"Матрица" и культура неравенства "Матрица", по сути, отвечает, как выглядит идеальное общество с точки зрения американской культуры (марксисты бы сказали "с точки зрения капитализма"), и которое и является именно американским обществом. Это общество, воплощающее идею "свободы". Однако такое неясное понятие надо как-то детерминировать, и "Матрица" нам поясняет: свобода - это свобода выбора. Ноги этой идеи растут, разумеется, из свободы предпринимательства, но не как экономического, а как культурного явления. Как нормы общественных отношений. То есть свобода выбора "Матрицы" сводится, упрощённо, к выбору способа заработка - или сам делай дела, или на "дядю" работай, или будь осознанным маргиналом, всё можно. При том есть и важный пласт американской культуры, который никуда не исчез, а только трансформировался - идея неравенства. Теперь они делят людей не на белых и чёрных, а на обычных и одарённых, "избранных". Так они и ассимилируют укоренившиеся убеждения о врождённом неравенстве, и так объясняют резкую социальную стратификацию. Важно и то, что идея всеобщего равенства как прав, так и возможностей от рождения, неизбежно бы вела к необходимости эту идею укоренить, в том числе путём создания соответствующего количеству населения школ, больниц, домов престарелых и т.п. То есть налицо движение к идеям социализма. Вместе с тем всё, что даёт людям равные возможности с рождения, отдаёт тоталитарной идеологией, что недопустимо для американцев по определению, является их негативной ценностью. Так и складывается наивная идея свободы "Матрицы": хошь - работай (борись с Матрицей), не хошь - от лечения и образования, считай, сам отказался (живи в Матрице, как тебе задано машинками). Нет в американской культуре идет заботы о человеке как таковом, только как о свободно определяющемся субъекте рыночных отношений. Отсюда и неизбежность идеологии со свободой выбора как единственном человеческом счастии. А если бы была (идея человека как меры всех вещей), сказал бы Нео машинам в конце: "Даёшь бесплатное образование и бесплатную медицину всем матричанам! А свою свободу выбора засунь себе в задний порт и не мешай нам жить". В том и ошибка любой "либеральной" идеологии. Общественный порядок может существовать только в рамках правил, правила могут жить только в виде признанных обществом ценностей. Социальные ценности непременно носят принудительный характер и для носителей других ценностей выглядят как попрание свободы. То есть сам вопрос "свободы" вообще не имеет ни малейшего смысла, пока мы не знаем, существуют ли в обществе условия для свободного доступа каждого к равному дошкольному воспитанию, образованию, медицине, др. общесоциальным нуждам. Проще говоря, идеология свободы выбора, как в "Матрице", представляет собой пропаганду ценностей, с одной стороны отвлекающую внимание от обязательств государства перед гражданином; с другой - оправдывающая отсутствие реальных равных возможностей граждан. Нам ставят вопросы "свободы", подразумевая это как основополагающую ценность, что уже есть заблуждение. Вопросы "свободы" надо ставить иначе - есть ли у вас реальное равенство? А если нет, то почему вы не займётесь этим вопросом в первую очередь?
3 недели назад