Найти в Дзене
Анти... СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ? Совсем недавно я опубликовала заметку Почему вдруг оказалась востребована СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ, где изложила свое вѝдение фильма норвежского режиссера Йоакима Триера "Сентиментальная ценность". Вкратце: главная "сентиментальная ценность" фильма первоначально видится зрителю как дом, родовое гнездо, но с течением событий фильма приходит понимание, что ценность — не только и не столько дом, сколько чувства и переживания героев, их связь друг с другом, связь и примирение поколений внутри одной семьи. При этом дом, в котором происходят основные события, не отрицается как ценность и даже более — он как будто участник событий. Не случайно же фильм начинается с со школьного сочинения старшей дочери: она описывает этот дом как одушевленный предмет. Но вот на днях услышала другое мнение, которое поначалу показалось мне полностью противоположным. Его высказал интересный человек, философ, культуролог Андрей Макаров. "Что является сентиментальной ценностью в фильме? Большинство думает, что это дом. А это не так. Напротив, дом, это, я бы даже сказал, в фильме АНТИСЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ". Но как? Почему? "А вы обратили внимание, что в конце фильма, когда семья наконец воссоединилась, съемки последнего фильма отца-режиссера происходят не в доме, а в студии? Дом воссоздан в студии в виде декораций. А сам дом, тот, настоящий — он как будто бы уже и не существует, его как такового нет. Они все <герои> оттуда уходят, дом становится безликим, пустым" (А.И. Макаров). Да, верно. Признаться, последние кадры с домом мне были не совсем понятны. Дом пуст, вещей нет; то ли его ремонтируют, то ли выставили на продажу, как-то все неопределенно. Определенно одно: в доме теперь никто не живет. Да, съемки, на которые наконец согласились дочери, простившие своего отца, ведутся в студии. — а почему так? "Дом — это фантом. С внешней стороны он как будто бы соединяет семью, а по-настоящему тянет за собой образы из прошлого, не позволяющие семье по-настоящему воссоединиться. Он разъединяет, а не соединяет. Отказ от него означает отказ от той части прошлого, которое тянуло тяжелые воспоминания и мешало прощению, примирению. Дом — именно антисентиментальная ценность, а по сути, и не ценность. Как легко, мы видим, от него можно отказаться! Иногда, чтобы идти вперед, не нужно оглядываться назад. Библейский образ: жена Лота оглянулась на горящие Содом и Гоморру и превратилась в соляной столп. А ведь Бог ей говорил: не оглядывайся". Интересное мнение. И фильм интересный, многоплановый, вызывающий размышления. И чем дольше размышляешь, тем больше разных планов видишь. От себя, если продолжать мысль культуролога, могу добавить: не случайно, ой не случайно фильм с сочинения девочки начался! "Дом живой" — только теперь, в свете новых рассуждений, как живой он вызывает не умиление, а смешанные чувства. Ужас, что ли, даже какой-то. Так, стало быть, дом — АНТИСЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ценность?.. А вы что скажете?
1 неделю назад
Дорогие друзья, мне уже давно советуют сделать "что-нибудь по-латыни". Но что это может быть такое, чтобы было интересно людям? А на днях в верх рейтинга вышла моя давняя статья Откуда взялось слово ЭМАНСИПАЦИЯ. Вот и мысль <правильная> пришла: начну-ка я с этимологии. Кое-что на эту тему у меня есть, статьи я объединила в новую подборку ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ. ЛАТЫНЬ. Вот откуда, например, в наш язык пришли слова: университет, маргинал, гуманизм, алиби, легальный, и др.? Что означает тот или иной термин и производные от него слова? Сегодня разбираем слово ЭМАНСИПАЦИЯ, восходящее к двум латинским корням. Новое видео Откуда взялось слово ЭМАНСИПАЦИЯ здесь, статья здесь. Добро пожаловать! Погружаемся в древнюю латынь!
1 неделю назад
Почему вдруг оказалась востребована СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ Я неоднократно писала о проекте Арт-показов <хороших> фильмов с их последующим обсуждением (здесь, здесь, и др.). На прошлой неделе в Волгограде был показан и обсуждался фильм норвежского режиссера Йоакима Триера "Сентиментальная ценность". Психолог Эвелина Гаевская, анонсируя фильм, сообщила: удивительно, новый фильм 2025 года, показы только начались, а фильм уже набрал рейтинг 8,2! Почему так? Что в этом фильме особенного, что задело чувства многих людей? Сюжет передавать не буду, чтобы не спойлерить, т.к. фильм в настоящее время идет в прокате. Я думаю, людей зацепила сентиментальная ценность по определению. В начале фильма она видится как дом, в котором прошла жизнь нескольких поколений норвежской семьи и о котором девочка, как об одушевленном существе, написала сочинение в школе. Ваза, которую девушка забирает из дома, — тк. дом после смерти матери, возможно, думают дочери, отец выставит на продажу. Отец не выставляет дом на продажу: для отца дом, в котором прошло его детство, — не меньшая, если не большая ценность, нежели для его дочерей. Более того, отец, известный по сюжету режиссер, надумал... снять в доме фильм. Возможно, это последний фильм его жизни: режиссеру 70 лет. А в главных ролях он хочет снимать старшую дочь и внука, сына младшей дочери (здесь не спойлерю: эта предыстория описана во всех анонсах). Согласятся ли на эти съемки дочери, выросшие без отца, который в их детстве покинул семью?.. Отец-режиссер уверяет всех, что его фильм НЕ АВТОБИОГРАФИЧЕН. Но уже по первым кадрам понятно, что как раз-таки автобиографичен: главная травма этого на первый взгляд сильного и даже бесшабашного человека — добровольный уход его матери из жизни... что он и прорабатывает и прорабатывает неоднократно в сценарии... А мать что? — она-то ведь как раз-таки была сильной, героиня норвежского Сопротивления, выдержавшая пытки гестапо. Выжила вопреки всему, не сломалась. Оказывается, все-таки сломалась. Вот только ее травма дала о себе знать много позже, в мирной и благополучной жизни. И старшая дочь режиссера — в отличии от младшей сестры, она все никак не может простить отца, — видится очень похожей на его мать / что проявляется даже внешне. Ценностью оказывается не только и не столько дом, сколько чувства и воспоминания поколений его обитателей. Лат. "sensus" ("чувство, понимание") дало нам понятие "сентиментальный", которое недостаточно перевести как просто "чувственный". Сентиментальное мы понимаем как особую эмоциональную восприимчивость, эмпатичность, склонность к ностальгии; отсюда и любовь к старым вещам. Так о чем рассказал нам фильм? Только ли о ценности вещей и воспоминаний? Я не случайно выделила одну из коннотаций слова "sensus": "понимание" (на самом деле их больше). Сейчас мне придется поспойлерить / совсем немного: фильм заканчивается ПРИМИРЕНИЕМ. Дочерей с отцом — но это только первый план; дочерей и отца — с их прошлым. — на мой взгляд, это то, оно самое и есть. Без примирения с прошлым не было бы примирения на внешнем плане! Примирение сразу трех поколений, и с погибшей матерью / бабушкой в т.ч. А с ней как? Ее ведь давно нет? Младшая дочь режиссера ищет в архиве описание, через что пришлось пройти бабушке в гестапо. Иногда, я часто об этом пишу, одна маленькая деталь скажет больше, чем подробный рассказ. Вот маленькая деталь: выдавая дело, сотрудник архива объясняет, почему в делах не всегда представлены фотографии жертв, в то время как многие сохранились, нацисты зачем-то их делали; а при описании истязаний представлены фотографии муляжей. Впечатляет? Так рождается понимание, потом происходит принятие и примирение. Т.е. ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ПРИХОДИТ ПРИМИРЕНИЕ. Вот она — недостающая нам в настоящее сложное и жёсткое время ценность. Понимание, принятие, примирение. Потому и фильм "зашел".
1 неделю назад
ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ Вассы Железновой Посмотрев спектакль "Васса Железнова" по пьесе А.М. Горького, я узнала о том, что, оказывается, Горький эту пьесу однажды переписал и 1-ый вариант "Вассы" — не совсем то, что мы знаем по ее 2-ой редакции. Повторяется общая канва пьесы, имена действующих лиц, некоторые герои. Меняются роли: так, в 1-м сценарии Наталья и Людмила – снохи, во 2-м — дочери... и т.п. Но главное несовпадение — это несовпадение смыслов. 2-ой спектакль больше знают по прекрасному советскому фильму "Васса" 1983 года с Инной Чуриковой в главной роли. Он легче (хотя Горький в принципе тяжел) и кончается надеждой на светлое будущее: грядет революция, а значит, по заслугам всем угнетателям воздастся. А сердце щемит: что станется с героями пьесы — с дочерьми Вассы, с ее внуком, умным мальчиком Колей? с революционеркой Рашель, матерью маленького Коли? И никому нет дела до наследства "железной" Вассы. В 1-ой редакции не так. Революция упоминается в разрушительном плане: средний сын Вассы Семен вместе с хитрой женой Натальей мечтают получить долю после смерти отца и уехать в город, т.к. "в городе полиция, войска... помните, что было?", — говоря о мятежном 1905 годе. О чем была та пьеса? И зачем Горький ее переписал? Зачем переписал, я поняла, увидев даты написания разных, по сути, пьес: 1910-й и 1935 годы. Ставший в 1934 году председателем Союза писателей, мастер социалистического реализма Горький превратил старорежимную пьесу в новую, внес в нее революционный акцент. Вот и появилась героиня Рашель и связанная с ней сюжетная линия. Смысл 1-ой пьесы оказалось понять сложнее. На поверхности — безобразная до отвращения жизнь внутри купеческих особняков, как вот в "Детстве", например. "Да это фашизм", — сказал один современный культуролог после просмотра спектакля. Я тогда, было дело, засомневалась: так ли? И просмотрела пьесу еще раз. По сюжету, семья Вассы дожидается (эх!..) смерти мужа / отца / свекра Захара Железнова, каждый желает взять свою долю наследства. Васса ведет семейное дело и хочет ВСЕ, а на наследников поглядывает с сожалением: не те... От неподходящих она избавляется в прямом смысле этого слова. Так, был задушен незаконнорожденный ребенок ее сына Степана и служанки Липочки (руками Липочки); потом руками поверенного Васса избавляется и от Липочки (инсценируется самоубийство или она действительно сама, а ее призрак видится с тех пор домочадцам); вскоре умирает и брат (вложил в дело "аж 100 тысяч" и теперь шантажирует сестру), к его смерти якобы причастны все та же Липочка и старший сын Вассы, несчастный инвалид Павел; скончался и Захар Железнов, опять-таки не без помощи поверенного успев подписать нужное Вассе завещание. С сожалением Васса смотрит на Павла, обиженного на мать, на дядю и жену Людмилу за их адюльтер, — оказывается, и Павел от предстоящего наследства тоже чего-то хочет! Но ведь он — сын... Для Павла Васса нашла место в монастыре: "Вклад за тебя хороший дам, там тебя обижать не станут", — и успокаивает то ли его, то ли себя, напоминая: вот и жену желанную, Людмилу, она ему организовала, так ведь и с женой справиться Павел не смог... Интересно, что в подзаголовок пьесы Горький добавил: "Мать". И чем дальше разворачивается действие, тем более жутко становится. Так о чем же захотел рассказать нам Горький? О духовной пустоте и одиночестве Вассы? Наверное. А рассказал, по сути, о фашизме, который (чего не мог знать Горький в 1910 году) делит людей на полноценных и неполноценных, и этих последних позволяет убрать со своего пути ради достижения счастья признанных полноценными. Писатели, они такие: настолько тонко чувствуют мир, что иной раз и сами не знают, о чем именно рассказали нам. Так что же это было в пьесе? Обыкновенный фашизм.
2 недели назад
ОХ УЖ ЭТИ ТЕВТОНЫ... Сегодня рассказ о Тевтонском ордене. 19 ноября 1190 года в ходе третьего крестового похода (1189–1192 гг.) в Палестине был основан Тевтонский орден. Я расскажу о нем немного, а потом переадресую читателя на другой канал, на котором нашлось интересное видео. Рыцарские ордена стали возникать во время первых крестовых походов в целях защиты христиан и <захваченных> христианских владений на Востоке от нападений мусульман. Первым таким считается основанный в 1099 году орден госпитальеров / иоаннитов, затем появились ордена тамплиеров (1119 г.) и орден Святого Лазаря (1098 г.). Тевтонский орден первоначально создавался для оказания медицинской помощи христианам на Святой земле. Helfen—Wehren—Heilen / Помогать—Защищать—Исцелять — таков был девиз ордена в момент его создания. Под руководством капеллана Конрада и каноника Вурхарда немецкие паломники-христиане (по другой версии: немецкие купцы из Любека и Бремена) открыли возле крепости Акры госпиталь для больных и раненных. С этого госпиталя и начался Тевтонский, иначе — "немецкий" — орден. Латинское Teutoni означало название одного из древнегерманских племен и восходило к протоиндоевропейской основе *tewtéh₂ -— "люди, племя". Важным этапом для ордена стал 1191 год, когда папа Климент III учредил "Германское / Theutonicorum / братство Святой Марии в Иерусалиме", давшее будущему ордену название. Только в 1198 году братство наконец получило статус духовно-рыцарского ордена во главе с капелланом Конрадом. На папском престоле находился к тому времени Иннокентий III. В следующем 1199-м году Иннокентий предоставил обществу автономию и собственный устав, в котором мы найдем много общего с уставами других уже известных нам орденов. Так, что касалось лечения и ухода за больными — эту часть устава позаимствовали у госпитальеров; в деле военной организации в основу лег устав тамплиеров. Обратим внимание: в задачи ордена теперь входило не только лечение больных, но и защита немецких рыцарей, а также борьба с врагами католической церкви. Как и другие рыцарские ордена, Тевтонский орден подчинялся римскому папе и императору Священной Римской империи. Магистр ордена назначался лично папой, его должность являлась пожизненной. Как и другие рыцарские ордена, "тевтоны" имели многочисленные земельные владения в Германии и Южной Европе. А дальше... Дальше по логике событий нужно рассказывать о действиях крестоносцев в Прибалтике. Но поскольку я уже поднимала эту тему / ... две битвы, ОСТАНОВИВШИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ; Такие разные взгляды на ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ; Кто такие ПРУССЫ? И имеют ли они отношение к РУСАМ?; и др.; думаю, интереснее будет послушать подкаст "Рыцари-крестоносцы в Прибалтике". Ведущие проекта "Минутная история" Алексей Соколов и Василий Гурков (он же "Комнатный Рыцарь") пригласили на беседу преподавателя РГГУ, Алексея Гришина — преподавателя Российского государственного гуманитарного университета (к.э.н., доцент), реконструктора истории и специалиста по межкультурным коммуникациям. В подкасте с опорой на источники подробно рассмотрена структура Тевтонского ордена, поднимаются такие темы, как: настоящая цель крестовых походов; оценка Ледового побоища; основание Риги, и др. Послушать подкаст можно здесь: yandex.ru/...767 Или здесь: yandex.ru/...612 Послушайте, рекомендую! А, к слову, был ли крестовый поход Тевтонского ордена на Русь? — об этом вы тоже узнаете из подкаста. P.S. Сегодняшний материал я хотела назвать "Начало и конец Тевтонского ордена", но подумала, что это будет уж слишком сильное допущение: организации ордена существуют по настоящее время без военной составляющей. А 19 ноября 1942 года началось контрнаступление в Сталинграде, положившее начало коренному перелому в ходе II мировой войны. Причем здесь тевтоны? — нацистская партия в Германии переняла приписываемую ордену доктрину, которая формулировалась как Drang nach Osten / "Натиск на Восток". Не исключено, что лозунг родился много позже, в националистических дискуссиях середины XIX века. Тем не менее, 19 ноября тот "натиск" был остановлен.
3 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала