Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
"Матрица" и культура неравенства "Матрица", по сути, отвечает, как выглядит идеальное общество с точки зрения американской культуры (марксисты бы сказали "с точки зрения капитализма"), и которое и является именно американским обществом. Это общество, воплощающее идею "свободы". Однако такое неясное понятие надо как-то детерминировать, и "Матрица" нам поясняет: свобода - это свобода выбора. Ноги этой идеи растут, разумеется, из свободы предпринимательства, но не как экономического, а как культурного явления. Как нормы общественных отношений. То есть свобода выбора "Матрицы" сводится, упрощённо, к выбору способа заработка - или сам делай дела, или на "дядю" работай, или будь осознанным маргиналом, всё можно. При том есть и важный пласт американской культуры, который никуда не исчез, а только трансформировался - идея неравенства. Теперь они делят людей не на белых и чёрных, а на обычных и одарённых, "избранных". Так они и ассимилируют укоренившиеся убеждения о врождённом неравенстве, и так объясняют резкую социальную стратификацию. Важно и то, что идея всеобщего равенства как прав, так и возможностей от рождения, неизбежно бы вела к необходимости эту идею укоренить, в том числе путём создания соответствующего количеству населения школ, больниц, домов престарелых и т.п. То есть налицо движение к идеям социализма. Вместе с тем всё, что даёт людям равные возможности с рождения, отдаёт тоталитарной идеологией, что недопустимо для американцев по определению, является их негативной ценностью. Так и складывается наивная идея свободы "Матрицы": хошь - работай (борись с Матрицей), не хошь - от лечения и образования, считай, сам отказался (живи в Матрице, как тебе задано машинками). Нет в американской культуре идет заботы о человеке как таковом, только как о свободно определяющемся субъекте рыночных отношений. Отсюда и неизбежность идеологии со свободой выбора как единственном человеческом счастии. А если бы была (идея человека как меры всех вещей), сказал бы Нео машинам в конце: "Даёшь бесплатное образование и бесплатную медицину всем матричанам! А свою свободу выбора засунь себе в задний порт и не мешай нам жить". В том и ошибка любой "либеральной" идеологии. Общественный порядок может существовать только в рамках правил, правила могут жить только в виде признанных обществом ценностей. Социальные ценности непременно носят принудительный характер и для носителей других ценностей выглядят как попрание свободы. То есть сам вопрос "свободы" вообще не имеет ни малейшего смысла, пока мы не знаем, существуют ли в обществе условия для свободного доступа каждого к равному дошкольному воспитанию, образованию, медицине, др. общесоциальным нуждам. Проще говоря, идеология свободы выбора, как в "Матрице", представляет собой пропаганду ценностей, с одной стороны отвлекающую внимание от обязательств государства перед гражданином; с другой - оправдывающая отсутствие реальных равных возможностей граждан. Нам ставят вопросы "свободы", подразумевая это как основополагающую ценность, что уже есть заблуждение. Вопросы "свободы" надо ставить иначе - есть ли у вас реальное равенство? А если нет, то почему вы не займётесь этим вопросом в первую очередь?
3 недели назад
"Охотник за разумом". Обзор книги
Книга, по которой снят одноимённый сериал. Рецензия. Во-первых, понятия не имею, кто такой Марк Олшейкер, который тут заявлен как второй автор. Всё повествование строится от имени агента ФБР Джона Дугласа. Автор описывает историю профессионального становления себя как агента ФБР и отдела поведенческого анализа ФБР с самого его появления до его полноценного признания, заканчивая 1995-м годом, когда Дуглас ушёл на пенсию. Книга интересна обилием деталей. Отдел поведенческого анализа начался с крайне...
3 недели назад
«Лобстер» и культурный релятивизм
И не подумал бы писать об этом фильме, если бы однажды не оказался на публичном обсуждении и не услышал мнение людей. Ох, сколько странного я слышал. Теперь я таки поясню, что есть в этом фильме. По порядку. Режиссёр может преподносить сюжет, не осознавая, какие выражает идеи, которые в его сознании могут существовать целостно и над которыми он, вероятно, и не задумывался; или он понимает их иначе, чем представляет зрителю. По этой причине, не слишком важно то, что Лантимос хотел нам показать, важно то, что мы видим и чем можем это аргументировать...
4 недели назад
Идейное наполнение «Матрицы»
«- Нас плюкане транклюкировали, пока мы на гастролях были. - За что? - За то, что мы их не успели». Сам сюжет нас не интересует, да и о нём порассказано столько, что мало не покажется, в том числе рассказано очень хорошо. Ставлю другой вопрос - как мыслят создатели «Матрицы» и что с ними не так. Как идеи лежат в самом нутре «Матрицы». 1. Жизнь лишена смысла Наблюдая за картиной мира, понимаешь, что все персонажи фильма не имеют смысла своего существовании. Для жителей симуляции смысл придуман машинами, для жителей реального мира смысл заключается в выживании, в борьбе с машинами...
1 месяц назад
«Битва за битвой»: самый бредовый фильм в истории
До конца фильма не отпускает ощущение, что перед глазам чьи-то галлюцинаторные фантазии, готовые развеяться с минуты на минуту. Словно руками разгоняешь невидимый туман, искажающий действительность до неузнаваемости. Разгоняешь, потому что стоящее перед глазами зрелище не имеет никакого смысла, однако устройство человеческого мозга не может принять абсурдность картинки и сохраняет в тебе ожидание разъяснений. Настолько глубокий бред зритель не сразу может опознать - то ли какой-то герой наглотался...
409 читали · 1 месяц назад
"БИТВА ЗА БИТВОЙ". Предварительный обзор
Посмотрел пока час и не знаю, когда досмотрю, однако сразу фильм вызывает массу вопросов. Сюжет слеплен на грани фантастики и ночных кошмаров после приёма не тех грибов, какие рассчитывал пожарить с картошечкой на ужин. Излагаю сюжет языком здравого смысла, поэтому может показаться, что это один из рассказов Кена Кизи или стенограмма контакта с духом Хантера Томпсона. В США действует террористическая организация под интересным названием "Франция 75". Наверное, чтобы никто не догадался! Ди Каприо...
259 читали · 2 месяца назад
"Долгая прогулка". В Америке опять всё плохо
"Что за странное кино придумали такое, где люди ходют всю фильму?", - думалось мне. - «Как можно такое придумать да так, чтобы ещё кто-то за это платил, да ещё и деньгами?" - озадачивался я и даже не имел намерений посмотреть такой «оригинальный» сюжет. Но отовсюду послышались положительные отзывы, отчего таки "Прогулку" посмотрел. Нам предлагается очередная западная антиутопия о будущем, где капитализм победил добро. Хоть бы одну придумали, где добро побеждает, но нет! В Асашае будущего в обязательном...
2 месяца назад
Как «28 лет спустя» все умрут от вируса кретинизма
Вирус бродит по Европе - вирус кретинизма... Совершенно мне невдомёк, по какой причине, придумывая сценарий, снимая фильм, авторы не задумываются над реалистичностью сочинённых событий. Условность кинематографа совсем не даёт волю авторам снимать всё, что хочешь, какую-никакую правдоподобность происходящего таки надо создать. Раз вы снимаете фильм про зомби-апокалипсис, вы хоть немного подумайте, как люди будут жить в обозначенных обстоятельствах и каковыми эти обстоятельства будут. Не? Авторы «28...
734 читали · 3 месяца назад
Разбор "Супермена" от Джеймса Ганна
Если кратко - нормалды, смотреть можно. Теперь не кратко. Как принято снимать супергеройское кино На практике реализуются два варианта. Первый. Снимать на серьёзных щах, и тогда иногда получается годный фильм. Очень редко, но шансы есть. При этом надо как-то разумно объяснять все супергеройские способности так, чтобы с грехом пополам уложить их в рамки здравого смысла. Заодно задуматься и над логикой персонажей, которая при первом же взгляде выдаёт свою нелепость. Все последние фильмы "Марвел" подтверждают, как сложно реализовать такую концепцию...
134 читали · 5 месяцев назад
"Мир Юрского периода: Возрождение ахинеи"
Что надо сделать, чтобы стать голливудским сценаристом? Выучить английский? Ради тех мильонов, которые сценаристы там получают, да хоть японский впридачу! Любой грамотный человек, умеющий внятно говорить, способен написать сценарий блокбастера, судя по всему. Судя по новому "Миру Юрского периода", который давно уже не Юрского, да и изначально не был Юрского, но название уже никуда не денешь. История настолько наивно изложена, что возникает впечатление, будто она тут исключительно ради традиции хоть как-то начинать историю...
714 читали · 5 месяцев назад
"Я шагаю по Москве". По местам съёмок спустя 61 год
Один из лучших фильмов в истории кинематографа. Прекраснейший фильм, который нравится мне ещё и тем, как он показывает жизнь советских людей. Фильм новой советской волны про отношении к жизни без определённого смысла в сюжете, взгляд режиссёра на то, как живут люди вокруг и взгляд счастливого человека. Советская новая волна Лучший период советского кинематографа, подаривший новый взгляд на жизнь советских людей. Например, "Застава Ильича" (1959) и "Июльский дождь" (1966) показывают жизнь иначе, показывают...
201 читали · 5 месяцев назад
Три бредовые новинки, или вечно молодая громобалерина
Для начала приглашаю в группу в ТГ тут и в группу ВК тут. Погнали, Долли. Новинки Голливуда окончательно потеряли своё лицо. Нет новых идей даже в том, как одеть персонажей, типа "Громовержцев", или куда двигаться героям, типа "Источника вечной молодости". Три бредовых фильма поразили меня в последнее время. Каждый сам по себе не очень, но в совокупности получился достаточный эффект для того, чтобы написать статью. Пока я это писал, посмотрел ещё и "Как приручить дракона" и, кажется, без психоаналитика нормальным я уже не стану...
306 читали · 5 месяцев назад