Какой танк лучше? С началом СВО (24.02.2022) в сводках сообщалось, что в ней задействованы танки: Т-62, Т-72, Т-90 - (Нижний Тагил) Т- 64 (Харьков) и Т-80 (Омск). По прошествии времени стал упоминаться в основном Т-80, при том, что по огневой мощи и бронезащите это примерно равноценные машины. В одном из репортажей с переднего края танкист объяснил предпочтение, отдаваемое Т-80, его быстроходностью и меньшим шумом двигателя, которые дают преимущество в бою. Оба эти качества связаны с применением в танке газовой турбины вместо дизельного двигателя. Впервые газотурбинный танк создали в Нижнем Тагиле в 1964г, вот как это описал в своей книге "Моя судьба - Нижний Тагил" (М.: Космос, 1991) Л.Н. Карцев - главный конструктор танкостроения на Уралвагонзаводе в 1953-1968 годах: В 1963г узнал, что в Ленинграде Ж.Котин разрабатывает к танку газовую турбину. Доложил об этом директору завода И.Окуневу, и тот через некоторое время дал такое же поручению нашему КБ. Понимая, что эта работа не для нас, стал узнавать нет ли где подходящей для танка турбины. Оказалось, что есть, и выпускается она Омским заводом им. Баранова для вертолётов. Далее была согласована её совместная доработка к танку. В апреле 1964г опытный образец газотурбинного танка был готов и принят совместно с гл. конструктором турбины Глушенковым. Его испытания на заводском танкодроме дали следующие результаты: По разъезженной, размокшей трассе танк с турбиной показал скорость почти в 2 раза большую, чем у дизельных машин. Мы опасались, что турбина будет сильно шуметь и тем демаскировать танк. Оказалось, наоборот, звук её был глухим и быстро гаснущим по мере удаления от танка. Но турбина стоила намного больше дизеля и расход топлива был в 1,5-2, раза выше. Эти экономические соображения перевесили тактико-технические преимущества газотурбинного танка, и дальнейшие работы по нему были прекращены. Получив удовлетворение от недолгой, но напряжённой творческой работы, мы иногда утешали себя тем, что первый газотурбинный танк был создан в Нижнем Тагиле.
3 недели назад