Найти в Дзене
А сапоги ГВОЗДЯМИ ПОДБИВАТЬ НЕЛЬЗЯ! Год назад я публиковала пост о том, как наш царь Петр I запретил строить из камня по всей России, за исключением Санкт-Петербурга; как оказалось, для того, чтобы оставшиеся без работы каменных дел мастера ехали теперь искать работу в новой столице. А сегодня годовщина еще одного царского указа. 12 сентября 1715 года Петр I запретил жителям новопостроенной столицы... подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями: "Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя". А чем же их тогда подбивать-то?.. Вопрос, конечно, чисто риторический. Поставим другой вопрос: ЗАЧЕМ Петр I издал такой странный указ? Объяснение есть. Сразу после основания Санкт-Петербурга молодой царь заботится о его облике. Мы знаем, что Петр лично утверждал закладку каждой новой улицы. Сначала то были лишь просеки и рытвины да канавы по краям для отвода воды. Никаких мостовых на них не было, но по мере благоустройства города улицы стали мостить деревянными плахами. Так что указ 12 сентября царь издал исключительно в целях экономии: набойки-то из металла ведут к износу деревянных мостовых. Рационально? Увы, не совсем: лошади, на которых ездили, были сплошь подкованы, да и колеса на телегах металлический обод имели. Что же скорее разобьет деревянную мостовую - обод, подкова или подбитый каблук? Опять-таки вопрос риторический. Но поскольку от лошадей и телег отказаться было нельзя (основной транспорт), а на людей надавить можно, Петр I так и сделал. А как же солдаты? Они же не могут без сапог? - а солдаты теперь по шведскому / прусскому образцу были обуты в башмаки с пряжками. Сапоги с раструбами оставались, но использовались только для парадной формы. Доводить указ "о подковах" до жителей начали днем позже, 13 сентября 1715 года. 310 лет тому назад. В 1714 году Петр дополнил указ еще одним запретом - на торговлю сапогами. Позже, когда улицы стали мостить камнем, Петр I всякому въезжавшему в город в менил в обязанность везти с собой дикий камень: 30 штук - для корабля, 3 - для подводы. Эта мера помогла замостить в Санкт-Петербурге довольно-таки много улиц. Не быстро дело шло, конечно, многие улицы еще долго оставались деревянными. Поэтому после 1718 года каждый домохозяин должен был устроить напротив своего дома деревянную мостовую и поддерживать ее в порядке. А в 1722 году Петр I издал еще один указ, об уплате подати за ношение сапог (и бород), но это уже другая история. Затейник был царь Петр, вот уж затейник! Читайте статьи цикла История Санкт-Петербурга: что было в Невском устье ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА и другие статьи о петровской эпохе, о Санкт-Петербурге, смотрите видео: Петр I: неоднозначная личность? Какова судьба ДОНСКОГО ФЛОТА Петра I? Трагедия в Полоцке в 1705 году Хорошее о Петре I показано в советском фильме <статья с фильмом> Кто впервые назвал Петербург "окном в Европу"? Так кто же все-таки перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург?
2 дня назад
"Нравственно тяжело быть представителем нации, находящейся в несчастии": С.Ю. Витте о мирных переговорах в Портсмуте.
Описав причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. и осветив ход переговоров о мире в Портсмуте (здесь, здесь и здесь), я решила разместить воспоминания активного участника переговоров, главы российской делегации С.Ю. Витте. Сергей Юльевич Витте (1849–1915 гг.) являлся, безусловно, выдающимся государственным деятелем Российской империи конца XIX - начала XX вв. Будучи за границей (в Брюсселе), в 1907 году он начал писать свои "Воспоминания". "Воспоминания" Витте носили, как сообщают,...
1 неделю назад
Что породил ПОРТСМУТСКИЙ МИР
Продолжение. Начало здесь: Россия воевала с Японией. Почему Рузвельт был посредником на переговорах? и здесь: Кто заключал ПОРТСМУТСКИЙ МИР? В предыдущих статьях цикла, посвященного русско-японской войне 1904-1905 гг., я рассказала о сложных международных отношениях начала ХХ века, о приведших к этой войне событиях и о той роли, которую сыграл в мирных переговорах двух стран американский президент Теодор Рузвельт / которого не следует путать с другим президентом США, Франклином Делано Рузвельтом, чья роль проявится в другой войне...
1 неделю назад
ИХ НРАВЫ?.. Была в СССР такая рубрика - "Их нравы", Не могу точно сказать, в которой из газет, в "Комсомолке", вероятнее всего. "Их" - это нравы капиталистического (империалистического) мира. Вот кое-что об "их нравах" я прочитала у С.Ю. Витте. К годовщине Портсмутского мира (5 сентября) я пообещала своим читателям статью о содержании Портсмутского мирного договора (статья будет завтра), а в, так сказать, "процессе" я зачиталась воспоминаниями этого мудрого государственного человека. Находясь на переговорах в Портсмуте, побывав в Нью-Йорке и др.американских городах, Витте написал: "Меня очень удивляли некоторые своеобразные черты американской жизни. Так, например, большинство служителей в гостиницах и ресторанах, т. е. лица, подающие кушанье и убирающие столы, были ничто иное, как студенты высших учебных заведений и университетов, которые этим путем зарабатывают себе средства, так как летом служителям в ресторанах платят сравнительно очень большие содержание, доходящее до 100 долларов, т. е. около 200 рублей в месяц на всем готовом. И эти студенты нисколько такою обязанностью не шокировались. Они надевали соответствующий костюм ресторанного кельнера и самым аккуратным образом служили во время обеда и убирали столы (только не исполняли самой грязной работы). Затем, после обеда, или после завтрака, они одевались, как все остальные, надевали иногда корпоративные знаки, ухаживали за дамами и барышнями, жившими в гостинице, ходили с ними по паркам, играли, а когда время подходило к обеду - они уходили, снова надевали свой костюм кельнера и служили, как самые исправные кельнеры. Эта черта американской жизни меня очень удивляла, так как, не говоря уже о том, что по нашим нравам ничего подобного в России быть не может, несмотря на то, что наши бедные студенты голодают, живя иногда на 10-20 руб. в месяц; они тем не менее были бы шокированы, если бы им предложили служить за столом в виде лакея, даже в самых лучших ресторанах. Впрочем, это не только в России, но, вероятно, так смотрят на это и в других местностях Европы". В наши дни мы то же видим и у нас. Не такие уж плохие "нравы", верно? Американский подросток, к слову, на свое кино и свое мороженое зарабатывает - ну, скажем, он моет машины. Разносчики газет - мальчишки / теперь уж, видимо, в прошлом, пришел интернет... Но не это суть важно. Важно понимание: любой честный труд почетен, и ты уважаем, обеспечивая себя своим трудом. Здесь: изображения из открытых источников Яндекса
1 неделю назад
История Санкт-Петербурга: роль Северной войны
Окончание. Начало цикла здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4), здесь (5), здесь (6) и здесь (7) Сегодняшнюю статью я решила приурочить к началу Северной войны (1700-1721 гг.), поскольку именно эта война, нравится нам то обстоятельство или нет, явилась ключевой для образования любимого многими в нашей стране города - Санкт-Петербурга. Петр I начал эту войну с целью, как мы все знаем, выхода России к Балтийскому морю, которую долго вынашивали русские цари, от Ивана III до Ивана IV Грозного. Но...
2 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала