать желание на падающую звезду, тогда оно обязательно сбудется. 🌟Именинники в этот день, согласно традиции, могли «согреть» свою звезду. В старину на шест наматывали ткань, поджигали и поднимали такой факел повыше к небу, взбираясь на пригорки. Считалось, что так можно привлечь в свою жизнь успех и удачу. ⭐️Кстати, в старину было поверие, которое связывало "личную" звезду человека с его судьбой, которая обозначалась на небе. Или как говорили люди про судьбу - Доля. Долю-судьбину можно было разгадать с помощью волхвов и знахарей. 🌟Доля понималась как благосклонность, поддержка высших сил, внутренняя гармония. Её считали спутницей удачливого человека, она символизировала правильное следование пути, соответствие родовой линии, принятие в лоно предков. 🌟Если же человек отклонялся от пути, то наступала Недоля: утрата связи с родом, с землёй, с духами. Недоля приходила, когда человек терял смысл жизни, отказывался от своей миссии, разрушал обычаи и порывал с корнями. ⭐️При этом считали, что судьба — это не приговор. В народе верили: если человек идёт по своему пути, то его Доля рядом, если свернул — он волен вернуться. Всем здоровья и хорошего дня)✨
8 часов назад
«С Трифона-Пелагеи всё холоднее», — говорили люди в старину нынче 21 октября. В это время приближение зимы становилось всё более ощутимым. И чтобы морозы не застали врасплох, нужно было заранее приготовить тёплую одежду. Хозяйки в этот день доставали тулупы, шубы, шапки, рукавицы и смотрели, не требуют ли они починки. «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт», — приговаривали при этом. Кстати, на тему зимней одежды ходили в народе разные шутки-прибаутки. Бывали те, что со смыслом, и те, что просто подурачиться. Например: ✅ «Шуба овечья, да душа у мужика человечья!», ✅ «Бараний тулуп с мужиком братается, соболья шубка – кусается!», ✅ «По шубе узнавай зверя, а не человека!», ✅ «Пришла зимушка-зима: шуба на стужу, деньги – на нужу!», ✅ «Зимой без шубы не стыдно, да холодно; а в шубе и без хлеба тепло, да голодно!», ✅ «Шуба на сыне отцова, да разум – свой!», ✅ «Из похвал шубы не сошьёшь!». Звенела народная мудрость в этих поговорках, отмечая противоречивость и лукавство человеческой натуры. Ходили по деревням присловья и о рукавицах, греющих в студёную пору мозолистые мужицкие руки. «И солнышко в рукавицах», – говорили приметливые люди, смотря на «пáсолнца», обозначивающиеся по бокам дневного светила – к морозу. «Рукавиц ищет, а они – за поясом!» – отзывались о ротозее-мужике. «Заткни рот рукавицей!» – останавливали враля-болтуна. «Дело готово, хоть в рукавички обуй!» – приговаривали на радостях при удаче. Были и такие, чисто бытовые пословицы: «Жена не рукавица – с руки не сымешь!», «Правде глотку не заткнёшь рукавицей!», «Худая совесть в рукавицах гуляет!», «На тяжёлом возу и рукавица потянет!», «Привычка – не рукавичка, не повесишь на спичку!», «В рукавицу ветра не изловишь!». Рукавице в народном быту придавалось даже таинственное значение. Если, например, питающий зло на своей чёрной душе колдун-знахарь бросал рукавицу поперёк дороги свадебному поезду – это, по суеверному представлению деревни, поведёт к худу. «Знахарь и маленькой рукавичкой большой поезд испортит!» – говорили старые люди, советуя молодым новобрачным отчитаться от колдовства специальным заговором или попросить самого лиходея снять порчу. Берегите себя и будьте здоровы!
4 дня назад
19 октября по народному календарю Фомин день, и нынче в старину почитали бережливость и запасливость. «На Фому тащи всё в крому», — говорили люди. Кромой на Руси называли суму, мешок нищего. Ещё так могли называть обилие хлеба и запасов, а также богатого, зажиточного человека. Про нерадивого хозяина говорили: "Велика крома, да пёс ли в ней", - то есть рисковал стать нищим, разориться. Кромой именовалось и место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого же корня произошли слова «закрома», «укромный», «скромный». А с именем Фомы народ сложил свои поговорки, основанные на опыте изучения разных характеров селян. Например, про недоверчивого, склонного к сомнениям человека говорили: «Фома неверный!». О простоватом вахлаке (неряха), а также и о ледащем заморыше (невзрачный и хилый) в народе замечали: «На безлюдье и Фома – дворянин!». Богача, смотрящего завистливыми глазами на чужую удачу, называли: «Фома – большая крома». Плутоватые люди слыли Фомками. Этим же именем окрестил народ небольшой лом, которым воры взламывали замки. «Фомка на долото рыбу удит!» – подсмеивалась деревня над оборотистым, старающимся грош на пятаки разменять прасолом (оптовый скупщик хлеба, скота и рыбы). Традиционно к Фомину дню деревня подводила итоги года — определяла величину запасов, рассчитывала, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, люди говорили: «Рад Фома, что велика крома». На Фому наблюдали и приметы погоды. Если день выдавался безветренным — это предвещало скорейшее похолодание. Говорили также, что в этот день по небу плывут последние кучевые облака. Добра вам и вашим родным!
6 дней назад
По народному календарю на 18 октября выпадает день Харитины. С этого дня домовитые бабы-хозяйки "затыкали" первые "крóсна" (ткацкий станок): на- чинали ткать первый холст. Так и говорили в деревне: «Пришли Харитины – первые холстины. Баба смекать-смекай, да за кросна садись, холсты затыкай!» Над ткачихами народ был не прочь подсмеяться: «Даёт мужик торгашу холст: толст! Прожили бабы век – ни за холстиный мех!». Хотя юмор этот был нерадостный... Ходили на Руси и такие поговорки о том же, как например: 🕯️«Баба ткёт-точет, а один Бог ей рубашку даёт!», 🕯️«Пряла баба, ткала – весь дом одевала; пришла смерть – покрыться покойнице нечем!», 🕯️«И прядём, и ткём, а всё – нагишом!». Эти слова, очевидно, подсказаны народной мудрости горьким опытом бедноты-нужды беспросветной... Несмотря на иронические поговорки, ткачество ценилось в старину не меньше, чем земледелие. Об этом занятии сложено множество загадок, например :  ❓«Раскинуты тенётки, прилетели лебёдки, трут, мнут, разинут, воткнут», ❓«Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане:  ❓«Пришёл паук на деревянных ногах, всю избу загородил», ❓«Пришло чудо, село в угол, без девки, без жёнки, а вон нейдет». Кстати, кросна ставили в избе, действительно, в углу за печкой. Иногда его называли красивыми словами "бабий кут"! Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок. Про валенки тоже были сложены поговорки.  ☝🏻«Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили люди, подмечая, что день становился заметно короче ночи. А детям старики загадывали про валенки загадки: ❓"Их палят и варят, а не едят", ❓"Их треплют, катают, а в морозы таскают", ❓"В них упрячешь две ноги — и в мороз гулять беги". Кстати, валенки получили своё название от технологии их изготовления. Для валенок брали чистую и разрыхлённую овечью шерсть (литнину) и сначала лепили из неё модель сапога. Затем её накручивали на скалку и долго-долго катали и валяли, периодически вымачивая в воде, чтобы шерсть давала осадку и была плотнее. После валяния и катания сапог надевали на деревянную колодку и киянкой подбивали форму и размер. В конце изготовки валенки натирали деревянным бруском и ставили в печь на просушку. Обувь на зиму была готова! ❗️На Харитину также наблюдали природные приметы. Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание. Всем хорошего дня и доброго здоровья ☀️
1 неделю назад
По народному календарю день 15 октября посвящён Куприяну и Устинье. В старину нынче было принято освящать избу, поливая углы святой водой, дабы оградить жилище от нечисти. Народ верил в силу Куприяна и Устиньи изгонять злых духов и из людей. Кстати, одержимыми на Руси считали горьких пьяниц и... сквернословов, которые были не сдержаны на язык в приступы гнева! Продолжался октябрь-свадебник, и сегодняшний день могли посвятить свадебным сборам и заготовке приданного. В качестве приданого за невесту обычно давали предметы домашнего обихода: одеяло, скатерти, кружева, ткани, сделанные вручную, посуда. Невеста должна была иметь всё, что потом ей могло пригодиться в хозяйстве, хотя бы первое время. К этому могли добавить скотину (корову или козу) и, если позволял достаток, немного денег. Приданое считалось имуществом невесты и после свадьбы и было неотчуждаемо. А вот жених, как правило, платил семье невесты брачный выкуп в качестве компенсации за приданое. Несмотря на то, что девушки мечтали о свадьбе и часто совершали разные гадания на жениха и даже устраивали смотрины, перед самим замужеством невестам полагалось горько причитать и оплакивать своё девство и беспечное девичье житьё. Обращалась к родне и подружкам на чужу­ю дальнюю сторону выдаваемая­-пропиваемая "горемышная" красная девица, в песнях «ронила слезы горючия», просила-молила повременить со свадьбою. Так народная мудрость отражала всю сложность и рискованность брачных уз. Ведь было не предугадать, какая судьба ждала невесту в доме жениха. Поэтому не случайно в старину сложили два созвучных слова "свадьба-судьба". Кстати, слово "дева" издревле имело значение "светлая, чистая, непорочная". А покровительницей любви и брака в дохристианской Руси считалась богиня Дива, или Лада. Она же богиня солнца. И по традиции перед свадьбой невеста совершала молитву-обряд поклонения солнцу, а позже - огню. В последний день девичества невеста плакала­-причитала перед пылающим очагом. Подруги голосили, вторя ей печальными песнями. Впервые входя в дом новобрачного мужа, она прежде всего подводилась к разожжённому очагу, – причём все окружающие встречали её припевом: «Ой, Лада, Лада!». А начинающая налаживать свадьбу сваха прежде всего подходила к печи и грела руки у нарочно разведённого огня. Это служило, по народному поверью, верным залогом благополучного исхода сватовства. Всем хорошего и ладного дня ☀️
1 неделю назад
А вы знаете что такое финифть? И почему изделия в этой необыкновенной технике ценились наравне с золотом?💍 Финифть — это уникальная техника росписи по эмали, которая зародилась в Византии в X веке, где её называли «огненным письмом». 🖌 На Руси первое упоминание финифти встречается в летописи XII века, где говорится, как великий князь Андрей Суздальский украсил церковь иконами, золотом и финиптом. Кстати, само слово финифть происходит от греческого слова «фенгос», что значит «мерцание». И это не случайно! Для её изготовления смешивают стекловидную массу или эмаль. В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен. Он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. Пластину для основы вырезали из листа металла, придавали ей нужную форму, наносили размолотый стеклянный порошок. Заготовку отправляли в печь, получалась гладкая поверхность белого цвета. На выпуклой стеклянной части огнеупорными красками изображались миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении. Ошибиться в температуре, времени обжига или мазке кисти было нельзя. Исправить изделие уже не представлялось возможным, а материалы для изготовления стоили дорого. Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, когда мастера Вологодской губернии освоили технику и умело расписывали райскими птицами и цветами церковную утварь, оклады икон. Паломники увозили их изделия с собой. Эмальерное искусство севера повлияло на развитие крупных ювелирных центров страны. Художников из Усолья приглашали в Москву и другие города налаживать производство финифти. 🖤 В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, искусство развивалось, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Ростовские иконописцы внесли существенный вклад в развитие ремесла. Они расписывали ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских и русских мастеров: Рафаэля, Васнецова. Активно стала развиваться «светская» финифть. Мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки. Во времена революции интерес к промыслу пропал. Однако эмальеры не позволили полностью разрушить вековые традиции и в 1918 году создали артель. Впоследствии она переросла в фабрику «Ростовская финифть», которая функционирует и сегодня. А вот интересно, есть у кого-то из вас изделия из финифти? Расскажите об этом в комментариях. Будет здорово, если покажете их на фото!
1 неделю назад
"Харитон - в избе урон" - говорили в старину нынче 11 октября на Харитонов день, или Катальщик. На Руси он почитался "опасным", наступало время тьмы. В народе считалось, что в этот день возрастал риск сглаза и порчи, и лучше хозяевам сидеть дома. Хотя и там они не чувствовали себя в полной безопасности: например, если дом начинал скрипеть, говорили, что он предупреждает о беде. Такие настроения были связаны с поверьем, что именно на Харитона Сатана был низвергнут с небес на землю. Древнее народное предание гласило, что однажды между Богом и самым красивым и сильным ангелом - Денницей - случилась вражда. В это время Бог творил мир, а Денница всё делал не так, как было велено: то семена для рая утаит, то землю спрячет. И Богу приходилось всё переделывать. Тогда Денница обозлился окончательно и захотел свергнуть Бога с вершины горы или башни, на которой Он жил, и самому стать правителем вселенной. Чтобы остановить Денницу и подавить мятеж, Бог послал архангела Михаила. Но Денница, ставший Сатаной (то есть врагом), опалил его крылья огнём и заморозил ознобом. Битва длилась трижды три дня, по земле стояла ночь, был слышен лютый рокот от побоища. И только когда Бог вооружил Михаила копьём, мечом-кладенцом, булатной бронёй и духовным шлемом с перьями павлина, у того получилось поразить Сатану и "сверзить" его в преисподнюю.  Рухнул диавол на землю, угодив в заросли ежевики. Он проклял колючее растение, опалив и отравив своим горячим дыханием ягоды, растоптал и оплевал их. Поэтому в старину на Харитона и после этого дня не собирали никакие ягоды, опасаясь отравиться и умереть. В такой день люди старались оградиться от злых сил и задобрить их. Например, жених с невестой могли тайно навестить сельскую колдунью-ведунью: приносили ей пирог и горшок мёда, чтобы она не навела на молодую семью порчу и не лишила молодожёнов возможности иметь детей. Мира и добра вам и вашим родным.
2 недели назад
На 10 октября по народному календарю приходится Савватий Пчельник. В старину на Савватия заканчивались Пчелиные девятины — девять дней, в течение которых нужно было готовить пчёл к зиме. Пчеловоды убирали в омшаники последние ульи и просили своих детей помолиться святому Савватию. Дело в том, что пчеловодство и бортничество считались делами, требующими особой нравственной чистоты, которую приписывали маленьким детям. В народе ходило множество поговорок и пословиц о пчёлах и их главном продукте — мёде:  🍯 «Яблоньку за яблочки любят, пчёлку — за мёд», «Бортник горек, да мёд его сладок», 🍯 «Масло сластно, а мёд лучше». Про пчелиную же матку говорили:  🍯 «Не девка, не вдова, не мужняя жена. Детей водит и людей питает». По старинному преданию, пчёлы потому стали «пред Богом святы», что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление племени-рода человеческого, они прилетали целым роем к распятому на кресте Иисусу Христу и, выпивая кровавый пот, проступавший на Божественном челе, облегчали страдания Спасителя. Потому-то, по словам народной мудрости, «без пчелы (без восковых свеч) и обедню поп не служит». По словам другого народного сказа, пчёлы жалили руки бичевавших Христа. Третье сказание рисует их разносящими «по всему белому свету христьянскому» первую весть о Светлом Воскресении Христовом. Загадки простого народа говорили о пчеле в таких иносказательных словах: 🐝 «Сидит девица в тёмной темнице, вяжет узор – ни петлей, ни узлов!», 🐝 «Сидят девушки во горенках, нижут бисером на ниточки!», 🐝 «Во тёмной темнице красны девицы, без нитки, без спицы, вяжут вязеницы!», 🐝 «В темнице девица бранину собирает, узор вышивает, – ни иглы, ни шёлку!», 🐝 «В тесной избушке ткут холсты старушки!», 🐝 «Маленькая собачка не лает, не бает, а больно кусает!». Народное слово приписывало пчеле и такие заботы, как «замыкание» и «отмыкание» времён года. На эту тему была сложена песня: Ты, пчёлонька, Пчёлка ярая! Ты вылети за море. Ты вынеси ключики, Ключики золóтые, Ты замкни зимыньку, Зимыньку студёную! Отомкни летечко, Летечко тёплое, Летечко тёплое. Лето хлебородное! Будь здоровы и благополучны ☀️
2 недели назад
9 октября по народному календарю Иван Богослов. И хотя октябрь был "свадебным" месяцем, в старину венчаться на Ивана не рекомендовалось. Считалось, что браки, заключённые в этот день, будут несчастливыми и продлятся недолго. Но смотрины не запрещались. Родители невесты встречали сватов за накрытыми столами. Но если девушка была не готова к замужеству или отец с матерью не одобряли выбор дочери, угощенья выносили за калитку. Символом отказа в смотринах являлась...тыква, перевязанная лентами! В старину на Ивана Богослова нередко выпадал снег, по которому люди определяли, что зиму надо ждать к Михайлову дню (21 ноября). Если в этот день снег сменялся дождем, то в народе подмечали: в январе будет три сильных оттепели. Если на Ивана светило солнце, то это было знаком холодного июня следующего года. Ещё Ивана Богослова в народе именовали Путником. Несмотря на прохладу и сырость, Русь лапотная продолжала странничать - ходила из села в село, а то и в город, по хозяйственной или торговой надобности. Поэтому селяне всегда были готовы к дороге: держали снаряжённые котомки, сумы, посохи, запасные лапти и зипуны. В дорогу из еды обычно брали сухари, квашенные овощи, кокурки (яйца, запечённые в ржаном тесте), воду или квас в лагуне (ёмкость, сделанная из цельного дерева). В качестве оберега в путь могли взять с собой маленький колокольчик. Считалось, что он не даст приблизиться к путешественнику всякой пустынной нечисти. Обычно его подвешивали прямо на пояс - кушак. Кстати, путников в старину называли "проходимцами" - проходящие своей дорогой через какое-либо селение. Были и такие, что жили странствованием - "калики перехожие". Они ходили по разным деревням и даже уездам и рассказывали народу разные былины, сказания о древних героях и святых, а питались от милостыни и подаяния. "Калики" обычно пользовались в народе уважением. Принять таких путников у себя дома было почётно. Об этом я рассказывал в одной из публикаций. Всем доброго здоровья и хорошего дня! ☀️
2 недели назад
На 8 октября по народному календарю приходится Сергиев день. 🏔В старину на Сергия судили об установлении зимы. Если наступающей ночью выпадал первый снег, то зиму ждали на Михайлов день (21 ноября). Если же погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. ⚪️Наблюдали и за ветром: если он дул с севера — это предвещало холодную зиму, если с юга — теплую, если с запада — снежную, а если с востока - холодную и слякотную. 📷Традиционно Сергия молили о даровании разумения, особенно учащимся детям. "Кукушка не ястреб, неуч не мастер" - приговаривали отцы и матери, отправляя своих детей на учение. 🏫А как и где могли отроки в старину получить образование? На селе с этим было нелегко - способных учить и возможности учиться было мало. Обычно обучением подрастающего поколения занимались священнослужители или "мастера грамоты". 📖Учение начиналось как раз в период зрелой осени, когда помощь детей в хозяйстве была уже не нужна. Отроков собирали в небольшие группы - по 8-10 человек - и рассаживали за одним столом по лавкам. 📚Программа была проста: чтение, письмо, хоровое пение, реже грамматика и счёт. Уроков с переменами не было, занимались целый день с перерывом на обед. И оценок тоже не было. ✏️Те ученики, которые хорошо усваивали информацию и пересказывали урок, получали похвалу. А неучей ждала порка и другие наказания: могли поставить в угол под образа на колени, поставить на горох или гречку, лишить обеда, за серьёзные провинности даже посадить в погреб на хлеб и воду. ⚫️Кстати, специальных учебников тоже не было. Учились грамоте по церковным книгам (Часослов и Псалтирь) и азбуковникам, которые хранились в учебной комнате, и дети пользовались ими только там. Поэтому с домашним заданием были трудности. Учение могло длиться 3-4 года. После его окончания дети считались грамотными) "Кто в грамоте горазд, тому не пропасть", "Без ума человеку сума" - говорили в старину люди, понимая пользу образования. Всем доброго здоровья и многого разумения)
2 недели назад
6 октября по народному календарю Ираида Спорная. На Ираиду в старину на Руси совершали особый "денежный" обряд-гадание. Люди, у которых были проблемы с достатком, гадали о своей судьбе.  Для этого ходили к месту слияния двух рек и набирали в два кувшина одинаковое количество воды. Затем эти кувшины приносили домой и наблюдали, из какого вода испарится быстрее. Если раньше начнёт убывать вода, набранная из более полноводной реки, значит, денежные неурядицы будут продолжаться. В то же время гадать о судьбе считалось делом бесполезным — все равно изменить ничего нельзя. «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», — говорили в народе. А вот пересчитывать свои беды строго порицалось: говорили, что сколько насчитаешь, столько и накликаешь. Зато старались привлечь удачу: чтобы быть всегда с прибылью, в кошелёк клали монетку с изъяном, но обязательно не подобранную на дороге, а полученную от кого-либо — в уплату труда, за проданный товар или на сдачу. С Ираиды начиналась настоящая холодная осень. 🍂 Хозяйки в этот день готовили особое блюдо — наливушки. Для этого толкли варёные грибы с луком или какие-нибудь корнеплоды, сдабривали всё яйцами и молоком, наливали смесь на ржаную лепёшку, заворачивая её края, а после пекли в печи. "В лес не съездишь, так и на печке замёрзнешь", "Не хочешь холоду, полюбишь лес смолоду" - приговаривали крестьяне в это время, начиная потихоньку заготавливать лес на дрова. Почему это начинали делать только в октябре, не раньше? Потому что деревья к этому времени "выпускали" всю летнюю влагу и были суше, то есть пригоднее для обогрева. Мира и добра вам и вашим родным ☀️
2 недели назад
А вы знаете, что слово "кичиться", которое означает высокомерно хвалиться чем-либо, происходит от название женского древнерусского головного убора - "кика", "кичка"?☝️ Интересно, что значение «хвастаться, гордиться» является для кичиться вторичным. Считается, что изначально слова "кичиться" и "кичка" происходят от старославянского «кыка», что означает волосы на голове в виде хохла, чуба или пучка у женщин. Поэтому кичиться это – «украшать себе голову чем-либо (чубом, косой, пучком, повязкой). Отсюда и название праздничного головного убора. 💎 Кичка всегда была обильно украшена: её великолепие должно было затмить красоту естественной прически. Чем наряднее был убор, тем больший почёт получала его обладательница. 🤍 Жемчуг, бисер, золотное шитье — всё это отражало высокий социальный статус хозяйки. Понятно, что с таким украшением женщинам следовало держать голову высоко поднятой, горделивой. 🤔Но вот почему кички имели рога? Есть несколько версий зарождения этой традиции: 1⃣ Первобытный мотив подражания животным встречался в одежде многих народов, как защита от дурного глаза. В древности рога воспринимали как мощный оберег. 2⃣ Шлемы древних воинов часто были двурогими, и их жёны вообще могли носить и носили одежду своих мужей. Это также могло повлиять на формирование модели этого женского элемента гардероба. 3⃣ С рогатостью тесно связана идея не только защиты, но и плодовитости. Часть исследователей отмечает, что «рогатыя кички» могли отсылать к образам женских языческих божеств и служить символом плодородия. Рогатые кички были особенно популярны на юге Руси. Их твердую основу делали из разных материалов: дерево, береста, валики с соломой, плотно простеганный холст, а также луб — внутренняя часть коры. В итоге рожки могли быть либо совсем небольшими, либо весьма внушительными — до 20−30 сантиметров. Их обшивали тканью. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху — нарядная сорока. Впереди на лбу кичка украшалась кружевом, перламутровыми плашками из речных ракушек, цветными гранеными стеклышками, бусинами. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую в виде копытца или лопатки. В XIX веке ношение кички стало преследоваться православным духовенством — от крестьянок требовали ношение кокошника. Сохранились документы, из которых следует, что священникам строго предписывалось не допускать женщину в кичке не только к причастию, но и в церковь. В связи с этим к началу XX века головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком. А вы знали о таком головном уборе и его связи с глаголом кичиться?
2 недели назад