7 июля - значимый день в народном календаре. Праздник Ивана Купалы, выпадающий на этот день, явился результатом слияния двух культов: почитания пророка Иоанна Предтечи в христианскую эпоху и поклонения Купайле — богу Солнца и зрелости лета, которое сохранилось со стародавних дохристианских времён. Купальские обряды, совершаемые в канун и в самый праздник, составляют сложный обрядовый комплекс. Люди в этот день опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни. Костры в этот день было принято разводить с помощью трения сухих палочек. В середину костров ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Огонь на Купалу считался "живым", целебным, сжигающим болезни и дарующим обновление жизни. Поэтому во время празднеств старались прыгнуть через костер, чтобы прикоснуться к его живительной силе. Ещё в этот день старались украсить зеленью постройки, собирали чучело и потом уничтожали его, могли обливаться водой, совершали гадания. Решались даже выслеживать ведьм, которые, по поверью, собирались на Лысой горе, или русалок, водяных, леших. Но дома старались защитить от них с помощью пучков жгучей крапивы, которую развешивали на окнах и дверях. Могли предаваться и ночным бесчинствам: в ночь купались обнажёнными в реках целыми группами; также нагими и мужчины и женщины, в ночь отправлялись в лес на поиск целебных кореньев. Символами праздника стали два цветка. Один из них — не существующий в природе цветок папоротника. По легенде, он распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также способностью находить клады. Другой цветок — Иван-да-Марья. Его желто-голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий — воды и огня. Поэтому этот праздник в народе ещё считался днём торжества любви и страсти ❤️🔥. Ивана Купалу называли также Травником. На то есть две причины. Во-первых, в ночь перед праздником нужно было собирать лечебные травы, которые приобретали особенные свойства при условии, что сборщик выполнял все необходимые обряды. Во-вторых, на Купалу крестьяне открывали большой покос. Подмечали в этот день особые приметы погоды. Если в Иванову ночь небо было звездным — ждали много грибов. Если выпадала сильная роса — это предвещало урожай огурцов. Солнечного и радостного дня вам нынче ☀️
Гид с усами
1166
подписчиков
Я профессиональный экскурсовод по Суздалю и Владимиру. Победитель конкурса "Лучший гид России". Здесь вы найдёте полезную информацию для путешествия по Владимиру, Суздалю и другим города Золотого кольца России.
Почему красный цвет был на Руси синонимом красоты? И что символизировали красный сарафан и красная рубаха? «Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан, Не входи, родимушка, Попусту в изъян!" — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой. А почему именно красный? На Руси цвет одежды был своеобразным языком народной культуры, который выражал определённое мировоззрение, чувства, символизировал то важное, что влияло на народную жизнь, от чего зависели весь её ход и течение. Каждый цвет означал что-то своё. Но самым популярным и любимым в народе был красный. Он символизировал долголетие, плодородие, силу и власть, гарантировал удачу и защиту от злых духов. Это цвет крови, огня и солнца, чистоты и божественного присутствия. Он помогал выражать славянам своё радостное праздничное настроение и оптимизм. Поэтому красный являлся основным свадебным цветом, т.к. брачные церемонии на Руси были наиболее торжественными и наполненными надеждой на лучшее. И традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан, как знак благословения. Кроме свадебного сарафана красными в народном костюме были рубахи, сапоги, шаровары, кушаки, понёвы, головные уборы. И даже «красная шапка — вор мужик», что, вероятно, следствие истории про мудреца, который взялся обнаружить воров на рыночной площади и, появившись в праздничный день, крикнул: «Глядите, на воре шапка горит!», после чего несколько человек немедленно схватились за свои головные уборы. Видимо, пришлось им со стыда покраснеть! Красного цвета были и узоры вышивки на кокошниках, рубахах, передниках, навершниках, шушпанах, изготовлявшихся из льняных или шерстяных тканей белого цвета. Красный декор делал нарядной даже неброскую и простую повседневную одежду. А слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение. Слова и поговорки «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица», «долг платежом красен», «ради красного словца», «красная цена», «на миру и смерть красна» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Кроме прочего яркий малиновый, нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца. В традиционных русских костюмах XIX-начала XX вв. использовалось до 20 элементов одежды и до 33 оттенков!!! красного, причем каждый из них имел своё название. Например, червленый - яркий чисто красный. Или багряный - тёмно-красный, уходящий в синеву. Как на Руси делали красную одежду? Известно, что в основном её изготавливали из льняной ткани, которую выбеливали на снегу и в щелоке. А вот красили в красный, используя сок смородины, ягоды и кору крушины, траву лебеды, корни сабельника и зверобоя, листья и цветы яблони. Изысканным красителем были корни марены, если кому удавалось их достать - водится она на юге России и в Восточной Европе. Если Вам хочется выглядеть одновременно и роскошно, и нарядно, и традиционно, то красная одежда будет самой подходящей! На нашем сайте https://dusharus.ru можно приобрести косоворотку или кофту красного цвета, которая подойдёт как для мужчин, так и для женщин. Доставляем во всей России и СНГ с возможностью примерки!
По народному календарю 2 июля посвящено Зосиме Пчельнику. В этот день пчёлы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. Поэтому пчельники старались попусту не беспокоить насекомых. Если же доводилось пройти мимо улья, нужно было произнести заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!». Распространены были среди пчеловодов и другие обычаи, соблюдение которых гарантировало хороший сбор мёда. Среди них были как рациональные (например, селить под крышками ульев синиц, которые уничтожают вредителей), так и ритуальные (в качестве жертвы для духа — покровителя пчеловодства в землю закапывали кувшин с медовухой). Пчёл на Руси почитали всегда. Об этом свидетельствует множество пословиц и поговорок: ✅ «Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи», ✅ «Пчела жалит только грешника», ✅ «Для пчелы всякий урок легок», ✅ «Пчел разорить — что человека убить». Существовали и особые погодные приметы на этот день: если пчелы летят к ульям — скоро дождь, а если сидят на стенках — к сильной жаре. Кстати, улья пчёл устраивали весьма разнообразными способами. В лесных районах Руси использовали борти (естественные или искусственные дупла деревьев) и колоды (выдобленные внутри части бревна). В полустепных районах для пчёл делали сапетки (улей, сплетённый из веток, обмазанных глиной) и дуплянки (ящик из досок). А на Средней Волге ульи назывались башкой! 😳 В этот день категорически запрещено было убивать пчёл, вредить их жилищам и ульям. Иначе быть большим бедам. Пасечникам нельзя было хвалиться тем, сколько у них ульев, сколько пчёл, сколько они собрали мёда в прошлых годах – предстоящий сбор мёда мог оказаться скудным, а с пчёлами может что-то случиться. Нельзя было пересчитывать пчёл по той же причине. В этот день было не принято давать, дарить или продавать мёд, т.к. эти действия могли накликать убытки. В общем, пчёл берегли как зеницу ока 👁️ А вы любите мёд? А если у вас есть знакомый пасечник, поделитесь с ним этой информацией. Вдруг он не в курсе.
1 июля на Руси издавна посвящали богу Яриле. Даже с распространением христианства эта традиция не прекратилась, зато получила новое истолкование: говорили, что в середине лета все святые меряются силой с языческим богом, а победить не могут. Что интересно, до сих пор нет единого мнения о том, кем именно считали Ярилу люди. Существуют версии о том, что он был богом солнца, богом любви и страсти, богом сил природы. Считалось, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить. «Ярило — добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, в левой руке — ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей — громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется», — так рисовали в народе образ божества. Ярилин праздник называли «всем дням день», и его ожидали весь год, т.к. на Ярилу могли случаться сверхъестественные явления: на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир. А чтобы увидеть близких, о которых давно не было вестей, нужно было в полдень заплести в косу крепкие березовые ветки и взглянуть сквозь них с крутого берега реки. В этот день было принято выгуливать скот на утренней росе и купаться в ней самим для сохранения здоровья и красоты. Затем направлялись на покосы и набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах. Устраивали также «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем. А с наступлением темноты совершали обряд похорон Ярилы - его соломенное чучело выносили в поле и сжигали или бросали в воду. Много примет в Ярилин день было связано и с погодой. Если стояла солнечная погода, то следующие семь дней также будут жаркими. Хорошую погоду, по приметам, сулили ветер винтом, утренний туман, золотисто-желтая вечерняя заря с розовыми отблесками. Засушливые дни предсказывал месяц, на нижний рожок которого можно "повесить" ведро. Погоду на оставшееся лето предсказывали и по хвостам животных. Опущенные хвосты – примета, указывающая дождь, а приподнятые —погода будет жаркой. Хорошего вам дня и настроения!
27 июня по народному календарю Елисей Гречкосей. На Руси на Елисея продолжали сеять гречиху. Для этой культуры старались выбирать поле рядом с лесом или водоёмом - гречиха весьма требовательна к температуре и влажности почвы. Ей комфортно, когда не холодно и не жарко, не сухо и не влажно. Большой удачей считалось, если в день посева было ясно и тепло. «Коли пыль на бороне, то и блин на решете», — говорили крестьяне. Хотя сеяли гречиху в сухое поле, после посева нужен был дождь — чтобы быстрей семена проросли. Для этого люди заклинали крапиву, просили ее обжечь небеса, чтобы оттуда хлынул ливень ⛈️ Но дождя ждали только на следующий день: ведь если зарядит на Елисея, это предвещает еще долгих семь недель сырой погоды. В этот день также принято было освящать новую одежду, чтобы она не принесла своему хозяину несчастий. Так же поступали с чужой одеждой, доставшейся в дар или в наследство. Конечно, люди не ждали целый год до Елисеева дня, чтобы освятить все обновки. Ритуал совершали только с вещами, купленными после Нового года и надетыми не более трех раз, а также с нарядами, в которых человек чувствовал себя неуютно. Кстати, к одежде относились, действительно, серьёзно, т.к. она считалась отражением моральных устоев и даже определённого мировоззрения, образа жизни. Традиционно одежда на Руси отличалась многослойностью, свободным кроем вещей, использованием натуральных материалов и красителей, особенно красного, обязательным присутствием оберегов, а также головного убора и пояса. Причём последние могли свидетельствовать о социальном статусе своего хозяина. Кстати, у нас на сайте https://dusharus.ru появилась летняя коллекция мужских косовороток. Самое время обновить гардероб 👍🏻
На Руси умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь.😜 А плевать надо было семенами репы. Этот корнеплод по праву ценили и уважали, потому как она была основной пищей жителей Руси. Сеять репу, как зерновые культуры нельзя, она не терпит кучности. От правильной посадки корнеплода зависел и будущий урожай. Для этого репу нужно было засеять равномерно, чтобы не пропало ни единого семечка. В связи с крохотными размерами семян сделать это руками было практически невозможно. Репу сеяли с помощью рта: просто насыпали семена в ротовую полость, смачивали слюной и выплёвывали на землю. Разговаривать во время работы возбранялось, так как рот профессионала был полон семенами. Понятно, что для этого дела необходимо было иметь определённую сноровку. Поэтому почти в каждой местности имелись «профессиональные плевальщицы». В основном это были женщины и дети. Технологию хранили втайне и передавали по наследству. Женщин, которые лучше всех справлялись с этой задачей, приглашали специально для посева репы. Как пишет Александр Стрижев в своей книге «Зелёная грядка», хорошие «плевальщицы» были на вес золота и «славились далеко за пределами своей округи». Постепенно картофель 🥔 стал вытеснять репу с полей, развивались новые технологии и «плевальщицы» перестали цениться. Так же, как и халявщики. Последним термином называют тех, кто пытается получить что-то бесплатно по собственной инициативе. Сегодня это слово чаще используется с оттенком иронии или даже осуждения. А ведь ещё в начале XX века халявщиками называли вовсе не бездельников, а мастеров, которые выдували цилиндрическую заготовку из горячего стекла, разрезали и раскатывали заготовку и получал листовое оконное стекло. Есть также мнение, что халявщики это ушлые сапожники, которые приспособились менять в сапоге лишь изношенную головку — это передняя часть сапог, покрывающая пальцы и верхнюю часть ступни, а вот голенище, которое согласно словарю Владимира Даля, тоже называлось халявой, не меняли, так как оно было пришивное. Такой подход существенно удешевлял производство нового сапога. Но как бы там ни было, а сегодня плевальщики и халявщики забытые профессии, так же как и коробейники, чесальщики, прасолы, вздымщики. Слышали о таких? Знаете чем занимались эти люди?
В любые времена неопределённость настоящего и будущего вселяла в души людей тревогу и подталкивала к поиску разных способов заглянуть за завесу неизвестности. В старину на Руси особое значение придавали природным приметам и знакам судьбы. И сегодня, 23 июня, как раз такой день, когда наши предки были к ним особенно внимательны - Знамения Тимофея. В народе считали, что на Тимофея Всевышний посылает знаки, помогающие предсказать, к чему готовиться в ближайшее время. Поэтому люди были бдительны и наблюдали за деревьями, облаками, шумом дождя, поведением животных и птиц. Даже шелест травы в этот день мог иметь пророческое значение. ❗️К плохим предзнаменованиям относили огненное зарево в небе в виде змея, бегущих мышей по гумну, стаи воронов, летящих из леса, а также волков, бродящих по полю. Эти знаки считались опасными — они предвещали голод, болезни, войну, мор скота и людей. ‼️Также полагали, что на Тимофея активизируются злые духи. Чтобы защититься от них и избежать несчастий, люди старались оставаться дома или идти...в баню! Она вместе с целебными травами считалась лучшей защитой от нечисти, а также помогала очиститься и укрепить здоровье перед лицом возможных бедствий. 💨 В горячую воду часто добавляли полынь, папоротник или ромашку. Этим растениям на Руси приписывали магические свойства. В народе верили, что они помогали не только оградиться от дурного, но и позволяли укрепить тело и дух. ✅ Народная память сложила на этот день поговорку: «Тимофеевские знамения грозой грозят», — и счастливым называли то село, где ни одному человеку нынче ничего не привиделось. Берегите себя и будьте здоровы!
22 июня - прекрасный день для тех, кто не успел высадить на огороде всё, что хотел. По народному календарю сегодня Кириллов день. "У Кирилла — от земли сила" — говорили в народе. 🌱 В этот день можно было высаживать позднюю рассаду. Это могли быть 🥒 , тыква 🎃 , морковь🥕 , свёкла, репа. Эти культуры бывают раннеспелыми и способны поспевать за короткое время. К этому времени начинала поспевать земляника. «Сидит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет — всяк поклон отдает», — эту народную загадку русские люди знали с детства. 🍓 О происхождении ягоды на Руси существовала народная легенда: в давние времена земляника ничем не плодоносила, и когда Иисус Христос, еще будучи ребенком, гулял по лесу, она очень опечалилась, что ничем не может его порадовать. Будущий Спаситель услышал слова растения, наклонился к нему и поцеловал. На месте поцелуя сразу же выросла сладкая ягодка с чудесным ароматом. 🍓 Изначально земляника была исключительно дикой ягодой, росшей на опушках леса и по краям лугов. "У румяной девчушки на лице веснушки" - так ласково приговаривали собиратели ягод, если им везло найти поляну таких "девчушек". 🍓 Кстати, в народной культуре земляника стала персонажем сказок и легенд, где она выступает символом волшебства, красоты и удачи, а также бывает вкусным угощением или наградой. Например, сказка "Дудочка и кувшинчик", в которой земляника сама выглядывает из-под листьев на звук дудочки, а потом прячется, когда та замолкает. 🍓 Эта ягода любит ласку и сама на неё не скупится - одарит своего ухажёра незабываемым ароматом и вкусом
21 июня - день летнего солнцестояния. 🌞 Солнцеворот отмечался во многих языческих культурах и был окутан густым туманом мистицизма. Этот день считался одним из ключевых дней года вместе с зимним, осенним и весенним солнцеворотом. На Руси в дохристианские времена считалось, что нынче солнце-юноша Ярила уступал свою небесную вахту солнцу-мужу Купайле, или Купале. И таким образом лето вступало в свои полные права. А в христианскую эпоху этот день приходился на праздник Рождества Иоанна Предтечи. Народное сознание соединило оба культа и получился праздник Ивана Купалы. Отмечали его разнообразно: совершали очистительные купания, разводили костры и прыгали через огонь, надеясь на духовное очищение, исцеление и наделение жизненной силой. А ещё катали подожжённые колеса и скатки сена. И конечно же совершали гадания на судьбу и замужество. Солнцеворот совпадает с профессиональным днём колодезников. Их покровителем на Руси считался св. великомученик Феодор Стратилат. Поэтому в этот день также могли определять места для копки колодца - замечали, где на заре туман гуще ложится. Колодезная вода в древности почиталась почти как святая. По поверью, вода, взятая из семи разных колодцев, обладает целебными свойствами. Особенно полезна она при цинге: ею обмывают заслонку из печи, на заслонку ставят больного и обливают той же водой. С утра крестьяне выходили на луга, чтобы узнать о будущем урожае. Существовало даже специальное понятие — «стратилатовы росы», которые почитались за вещие. Если роса на Федора была обильной, это обещало хороший урожай льна и конопли. На Федора Колодезника приходился пик "навозницы" - вывоза удобрений на поля. В этой работе, которая прежде, кстати, не считалась ни «черной», ни «грязной», принимала участие вся семья. К навозу на Руси относились с уважением, понимая необходимость удобрять землю. О нем существовало множество поговорок: «Коню — овес, а земле — навоз», «Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка»», «Навоз отвезем, так и хлеб привезем», «Отдавай земле долг — будет толк». В этот день нередко случались грозы: «Федор Стратилат грозами богат». Это не было хорошей приметой: гром и молния на Федора предвещали худую уборку сена. А очень громкие раскаты грома свидетельствовали о том, что ненастье продлится долго. Вот такой сегодня насыщенный и значимый день.
На 19 июня по народному календарю выпадает день Лариона Пропольника 👨🌾 И на Руси в этот день начиналась борьба с сорняками. На Лариона - так на Руси называли святого Илариона — было принято выходить в поле и пропалывать его от сорных трав. «Пришел Ларион — дурную траву из поля вон», — говорили крестьяне. В народе знали: если вовремя не справиться с сорняками — они сами тебя по миру пустят. «Поле полоть — руки колоть, а не полоть — так и хлеба не молоть», — приговаривали во время неприятной работы. Впрочем, считалось, что сорную траву нужно полоть только тогда, когда месяц идет на убыль. Полоть на полную луну бесполезно, даже на Лариона, — сорняки скоро опять силу возьмут. Такая примета была связана с представлениями о действии лунного света на всё живое. Считалось, что лунный свет даёт энергию роста растениям, но на людей мог повлиять дурно. Например, младенца не выносили в дни, когда ярко светит месяц или в полнолуние - Луна могла "выпить" его силу и он заболеет. Ещё не принято было на Лариона Пропольника менять работу. На новом месте мог оказаться заносчивый и конфликтный коллега. Вот такой интересный день сегодня. Смотрим лунный календарь, пропалываем огород и остаемся на прежнем месте работы.
А знаете ли вы о том, что любимую и вкусную окрошку мы едим благодаря бурлакам на Волге? 🍲 Существует мнение, что именно они первыми придумали рецепт этого блюда. Изобрели её не от хорошей жизни. Дело в том, что работу бурлаков якобы «оплачивали» квасом и сушеной рыбой. Они сначала додумались вымачивать в напитке воблу, чтобы она была мягче, а потом смекнули, что еще можно добавлять к ней овощи. Часто хозяйки вместо рыбы использовали мясо, оставшееся после приготовления других блюд. По мнению фольклориста и исследователя русского языка Михаила Макарова название «окрошка» пошло от слова «крошево». Действительно в блюдо могла идти и мелко рубленная капуста, зелень, картошка. 🍲Впервые рецепт окрошки фигурирует в книге Николая Осипова «Старинной русской хозяйке, ключнице и стряпухе» 1790 года: «Искрошить разных жарких мяс, с луком, огурцами и сметаною; и посоля, налить огуречным рассолом, или квасом, или кислыми штями». Кислыми штями (щами) называли напиток, похожий на квас. Именно по поваренным книгам и старинным рецептам мы можем наблюдать эволюцию окрошки. Например, в книге Василия Лёвшина «Словарь поваренный, приспешничий, кандиторский и дистиллаторский» (1795–1798) есть такая интерпретация: «Делается оная из остатков жареного мяса разного, четвероногих, птиц домовых и диких; но лучшие к сему индейка, тетерев и поросенок. Обобранное мясо с костей скрошить очень дробно с луком сырым, огурцами свежими или солеными, прибавить соленых слив, обрезанных с косточек; смешав все еще, стоптать ложкою, смочить огуречным или сливным рассолом, с прибавкою уксусу; дать постоять и, подавая, развести квасом». Очевидно такой вариант могли себе позволить более состоятельные сословия. Например, известно, что такую похлебку очень любил Александр III. Сохранилось несколько меню его поездки на Кавказ осенью 1888 года. Из них видно, что везде на первом месте был холодный суп. 🍲 Окрошку действительно могли подавать даже на светских раутах. Так, в поваренной книге Игнатия Радецкого «Санкт-Петербургская кухня» 1862 года, которая считалась сборником рецептов высокой кухни той эпохи, был такой рецепт: «Очистить и нарезать нужное количество из следующего: огурцов, свежих или соленых, огурчиков маринованных, грибов белых вареных или маринованных, соленых груздей, волнушек, рыжиков, яблок свежих или моченых (можно класть сливы, вишни, персики и моченый виноград), сваренных и очищенных: картофеля, свеклы, зеленых бобов и сложить в суповую чашку. Пред опусканием положить в каменную чашку немного готовой сарептской горчицы и соли, размешать, и лить по несколько капель прованского масла на лопатку, и мешать постоянно, от чего масло с горчицею обратится в густой соус, который развести постепенно кислыми щами или хорошим квасом, снабдить по вкусу солью и перцем, опустить зеленого рубленого лука или шалота, петрушки, эстрагона, кервеля и укропа и, вылив в суповую чашку к приготовленной смеси, отпустить со льдом». Вообще на Руси состав окрошки и заправка могли быть очень разным. Да и сегодня окрошку заправляют не только квасом, но и кефиром, рассолом, иногда в состав блюда добавляют кильку в томате. Напишите в комментариях, как вы делаете окрошку? И мне будет очень приятно, если вы поделитесь этой публикацией со старорусскими рецептами со своими близкими 🙏🏻
Сегодня день Митрофана Навозника! Да, это по сути покровитель урожая. Сейчас расскажу подробнее! 17 июня в православном календаре значится как день памяти святителя Митрофана Константинопольского. Этот почтенный муж был уважаем современниками и пользовался покровительством самого императора Константина Великого, а почил он в возрасте 117 лет. На Руси Митрофан получил на первый взгляд совсем неприглядное и неподходящее ему прозвище— Навозник. Но в глазах народа в этом прозвище не было ничего оскорбительного для святого. Напротив, к навозу крестьяне всегда относились с уважением - как к залогу будущего урожая, и по ценности сравнивали навоз с золотом! На Митрофана землю обязательно нужно было подкормить. Люди говорили: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет». Отлынивать от такой работы было чревато: «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять». Еще на Митрофана окликали ветер — просили его прислать благодатные, теплые дожди. В то же время считалось: «Ветер подует с гнилого угла (то есть с севера) — жди ненастья». В народе также подмечали, что к Митрофану лён начинает расти в полную силу. «День тем силён, что вытягивает лён», — приговаривали в народе. И добавляли: «Святой Митрофан рядит девок в сарафан». И речь шла не только об обыденной одежде, но и о приданном, которое девицы готовили себе сами, сначала выращивая сырьё - лён. А вам желаю побольше тепла в дом и попутного ветра!