Анти... СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ? Совсем недавно я опубликовала заметку Почему вдруг оказалась востребована СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ, где изложила свое вѝдение фильма норвежского режиссера Йоакима Триера "Сентиментальная ценность". Вкратце: главная "сентиментальная ценность" фильма первоначально видится зрителю как дом, родовое гнездо, но с течением событий фильма приходит понимание, что ценность — не только и не столько дом, сколько чувства и переживания героев, их связь друг с другом, связь и примирение поколений внутри одной семьи. При этом дом, в котором происходят основные события, не отрицается как ценность и даже более — он как будто участник событий. Не случайно же фильм начинается с со школьного сочинения старшей дочери: она описывает этот дом как одушевленный предмет. Но вот на днях услышала другое мнение, которое поначалу показалось мне полностью противоположным. Его высказал интересный человек, философ, культуролог Андрей Макаров. "Что является сентиментальной ценностью в фильме? Большинство думает, что это дом. А это не так. Напротив, дом, это, я бы даже сказал, в фильме АНТИСЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ". Но как? Почему? "А вы обратили внимание, что в конце фильма, когда семья наконец воссоединилась, съемки последнего фильма отца-режиссера происходят не в доме, а в студии? Дом воссоздан в студии в виде декораций. А сам дом, тот, настоящий — он как будто бы уже и не существует, его как такового нет. Они все <герои> оттуда уходят, дом становится безликим, пустым" (А.И. Макаров). Да, верно. Признаться, последние кадры с домом мне были не совсем понятны. Дом пуст, вещей нет; то ли его ремонтируют, то ли выставили на продажу, как-то все неопределенно. Определенно одно: в доме теперь никто не живет. Да, съемки, на которые наконец согласились дочери, простившие своего отца, ведутся в студии. — а почему так? "Дом — это фантом. С внешней стороны он как будто бы соединяет семью, а по-настоящему тянет за собой образы из прошлого, не позволяющие семье по-настоящему воссоединиться. Он разъединяет, а не соединяет. Отказ от него означает отказ от той части прошлого, которое тянуло тяжелые воспоминания и мешало прощению, примирению. Дом — именно антисентиментальная ценность, а по сути, и не ценность. Как легко, мы видим, от него можно отказаться! Иногда, чтобы идти вперед, не нужно оглядываться назад. Библейский образ: жена Лота оглянулась на горящие Содом и Гоморру и превратилась в соляной столп. А ведь Бог ей говорил: не оглядывайся". Интересное мнение. И фильм интересный, многоплановый, вызывающий размышления. И чем дольше размышляешь, тем больше разных планов видишь. От себя, если продолжать мысль культуролога, могу добавить: не случайно, ой не случайно фильм с сочинения девочки начался! "Дом живой" — только теперь, в свете новых рассуждений, как живой он вызывает не умиление, а смешанные чувства. Ужас, что ли, даже какой-то. Так, стало быть, дом — АНТИСЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ценность?.. А вы что скажете?
1 неделю назад